Напоминание

"Юный краевед"


Автор: Доржиева Пагма Саномбаловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кижингинская сош им.Х.Намсараева"
Населённый пункт: с.Кижинга, Республика Бурятия
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Юный краевед"
Раздел: начальное образование





Назад





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный краевед»
количество часов: всего _68_часов; в неделю_ 2__ч. Разработчик программы: Доржиева П.С., учитель начальных классов
с. Кижинга, 2015 г.


I.

Пояснительная записка
Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать. Программа реализует духовно-нравственное развитие учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции с формулирована высшая цель образования — в о с п и т а н и е высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа . Для современного человека стало актуальным восстановление культурно- исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Кижингинская сош им.Х.Намсараева». Программа «Юный краевед» имеет краеведческую направленность. Она создана в предъюбилейный год, 2016 г. – год 75 летия Кижингинского района. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно- деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Цель:
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.

Задачи курса
: 1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру, природу, географические особенности родного края. 2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг; 3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников. 4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки.
Основные принципы
, положенные в основу программы: o Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; o Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; o Научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; o Систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основные
методы обучения
: o Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, встречи с интересными людьми; o Наглядные методы: демонстрация рисунков, иллюстраций; o Практические методы: наблюдение, интервьюирование, составление презентаций Power Point, исследование.
Формы организации занятий
: беседы, экскурсии, заочные путешествия, посещение школьного музея, встречи с участниками исторических событий, интересными людьми, исследование, работа в группах, использование Интернет- ресурсов. Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия.
Срок реализации программы: на курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). Программа рассчитана на учащихся 4-го класса.
Итоги
реализации программы могут быть
представлены
через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Юный краевед». Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:
-историю и традиции своей семьи; - фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях; - профессии своих родителей, бабушек, дедушек; -историю образования своего села, района; - символику района; - выдающихся людей – уроженцев села, района; - историко-культурные достопримечательности села, района; - историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи; - делиться собранной информацией с друзьями; - обобщать собранный материал; - проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут

сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свой народ и историю; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - адекватно воспринимать оценку учителя;
Содержание программы

1. Введение - 2 ч.
Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юный краевед». Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы. Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
2. «Я и моя семья» - 8 ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.
3.

«Наша школа»- 10 часов
Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.

4. «Мой край на карте Родины» – 4 ч.
Республика Бурятия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. г.Улан- Удэ – столица республики.
5.

«Моя малая родина» - 18 ч.
Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.
6.

«История села» - 7 ч.
Легенды и предания. Юбилей нашего района. Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.
7
.
«Культура и быт родного края» - 4 ч.
Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев. Национальный костюм. Народные праздники.
8.«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
Священные места села. «Ступа Джарун Хашор», Кижингинский дацан. Памятники.
9.«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
Писатели, поэты, музыканты, художники Кижингинского района.
10. обобщение – 3 ч.

Тематический план

Тема занятия

Содержание занятий

Дата

теория

практика

Введение – 2 ч.
1 Краеведение – наука о родном крае 1 2 Экскурсия «Природа - наш общий дом» Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
1

«Я и моя семья» - 8 ч.

3 Я и мое имя
1
4 Мои родители 1 5 Семейный архив 1 6 -7 Традиции моей семьи 1
1

8 -9
Моя родословная. П/р. Составление генеалогического древа
1

1

10
Зашита проекта
1

«Наша школа»- 10 часов
11 Я - ученик. Права и обязанности ученика 1 12 Экскурсия по школе 1 13 Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы 1 14 Моя любимая школа. П/р Сочинение: «Школа моей мечты» 1 15 Конкурс сочинений 1 16 Школьный архив. Судьбы выпускников 1 17 Традиции моей школы 1 18 Мои родители – выпускники школы? (исследование) 1 19 Обработка и оформление результатов исследования 1 20 Защита проекта 1
«Мой край на карте Родины» – 4 ч.
21 Республика Бурятия – частица России.
1
22 Флаг, герб, гимн Республики Бурятия.
1
23 г.Улан- Удэ – столица республики. Виртуальная экскурсия
1
24 Обобщающее занятие. Викторина 1

«Моя малая родина» - 18 ч.
25 Моя малая родина 1 26 Кижингинский район. 1 27 Географическое положение района. Встреча с автором книги «География Кижинги» Дампиловым Е.-Ж.З. 1 28 Природа родного края. Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой 0,5 0,5 29 Конкурс рисунков: « Зимушка-зима» 1 30 Знакомство с символами родного края.
1
31 Встреча с интересными людьми: автор герба Кижинги – Гомбоев Г.Г. 1 32- 33 О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица» 2 34 Защита проекта «Моя улица» 1 35 Промышленность и сельское хозяйство района 2 36-40 Экскурсии в учреждения села: -почта -библиотека - больница, торговые центры -центр детского творчества, музыкальная школа 5 41 -42 Обобщающее занятие 2
«История села» - 7 ч.
43 Исторические корни нашего села 1 44 Легенды и предания 1 45 История района. 1 46-47 Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья 2
в истории села. 48 -49 Защита проекта 2
«Культура и быт родного края» - 4 ч.
50 Изучение народных традиций и обычаев 1 51 Национальный костюм 1 52 П/р. Бурятские узоры 1 53 Национальный праздник «Сагаалган». Просмотр презентации 1
«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
54 Священные места села 1 55 Наши земляки в ВОВ 1 56 Экскурсия на Аллею Памяти 1 57 Экскурсия: «Ступа Джарун Хашор» 1 58 - 59 Экскурсия в Кижингинский дацан 2 59 Проектная работа: выпуск буклета 2
«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
60 Писатели, поэты моего села 1 61 Музыканты моего края 1 62 Кижингинский народный театр. Посещение РДК 1 64 Школьный образцовый ансамбль песни и танца «Наран залаа» 1 65 Литературная студия. Посещение занятия кружка 1
Обобщение – 3 ч.
66-67 Творческий проект: «Мое село в будущем» 2 68 Праздник «Мой край – мой дом родной» 1

Список литературы.

1.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
2.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
4.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с. 5. Кижинга «Времен связующая нить», посвящается 70-летию образования Кижингинского аймака, г. Улан-Удэ, 2011 г. 5. География Кижинги/Дампилов Е.-Ж.З., с.Кижинга, 2007 6. Учебное пособие «Моя малая Родина Кижинга», с.Кижинга, 2013 г.


В раздел образования