Программа по индивидуальным и групповым коррекционным занятиям
Автор: Федотова Надежда Юрьевна Должность: учительначальных классов Учебное заведение: МКОУ "Ярская школа- интернат" Населённый пункт: Удмуртская Республика посёлок Яр Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа по индивидуальным и групповым коррекционным занятиям Раздел: начальное образование
Рекомендована на заседании МО учителей - предметников
МКСКОУ «Ярская школа-интернат» 8 вида п.Яр
№______от «____»________20___г
Принята на педагогическом
совете МКСКОУ «Ярская школа – интернат»
№______ от «____»________20___ г.
Утверждена приказом
№____ от «____» ________20_____г.
ВРИО директор школы ___________Н.Г.Поздеева
Составлена на основе Государственной программы и требований к
содержанию курса обязательные коррекционные индивидуальные и
групповые занятия «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» для коррекционных образовательных учреждений
8 вида под редакцией Э.Я.Удалова, Л.А. Мэтиеева
Рабочая программа по предмету
«Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»
В3 классе.
Составила: учитель
начальных классов
Федотова Н.Ю.
Учитель II категории
2016-2017 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002года №29/2065-п. «ОБ
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии»;
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы/ под редакцией Э.Я.Удалова,
Л.А. Мэтиеева.
Годового календарного учебного графика на 2016 – 2017 уч. год.
В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы рассчитано на 68 часов, при часовой нагрузке 2 раза в неделю.
Продолжительность урока 45 минут (часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательная область
– коррекционная подготовка.)
Цель коррекционных занятий – восполнение пробелов в формировании психофизических функций.
В коррекционной школе работа на этих занятиях носит элементарно-практический характер и направлена на разрешение следующих
основных задач:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие обще интеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности,
освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для
детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается
статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает
квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека
по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные
требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею
индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-
типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Описание разделов программы :
Диагностика.(1ч.)
Обследование детей, комплектование групп для занятий.
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.(12ч.) Развитие согласованности движений на разные группы мышц
(броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции
педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений
(завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание
незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги
по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
Тактильно – двигательное восприятие.(5ч.) Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие —
крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2
—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка
ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Кинетическое и кинестетическое развитие. (4ч.) Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей
лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений.
Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (14 ч) Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей
обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала.
Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных
рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его
отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей
на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия (6 ч). Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по
наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных
частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся
незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (6 ч.) Развитие
осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов
и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение
объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони;
определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия (6 ч.) Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение
действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства (7 ч.) Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.;
вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственногопраксиса. Моделирование
пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на
вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности
парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени (7 ч.) Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных
интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.
Для того, чтобы реализовать данную программу рекомендуется использовать следующие методические приемы:
- артикуляционную гимнастику
- красочную наглядность
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки
- опорные слова и планы
- различные коррекционные, дидактические игры
- физминутки
- пальчиковую гимнастику
- работу с тетрадью
- обогащение и уточнение словаря
- составление предложений на основе демонстрирующих действий; изображение на картинках
- восстановление деформирующего текста
- составление связных рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок
- путешествие в сказку
- озвучивание картинок к сказкам
- технические средства обучения.
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но
другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для
этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными
карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении,
оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об
унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой
гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием
уроков психологического развития.
Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий в виде тестов,
самостоятельных работ которые проводятся в течение учебного года.
Характеристика учебной группы . 1. Олигофрения а) неосложненная форма - Работа с данной группой заключается в коррекции
познавательных процессов, развитии эмоционально - волевой сферы, сохранении работоспособности на определенном уровне, привлечение
к занятиям в спортивной секции, кружкам.
2. Олигофрения б) обусловленная нарушением процессов нейродинамики (с нарушением процесса
возбуждения или торможения) - Работа с детьми данной группы заключается в активизации познавательной деятельности, стимулировании
учебной деятельности, более выраженной по сравнению с другими детьми алгоритмизации действий, стереотипность действий, большая
расчлененность учебного материала, профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение.
3. Олигофрения в) осложненная нейросенсорными нарушениями. С данной группой детей работу следует строить совместно с психологом,
логопедом. Необходим индивидуальный подход в выборе места в классе, чаще напоминать о технике безопасности, особое внимание уделять
на занятиях связанных с трудом, спортом, прикладным творчеством.
