Напоминание

Проектная деятельность обучающихся начальной школы


Автор: Вознюк Диня Рахимзяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сейкинская СОШ"
Населённый пункт: С.Сейка, Чойский район, Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад





Проектная деятельность обучающихся начальной школы
Вознюк Д.Р. г. Горно-Алтайск voznyuk.dina@yandex «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Сегодня в начальной школе обучающемуся должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ведущая педагогическая идея
учебного проекта – один из путей формирования: - готовности к целеполаганию; - готовности к оценке; - готовности к действию; - готовности к рефлексии; - готовности к самовоспитанию и самообразованию.
Цель:
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творче ские и коммуникативные спо собно сти у ч а щ и хс я , 1
определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предполагаемые результаты:
расширение кругозора; умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; умение планировать; сотрудничать друг с другом». [1, c. 9] Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько
групп

умений
, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: - исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); - социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); - оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт); - презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); - рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); - менеджерские (проектировать процесс; пла нироват ь деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.
Показателем готовности младших школьников к проектной

деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться); 2
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи); - оценочно-самооценочный. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на втором этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. «Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, 3
заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»» [2, с. 15] Работая в обычной школе по традиционной программе, задавала себе вопросы: “Почему у учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить учебные результаты?” При ознакомлении с той или иной темой дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли неинтересную, монотонную работу. А начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Считаю, что отсюда и возникла проблема: пассивности на уроках. Я постоянно находилась в поиске, как сделать обучение радостным и интересным. В результате многолетних раздумий на тему «
Как научить

учиться младшего школьника в современных условиях?
» мной был выбран проектный метод. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. “Человек рожден для мысли и действия”, - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Мы совершали первые шаги в проектную деятельность через коллективную творческую работу (КТР) “Моя малая Родина – Республика Алтая”. Чтобы вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; сформировать навыки совместной работы; интерес к предмету, развивать навыки публичных выступлений были взяты темы: «Горно-Алтайску - 80 лет», «Растения Республики Алтай», «Животные Республики Алтай», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая» и другие. Через год появились индивидуальные проекты: «К 250-летию вхождения Республики Алтай в состав России», «Экологические проблемы Телецкого озера», «Растения – эндемики Республики Алтай» и т.д. 4
Эти проекты были представлены на школьных научно- практических конференциях. Младшие школьники наравне со старшеклассниками представляли свои проекты. Для учащихся начальной школы полезно привыкание к научной терминологии, наблюдение за техникой выступлений, сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения. Обучающиеся получили не только грамоты, но и удовлетворение результатами проделанной работы. Многие изъявили желание продолжать работать над проектами. Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания: не только приобретение знаний, но и выработка навыков культуры общения, улучшение психологического микроклимата в группе.
Список использованной литературы:
1. Москвина, Ю. А. Как подготовить проект? / Ю.А. Москвина //Начальная школа. – 2008 - № 4 – С. 9. 2. Палат, Е.С. Метод проектов и обучение в сотрудничестве / Е.С. Палат. – М. Просвещение, 2009. – 151 с. 5


В раздел образования