Автор: Доржиева Пагма Саномбаловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Кижингинская сош им.Х.Намсараева" Населённый пункт: с.Кижинга, Республика Бурятия Наименование материала: программа внеурочной деятельности Тема: "Юный краевед" Раздел: начальное образование
«Юный краевед»
количество часов: всего _68_часов; в неделю_ 2__ч.
Разработчик программы:
Доржиева П.С.,
учитель начальных классов
с. Кижинга, 2015 г.
I.
Пояснительная записка
Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине
Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.
Программа реализует духовно-нравственное развитие учащихся и разработана в
соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России. В
Концепции
с формулирована
высшая
цель
образования
—
в о с п и т а н и е
высоконравственного,
творческого,
компетентного
гражданина
России,
принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа
.
Для
современного
человека
стало
актуальным
восстановление
культурно-
исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с
детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи,
знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен,
преемственность поколений.
Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это
памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На
современном
этапе
развития
общества
изучение
родного
края
становится
актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Патриотическое воспитание
школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже,
содержательнее
будут
знания
учащихся
о
родном
крае
и
его
людях,
тем
более
действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям
своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать
гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности
мировой цивилизации.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к
родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно
важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии
с Положением о рабочей программе МКОУ «Кижингинская сош им.Х.Намсараева».
Программа «Юный краевед» имеет краеведческую направленность. Она создана в
предъюбилейный год, 2016 г. – год 75 летия Кижингинского района.
Новизной
данной
программы
является
то,
что
в
основе
лежит
системно-
деятельностный
подход,
который
создает
основу
для
самостоятельного
успешного
усвоения
обучающимися
новых
знаний,
умений,
компетенций,
видов
и
способов
деятельности
и
обеспечивает
соответствие
деятельности
обучающихся
их
возрасту
и
индивидуальным особенностям.
Цель:
воспитание
гражданина
России,
патриота
малой
родины,
знающего
и
любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.
Задачи курса :
1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру,
природу, географические особенности родного края.
2)
формирование
навыков
самостоятельной
познавательной
деятельности,
развивать
интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям,
находящимся вокруг;
3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего
края, его истории, культуре, природе;
5)
достижение
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
основной
образовательной программы основного общего образования
В
программе
заложена
содержательная
основа
для
широкой
реализации
межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
уроках
литературного
чтения,
окружающего
мира,
математики,
технологии,
изобразительного искусства, музыки.
Основные принципы , положенные в основу программы:
o
Принцип
доступности,
учитывающий
индивидуальные
особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
o
Принцип
демократичности,
предполагающий
сотрудничество
учителя
и
ученика;
o
Научности,
предполагающий
отбор
материала
из
научных
источников,
проверенных практикой;
o
Систематичности и последовательности
- знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы обучения :
o
Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, встречи с интересными людьми;
o
Наглядные методы: демонстрация рисунков, иллюстраций;
o
Практические методы: наблюдение, интервьюирование, составление презентаций
Power Point, исследование.
Формы организации занятий :
беседы, экскурсии, заочные путешествия,
посещение школьного музея, встречи с
участниками
исторических
событий,
интересными
людьми,
исследование,
работа
в
группах, использование Интернет- ресурсов.
Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и
экскурсионные занятия.
Срок реализации программы: на курс внеурочной деятельности «Юный краевед»
отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Программа рассчитана на учащихся 4-го класса.
Итоги
реализации
программы
могут
быть представлены через
презентации
проектов,
участие
в
конкурсах
и
олимпиадах
по
разным
направлениям,
выставки,
конференции.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Юный краевед».
Данная программа способствует формированию у младших школьников
следующих видов универсальных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
-историю образования своего села, района;
- символику района;
- выдающихся людей – уроженцев села, района;
- историко-культурные достопримечательности села, района;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свой народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Содержание программы
1. Введение - 2 ч.
Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юный краевед».
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие
места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
2. «Я и моя семья» - 8 ч.
Родительский
дом
–
начало
–
начал.
Мои
родители,
бабушка,
дедушка,
прадед,
прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического
древа.
3.
«Наша школа»- 10 часов
Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа
много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились
в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.
4. «Мой край на карте Родины» – 4 ч.
Республика Бурятия – частица России.
Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. г.Улан- Удэ – столица республики.
5.