Учебно-методический комплекс.
1. Локалова Наталья Петровна 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития
когнитивной сферы учащихся I-IVклассов)3-е издание, переработанное и дополненное - М. : «Ось-86»,2006
2.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении
младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
3. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
Материально-техническое обеспечение
1.СD (серия «Музыкальные обучалочки»)-,Игровая гимнастика- Игровые комплексы. Для детей 2-4 лет. (Издательство детских
образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА»,)2007 год
2.CD «Пальчиковые игры» -развитие мелкой моторики, внимания, памяти и мышления для детей 2-5 лет., (Издательство детских
образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА»,)2007 год
3.Клей.
4.конструктор «Лего»
5.Подкладочные доски.
6.Наборы цветной бумаги и цветного картона.
7.Мягкие игрушки..
8.Наборы пластилина.
9.Природный материал: листья, мох ,шишки, семена, желуди ,пух ,веточки, ракушки и т.д.
10.Настольные игры,лото.
11.Ножницы,степлер,стеки, иглы,спицы.
12Ленты,ткань различной фактуры.
13.Карточки на развитие психических процессов..
14.Телевизор.
15 Альбомы для рисования.
16.Нитки, шпагат.
17.Разрезные картинки -пазлы «Игрушки».
18.Таблица «Человек» (части тела, органы).
19.Шнуровальный планшет и ботинок.
20.Дидактический наглядный материал- серии карточек: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Мебель», « Инструменты»,
«Профессии», «Игрушки», «Бытовая техника и приборы»…
21.Зеркало.
22.Зубные щетки.
Учебный план.
Раздел
Кол-во
часов
в
разделе
на
(четверть).
Контрольно-
измерительный
материал
(
кол-во
на раздел)
К о л - в о
т е о р е т и ч е с к и х ,
практических
и
лабораторных
работ.
Экскурсии.
Теор
Прак
Комб
Лаб
Диагностика.
1
1
Развитие крупной и мелкой моторики;
графомоторных навыков.(12ч.)
12
1
11
Тактильно – двигательное восприятие.(5ч.)
5
5
Кинетическое и кинестетическое развитие. (4ч.)
4
4
Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов (14 часов)
14
2
9
2
Развитие зрительного восприятия (6 часов)
6
1
5
Восприятие особых свойств предметов (развитие
осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических
ощущений) (6 часов)
6
6
Развитие слухового восприятия (6 часов)
6
6
Восприятие пространства (7 часов)
7
1
6
Восприятие времени (7 часов)
7
7
Календарно-тематический план.
Раздел.
№ур
ока в
год.
Тема урока.
Дата.
Основные предметные
знания (базовые
понятия по теме).
Деятельность учащихся на
уроке.
Коррекционная
работа.
I четверть(18 часов)
Диагностика. -1ч.
1.
Обследование вновь принятых детей
6.09
Выполнение тестовых
упражнений.
Развитие моторики, графомоторных навыков – 12ч.
2.
Упражнения на развитие меткости
(«Кольцеброс»,дартс)
7.09
Кольцеброс», дартс
Умение самостоятельно
выполнять пальчиковые
упражнения, выполнять
действия и движения.
Развитие крупной
моторики, через
пальчиковые
упражнения и
выполнения
действий и
движений
«Жучок»…
3
Развитие согласованности движений на
разные группы мышц (по инструкции
педагога)
13.09
Согласованность
движений.
Уметь координировать
свои движения с
предметами.
Развитие
координации
движений путём
игр с мячом и
обручем. Игра
«Меткий стрелок»
4
Обучение целенаправленным
действиям по двух- и трехзвенной
инструкции педагога (два шага вперед —
поворот направо и т. д.)
14.09
Целенаправленные
действия.
Уметь выполнять действия
по инструкции педагога.
Развитие
целенаправленных
действий, путём
упражнений.
5
Пальчиковая гимнастика с речевым
сопровождением
20.09
Речевое сопровождение.
Умение самостоятельно
выполнять пальчиковые
упражнения, выполнять
действия и движения с
речевым сопровождением.
Развитие мелкой
моторики пальцев и
рук,
артикуляционной
моторики путём
пальчиковых
гимнастик с
21.09речевым
сопровождением.Иг
ры: «Пальчики
здороваются».
