Напоминание

Формула выбора профессии


Автор: Харченко Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр индивидуального развития"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: конспект урока
Тема: Формула выбора профессии
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема занятия:
Формула выбора профессии.
Ход занятия:
Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии. Дать вам совет на тему профессионального самоопределения могут педагоги, родители, знакомые, и даже совершенно случайные люди. Но насколько такой совет будет для вас грамотным и полезным, не обернется ли он "медвежьей услугой", где вы, делающий профессиональный выбор, будет расплачиваться долгие годы? Многие ученики склонны при выборе профессии руководствоваться её престижностью, уровнем заработной платы в специальности, интересами семьи: «У нас в семье все финансисты!» Зачастую родственники, рекомендуя выбрать ту или иную профессию, совершенно не учитывают способности и склонности ребенка. Чтобы быть успешным, определиться и сделать осознанный выбор будущей профессии, которая будет приносить и доход и удовольствие, необходимо обращаться к специалистам в профориентации. Например, к психологам за консультацией. Так же полезно принимать участие в тренингах как личностного роста, для более глубокого познания самого себя, так и в тренингах, направленных на изучение профессий, выработку определенных навыков, необходимых для выбора. Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня, Где,
Хочу
– это твои Интересы и Склонности. Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.
Могу
– твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация. Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих
знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.
Надо
– возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда. Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них: На этапе
«Хочу»:
Решение принимается не самостоятельно. Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты? На этапе
«Могу»:
Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи. На этапе
«Надо»:
Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.
Задание
для осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и «должен».
Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». (Я должен убираться каждый день в комнате. Я должен продолжать профессии моей семьи). Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться. 1.Что изменилось? 2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу». 3.Как меняется ваше мнение к деятельности? Рекомендации педагогам: необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и в ходе обсуждения разобрать утверждения. 3. Практическая работа. Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии. Учащиеся формулируют правила: 1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию. 2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.). 3. Выбрать наиболее привлекательную профессию. 4. Подробно изучить выбранную профессию. 5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами. 6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант. 7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ). Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие игровых моментов. Игра «Летает, не летает» Психолог: Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если - нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали. Самолёт Пароход Планер Комод Стол Оса Гранат Агат Топор Орёл Коса Пчела Стрекоза Глаза Муха Вертолёт Ручка Заяц Скворец Стул Фанера Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо. Рекомендации педагогам: обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает - не летает» - фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение. 4. Подведение итогов. Ответы учащихся на вопросы педагога:  О чем мы с вами сегодня говорили?  Что важного я сегодня узнал (а)?
 Что пригодится мне в будущем?  Какие правила выбора профессии тебе известны?  Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?  Почему важно узнать о профессии как можно больше?  Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?  В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле. (Ответы детей) Правила выбора профессии вы уже знаете, а советы, которых надо придерживаться при выборе профессии я предлагаю вам прочесть в буклете. 5.Рефлексия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь. Данный этап состоит из двух: ответы учащихся на вопросы педагога и ритуал прощания. Слайд 6 Вопросы для рефлексии:  Как я оцениваю занятие?  Моя работа на занятии?  Работа педагога? Рекомендации педагогам: обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первых занятиях прививаются навыки рефлексии. Ритуал прощания: упражнение «Спасибо за приятное занятие». Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите, церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!» (ритуал прощания) Рекомендации педагогам: использовать упражнения для ритуала прощания необходимы, они дают положительные эмоции, и желание снова встретится на занятии. Можно использовать и другие упражнения для ритуала прощания, но в нашем объединении это упражнение стало традиционным.


В раздел образования