«Моя малая родина» - 18 ч.
Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с
символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.
6.
«История села» - 7 ч.
Легенды и предания. Юбилей нашего района.
Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории
села.
7 . «Культура и быт родного края» - 4 ч.
Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев. Национальный костюм.
Народные праздники.
8.«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
Священные места села. «Ступа Джарун Хашор», Кижингинский дацан. Памятники.
9.«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
Писатели, поэты, музыканты, художники Кижингинского района.
10. обобщение – 3 ч.
Тематический план
Тема занятия
Содержание занятий
Дата
теория
практика
Введение – 2 ч.
1
Краеведение – наука о родном крае
1
2
Экскурсия «Природа - наш общий дом»
Сбор листьев осенних растений,
формирование букетов.
1
«Я и моя семья» - 8 ч.
3
Я и мое имя
1
4
Мои родители
1
5
Семейный архив
1
6 -7
Традиции моей семьи
1
1
«Наша школа»- 10 часов
11
Я - ученик. Права и обязанности ученика
1
12
Экскурсия по школе
1
13
Знакомство с историей школы. Экскурсия в
музей школы
1
14
Моя любимая школа.
П/р Сочинение: «Школа моей мечты»
1
15
Конкурс сочинений
1
16
Школьный архив. Судьбы выпускников
1
17
Традиции моей школы
1
18
Мои родители – выпускники школы?
(исследование)
1
19
Обработка и оформление результатов
исследования
1
20
Защита проекта
1
«Мой край на карте Родины» – 4 ч.
21
Республика Бурятия – частица России.
1
22
Флаг, герб, гимн Республики Бурятия.
1
23
г.Улан- Удэ – столица республики.
Виртуальная экскурсия
1
24
Обобщающее занятие. Викторина
1
«Моя малая родина» - 18 ч.
25
Моя малая родина
1
26
Кижингинский район.
1
27
Географическое положение района.
Встреча с автором книги «География
Кижинги» Дампиловым Е.-Ж.З.
1
28
Природа родного края.
Особенности зимы в нашем крае.
Наблюдение за погодой
0,5
0,5
29
Конкурс рисунков: « Зимушка-зима»
1
30
Знакомство с символами родного края.
1
31
Встреча с интересными людьми: автор
герба Кижинги – Гомбоев Г.Г.
1
32-
33
О чем шепчут названия улиц родного села.
Проектная работа: «Моя улица»
2
34
Защита проекта «Моя улица»
1
35
Промышленность и сельское хозяйство
района
2
36-40
Экскурсии в учреждения села:
-почта
-библиотека
- больница, торговые центры
-центр детского творчества, музыкальная
школа
5
41
-42
Обобщающее занятие
2
«История села» - 7 ч.
43
Исторические корни нашего села
1
44
Легенды и предания
1
45
История района.
1
46-47
Исследование:
Связь
моей
семьи
с
этапами развития села, района. Моя семья
2
в истории села.
48
-49
Защита проекта
2
«Культура и быт родного края» - 4 ч.
50
Изучение народных традиций и обычаев
1
51
Национальный костюм
1
52
П/р. Бурятские узоры
1
53
Национальный праздник «Сагаалган».
Просмотр презентации
1
«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
54
Священные места села
1
55
Наши земляки в ВОВ
1
56
Экскурсия на Аллею Памяти
1
57
Экскурсия: «Ступа Джарун Хашор»
1
58 -
59
Экскурсия в Кижингинский дацан
2
59
Проектная работа: выпуск буклета
2
«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
60
Писатели, поэты моего села
1
61
Музыканты моего края
1
62
Кижингинский народный театр.
Посещение РДК
1
64
Школьный образцовый ансамбль песни и
танца «Наран залаа»
1
65
Литературная студия.
Посещение занятия кружка
1
Обобщение – 3 ч.
66-67
Творческий проект: «Мое село в будущем»
2
68
Праздник «Мой край – мой дом родной»
1
Список литературы.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение,
2012. 32 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]:
под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.
5. Кижинга «Времен связующая нить», посвящается 70-летию образования
Кижингинского аймака, г. Улан-Удэ, 2011 г.
5. География Кижинги/Дампилов Е.-Ж.З., с.Кижинга, 2007
6. Учебное пособие «Моя малая Родина Кижинга», с.Кижинга, 2013 г.