Напоминание

Литературно-музыкальный вечер, посвященный Саре Садыковой


Автор: Латочкина Айгуль Ринатовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа № 1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: сценарий
Тема: Литературно-музыкальный вечер, посвященный Саре Садыковой
Раздел: дополнительное образование





Назад





Литературно-музыкальный вечер, посвященный Саре Садыковой.

Для учащихся средних классов.
Сара Садыкова – знаменитая певица, актриса, первая в истории татар женщина-композитор. Её творческая деятельность совпала с формированием и расцветом профессионального искусства Татарстана. Её имя вписано золотыми буквами в историю становления татарского музыкального театра, а без её песен невозможно представить музыкальную жизнь нашей республики. ♫Бибисара Гарифовна Садыкова родилась в Казани 1 ноября 1906 года. Семья Садыковых принадлежала к прогрессивному поколению татар. ♫ В доме были книги – русская и татарская классика, газеты и журналы на родном языке, музыкальные инструменты: саратовская гармонь, тальянка, кубыз. o
Жидегэн чишмэ
♫Когда подошло время учиться, маленькая Сара попала в женскую школу под руководством меценатки Фатыйхи Аитовой. ♫Эта школа была первой татарской женской гимназией. ♫В школе были замечены творческие способности будущей певицы. Здесь ей впервые выпала возможность попробовать себя на сцене в качестве солистки хора: одного из первых детских хоров среди татар, которым руководил педагог и журналист Фахрелислам Агеев. ♫По окончании школы Садыкова поступила в педагогический техникум, где преподавал Султан Габяши – многогранно талантливый музыкант, композитор, этнограф, просветитель, педагог. Он сыграл огромную роль в ее творческой судьбе. Именно благодаря Габяши Сара Садыкова исполнила свою первую в жизни театральную роль. o
Кэккук С.Габяши
♫Это случилось в 1921г., когда коллектив педагогического техникума ставит музыкальный спектакль «Бүз егет» («Прекрасный юноша»), музыку к которому написал Султан Габяши. Он же настоял, чтобы главную роль исполнила Садыкова. ♫Премьера спектакля состоялась 19 декабря 1921 года в здании Нового клуба (нынешний театр им. К.Тинчурина). Среди зрителей были прославленные артисты, журналисты, писатели. И все отметили, что звездой вечера, несомненно, стала Садыкова, выступившая под псевдонимом Сара Донская. По окончании действия ее многократно вызывали на поклон. Габяши был окрылен этим успехом, голос Сары заставлял его замирать в трепетном восхищении. ♫ Он писал: «...знаешь ли ты, какой это был голос в смысле чистоты и проникновенности! Ах, этот голос!!! Какой лиричный, какой задушевный голос! Он проникает в самое сердце, затрагивает самые тонкие нервные струны, подчиняя себе всю твою душу, все твои чувства. И в то же время, как нежен этот голос, как приятно его слушать. Он сумеет растопить даже камень!» Яркий дебют певицы способствовал тому, что правительство республики командировало её на обучение в Москву. В 1922 году Садыкова поступила в техникум при Московской консерватории, в вокальный класс профессора Марии Цыбущенко. o
Соловей Алябьев
Годы учебы были насыщены творческими событиями. ♫Особенно ярким из них стало участие Садыковой в работе над первой татарской оперой «Сания» в 1925 году. Над созданием оперы трудились Султан Габяши, Газиз Альмухамедов, Василий Виноградов.
♫Партию Сании, Габяши писал специально для Садыковой, и хотя она не смогла принять участие в премьере спектакля, образ Сании всё равно стал неразрывно связан с Сарой Садыковой. Она неоднократно выступала в этой роли перед казанскими зрителями позже, а также исполняла отдельные арии в многочисленных концертах. o
Ария Майсары
♫Отдельное место в жизни Сары Садыковой с 1924 по 1933 гг занимает её работа в Московском молодежном театре, которым руководил актер и режиссер Газиз Айдарский, ставший её мужем. ♫ В театре Айдарского Садыкова была незаменимой. Благодаря гастролям этого театра она получила известность среди татар Москвы и Подмосковья, Урала и Сибири, жителей Донбасса, Кузбасса, Перми, Архангельска, Ленинграда и др. ♫ С января 1934 года Сара Садыкова снова становится студенткой. Она учится в татарской оперной студии при Московской консерватории. ♫О тех днях вспоминает концертмейстер Е.Верниковская: «….С.Садыкова очень выгодно отличалась от многих и многих. Как говорится: дар божий! Голос, слух, беспредельная музыкальность, сценическое обаяние и, главное, потрясающая работоспособность и оптимизм…» Студия завершила свою работу в декабре 1938 года, выпускники ее, в числе которых были известные татарские музыканты и литераторы, вернулись в Казань и стали готовиться к открытию национального оперного театра. o Ария из оперы Качкын ♫17 июня 1939 г. премьерой оперы Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец») состоялось официальное торжественное открытие Татарского государственного театра оперы и балета. Девять лет Садыкова была солисткой театра. За это время она исполнила такие роли, как: Райхана (в опере Жиганова «Качкын»), Сарвар (в комедии Файзи «Башмагым»), Сажида (в опере Жиганова «Ильдар»), ♫Асия (в оперетте Гаджибекова «Аршин мал алан»). Работа в оперном театре, казалось, должна была стать логичной кульминацией её артистической карьеры, но получилось наоборот. Ее постепенно отодвигают на эпизодические роли. o
Котэм сине
В годы войны Садыкова в составе концертных бригад выступала в госпиталях и гарнизонах. После окончания войны все ждали перемен только к лучшему. Однако для многих деятелей культуры послевоенный период оказался не менее трагическим. В 1948 году гонениям были подвергнуты ♫Мансур Муззафаров, ♫Салих Сайдашев. Многие талантливые музыканты попали под сокращение, в том числе и Сара Садыкова. ♫Потеряв возможность самовыражения на оперной сцене, Сара Садыкова ищет для себя новый путь – и её неугасимая жажда творчества выливается в сочинительский дар. Первую свою песню Садыкова написала еще в 1942 году. Это было знаменитое танго «Көтәм сине» («Жду тебя») на стихи Ахмета Ерикеева, мгновенно приобретшее популярность. Но по-настоящему сочинительством Садыкова занялась осенью 1951 года, когда она взялась за написание музыки к спектаклю «Ак калфак» по пьесе Мирхайдара Файзи. После этого спектакля С.Садыкова с энтузиазмом стала принимать предложения по музыкальному оформлению драматических произведений. Ею была написана музыка к 16 драмам: ♫ «Кара йөзләр» Мажита Гафури, ♫ «Зәйтүнгөл» Нажиба Асанбаева, ♫ «Бөркетләр кыяга оялый» Ильдара Юзеева, «Күк капусы ачылса» Хәй Вахита, ♫ «Яшел сумка» Гульшат Зайнашевой, ♫и другим. o
Песня из музыкальной комедии «Женихи»

