Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации.
Автор: Черняева Лариса Фаритовна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7" Населённый пункт: город Мегион, пгт Высокий Наименование материала: статья Тема: Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации. Раздел: начальное образование
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательной организации.
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является
актуализация
ценности
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
которое
сегодня
с
полным
правом
может
считаться
одним
из
приоритетов
государственной образовательной политики в России.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной
школе – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения,
освоение
ими
общеобразовательной
программы,
важнейших
социальных
навыков
наряду
со
сверстниками
с
учетом
их
индивидуально-типологических
особенностей
в
познавательном,
физическом, эмоционально-волевом развитии.
Основные принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ОВЗ – обучающемуся общеобразовательного учреждения:
баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения -
адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям
ребенка и его семьи;
по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – обучающимся инклюзивного класса:
триединство
ориентиров
-
на
высокое
качество
освоения
общеобразовательной
программы
(академических
знаний),
конструктивную
социальную
активность
(развитие
социальной
компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
по
отношению
к
педагогу
–
учителю
инклюзивного
класса:
принятие
и
учет
различий,
индивидуального
своеобразия
обучающихся;
создание
ситуации
успеха
для
всех
учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе;
компромисс
между
общим
и
специальным
в
обучении;
создание
и
поддержание
атмосферы
принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное
образование
детей
с
ОВЗ:
адаптивность
образовательного
процесса,
образовательной
среды,
учебно-методического комплекса; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации
и
реабилитации;
командное
взаимодействие
педагогов,
организующих
процесс
обучения
и
социализации,
его
психолого-педагогическое
сопровождение;
развитие
толерантного
взаимодействия
участников
воспитательно-образовательного
процесса,
сотрудничество
с
родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса
обучения и социализации;
по
отношению
к
системе
образования
города
в
целом:
оптимизация
ресурсов
городской
системы
образования
(материально-технических,
нормативно-методических,
финансово-экономических,
организационных)
по
созданию
базовых
общеобразовательных
учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства;
поддержка
инноваций
в
инклюзивном
образовании;
повышение
психолого-педагогической
культуры педагогического сообщества и общественности.
Достижение цели осуществляется в ходе поэтапного решения следующих задач:
-
разработать
нормативно-правовую
и
программно-методическую
базу
инклюзивного
образования;
- сформировать систему мониторинга эффективности реализации программы «Доступная
среда»;
- обеспечить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В МБОУ «СОШ №7» с сентября 2016-2017 учебного года обучаются три ребёнка с ОВЗ и
пять детей-инвалидов. Детям с ОВЗ по решению ТПМПК было рекомендовано обучение по
адаптированной программе. В школе обучаются дети с ОВЗ варианта 5.1 и 7.1.
Для данной
категории детей были созданы специальные условия и составлены индивидуальные карты учёта
динамики развития. В карту включены следующие разделы: социальная карта семьи, заключения
ПМПк
и
ТПМПК,
программы
комплексного
сопровождения,
индивидуально-психологические
особенности, познавательные процессы, речевое развитие, информация классного руководителя,
результаты.
В образовательном учреждении были разработаны:
1.
Положение о реализации инклюзивной практики в ОУ;
2.
Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с
ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивного образования.
3.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ТНР;
4.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР;
5.
Программа психолого-логопедического и социального сопровождения детей с ОВЗ.
В настоящее время в МБОУ «СОШ №7» созданы необходимые материально-технические
условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию
инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:
Повышение квалификации педагогов.
Материально – техническое и организационное обеспечение.
Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудован кабинет сенсорной
комнаты, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании, полученном по
федеральной целевой программе «Доступная среда»).
Создание толерантной среды:
1.
Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их
отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.
2.
Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной
среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования
3.
Участие и проведение детских мероприятий, согласно плана работы школы.
4.
Организация работы родительского лектория, целью которого является формирование
установок,
определяющих
специфику
отношений
в
коллективе
в
условиях
инклюзивного
образования.
5.
Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию
толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов; педагогами и
обучающимися).
