СКРАЙБ-ПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Криволапова Анжела Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ ЛО "ВКТС" Населённый пункт: Ленинградская область Наименование материала: Статья Тема: СКРАЙБ-ПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел: дополнительное образование
СКРАЙБ-ПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Новые
стандарты
образования
открывают
перед
преподавателями
широкие
возможности выбора и вариации различных форм и методов проведения урока. Что нужно
современному
обучающемуся?
Минимально
затратить
свое
время
и
получить
максимальный
результат. Сегодня большинство преподавателей
используют на уроках
слайд-презентации для визуализации информации – это норма современного обучения.
К
сожалению,
презентации
чаще
имеют
обезличенный
показ
набора
слайдов,
позаимствованных из нескольких старых презентаций и немного отредактированных, тем
самым совершая ошибку. Используя всевозможные эффекты PowerPoint, большая часть
усилий
преподавателей
затрачивается
на
две
вещи:
уместить
на
слайды
всю
информацию и придать красивый вид.
А ведь, презентация тоже может быть
« ж и в о й » ,
к а к
и
р а с с к а з
с а м о г о
преподавателя. Презентация должна помочь
преподавателю
донести
свои
идеи,
а
не
сковывать его рамками слайда. Она может
быть
интересной,
привлекать
внимание
к
теме предмета, а не отвлекать от нее.
Идей для оптимизации образовательного процесса
множество.
Хочется
поделиться
одной
из
них,
которая
позволяет
решить
названные
выше
проблемы легко, современно и эффективно – применение скрайбинга или его элементов на
уроках истории и обществознания. Использование скрайба гораздо понятнее и интереснее,
чем чтение параграфов учебника.
Эта новейшая техника презентации называется "скрайбинг", (от английского Scribe -
набрасывать
эскизы
или
рисунки), изобретенная
британским
художником
Эндрю
Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний. С
одной стороны - это эффектно. С другой стороны - это, действительно, шаг вперед по
сравнению с Powerpoint.
Рассмотрим три ключевых аспекта в работе по созданию скрайб-презентации.
Первый
аспект
–
навыки
визуализации.
Скрайбинг
превращает
тезисы
презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Скрайберу
(специалист
скрайб-презентации)
не
обязательно
владеть
техникой
классического
рисунка,
но
он
должен
понимать,
как
правильно
и
понятно
заменять
глаголы и существительные на символы, и образы в форме зарисовок. Зачастую это может
оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд.
Второй
–
умение
работать
со
схемами. Скрайбинг
–
это
не
только
образные
рисунки. Наглядно продемонстрировать свои идеи можно, преобразовав их в графики,
матрицы, иерархические структуры и диаграммы. При этом все виды схем и рисунки
должны составлять целостный визуальный образ.
Третий аспект – навыки общения с аудиторией.
Основная цель преподавателя – донести до студентов
свои идеи и объяснить им, что они должны выполнять в
процессе
познания
изучаемой
темы.
При
этом
необходимо помнить, что аргументы должны следовать
друг за другом, а группу надо постоянно вовлекать в
процесс обучения.
Основная функция данного способа подачи информации – быстро и качественно донести
ее до студентов. Весомым плюсом в использовании скрайбинга является то, что все
иллюстрации можно подготовить заранее, и это позволит избежать ненужного волнения во
время проведения самого урока. При создании презентации могут использоваться готовые
картинки,
графики,
аудио-
и
видеоряд.
Грамотное
сочетание
слов
и
иллюстраций,
способное
наглядно
отобразить
основные
идеи
презентации – это и есть скрайбинг.
Скрайбинг можно использовать на любом уроке и
по
любой
теме.
Подойдет
он
для
объяснения
нового
материала
и
проверки
усвоенного,
может
быть
использован
как
средство
обобщения
изученного,
как
домашнее задание, как "мозговой штурм" и рефлексия на
уроке.
Наиболее
перспективно
использование
скрайб-презентаций
в
проектной
деятельности.
На
мой
взгляд,
процесс,
который
я
описала,
максимально интенсивно и эффективно работает для
проведения урока, где студенты работают в команде
над данной им проблемой. Ведь по сути, скрабинг -
это
опорные
сигналы
Шаталова
(давно
известные
каждому
преподавателю),
помноженные
на
технологии ХХI века.