Напоминание

В музыку с радостью


Автор: Кузнецова Ольга Евсеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2 им. П.И. Чайковского
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: В музыку с радостью
Раздел: дополнительное образование





Назад





В музыку с радостью
В своей статье хочу обратить внимание родителей на важность раннего музыкального образования и воспитания детей, которое способствует более полному раскрытию заложенных у них с рождения способностей. Поэтому наша «Детская школа искусств №2 им. П.И. Чайковского» много внимания уделяет раннему развитию детей дошкольного возраста, которое закладывает прочные основы дальнейшего многостороннего развития ребенка. Подготовительное отделение в Детской школе искусств призвано удовлетворить потребности в музыкальном обучении, воспитании, развитии детей 4-6 лет, Оно является частью общего образовательного процесса. Срок освоения программы «Раннее эстетическое воспитание детей» для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте четырех лет, составляет 3 года. Основной формой учебной и воспитательной работы является индивидуальный урок продолжительностью 30 минут 2 раза в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Цели предмета «Ранее эстетическое воспитание детей»: • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, создание фундамента, на основе которого строится всё дальнейшее развитие ученика. Это период духовного овладения музыкой, пробуждение интереса, любви к музыке и к избранному инструменту. • выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему 1
поступлению в 1 класс образовательного учреждения. Задачи: • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; • организация мышления; • развитие зачатков самостоятельного творчества; • формирование элементарных навыков игры на фортепиано; • освоение учащимися музыкальной грамоты, игра по нотам; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; Отличительной особенностью данной образовательной программы от других программ является ее предназначение для детей дошкольного возраста, который, как известно, имеет свои специфические черты. В программе учтены особенности возрастной психологии учащихся, сокращена продолжительность урока. В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов); • практический (работа на инструменте, упражнения); • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные 2
впечатления). На отделении работают квалифицированные преподаватели, которые учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С п е р в о г о у р о к а предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 15-20 небольших произведений. В ы б о р р е п е р т у а р а д л я текущего контроля успеваемости, мониторинга знаний на начало, и конец учебного года зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его м у з ы к а л ь н ы х д а н н ы х , т руд о с п о с о б н о с т и и м е т о д и ч е с ко й целесообразности. В конце учебного года учащие ся отделения « Р а н н е го эстетического развития детей» демонстрируют, полученные знания в учебном году на концерте для родителей (исполнение песен, детских пьес на фортепиано, участие в шумовом оркестре). Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями 3
ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста - кон- кретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, преподаватель на уроке быстро переключается с одной формы работы на другую. Дети с удовольствием выполняют различные движения под музыку разного характера, осваивают музыкальные игры и загадки. Во время обучения наряду с развитием слуховых представлений, ритма, памяти ребенка учат правильно сидеть за инструментом, прививают навыки грамотного звукоизвлечения, учат слушать свою игру. Хочу обратить внимание родителей на то, что пока ученик не знает нотную грамоту, преподаватель фортепиано довольно много играет на уроках, чтобы расширять музыкальный кругозор ребёнка и развивать его слуховые представления. Нужно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать его слушать небольшие произведения. Музыкальный материал должен быть интересным по содержанию и доступным, чтобы вызвать ответную реакцию ученика. В процессе слушания музыки ученик знакомиться с жанрами песни, танца и марша, играми, музыкальными сказками, картинками природы, музыкальными портретами. Для детей полезно звуковые образы переводить в зрительные. Так как все дети любят рисовать, желательно, чтобы они зарисовывали свои музыкальные впечатления. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на фортепиано. По окончании «донотного» периода ученик уже умеет свободно ориентироваться на клавиатуре, знает названия клавиш, октав, регистров, умее схематически записывать песенки-попевки на 2,3-х линейках, для 4
того, чтобы в дальнейшем перевести свои слуховые впечатления в нотные знаки. Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в т о м , чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные каче ства, как воображение, мышление, увлеченно сть, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс. В заключении я хочу сказать, что чем раньше родители начнут музыкальное образование и воспитание своего ребенка, тем прочнее будет база для раскрытия его природных возможностей и успешного развития в бедующем. Преподаватель по классу специального фортепиано Заслуженный работник культуры РФ Кузнецова Ольга Евсеевна ДШИ №2 им. П.И. Чайковского 5


В раздел образования