Напоминание

Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе


Автор: Лабутина Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП №66"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе
Раздел: начальное образование





Назад




Лабутина Светлана Васильевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №66 89229062296
Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе
Интенсивный процесс усвоения литературных норм русского языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи, то есть в изучении орфоэпии. Орфоэпия (греч. orthos- прямой, правильный и epos- речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. Основной целью орфоэпической работы в начальной школе является обучение младших школьников нормам русского литературного произношения. Это означает, что в процессе обучения в начальных классах учащиеся должны научиться орфоэпически грамотно читать написанное и напечатанное, грамотно записывать орфоэпически диктуемое, орфоэпически правильно строить свою устную речь. Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений: слушать звучащую речь; слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи; правильно воспроизводить услышанное на основе образца; дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи; соотносить слышимое и произносимое словао с видимым; определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова; самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении. Формирование и развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Его составляющие: 1)произношение сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных; 2)произношение сочетания «чн» в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник, скучный и др., в отчествах на – ичн; 3)произношение сочетания «щн» в существительном «помощник» 4)произношение слова «сегодня» [ с҆҆ эводн҆ а]; 5)произношение сочетаний «гк», «гч» ( лёгкий, легчайший);
6)произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием «йо» в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор; 7)произношение слов иноязычного происхождения на «он» в положении после согласного: батальон, почтальон; 8)произношение твёрдых и мягких согласных перед «е» в заимствованных словах: шоссе, музей и др.; 9)произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте. В учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы отобраны такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчивостью, стабильностью произношения в современном русском литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний с орфоэпической точки зрения в речи говорящих, являются предметом усвоения в младшем школьном возрасте. Это: 1. Общеупотребительные слова с трудным ударением алфавит звонить мусоропровод библиотека каталог простыня водопровод квартал столяр диалог километр средства договор компас хозяева документ красивее щавель 2. Заимствованные слова с твёрдым произношением согласных перед «е» ( антенна, тире, шоссе, термос) и с мягким произношением согласных перед «е» ( музей, рельс, шинель). 3. Слова с трудными звукосочетаниями: асфальт, балерина, бульон, велосипед, женщина, йод, комбайн, конечно, мужчина, помощник, радио, район, скворечник, скучно, трамвай, что. 4. Имена существительные с неподвижным ударением - на основе (во всех формах): кран- кранов, торт- тортов, флаг-флагов, бант-бантов, стержень-стержней, туфля-туфель, шофёр-шофёров, шарф-шарфов; -на окончании ( за исключением формы именительного падежа единственного числа): плод- плода, бинт- бинта, блин-блина, герб-герба, пруд-пруда, серп-серпа. 5. Имена существительные с подвижным ударением -ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе: директор- директора, доктор- доктора, слесарь- слесаря, шкаф- шкафы; - ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа: гусь- гусей, лось- лосей, волк- волков, вор- воров, корень- корней, новость- новостей;
-ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения: доска- доску, доски- досок-доскам-досками- о досках; стена- стену, стены- стен- стенам- стенами- о стенах; щека- щёку, щёки- щёк- щёкам- щёками- о щёках. Для формирования орфоэпически правильной речи можно использовать упражнения, с помощью которых школьники не только усваивают установленные нормы произношения, но параллельно совершают речемыслительные способности. Работа осуществляется от простого к сложному. 1.Чтение учащимися записанных на доске слов. Для чтения предлагаются слова, при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы: досуг, звонят, договор, приговор, заговор, благоволить и т.д. 2.Орфоэпические разминки. Каждый урок русского языка начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы. Например: Вечерами мы с мамой любим домовничать. Звонят – откройте дверь. Медальон на тоненькой цепочке. Мы разговаривали до самого аэропорта. 3.Нахождение отличия в лексическом значении слов. Детям предлагается объяснить, какую роль играет ударение в приведённых парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям: рУки-рукИ, языкОвая-языковАя, пОлки-полкИ, прОпасть- пропАсть, стрУны- струнЫ, парИть- пАрить, моЮ- мОю, крУжки- кржкИ, хлОпок- хлопОк. 4.Игра «Четвёртый лишний». Учащимся предлагается исключить по одному слову в каждой цепочке в зависимости от места ударения: монолог, диалог, каталог, филолог; связала, взяла, приняла, начала; баловать, недуг, средства, нефтепровод. 5.Составление учащимися рассказа с употреблением в нём слов из орфоэпического словаря. Слова выбирают школьники. Учитель указывает только их количество, например 10-15 слов: Моя мама- удивительный человек. Она работает помощником директора фирмы. Ей часто приходится подписывать документы и договоры. На работе она строгая и серьёзная, а дома весёлая и заботливая. Красивее моей мамы никого нет, и я хочу быть на неё похожа. Летом на велосипедах мы отправляемся в поход. Всегда берём с собой компас, средства связи, термос, свитер, бутерброды, бинты, йод. Мама прочитала мне много интересных книг, из которых я узнала, что такое недуг, каталог, щавель, компьютер, дециметр и километр, водопровод и мусоропровод. А сколько бессонных ночей она провела, когда я болела. Мне хочется, чтобы все мамы на Земле жили вечно. 6.Восстановление пропущенных слов в пословицах и их произнесение: … смехами, кончил слезами; … хорошее, да конец плохой; … лён трепать, так над ним не стоять. Слова для справок: начало, начали, начал. Задания учителя: 1)Поставьте ударение в словах для справок. 2)Вставьте пропущенное слово в каждую пословицу. 3)Объясните, что означают данные пословицы.
7.Поочерёдное исключение слов. На доске написаны слова: документ, хвоя, адрес, понял, шофёр, искра. Задания учителя: 1)Прочитайте слова. 2)Поставьте ударение. 3) Исключите по одному слову из цепочки. ( Понял- глагол, остальные имена существительные, документ- 3 слога, в остальных по 2 слога, шофёр- одушевлённое, остальные неодушевлённые, хвоя — звуков больше, чем букв, а в остальных- одинаковое количество, искра — все согласные звуки- твёрдые, а в слове адрес- один мягкий согласный звук). 4)Составление нового словарного слова. Задание учителя: -Выделите букву, обозначающую согласный звук во втором слоге слова документ. -Найдите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове хвоя. -Выделите букву, которая обозначает глухой согласный звук в слове адрес. -Выделите букву, которая обозначает согласный глухой мягкий звук в слове понять - Выделите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове шофёр. -Выделите букву, которая обозначает звонкий непарный согласный звук в слове искра. Ответ: костёр. Систематическое использование такого рода упражнений на уроках русского языка может стать залогом успешного овладения младшими школьниками нормами правильного литературного произношения слов.


В раздел образования