6
Совершенствование точности мелких
движений рук (завязывание,
развязывание, шнуровка, застегивание)
21.09
Завязывание,
развязывание,
шнуровка, застегивание
Завязывание,
развязывание, шнуровка,
застегивание
Развитие мелкой
моторики рук
путём упражнений
и игр в
нанизывании
бисера и
шнуровании .
7
Обводка контурных предметов,
изображений, штриховка в разных
направлениях
27.09
Трафарет. Обводка,
штриховка.
Уметь работать по
трафарету, обводить и
штриховать.
Развитие мелкой
моторики рук
путём упражнений
и игр в
нанизывании
бисера и
шнуровании .
8
Рисование бордюров по образцу
28.09
Бордюр.
Рисовать бордюры по
образцу.
Развитие мелкой
моторики, путём
рисования мелких
частей в бордюре.
9
Графический диктант (зрительный и на
слух)
4.10
Графический диктант.
Выполнять графический
диктант на слух.
Развитие
ориентировки на
листе бумаги ,
путём выполнения
заданий по показу.
10
Графический диктант (зрительный и на
слух)
5.10
Клетка. Лево. Право.
Выполнение графического
диктанта по клеткам на
слух и по показу. Уметь
ориентироваться на
бумаге.
Развитие
ориентировки на
листе бумаги ,
путём выполнения
заданий по показу.
11
Вырезание ножницами из бумаги по
контуру предметных изображений
11.10
Контур.
Вырезать контурные
фигуры.
Развитие мелкой
моторики через
вырезание по
шаблонам.
12
Вырезание ножницами из бумаги по
12.10
Контур предмета
Вырезать контурные
Развитие мелкой
контуру предметных изображений
фигуры.
моторики через
вырезание по
шаблонам.
13
Определение предметов на ощупь,
выделение разных свойств и качеств
(мягкие и жесткие, крупные и мелкие
предметы)
18.10
Объемная и рваная
аппликации
Изготовление
самостоятельно по
образцу аппликации.
Развитие
творческих
способностей,
мелкой моторики
рук, через создание
«объемной и
рваной »
аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие -5ч.
14
Работа в технике объемной и рваной
аппликации.
19.10
Мягкие и жесткие,
крупные и мелкие
предметы.
Играть, определять
тактильно формы
предметов.
Развитие
тактильно-
двигательного
восприятия, через
дидактическую
игру «Волшебный
мешочек».
15
Восприятие поверхности на ощупь
(гладкая, шершавая, колючая,
пушистая). Дидактическая игра «Что
бывает ... (пушистое)»
25.10
Гладкая, шершавая,
колючая, пушистая.
Ощущать, воспринимать
предметы.
Развитие
тактильно-
двигательного
восприятия, через
дидактические
игры.
16
Восприятие поверхности на ощупь
(гладкая, шершавая, колючая,
пушистая). Дидактическая игра «Что
бывает ... (пушистое)»
26.10
Гладкая, шершавая,
колючая, пушистая.
Ощущать, воспринимать
предметы.
Развитие
тактильно-
двигательного
восприятия, через
дидактические
игры.
17
Работа с пластилином (раскатывание,
скатывание, вдавливание). Лепка
«Овощи»
8.11
Раскатывание,
скатывание,
вдавливание
Инд. раб.спластилином.
Раскатывать, скатывать,
вдавливать.
Развитие мелкой
моторики рук
путём
раскатывания
пластилина.
18
Игры с сюжетной мозаикой
9.11
мозаика
Играть с мозаикой,
выкладывать узор по
образцу.
Развитие внимания,
мелкой моторики
рук через игры
мозаикой.
II четверть (14 часов)
Кинестетическое и кинетическое развитие -4ч.
19
Формирование ощущений от
статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот,
пальцы), вербализация собственных
ощущений
15.11
Поза, движение.
Выполнять упражнения,
движения и позы для
нижних и верхних
конечностей.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения , через
упражнения:
бабочка летает,
обезьянка прыгает,
кенгуру скачет,
ветер дует и т.д.
20
Формирование ощущений от
статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот,
пальцы), вербализация собственных
ощущений
16.11
Поза, движение.
Выполнять упражнения,
движения и позы для
нижних и верхних
конечностей.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения , через
имитационные
упражнения: мячик
подпрыгивает,
пружинка
распрямляется,
и т. д.
21
Выразительность движений (имитация
повадок животных, инсценирование
школьных событий)
22.11
Имитация,
инсценирование.
