Напоминание

Коллективные формы организации учебного процесса


Автор: Панфилова Любовь Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Агрыз, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Коллективные формы организации учебного процесса
Раздел: начальное образование





Назад




«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - эти слова, вышедшие из-под пера И. С. Тургенева, несут в себе особую таинственную силу. Русский язык один из самых сложных языков в мире, но, соблюдая некий свод правил, всё-таки можно изучить его в совершенстве. В нашем современном мире в основном при разговоре, мы уделяем больше внимания тому, что мы говорим, но не менее важным является то, как мы это произносим. Это не только показатель культуры речи, это проявление уважения к родному языку, к своим собеседникам, да и к себе в первую очередь. Формирование орфоэпической компетенции произношения речи детей в процессе обучения является актуальной проблемой многих общеобразовательных учреждений. Так как развитие орфоэпических навыков у школьников происходит под влиянием социума, очень важно, чтобы педагоги были компетентны в области орфоэпии. В учебных программах по русскому языку на уроках развития речи, обучающиеся должны повышать свою культуру речи, обогащать словарный запас путём коммуникативной деятельностью сотрудничества с педагогом. Учитель, в свою очередь, должен использовать словари, современные образовательные технологии (ИКТ), эффективно их применять на практике. Поскольку школьники имеют склонность к подражанию, педагог в целях применить это метод устной речи, фундаментом которого будет улучшение и развитие правильной речи детей на произносительном уровне. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» 1755 года. Так, В Москву стягивались представители как северновеликорусского окающего наречия, так и южновеликорусского акающего, которое постепенно укрепилось и к XVII веку стало господствующим. Неоценимый вклад в теорию современной русской орфоэпии внёс Р. И. Аванесов в своей книге "Русское литературное произношение". Он писал, что литературный язык объединяет людей,
говорящих по-русски, он необходим для преодоления языковых различий между ними. Поэтому обязательным условием литературного языка должно быть наличие языковых, грамматических, лексических и орфоэпических норм. Различия в произношении отвлекают людей при общении, переключая внимание с темы разговора на то, как говорит собеседник. В процессе формирования орфоэпической компетенции целесообразно использовать метод опоры на речевой слух- аудирование (слушание). Таким образом, в воспитании произносительных умений обучающиеся быстро осваивают орфоэпическими нормами. Поскольку орфоэпия тесно связана с фонетикой и орфографией, повышение произносительной культуры означает также и подъём орфографической грамотности детей. В программе по русскому языку общеобразовательных учреждений нет отдельной темы «Интонация», но интонационное развитие возникает при обучении выразительного чтения, а также раздела «Синтаксис и пунктуация» (изучаются однородные члены, вопросительные и восклицательные предложения и т.п.). Использование на уроках аудио- и видеозаписей также благотворно влияют на совершенствование произносительных норм школьников. Этот метод помогает учителю выявить у детей способности воспринимать и воспроизводить слышимый звуковой ряд. Итак, основные орфоэпические ошибки у обучающихся - это диалекты, акценты (для которых русский не родной), нарушение ударений. Огромную роль в формировании орфоэпической компетенции произношения речи у школьников играет правильная речь учителя. Во время учебно- воспитательного процесса нужно выполнять как можно чаще упражнений, направленных на закрепление орфоэпических навыков учащихся. Сегодня навык правильного говорения по-русски необходим всем, особенно будущим деловым людям. И всё это ложится на плечи не только родителей детей, но и современной школы и педагогов. В своей практике на уроках русского языка я использую следующие упражнения: 1. Расставьте ударения в словах, наиболее часто употребляемых в лексиконе: укра
И
нский сыт
А

звон
И
шь голодн
А
апостр
О
ф пл
А
тья, н
А
чатый т
У
фля пицц
Е
рия твор
О
г т
О
рты
О
трочество б
А
нты, кинз
А
цеп
О
чка скул
А
рак
У
шка базил
И
к алког
О
ль катал
Ог
2. Прочитайте текст, правильно расставив ударения: 1 .
Звони́

т
звонарь,
Звоня́

т
в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. 2.В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой
задала́


(А. Пушкин) 3. Этот камень очень сильный И достаточно красивый. Бей его хоть целый день. Не расколется
креме́

нь.
4. Свёкла плакать начала, До корней намокла: – Я, ребята не свекла, Я, ребята, не свекла, Я, ребята,
свё́

кла.
5.
Фено́

мен звони́

т по среда́

м,

Приня́

в догово́

р по года́

м,

Он о́

тдал экспе́

ртам эско́

рта

Хода́

тайство аэропо́

рта.
6. Сперва –
То́

рты
ешьте! Их на кусочки режьте. Ошибкой будет А следом – Есть
торты́
! Открывайте рты – (С. Белорусец) И с наслажденьем 3. Создать мнемонические пары:
Б
А
нты – т
О
рты , монол
О
г – диал
О
г – катал
О
г , водопров
О
д-нефтепров
О
д 4. Составить предложения с этими словами. В настоящее время учитель должен совершенствоваться, открывая для себя новые горизонты; уметь владеть новыми педагогическими технологиями, навыка работы с ИКТ. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности является изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. У детей особый интерес вызывают нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты и другие. Все эти упражнения можно сделать в виде презентаций, карточек с иллюстрациями и т.п. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что орфоэпическая компетенция школьников не только повышает культуру речи, самооценку, но и помогает в дальнейшей успешной жизни обучающихся.


В раздел образования