6.
Включение
всех
детей
с
ОВЗ
в
проведение
интеллектуальных,
воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены, как недостатками
внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и
общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов -
восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде
недостаточной
координации
движений,
двигательной
расторможенностью,
низкой
работоспособностью,
ограниченным
запасом
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире,
несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Инклюзивное образование в настоящее время является приоритетным в системе психолого-
педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, что соответствует современным
гуманистическим тенденциям и государственной политике.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной
организации зависит от
включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников, а
также родителей.
Основными
направлениями
педагогического
сопровождения
детей
с
ОВЗ
являются
следующие:
-Педагогическая диагностика;
-Разработка
программ
индивидуальной
и
фронтальной
работы
коррекционной
направленности образовательного процесса;
-Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
-Мониторинг уровня речевого развития детей.
Педагогическая
диагностика
обучающихся,
имеющих
нарушение
речи,
проводится
учителями начальных классов два раза в год (на начало года и на конец года), на основании ее
результатов составляется программа индивидуальной коррекционной работы.
Для диагностики детей с ОВЗ используется адаптированный вариант тестовой методики
диагностики
Т.А.
Фотековой,
Т.В.
Ахутиной.
У
детей
исследуются
следующие
компоненты
языковой
системы:
слоговая
структура
слова,
фонематическое
восприятие,
навыки
словообразования, навыки словоизменения, навыки языкового анализа, связная речь, лексический
строй речи.
Методика носит тестовый характер,
процедура ее проведения и система
оценки
стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить
степень
выраженности
нарушения
разных
сторон
речи,
а
также
удобно
для
прослеживания
динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Первый раздел включает 2 блока,
позволяющих определить уровень сформированности
экспрессивной и импрессивной речи.
Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи.
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с
учетом характера, степени тяжести и количества допускаемы ошибок.
Результаты диагностики оформляются протоколом.
Данные
о
ребенке,
полученные
в
процессе
комплексной
диагностики,
используются
учителем начальных классов при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ и
выборе
методов
обучения
и
коррекции. Учитель
разрабатывает
индивидуальную
программу
развития обучающегося, которая рассматривается и утверждается на ПМПк.
Деятельность
ПМПк
(психолого-медико-педагогического
консилиума)
включает
в
себя:
проведение диагностики учащихся, разработку коррекционно - развивающих программ, создание
системы
мониторинга
индивидуального
уровня
развития
детей,
создание
условий
для
взаимодействия и обмена опытом учителями ОО.
На консилиум учитель предоставляет:
Результаты диагностики в форме педагогической характеристики
Фиксирует:
Трудности, которые испытывает ребенок в различных педагогических ситуациях;
Особенности индивидуальных черт его обучения и воспитания;
Особенности самочувствия.
Сопоставление
речевых
профилей,
полученных
при
первичном
и
повторных
обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени
эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
Мониторинг образовательного процесса
основывается на анализе достижения детьми
промежуточных и итоговых результатов.
С помощью средств мониторинга образовательного
процесса
определяется
степень
освоения
ребёнком
образовательной
программы
и
влияние
образовательного процесса, осуществляемого в школьном учреждении на развитие школьника.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения
детьми основной общеобразовательной программы школьного образования.
Большая роль в коррекционной работе отводится родителям детей с ОВЗ. Однако им также
необходима помощь учителя.
С родителями детей с ОВЗ в школе проводятся анкетирование,
индивидуальные беседы
по итогам диагностики, проводятся индивидуальные консультации,
родительские собрания по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ».