Уметь имитировать
различных животных,
инсценировать небольшие
по содержанию сказки.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения через
игры:«Хлопай
и качайся»
«Штанга» , «Качел
и» «Подвески» (
кукла-марионетка);
«Тряпичная кукла».
22
Выразительность движений (имитация
повадок животных, инсценирование
школьных событий)
23.11
Имитация,
инсценирование.
Уметь имитировать
различных животных.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения через
игры: «Зоопарк».
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. -14 ч.
23
Сравнение и обозначение словом
формы предметов (3—4 предмета)
29.11
Форма
Сравнивать, обозначать
словом.
Развитие
восприятия формы
через игры
«Определи форму
предмета»,
«Определи
правильно»…
24
Понятие «овал». Упражнения в
сравнении круга и овала.
30.11
Круг, овал
Сравнивать, обозначать
словом.
Развитие
восприятия формы
через игры«Какая
фигура
лишняя?»«Коврик»
25
Комбинирование разных форм из
геометрического конструктора по
инструкции
6.12
Геометрический
конструктор
Инд. работа в
комбинировании
геометрических форм.
Развитие
восприятия формы
через игры«Какая
фигура
лишняя?»«Коврик».
26
Сравнение и обозначение словом
величины разных предметов по двум
параметрам (длинный и широкий,
узкий и короткий и т. д.)
7.12
Длинный и широкий,
узкий и короткий
Сравнивать, обозначать
словом. Выделять.
Развитие навыков
сравнения
предметов по
высоте, толщине
через упражнения и
игры.
27
Дидактическая игра «Часть и целое»
13.12
Часть, целое.
Собирать пазлы разного
уровня сложности.
Развитие
целостного
восприятия
предметов.
28
Составление сериационных рядов по
величине из 4—5 предметов
14.12
Цвет, величина.
Составлять сериационные
ряды по величине из 3 – 4
предметов по заданному
признаку.
Развитие навыков
группирования
предметов по
инструкции
педагога.
29
Составление сериационных рядов
по величине из 4—5 предметов.
20.12
Цвет, величина.
Составлять сериационные
ряды по величине из 3 – 4
предметов по заданному
признаку.
Развитие навыков
группирования
предметов по
инструкции
педагога.
30
Группировка предметов по
самостоятельно выделенному признаку
21.12
Группировка по
признаку: цвет,
величина, размер,
форма.
Группировать предметы.
Развитие навыков
группирования
предметов по
инструкции
педагога.
31
Цветовой спектр. Цвета теплые
и холодные
27.12
Оттенки. Тёплые,
холодные
Определять. Использовать
нужные цвета в рисунках.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения через
игры:«Собери
гирлянду»,
«Сложи
радугу»
32
Составление сериационного ряда из 4
—5 кругов разной насыщенности
одного цвета.
28.12
Цвет, оттенок.
Составлять ряды.
Использовать знания в
практических работах.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения через
упражнения и
игры.
III четверть (20 часов)
33
Дидактическая игра «Цветик-
семицветик»
10.01
Оттенок. Цвет.
Уметь подбирать к
основным цветам оттенки.
Развитие
кинестетического и
кинетического
ощущения через
игры:
«Уточним
цвет предмета».
34
Узнавание предмета по его отдельным
частям. Дорисовывание незаконченных
изображений знакомых предметов
11.01
Части целого.
Изображение.
Узнавать части целого.
Дорисовывать предметы.
Развитие
целостного
восприятия
предметов.
35
Составление предмета или целостной
конструкции из мелких деталей (пазлы,
настольный «Лего»)
Пазлы, «Лего»
Конструировать, собирать
пазлы, конструктор.
Развитие
целостного
восприятия
предметов.
36
Составление предмета или целостной
конструкции из мелких деталей (пазлы,
настольный «Лего»)
Пазлы, «Лего»
Конструировать, собирать
пазлы, конструктор.
Развитие
целостного
восприятия
предметов.
Развитие зрительного восприятия. -6 ч.
37
Совершенствование зрительно-
двигательной координации рук и глаз.
Рисование бордюров по наглядному
образцу
Бордюр.
Инд. работа в рисовании.
Развитие
зрительного
восприятия через
дидактические
игры и упражнения
«Найди ошибку»…
38
Нахождение отличительных и общих
признаков на наглядном материале
(сравнение двух картинок)
Общие и отличительные
признаки
Находить, отличать,
сравнивать предметы.
