Автор: Панфилова Любовь Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: город Агрыз, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Коллективные формы организации учебного процесса Раздел: начальное образование
«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - эти слова,
вышедшие из-под пера И. С. Тургенева, несут в себе особую таинственную
силу. Русский язык один из самых сложных языков в мире, но, соблюдая
некий свод правил, всё-таки можно изучить его в совершенстве.
В нашем современном мире в основном при разговоре, мы уделяем
больше внимания тому, что мы говорим, но не менее важным является то, как
мы это произносим. Это не только показатель культуры речи, это проявление
уважения к родному языку, к своим собеседникам, да и к себе в первую
очередь.
Формирование орфоэпической компетенции произношения речи детей
в
процессе
обучения
является
актуальной
проблемой
многих
общеобразовательных учреждений. Так как развитие орфоэпических навыков
у
школьников
происходит
под
влиянием
социума,
очень
важно,
чтобы
педагоги были компетентны в области орфоэпии. В учебных программах по
русскому языку на уроках развития речи, обучающиеся должны повышать
свою культуру речи, обогащать словарный запас путём коммуникативной
деятельностью сотрудничества с педагогом. Учитель, в свою очередь, должен
использовать
словари, современные
образовательные
технологии
(ИКТ),
эффективно
их
применять
на
практике.
Поскольку
школьники
имеют
склонность к подражанию, педагог в целях применить это метод устной речи,
фундаментом которого будет улучшение и развитие правильной речи детей на
произносительном уровне.
Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В.
Ломоносов в «Российской грамматике» 1755 года. Так, В Москву стягивались
представители
как
северновеликорусского
окающего
наречия,
так
и
южновеликорусского
акающего,
которое
постепенно
укрепилось
и
к
XVII веку
стало господствующим. Неоценимый вклад в теорию современной
русской орфоэпии внёс Р. И. Аванесов в своей книге "Русское литературное
произношение". Он писал, что литературный язык объединяет людей,
говорящих по-русски, он необходим для преодоления языковых различий
между ними. Поэтому обязательным условием литературного языка должно
быть
наличие
языковых,
грамматических,
лексических
и
орфоэпических
норм. Различия в произношении отвлекают людей при общении, переключая
внимание с темы разговора на то, как говорит собеседник.
В процессе формирования орфоэпической компетенции целесообразно
использовать метод опоры на речевой слух- аудирование (слушание). Таким
образом, в
воспитании
произносительных
умений обучающиеся
быстро
осваивают орфоэпическими нормами. Поскольку орфоэпия тесно связана с
фонетикой и орфографией, повышение произносительной культуры означает
также
и
подъём
орфографической
грамотности
детей.
В
программе
по
русскому
языку
общеобразовательных
учреждений
нет
отдельной
темы
«Интонация»,
но
интонационное
развитие
возникает
при
обучении
выразительного
чтения,
а
также
раздела
«Синтаксис
и
пунктуация»
(изучаются
однородные
члены,
вопросительные
и
восклицательные
предложения и т.п.). Использование на уроках аудио- и видеозаписей также
благотворно
влияют
на
совершенствование
произносительных
норм
школьников. Этот метод помогает учителю выявить у детей способности
воспринимать и воспроизводить слышимый звуковой ряд.
Итак, основные орфоэпические ошибки у обучающихся - это диалекты,
акценты (для которых русский не родной), нарушение ударений. Огромную
роль в формировании орфоэпической компетенции произношения речи у
школьников
играет
правильная
речь
учителя.
Во
время
учебно-
воспитательного процесса нужно выполнять как можно чаще упражнений,
направленных на закрепление орфоэпических навыков учащихся. Сегодня
навык правильного говорения по-русски необходим всем, особенно будущим
деловым людям. И всё это ложится на плечи не только родителей детей, но и
современной школы и педагогов.
В своей практике на уроках русского языка я использую следующие
упражнения:
1. Расставьте ударения в словах, наиболее часто употребляемых в
лексиконе:
укра И нский сыт А
звон И шь голодн А
апостр О ф пл А тья,
н А чатый т У фля
пицц Е рия твор О г
т О рты О трочество
б А нты, кинз А
цеп О чка скул А
рак У шка базил И к
алког О ль катал Ог
2. Прочитайте текст, правильно расставив ударения:
1
. Звони́
т звонарь,
Звоня́
т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
2.В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала́
…
(А. Пушкин)
3. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется креме́
нь.
4. Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свё́
кла.
5.
Фено́
мен звони́
т по среда́
м,
Приня́
в догово́
р по года́
м,
Он о́
тдал экспе́
ртам эско́
рта
Хода́
тайство аэропо́
рта.
6. Сперва – То́
рты ешьте!
Их на кусочки режьте. Ошибкой будет
А следом – Есть торты́
!
Открывайте рты – (С. Белорусец)
И с наслажденьем
3. Создать мнемонические пары:
Б А нты – т О рты , монол О г – диал О г – катал О г , водопров О д-нефтепров О д
4. Составить предложения с этими словами.
В настоящее время учитель должен совершенствоваться, открывая для
себя
новые
горизонты;
уметь
владеть
новыми
педагогическими
технологиями,
навыка
работы
с
ИКТ.
Поэтому
особое
место
в
моей
педагогической
деятельности
является
изучение
и
внедрение
в
образовательный процесс передовых технологий обучения. У детей особый
интерес вызывают нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары,
читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты и другие. Все эти
упражнения можно сделать в виде презентаций, карточек с иллюстрациями и
т.п.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что орфоэпическая
компетенция школьников не только повышает культуру речи, самооценку, но
и помогает в дальнейшей успешной жизни обучающихся.