В МБОУ «СОШ №7» созданная модель сопровождения детей с ОВЗ позволяет организовать
эффективную работу по освоению образовательной программы данной категорией детей. В ходе
реализации данных мероприятий значительное внимание уделяется мониторингу и корректировке
результатов.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты
Измерители, показатели
Повышение мотивации и качества
успеваемости обучающихся с ОВЗ
Мониторинг учебных достижений
обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их
образовательных результатов
Включенность в реализацию плана
воспитательной работы МБОУ «СОШ №7»
Проектная
деятельность,
участие
в
социальных
проектах
и
социально-значимой
деятельности, участие в творческих конкурсах,
НПК
Развитие научно-методического
обеспечения педагогического процесса
Научно-методические разработки;
электронная база методических рекомендаций
по сопровождению детей с ОВЗ
Устойчивый рост профессиональной
компетентности педагогов по комплексному
применению современных образовательных и
здоровьесберегающих технологий по
сопровождению детей с ОВЗ
Внутришкольные и городские семинары,
круглые
столы
по
проблемам
детей
с
ОВЗ,
открытые
уроки,
мастер-классы,
обобщение
опыта работы, методические портфолио
Становление имиджа школы, через
наработанный опыт по сопровождению детей с
ОВЗ
М о н и т о р и н г
к о м ф о р т н о с т и
образовательной среды школы; информация на
школьном
сайте;
наличие
в
библиотеке
специальной литературы; наличие в медиатеке
школы
электронных
изданий;
и зд а н и е
рекламных буклетов; совместные мероприятия
школы и социальных партнеров
Учитывая принципы инклюзивного образования, чтокаждый человек ценен сам по себе вне
зависимости от его способностей и ребенок с ОВЗ имеет право на общение с другими людьми,
которые также нуждаются в нем, на поддержку и дружбу ровесников, нам предстояло решить
проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющего их запросы и потребности в
условиях
инклюзивного
класса.
Очень
важно,
чтобы
дети
с
ОВЗ
могли
максимально
адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В
школе предстояло сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в
том
числе
с
инвалидностью,
может
быть
включен
в
образовательную
и
социальную
жизнь
учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в
коллективе сверстников.
1.Руководство и контроль работы с детьми ОВЗ осуществляет заместитель директора,
который
является
председателем
ПМПк,
ему
подчиняются
логопед,
психолог,
учителя
предметники.
2.ПМПк заседает 1 раз в четверть и дает рекомендации по сопровождению детей с ОВЗ.
Готовит пакет документов для ТПМПК.
3.Узкие
специалисты
(логопед,
психолог,
социальный
педагог,
педагог
коррекционной
физической
культуры)
и
учителя
предметники,
обеспечивают
психолого-педагогическое
сопровождение детей ОВЗ, согласно количеству недельных часов учебного плана, с учетом часов
коррекционных занятий, организуют свою деятельность в соответствие с годовым планом работы
школы.
4.Заместитель директора, курирующий инклюзивные классы, осуществляет мониторинг
продвижения учащихся с ОВЗ с последующей коррекцией 1 раз в четверть.
5.Заместитель директора по воспитательной работе совместно с классным руководителем
осуществляет мониторинг внеурочной деятельности и участия детей и их родителей в классных и
общешкольных мероприятиях.
6.Директор
школы
оценивает
промежуточные
результаты
внедрения
модели
на
основе
данных
комплексного
мониторинга
и
вносит
предложения
рабочей
группе
по
коррекции
стратегического плана.
Предварительные результаты позволяют обозначить проблемы, которые определяются как
первоочередные. В школе, к сожалению, нет дефектолога. Это первоочередная задача.
Необходимо отметить и первые положительные результаты:
В школе целенаправленно поддерживается социализация обучающихся с ОВЗ, что
способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, более
высокому
уровню
социального
взаимодействия
со
своими
здоровыми
сверстниками
в
инклюзивной среде;
В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения
учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений;
Социальное принятие обучающихся с ОВЗ улучшается за счет характерного для
инклюзивного класса обучения в малых группах, где, постепенно, стирается грань между детьми.
В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ,
видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Мы оцениваем риски внедрения модели инклюзивного образования и ее слабые стороны, но
вместе с тем понимаем социальную значимость внедрения модели. Результаты первого полугодия
2016-2017 учебного года подтверждают правильность выбора школы. По данным мониторинга
100% детей с ОВЗ успешно адаптировались в инклюзивном классе, успевают по всем предметам,
активно включаются во внеурочную и внеклассную деятельность класса и школы.