Развитие
зрительного
восприятия через
дидактические
игры и упражнения
«
Найди отличия»
«Знаковая таблица»
39
Сравнение трех предметов,
отличающихся незначительными
качествами или свойствами
Качества предметов,
свойства.
Работа по карточкам.
Развитие
зрительной памяти
на основе
упражнений и игр:
«Запомни
и нарисуй»,
«Буковки»
40
Тренировка зрительной памяти.
Дидактическая игра «Что
изменилось?»
Отличия.
Фронтальная работа.
Развитие
зрительного
восприятия через
дидактические
игры и упражнения
41
Дидактическая игра «Повтори узор»
(«Сделай так же»)
Работа по карточкам.
Фронтальная работа.
Развитие
зрительного
восприятия,
внимания, памяти.
42
Упражнения для профилактики
и коррекции зрения
Зрение.
Выполнять упражнения .
Развитие и
коррекция зрения
путём
офтальмологически
х минуток,
упражнений.
Восприятие особых свойств предметов.- 6 ч.
43
Развитие осязания(теплее — холоднее),
словесное обозначение. Определение
контрастных температур предметов
(грелка, утюг, чайник)
Температура
Уметь определять на
ощупь. Пользоваться
приборами измерения
Развитие осязания
путём игр и
упражнений:
«Четыре времени
года»
«Угадай, какой это
предмет», «Три
стакана» ,
«Холодный,
теплый, горячий»,
«Теплые
кувшины».
44
Различение пищевых запахов и вкусов,
их словесное обозначение
Сладкое, горькое, сырое,
вареное
Различать на вкус .
Развития
восприятия
вкусовых
ощущений путём
дидакт. игр
«Определи на
вкус»,«Назови вкус
продуктов»…
45
Определение различных свойств
веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость)
твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость
Определять, различать.
Индивидуальная работа.
Развитие
восприятия ,
осязания путём
упражнений в
определении
свойств предметов.
46
Определение различных свойств
веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость)
твердость, сыпучесть,
вязкость, растворимость
Определять, различать.
Индивидуальная работа.
Развитие
восприятия ,
осязания путём
упражнений в
определении
свойств предметов.
47
Развитие дифференцированных
ощущений чувства тяжести (тяжелее
— легче). Взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Тяжелее, легче
Фронтальная работа.
Практическая работа.
Развитие
дифференцированн
ых ощущений,
путём игр,
упражнений.
48
Развитие дифференцированных
ощущений чувства тяжести (тяжелее
— легче). Взвешивание на ладони,
определение веса на глаз
Тяжелее, легче
Работа по карточкам.
Развитие
дифференцированн
ых ощущений,
путём игр,
упражнений.
Развитие слухового восприятия.- 6 ч.
49
Определение направления звука в
пространстве (справа — слева —
спереди — сзади).Дидактическая игра
справа — слева ,
спереди — сзади
Фронтальная работа.
Практическая работа.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти на
основе игр
«Догадайся, откуда звук»
«Догадайся, откуда
звук»…
50
Выполнение действий по звуковому
сигналу (поворот головы на
определенный звук). Дидактическая
игра «Прерванная песня»
Музыкальные звуки.
Фронтальная работа.
Практическая работа.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти на
основе
игр : «Высокий
и низкий звук»,
«Звоночки»…
51
Выполнение действий по звуковому
сигналу (поворот головы на
определенный звук). Дидактическая
игра «Прерванная песня»
Сигнал, звук.
Определять, различать.
Индивидуальная работа.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти на
основе игр : «Тихо
и громко»,
«Определи, что
слышится»,
52
Различение музыкальных и речевых
звуков по высоте тона
Речевые, музыкальные
звуки.
Определять, различать.
Индивидуальная работа.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти на
основе игр : «Тихо
и громко»,
«Определи, что
слышится»,
«Повтори»…
IV четверть (16 часов)
53
Различение мелодий по темпу,
прослушивание музыкальных
отрывков
Мелодичность.
Слушать, различать
мелодии.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти на
основе иг
р
«Различай веселую
и грустную
музыку»….
54
Развитие чувства ритма.
Дидактическая игра «Мы —
барабанщики»
Ритм.
Слушать, повторять,
отбивать нужный ритм.
Развитие слухового
восприятия и
слуховой памяти на
основе иг р «Мы —
барабанщики»
Восприятие пространства. – 7 ч.
