Автор: Харченко Светлана Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр индивидуального развития" Населённый пункт: г. Сургут Наименование материала: конспект урока Тема: Формула выбора профессии Раздел: дополнительное образование
Тема занятия: Формула выбора профессии.
Ход занятия:
Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии.
Дать вам совет на тему профессионального самоопределения могут педагоги, родители,
знакомые, и даже совершенно случайные люди. Но насколько такой совет будет для вас
грамотным и полезным, не обернется ли он "медвежьей услугой", где вы, делающий
профессиональный выбор, будет расплачиваться долгие годы? Многие ученики склонны
при выборе профессии руководствоваться её престижностью, уровнем заработной платы в
специальности, интересами семьи: «У нас в семье все финансисты!»
Зачастую родственники, рекомендуя выбрать ту или иную профессию, совершенно не
учитывают способности и склонности ребенка.
Чтобы быть успешным, определиться и сделать осознанный выбор будущей профессии,
которая будет приносить и доход и удовольствие, необходимо обращаться к специалистам
в профориентации. Например, к психологам за консультацией. Так же полезно принимать
участие в тренингах как личностного роста, для более глубокого познания самого себя, так
и в тренингах, направленных на изучение профессий, выработку определенных навыков,
необходимых для выбора.
Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И
ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на
них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не
сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору
специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет
любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня,
Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.
Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной
инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в
свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать
удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь
быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения
престижной и высокооплачиваемой работы.
Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.
Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам
не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих
знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что
тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную
профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит
удовольствия – оставь другим.
Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не
зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую
профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на
подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В
этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и
всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но
тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало
профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты
можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:
На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.
Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с
аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично,
но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может,
хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же
действительно хочешь именно ты?
На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с
профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить
по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой
специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить
животных и быть ветеринаром – разные вещи.
На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты,
нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия,
что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля
переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на
компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда,
найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про
ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и
осторожен.
Задание для осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и «должен».
Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». (Я должен
убираться каждый день в комнате. Я должен продолжать профессии моей семьи). Теперь
напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу».
Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы
готовы согласиться.
1.Что изменилось?
2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».
3.Как меняется ваше мнение к деятельности?
Рекомендации педагогам: необходимо обратить внимание при выполнении задания не все
обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и в ходе обсуждения разобрать
утверждения.
3. Практическая работа.
Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из
этого, сформулировать правила выбора профессии.
Учащиеся формулируют правила:
1.
Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и
специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий
профессию.
2.
Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты
характера, здоровье и др.).
3.
Выбрать наиболее привлекательную профессию.
4.
Подробно изучить выбранную профессию.
5.
Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями,
посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
6.
Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии,
иметь запасной вариант.
7.
Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации
профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три
параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?»,
«Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та
профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО
ВЫБОРА ПРФЕССИИ).
Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий,
выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если
ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях
благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие
игровых моментов.
Игра «Летает, не летает»
Психолог: Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду
произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот
объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если - нет, то
присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.
Самолёт
Пароход
Планер
Комод
Стол
Оса
Гранат
Агат
Топор
Орёл
Коса
Пчела
Стрекоза
Глаза
Муха
Вертолёт
Ручка
Заяц
Скворец
Стул
Фанера
Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их,
закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.
Рекомендации педагогам: обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает -
не летает» - фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять
напряжение.
4. Подведение итогов.
Ответы учащихся на вопросы педагога:
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что важного я сегодня узнал (а)?
Что пригодится мне в будущем?
Какие правила выбора профессии тебе известны?
Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?
Почему важно узнать о профессии как можно больше?
Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при
выборе профессии?
В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все
три параметра, заложенные в этом правиле.
(Ответы детей)
Правила выбора профессии вы уже знаете, а советы, которых надо придерживаться при
выборе профессии я предлагаю вам прочесть в буклете.
5.Рефлексия.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную
связь.
Данный этап состоит из двух: ответы учащихся на вопросы педагога и ритуал прощания.
Слайд 6
Вопросы для рефлексии:
Как я оцениваю занятие?
Моя работа на занятии?
Работа педагога?
Рекомендации педагогам: обсуждение итогов занятия, или рефлексия является
обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания
занятия в ходе заключительного обсуждения.
Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на
первых занятиях прививаются навыки рефлексии.
Ритуал прощания: упражнение «Спасибо за приятное занятие». Цель: создание ощущения
завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в
небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность
друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой
подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».
Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник,
берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за
приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все
держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник,
замкните круг и завершите, церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!»
(ритуал прощания)
Рекомендации педагогам: использовать упражнения для ритуала прощания необходимы,
они дают положительные эмоции, и желание снова встретится на занятии.
Можно использовать и другие упражнения для ритуала прощания, но в нашем
объединении это упражнение стало традиционным.