Автор: Губайдуллина Юлия Шарифьяновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная" Населённый пункт: Новый Уренгой Наименование материала: конспект Тема: Буквы Жж, звук [ж]. Раздел: начальное образование
Тема . Твердый согласный звук ж . Буквы Ж , ж. Лес и мир животных.
Цель: - познакомить с новым звуком ж , буквами Ж, ж;
- развивать умение различать предметы, отвечающие на вопросы кто? что?;
- создать условия для развития речи, памяти, логического мышления;
-способствовать развитию навыков правильного, слогового выразительного
сознательного чтения.
Прогнозируемый результат: - узнают буквы Ж, ж; научатся выделять согласный звук ж ,
читать слоги и слова с этими буквами, устанавливать на основе наблюдений, что звук ж
звонкий и всегда твердый.
УУД: - регулятивные: - осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия, организовывать рабочее место
- познавательные: - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ
действия;
- коммуникативные: - слушать и понимать речь других.
- личностные: - установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие
отношение сверстников друг к другу, к окружающему миру, позитивное сотрудничество в
разных ситуациях.
Ход урока .
I. Орг. момент.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Садитесь. Приготовьтесь слушать внимательно.
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
1.
–Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего повторяется
Шорох, шептанье, шумок под окном,
Шлепанье легкое …Кто это – гном?
Ш – ш – ш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком шуршит тишина.
- Назовите слова, в которых есть звук ш.
-Дайте характеристику звуку. (согл., глух., тв.)
2. Чтение текста по ролям «Шум, Машина и Тишина».
- Почему проснулась Тишина?
- О чем спросила Тишина у Машины?
- Что ответила Машина?
III. Изучение нового материала.
1. – Сегодня к нам на урок пришел Буратино и принес объявление (читаю)
«Открывается Лесная школа для животных»
-Послал Буратино Пчелку сообщить всем лесным жителям эту радостную весть.
Пчелка летит и рассказывает.
-А как она говорит? Какой звук произносит, когда летит? (ж)
- Давайте Пчелке поможем сообщить эту новость. (Жором – ж)
- А вот и первые ученики Лесной школы. (Изображения животных: зайчонок,
лисенок, медвежонок, ежонок и др.)
- Вот появился еще один ученик. Он летит и поет свою песню ж-ж-ж.
Кто это? (Жук)
- Кто догадался, с каким звуком будем работать? А что мы про него должны узнать?
(Гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий)
- Представьте, что мы тоже учимся, в Лесной школе и вместе с учениками будем
выполнять задания.
2. Работа в парах.
Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)
- Какой это звук? (согласный)
- Что ещё нужно знать про звук?
- Как произносится звук? (звонко)
Выполним его звуковой анализ слова жук. (На доске)
Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом.
Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.
В этом слове 3 звука ,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один
гласный, значит, он будет ударным. Давайте проверим правильно ли мы выполнили разбор
Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. Запомните: звук [ж] - всегда твёрдый.
-А Жук, когда летел, сочинил такие стихи:
Жу-жу-жу – молока дадим ежу
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
- Повторим эти стихи хором.
3. Физ. мин.
-Звук ж очень хитрый, он стал прятаться в слова. Я буду называть слова, если
услышите ж - хлопайте, если нет – прячьте руки за спину: ужи, стрижи, булка, ежи,
лыжи, домик, снежинки, журнал, жираф.
4. Знакомство с буквами Ж, ж.
- Прятался, прятался и спрятался в букве. И стали ее называть … мы узнаем .
(Видео)
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается звук [Ж].
Эта буква, ребята, родится у вас прямо в руках. (На партах у
детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква К)
Раскрыв букву К, дети с радостью убеждаются, что она превра-
тилась в букву Ж.
Это – Ж,
А это – К.
Целый жук
И полжука.
Эта буква широка
И похожа на жука.
5. Чтение слогов.
- Рассказал звук ж такую историю.
- В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало.
- С кем бы подружиться?
-Мы можем ему помочь?
- Сначала познакомим его с гласными звуками.
ЖА, ЖЕ, ЖИ, ЖУ, ЖО
Физминутка – Отдохнуть нам помогут медвежата.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали
IV. Закрепление материала.
1. Работа в парах.
Буква
ж
поселилась в некоторых словах, а эти слова живут на волшебных
цветах. Найдите букву ж в словах, подчеркните. Проверьте у соседа.
(На цветах – одинаковые тексты)
«У девочки Жени есть собачка Жучка. Однажды они пошли в лес. В лесу они
увидели ежа. Жука, лису и белку. Жук сидел на цветочке, а еж убежал под елку».
- Прочитайте слова, в которых встретилась буква ж.
-Наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, особенно играть.
- О какой игре идёт речь?
Жмурятся глазки
У кошки, у Мурки:
Выходите, мышки
Поиграем в жмурки!
- Откройте тетради для печатанья. Жук просит составить схему слова «жмурки».
V. Работа по учебнику.
2. Беседа по картинке с 25.
- Кого видите?
- Чем заняты дети?
- В какую игру играют?
- Как в нее играют?
- Какие еще игры знаете?
3.- А теперь прочитаем рассказ о детях. (В азбуке)
- Кто был водящим?
- Женя – девочка или мальчик? (повторяем правило написания большой буквы)
- Кто может напечатать это слова?
VI. Подведение итогов.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Где пригодятся знания?
- Что было самым интересным?
VII. Рефлексия.
- Скоро праздник Новый Год. Давайте украсим елочку. Если вам было все
понятно, интересно, запомнили новую букву – повесьте на елку красный шарик,
если непонятно, были трудности – синий шарик.