Автор: Виденина Инна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №48 Ворошиловского района Волгограда" Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Методическая разработка Тема: Внеклассное мероприятие "День Конституции" Раздел: начальное образование
Цели урока: 1.Познакомить учащихся с историей Государственного герба
России
2.Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости за свою
страну.
3.Формировать у учащихся понимание сущности и значение Конституции и
государственных символов Российской Федерации
Оборудование: 1.Государственный герб России
2.Образцы гербов крупных городов нашей страны
3.Карта-схема «Наши соседи»
4.Аудиозапись гимна РФ
5. Образец поделки «Флаг Волгоградской области»
Ход урока.
12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник.
- Какой это праздник? слайд 1
- Что вы о нем знаете?
День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и
отмечается 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным
голосованием в 1993 году была принята Конституция РФ, а с 19 декабря 1994
этот праздник стал государственным.
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила,
по которым живут все жители России, и мы с вами тоже.
(обращение к Конституции) слайд 2
Она состоит из 9 глав, в каждой, из которой собрано по несколько статей.
В главе 9 описываются символы нашего государства.
- Какие символы вы можете назвать? (гимн, флаг, герб)
- Что представляет собой флаг?
Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными
по ширине полосами. Верхняя – белая, средняя –синяя, нижняя –красная.
- Что выражают эти цвета? слайд 3
Считается, что белый цвет выражает чистоту устремлений, синий
обозначает волю к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при
защите Родины.
Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Следующий символ –это гимн.
-Что вы можете сказать о нем? (ответы детей)
Гимн – официально принятая, торжественная песнь в честь государства,
которую слушают стоя. /слушают записи гимна. 1 куплет/
Музыку для гимна РФ написал Георгий Александров, текст – Сергей
Михалков.
Немного подробнее на нашем уроке мы остановимся и поговорим о гербах,
об истории возникновения российского герба.
- Что такое герб? (один из символов страны, знак отличия, эмблема)
- Где помещают изображение герба государства? (ответы детей) слайд4
Он изображается на государственных флагах, на государственных печатях,
которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы,
на бланках официальных бумаг, на зданиях правительства, на бумажных и
металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы указать принадлежность
тому или иному государству, городу или области.
Герб может быть различным по форме, по цвету; на гербах часто помещают
геометрические фигуры, растения, элементы живой и неживой природы, что
является признаком, отражающим ту или иную территорию.
Разберем это на примере Государственного герба России. слайд5
- Что изображено на Государственном гербе нашей страны? (ответы детей)
«Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный с
закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический
щит, с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой,
соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На
груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще, на
серебряном коне, поражающий копьем черного дракона.
Современный Государственный герб РФ был принят в декабре 2000 года.
Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих
крыльях –это символ единства народов России, живущих в двух частях света
–Европе и Азии.
/Обращение к Конституции/,откроем статью 65.
В статье 65 нашей Конституции написано о том, что в состав РФ входят
субъекты РФ: республики: Адыгея, Алтай, Бурятия и др; области: Амурская,
Архангельская, Астраханская, Владимирская и многие др; края; два города
федерального значения – Москва и С-Петербург. А всего 83 частей субъектов
РФ (показ карты).
Раньше эти части имели немного другие площади и назывались
губерниями, уездами, волостями./показ старого герба/ Герб отражает все то,
что было раньше.
В современной России каждая часть и субъект имеет свой герб и флаг.
– Скажите, как называется субъект РФ, в котором живем мы с вами? (ответ
детей)
Наша часть РФ или субъект называется Волгоградская область. (показ на
карте)
- Кто может сказать, какие субъекты являются нашими «соседями»? (ответы
детей)
Нашими «соседями» являются: Саратовская (слайд 6)
Астраханская (слайд 7 )
Ростовская (слайд 8)
Воронежская области ( слайд 9)
а также республика Калмыкия ( слайд 10)
Обращение к карте-схеме.
Давайте поиграем в игру «Угадай герб и флаг». /Показ флагов и гербов
наших «соседей», Волгоградской области и Москвы/ Слайд 11- По какому
признаку определил?
( В случае, если дети не отвечают, учитель называет и показывает флаги и
гербы наших «соседей». Дети пытаются запомнить)
Обратите внимание на герб Москвы( слайд 12).
- Что вы можете сказать о нем и о Государственном гербе? ( На гербе Москвы
и Государственном гербе присутствует один и тот же элемент – Серебряный
всадник)
В заключении урока мы выполним небольшую работу.
На столе у вас есть все необходимое. Посмотрите внимательно на флаг
Волгоградской области и выполните его сами.
Итог урока: Что нового узнали на уроке?
- Сколько всего частей субъектов в РФ?
- Как называется субъект, в котором мы живем?