Кроме того, в соавторстве с Рашидом Губайдуллиным были созданы музыкальные комедии «Песнь любви» и «Женихи». Помимо музыки к спектаклям она успешно сочиняла многочисленные песни. Ее мелодии стали необыкновенно востребованы: они звучали во всех радио и телефидению, их исполняли знаменитые певцы и начинающие артисты. Сара Садыкова смело отвечала вкусам и запросам массового слушателя. Её песни шли в ногу с модой, впитывали новейшие ритмы современности. Она обогатила татарское песенное творчество за счет использования ритмов иностранных танцев, популярных в СССР: танго, вальс, пасадобль, самба, твист. Эти ритмы становились «родными» для татарского слушателя благодаря умелому синтезу с интонациями национальной мелодики. Автор более 500 песен, Сара Садыкова, предопределила на многие годы вперед дальнейшее развитие татарской эстрадно-бытовой лирики. o
Боркет турында жыр
♫Сара Садыкова в душе оставалась всегда молодой. До последних лет жизни она была полна идей, много времени уделяла творческим поездкам и встречам со слушателями. ♫ «Музыка обязательно должна звучать современно, ее нужно обогащать новыми стилями, новыми ритмами и интонациями. Мы должны учиться у народа. Наш долг — обогатить народное песенное творчество, усилив его профессиональными музыкальными средствами, вернуть народу в более совершенном виде». (С.Садыкова) ♫Своей исполнительской и композиторской деятельностью Сара Садыкова внесла большой вклад в развитие татарской музыкальной культуры, оставив глубокий след в сердцах современников и потомков. o
Казан кичлэре


В раздел образования