55
Ориентировка в пространстве (в
помещении и на улице), вербализация
пространственных отношений с
использованием предлогов
Направо, налево,
вперед, назад
Уметь ориентироваться в
помещении. Находить
лево, право, вперёд, назад.
Развитие
пространственного
восприятия на
основе игр : «Что
где
находится?»,«Где
что лежит?»
56
Развитие пространственного праксиса,
словесный отчет о выполнении
задания. Дидактическая игра «Куда
пойдешь, то и найдешь»
Далеко-дальше, близко-
ближе
Ориентироваться в
школьном помещении.
Развитие
пространственного
восприятия на
основе
игр : «Фигуры
высшего
пилотажа»,
«Следопыт».
57
Моделирование пространственного
расположения мебели в комнате.
Дидактическая игра «Обставим
комнату»
Обстановка, мебель
Моделировать,
располагать в
пространстве предметы
Развитие
пространственного
восприятия на
основе игры:
«Обставь комнату».
58
Деление листа на глаз, на две и четыре
равные части
Уметь определять
положение предметов,
использовать в речи
предлоги.
Развитие
пространственного
восприятия на
основе
игр : «Внимательно
слушай и рисуй»,
«Что дальше, что
ближе к нам в
комнате?»
59
Расположение предметов в
вертикальном и горизонтальном полях
листа
Вертикально,
горизонтально.
Уметь располагать
плоскостные и объемные
предметы в
горизонтальном поле
листа; словесно
Развитие
пространственного
восприятия на
основе игр : «Самый
внимательный»,
обозначать
пространственные
отношения между
предметами.
Графические
диктанты…
60
Ориентировка на листе бумаги разного
размера, прикрепленном к доске
(вертикальное расположение листа)
Вертикально,
горизонтально.
Уметь располагать
плоскостные и объемные
предметы в
горизонтальном поле
листа; словесно
обозначать
пространственные
отношения между
предметами.
Развитие
пространственного
восприятия на
основе игр : «Самый
внимательный»,
Графические
диктанты…
61
Расположение предметов и их
перемещение на поверхности парты
Вертикально,
горизонтально, лево,
право.
Уметь располагать
плоскостные и объемные
предметы в
горизонтальном поле
листа; словесно
обозначать
пространственные
отношения между
предметами.
Развитие
пространственного
восприятия на
основе игр : «Самый
внимательный»,
Графические
диктанты…
Восприятие времени. -7 ч.
62
Определение времени по часам
Часы, циферблат,
стрелки
Уметь называть и
определять время по
часам.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через задания по
часам.
63
Определение времени по часам
Часы, циферблат,
стрелки
Уметь называть и
определять время по
часам.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через задания по
часам.
64
Длительность временных интервалов
(1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)
Секунда, минута, час.
Называть меры времени:
час. Минута, секунда.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через практические
упражнения.
65
Дидактическая игра «Успей за
1, 2, 5 мин»
Называть меры времени:
час. Минута, секунда.
Играть.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через практические
упражнения.
66
Объемность времени (сутки, неделя,
месяц, год)
сутки, неделя, месяц,
год
Называть, определять
объёмность времени.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через практические
упражнения.
67
Объемность времени (сутки, неделя,
месяц, год)
сутки, неделя, месяц,
год
Называть, определять
объёмность времени.
Работа по карточкам.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через практические
упражнения.
68
Времена года, их закономерная смена.
Дидактическая игра «Когда это
бывает?»
Времена года, месяцы.
Индивидуальная работа по
карточкам.
Развитие и
формирование
временных
представлений
через практические
упражнения.
Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики, координации движений рук и уровня
развития восприятия.
1. методика « Домик» ( разработана Н.И. Гуткиной)
Цель:
выявить
у
ребёнка
ориентироваться
в
своей
работе
на
образец,
умение
точно
скопировать
его,
выявить
особенности развития пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
2. Методика « Дорожки»( по Л.А. Венгеру).
Цель: определить развитие точности движений.
3. Методика « Графический диктант».
Данная
методика
используется
для
изучения
возможностей
в
области
перцептивной
и
моторной
организации
пространства.
4.Методика « Чего не хватает?»(Немов Р.С.)
Цель: определить уровень развития восприятия.
5. Методика « Узор».
Методика состоит из диктантов. Определяется ориентировка на листе бумаги.
6 . Методика « Назови фигуры»
Цель: выявить уровень развития восприятия.