Напоминание

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации.


Автор: Черняева Лариса Фаритовна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7"
Населённый пункт: город Мегион, пгт Высокий
Наименование материала: статья
Тема: Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации.
Раздел: начальное образование





Назад




Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации. В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России. Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии. Основные принципы инклюзивного образования:  по отношению к ребенку с ОВЗ – обучающемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;  по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – обучающимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);  по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия обучающихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;  по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;  по отношению к системе образования города в целом: оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности. Достижение цели осуществляется в ходе поэтапного решения следующих задач: - разработать нормативно-правовую и программно-методическую базу инклюзивного образования; - сформировать систему мониторинга эффективности реализации программы «Доступная среда»; - обеспечить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; - создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБОУ «СОШ №7» с сентября 2016-2017 учебного года обучаются три ребёнка с ОВЗ и пять детей-инвалидов. Детям с ОВЗ по решению ТПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной программе. В школе обучаются дети с ОВЗ варианта 5.1 и 7.1. Для данной категории детей были созданы специальные условия и составлены индивидуальные карты учёта динамики развития. В карту включены следующие разделы: социальная карта семьи, заключения ПМПк и ТПМПК, программы комплексного сопровождения, индивидуально-психологические особенности, познавательные процессы, речевое развитие, информация классного руководителя, результаты. В образовательном учреждении были разработаны: 1. Положение о реализации инклюзивной практики в ОУ; 2. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивного образования. 3. Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ТНР; 4. Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР; 5. Программа психолого-логопедического и социального сопровождения детей с ОВЗ. В настоящее время в МБОУ «СОШ №7» созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:  Повышение квалификации педагогов.  Материально – техническое и организационное обеспечение.  Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудован кабинет сенсорной комнаты, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании, полученном по федеральной целевой программе «Доступная среда»).  Создание толерантной среды: 1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. 2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования 3. Участие и проведение детских мероприятий, согласно плана работы школы. 4. Организация работы родительского лектория, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях инклюзивного образования. 5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов; педагогами и обучающимися). 6. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены, как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности. Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого- педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, что соответствует современным гуманистическим тенденциям и государственной политике. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, а также родителей.
Основными направлениями педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются следующие: -Педагогическая диагностика; -Разработка программ индивидуальной и фронтальной работы коррекционной направленности образовательного процесса; -Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий; -Мониторинг уровня речевого развития детей. Педагогическая диагностика обучающихся, имеющих нарушение речи, проводится учителями начальных классов два раза в год (на начало года и на конец года), на основании ее результатов составляется программа индивидуальной коррекционной работы. Для диагностики детей с ОВЗ используется адаптированный вариант тестовой методики диагностики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. У детей исследуются следующие компоненты языковой системы: слоговая структура слова, фонематическое восприятие, навыки словообразования, навыки словоизменения, навыки языкового анализа, связная речь, лексический строй речи. Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия. Первый раздел включает 2 блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемы ошибок. Результаты диагностики оформляются протоколом. Данные о ребенке, полученные в процессе комплексной диагностики, используются учителем начальных классов при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ и выборе методов обучения и коррекции. Учитель разрабатывает индивидуальную программу развития обучающегося, которая рассматривается и утверждается на ПМПк. Деятельность ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) включает в себя: проведение диагностики учащихся, разработку коррекционно - развивающих программ, создание системы мониторинга индивидуального уровня развития детей, создание условий для взаимодействия и обмена опытом учителями ОО. На консилиум учитель предоставляет:  Результаты диагностики в форме педагогической характеристики Фиксирует:  Трудности, которые испытывает ребенок в различных педагогических ситуациях;  Особенности индивидуальных черт его обучения и воспитания;  Особенности самочувствия. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы. Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми промежуточных и итоговых результатов. С помощью средств мониторинга образовательного процесса определяется степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, осуществляемого в школьном учреждении на развитие школьника. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы школьного образования. Большая роль в коррекционной работе отводится родителям детей с ОВЗ. Однако им также необходима помощь учителя. С родителями детей с ОВЗ в школе проводятся анкетирование, индивидуальные беседы по итогам диагностики, проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ».
В МБОУ «СОШ №7» созданная модель сопровождения детей с ОВЗ позволяет организовать эффективную работу по освоению образовательной программы данной категорией детей. В ходе реализации данных мероприятий значительное внимание уделяется мониторингу и корректировке результатов. Планируемые результаты Ожидаемые результаты Измерители, показатели Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов Включенность в реализацию плана воспитательной работы МБОУ «СОШ №7» Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах, НПК Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио Становление имиджа школы, через наработанный опыт по сопровождению детей с ОВЗ М о н и т о р и н г к о м ф о р т н о с т и образовательной среды школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; и зд а н и е рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров Учитывая принципы инклюзивного образования, чтокаждый человек ценен сам по себе вне зависимости от его способностей и ребенок с ОВЗ имеет право на общение с другими людьми, которые также нуждаются в нем, на поддержку и дружбу ровесников, нам предстояло решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющего их запросы и потребности в условиях инклюзивного класса. Очень важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В школе предстояло сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. 1.Руководство и контроль работы с детьми ОВЗ осуществляет заместитель директора, который является председателем ПМПк, ему подчиняются логопед, психолог, учителя предметники. 2.ПМПк заседает 1 раз в четверть и дает рекомендации по сопровождению детей с ОВЗ. Готовит пакет документов для ТПМПК. 3.Узкие специалисты (логопед, психолог, социальный педагог, педагог коррекционной физической культуры) и учителя предметники, обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ, согласно количеству недельных часов учебного плана, с учетом часов коррекционных занятий, организуют свою деятельность в соответствие с годовым планом работы школы. 4.Заместитель директора, курирующий инклюзивные классы, осуществляет мониторинг продвижения учащихся с ОВЗ с последующей коррекцией 1 раз в четверть.
5.Заместитель директора по воспитательной работе совместно с классным руководителем осуществляет мониторинг внеурочной деятельности и участия детей и их родителей в классных и общешкольных мероприятиях. 6.Директор школы оценивает промежуточные результаты внедрения модели на основе данных комплексного мониторинга и вносит предложения рабочей группе по коррекции стратегического плана. Предварительные результаты позволяют обозначить проблемы, которые определяются как первоочередные. В школе, к сожалению, нет дефектолога. Это первоочередная задача. Необходимо отметить и первые положительные результаты:  В школе целенаправленно поддерживается социализация обучающихся с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде;  В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений;  Социальное принятие обучающихся с ОВЗ улучшается за счет характерного для инклюзивного класса обучения в малых группах, где, постепенно, стирается грань между детьми.  В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Мы оцениваем риски внедрения модели инклюзивного образования и ее слабые стороны, но вместе с тем понимаем социальную значимость внедрения модели. Результаты первого полугодия 2016-2017 учебного года подтверждают правильность выбора школы. По данным мониторинга 100% детей с ОВЗ успешно адаптировались в инклюзивном классе, успевают по всем предметам, активно включаются во внеурочную и внеклассную деятельность класса и школы.


В раздел образования