Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе
Автор: Лабутина Светлана Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП №66" Населённый пункт: город Киров, Кировская область Наименование материала: статья Тема: Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе Раздел: начальное образование
Лабутина Светлана Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП №66
89229062296
Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе
Интенсивный процесс усвоения литературных норм русского языка происходит
преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика
роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи, то есть в
изучении орфоэпии. Орфоэпия (греч. orthos- прямой, правильный и epos- речь) –
это
совокупность
правил
устной
речи,
устанавливающих
единообразное
литературное произношение.
Основной целью орфоэпической работы в начальной школе является обучение
младших школьников нормам русского литературного произношения. Это означает,
что
в
процессе
обучения
в
начальных
классах
учащиеся
должны
научиться
орфоэпически грамотно читать написанное и напечатанное, грамотно записывать
орфоэпически диктуемое, орфоэпически правильно строить свою устную речь.
Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо
становление и закрепление целого комплекса умений: слушать звучащую речь;
слышать
произносимое,
находить
отклонения
от
орфоэпических
и
акцентологических норм в чужой и собственной речи; правильно воспроизводить
услышанное
на
основе
образца;
дикционно
ясно
артикулировать
звуки,
звукосочетания, слова родной речи; соотносить слышимое и произносимое словао с
видимым;
определять
соответствие
звукового
и
буквенного
состава,
находить
противоречие
между
литературным
произношением
и
написанием
слова;
самостоятельно
употреблять
орфоэпические
и
акцентологические
образцы
в
собственной устной речи и при чтении.
Формирование
и
развитие
у
младших
школьников
перечисленных
умений
и
определяет
содержание
орфоэпической
работы
в
начальных
классах
того
минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками
русского языка. Его составляющие:
1)произношение сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных;
2)произношение сочетания «чн» в отдельных словах: конечно, нарочно,
скворечник, скучный и др., в отчествах на – ичн;
3)произношение сочетания «щн» в существительном «помощник»
4)произношение слова «сегодня» [ с҆҆
эводн҆
а];
5)произношение сочетаний «гк», «гч» ( лёгкий, легчайший);
6)произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием «йо» в позиции
начала слова или после гласного: йод, район, майор;
7)произношение слов иноязычного происхождения на «он» в положении после
согласного: батальон, почтальон;
8)произношение твёрдых и мягких согласных перед «е» в заимствованных словах:
шоссе, музей и др.;
9)произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в
глагольных формах типа составь, составьте.
В учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы
отобраны такие слова и грамматические формы, которые отличаются
устойчивостью, стабильностью произношения в современном русском
литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний с
орфоэпической точки зрения в речи говорящих, являются предметом усвоения в
младшем школьном возрасте. Это:
1.
Общеупотребительные слова с трудным ударением
алфавит звонить мусоропровод
библиотека каталог простыня
водопровод квартал столяр
диалог километр средства
договор компас хозяева
документ красивее щавель
2.
Заимствованные слова с твёрдым произношением согласных перед «е»
( антенна, тире, шоссе, термос) и с мягким произношением согласных перед «е»
( музей, рельс, шинель).
3.
Слова с трудными звукосочетаниями: асфальт, балерина, бульон, велосипед,
женщина, йод, комбайн, конечно, мужчина, помощник, радио, район, скворечник,
скучно, трамвай, что.
4.
Имена существительные с неподвижным ударением
- на основе (во всех формах): кран- кранов, торт- тортов, флаг-флагов, бант-бантов,
стержень-стержней, туфля-туфель, шофёр-шофёров, шарф-шарфов;
-на окончании ( за исключением формы именительного падежа единственного
числа): плод- плода, бинт- бинта, блин-блина, герб-герба, пруд-пруда, серп-серпа.
5.
Имена существительные с подвижным ударением
-ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во
множественном числе: директор- директора, доктор- доктора, слесарь- слесаря,
шкаф- шкафы;
- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных
падежах множественного числа: гусь- гусей, лось- лосей, волк- волков, вор- воров,
корень- корней, новость- новостей;
-ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в
винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения:
доска- доску, доски- досок-доскам-досками- о досках; стена- стену, стены- стен-
стенам- стенами- о стенах; щека- щёку, щёки- щёк- щёкам- щёками- о щёках.
