"Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях"
Автор: Горбунова Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ С(к)ОШ№9-VIII вида Населённый пункт: г.Верхний Уфалей Челябинской области Наименование материала: конспект урока Тема: "Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях" Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9 – VIII вида»
Челябинская область, г. В. Уфалей,
ул. К. Маркса, 121
конспект урока по русскому языку 2
класса по теме:
«Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в
слогах, словах, словосочетаниях»
Выполнила: Горбунова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов.
2016г.
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-
Ж в слогах, словах, словосочетаниях»
Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при
написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
1.
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и
[ж].
2.
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
3.
Повторение правила правописания жи – ши.
4.
Совершенствование умения составлять словосочетания с
предложенными словами.
5.
Расширение и уточнение словарного запаса.
Коррекционные:
1.
Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].
2.
Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..
3.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического
мышления.
Воспитательные:
1.
Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
2.
Повышать мотивацию детей к обучению.
Оборудование : карточки с описанием героев занятия на каждого
ребёнка; картинка лягушонка и ёжика;мнемотаблица с буквами ж-
ш; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и
лягушонка.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
Правило речи:
Мы будем разговаривать ,
Мы будем выговаривать
Так чётко, и так ясно
Чтоб было всем понятно.
Игра «Сколько звуков услышали» а, ш, шо, жу, ж, ы, ши,
шу.
Услышали один звук , поставьте руку на локоть , услышите
слог две руки сожмите в рукопожатии.
1.
Формулирование цели занятия.
У : Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте
кто они:
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается
мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.
(лягушонок)
Когда дети отгадают героев, учитель показывает картинки ёжика и
лягушонка или игрушки.
Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш
Учитель: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите,
какую букву написал ёжик, а какую лягушонок? (учитель
вывешивает на доску таблицу букв Ж и Ш)
Дети : Ж, Ш
учитель : Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться
различать сегодня?
Дети : мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.
учитель : Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими
буквами.
Дети: звуки [ш] и [ж].
Учитель: Почему рядом с буквой ш – звонок зачёркнут, а рядом с
буквой Ж- звонок не зачёркнут.
Дайте характеристику этим звукам.
Дети : ш- согласный , твёрдый, глухой, обозначается буквой ша.
Ж- согласный , твёрдый, звонкий , обозначается буквой же.
Учитель : давайте вспомним , как можно определить звонкость и
глухость согласного.
учитель: Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по
очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко
дрожит?
Дети : при произнесении звука [ж].
Учитель А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?
Дети : при произнесении звука [ш].
Учитель Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой
глухим?
Дети : звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.
Учитель Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] –
твёрдые или мягкие?
Дети : твёрдые.
Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух
Учитель: -« а слышат ли ваши ушки» (У учащихся карточки с
звоночком и с зачёркнутым звоночком.), если встретится звонкий
согласный – показываете звоночек., глухой – зачёркнутый звоночек.
Читаю стихотворение «Телефон»
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил.
Мой милый , хороший ,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше
-постой, не тебе ли на прошлой неделе
Я выслал две пары отличных калош?
-Ах те, что ты выслал на прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся , когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину –дюжину
Новых и сладких калош.
Минутка чистописания
Учитель : Молодцы. Откройте тетради, запишите число и
пропишите буквы Ш и Ж .
Учитель записывает на доске тему занятия «Шш - Жж».
Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут
героями занятия?
Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].
Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух в слоговых рядах
и воспроизведение их по памяти.
учитель: А сейчас Ёжик и лягушонок приготовили для вас задание -
слоги прочитайте и запишите парами через тире.
учитель: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило
повторяется в последнем слоговом ряду?
Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».
учитель: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» -
«ши»?
Дети: гласный [ы].
учитель: Правильно, а какую гласную пишем?
Дети: гласную [и].
учитель: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» -
«ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно
написали.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения
ладонями перед собой)
А навстречу лягушонок,
Скачет, вытянувши ножки.
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)
Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко
рту)
Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.
А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Учитель:Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу.
Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] ,но согласные убежали.
Давайте поиграем вместе с ними и поможем им правильно
вставить буквы в слова . Выходите к доске.
Слова : …апка, ….аба, …убка, …учок.
Дети выходят к доске называют правило постановки букв.
Дети:н.р- слово «шапка», слышу согласный глухой звук ш- пишу
букву Ш.
Б)
Совершенствование умения составлять словосочетания с
предложенными словами
и предложения.
Учитель: Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать
предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них
получаются словосочетания. Хотите попробовать составить
словосочетания?
Дети: да
Учитель: Хорошо, выберете к словам, написанным на доске, слова
на карточках: новая, зелёная, меховая, маленький. Составьте с ними
словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новая
шапка, зелёная жаба, меховая шубка. маленький жучок.
учитель: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.
Дети по очереди читают словосочетания.
Самостоятельно: А герои нашего урока приготовили вам ещё одно
задание. Вставьте пропущенные буквы в предложение.
Дру…ок и Пу..ок . …ивут мирно.
Проверка.
1.
Подведение итогов занятия:
учитель: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?
Дети: Ш, Ж
учитель: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими
буквами.
Дети: звуки [ш] и [ж].
учитель: Охарактеризуйте звук Ж .
Дети: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.
учитель: Охарактеризуйте звук Ш.
Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
1.
Рефлексия:
учитель: Правильно! Вспомните героев занятия
Дети: ёжик и лягушонок
учитель: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной
лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал
отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы
сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и
лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам
свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие
окончено.