Для формирования орфоэпически правильной речи можно использовать
упражнения, с помощью которых школьники не только усваивают установленные
нормы произношения, но параллельно совершают речемыслительные способности.
Работа осуществляется от простого к сложному.
1.Чтение учащимися записанных на доске слов. Для чтения предлагаются слова,
при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы: досуг,
звонят, договор, приговор, заговор, благоволить и т.д.
2.Орфоэпические разминки. Каждый урок русского языка начинается с чтения
небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания
орфоэпической нормы. Например: Вечерами мы с мамой любим домовничать.
Звонят – откройте дверь. Медальон на тоненькой цепочке. Мы разговаривали до
самого аэропорта.
3.Нахождение отличия в лексическом значении слов. Детям предлагается
объяснить, какую роль играет ударение в приведённых парах слов. При
необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям: рУки-рукИ,
языкОвая-языковАя, пОлки-полкИ, прОпасть- пропАсть, стрУны- струнЫ, парИть-
пАрить, моЮ- мОю, крУжки- кржкИ, хлОпок- хлопОк.
4.Игра «Четвёртый лишний».
Учащимся предлагается исключить по одному слову в каждой цепочке в
зависимости от места ударения: монолог, диалог, каталог, филолог; связала, взяла,
приняла, начала; баловать, недуг, средства, нефтепровод.
5.Составление учащимися рассказа с употреблением в нём слов из орфоэпического
словаря. Слова выбирают школьники. Учитель указывает только их количество,
например 10-15 слов: Моя мама- удивительный человек. Она работает помощником
директора фирмы. Ей часто приходится подписывать документы и договоры. На
работе она строгая и серьёзная, а дома весёлая и заботливая. Красивее моей мамы
никого нет, и я хочу быть на неё похожа. Летом на велосипедах мы отправляемся в
поход. Всегда берём с собой компас, средства связи, термос, свитер, бутерброды,
бинты, йод. Мама прочитала мне много интересных книг, из которых я узнала, что
такое недуг, каталог, щавель, компьютер, дециметр и километр, водопровод и
мусоропровод. А сколько бессонных ночей она провела, когда я болела. Мне
хочется, чтобы все мамы на Земле жили вечно.
6.Восстановление пропущенных слов в пословицах и их произнесение: …
смехами, кончил слезами; … хорошее, да конец плохой; … лён трепать, так над ним
не стоять. Слова для справок: начало, начали, начал. Задания учителя:
1)Поставьте ударение в словах для справок.
2)Вставьте пропущенное слово в каждую пословицу.
3)Объясните, что означают данные пословицы.
7.Поочерёдное исключение слов.
На доске написаны слова: документ, хвоя, адрес, понял, шофёр, искра.
Задания учителя:
1)Прочитайте слова.
2)Поставьте ударение.
3) Исключите по одному слову из цепочки. ( Понял- глагол, остальные имена
существительные, документ- 3 слога, в остальных по 2 слога, шофёр-
одушевлённое, остальные неодушевлённые, хвоя — звуков больше, чем букв, а в
остальных- одинаковое количество, искра — все согласные звуки- твёрдые, а в
слове адрес- один мягкий согласный звук).
4)Составление нового словарного слова. Задание учителя:
-Выделите букву, обозначающую согласный звук во втором слоге слова документ.
-Найдите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове хвоя.
-Выделите букву, которая обозначает глухой согласный звук в слове адрес.
-Выделите букву, которая обозначает согласный глухой мягкий звук в слове понять
- Выделите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове шофёр.
-Выделите букву, которая обозначает звонкий непарный согласный звук в слове
искра.
Ответ: костёр.
Систематическое использование такого рода упражнений на уроках русского
языка может стать залогом успешного овладения младшими школьниками нормами
правильного литературного произношения слов.