Проектная деятельность обучающихся начальной школы
Автор: Вознюк Диня Рахимзяновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Сейкинская СОШ" Населённый пункт: С.Сейка, Чойский район, Республика Алтай Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность обучающихся начальной школы Раздел: начальное образование
Проектная деятельность обучающихся начальной школы
Вознюк Д.Р.
г. Горно-Алтайск
voznyuk.dina@yandex
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Образовательный
стандарт
нового
поколения
ставит
перед
начальным образованием новые цели. Сегодня в начальной школе
обучающемуся должны привить две группы новых умений. Речь идет,
во-первых,
об
универсальных
учебных
действиях,
составляющих
основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках
поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о
формировании
у
детей
мотивации
к
обучению,
о
помощи
им
в
самоорганизации и саморазвитии.
В современном динамично развивающемся информационном
обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения
добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во
всевозможных
ситуациях. Эти
задачи
позволяет
успешно
решать
проектная деятельность.
Метод
проекта
–
это
одна
из
личностно-ориентированных
технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического и творческого мышления.
«Метод проектов – это совместная деятельность учителя и
учащихся,
направленная
на
поиск
решения
возникшей
проблемы,
проблемной
ситуации.
Соотношение
проблемы
и
практической
реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и
делает
метод
проектов
столь
привлекательным
для
системы
образования.
Проектная
и
исследовательская
деятельности
дают
возможность
формировать
на
их
основе
учебно-познавательную
деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности
сходны. Ведущая педагогическая идея учебного проекта – один из
путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовности к самовоспитанию и самообразованию.
Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные,
творче ские
и
коммуникативные
спо собно сти
у ч а щ и хс я ,
1
определяющих формирование компетентной личности, способной к
жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе,
ясно
представляющей
свои
ресурсные
возможности,
ресурсы
и
способы реализации выбранного жизненного пути.
Предполагаемые результаты: расширение кругозора; умение
находить
источники
информации;
извлекать
информацию,
относящуюся
к
теме;
умение
планировать;
сотрудничать
друг
с
другом». [1, c. 9]
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной
школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп
умений , на которые проектная деятельность оказывает наибольшее
влияние:
-
исследовательские
(генерировать
идеи,
выбирать
лучшее
решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности,
оказывать
помощь
товарищам
и
принимать
их
помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в
нужное русло);
-
оценочные
(оценивать
ход,
результат
своей
деятельности
и
деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной
информации; выявлять, какой информации или каких умений не
достаёт);
-
презентационные
(выступать
перед
аудиторией;
отвечать
на
незапланированные
вопросы;
использовать
различные
средства
наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные
(отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему
мне
необходимо
научиться?»;
адекватно
выбирать
свою
роль
в
коллективном деле);
-
менеджерские
(проектировать
процесс;
пла нироват ь
деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять
обязанности при выполнении коллективного дела).
Для продуктивного использования проектно-учебной
деятельности, для становления субъектности младших школьников в
процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные
педагогические условия.
Показателем готовности младших школьников к проектной
деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом,
умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
2
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность
алгоритма
сравнительного
анализа;
умения
вычленять
существенный
признак,
соотношение
данных,
составляющих
условие
задачи;
возможность
выделять
общий
способ
действий;
перенос
общего
способа
действий
на
другие
учебные задачи);
- оценочно-самооценочный.
Проектная деятельность может быть эффективно использована,
начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную
систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа,
которая последовательно применяет этот метод, строится как серия
взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных
задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с
усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать
необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным
считается
тот
проект,
для
исполнения
которого
необходимы
различные
знания,
позволяющие
разрешить
целый
комплекс проблем.
Ученическое проектирование становится популярной формой
организации
творческой
активности
учащихся
в
образовательных
учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги
находят
многочисленные
и
самые
разнообразные
аргументы.
Ученическое
проектирование
–
это
процесс
работы
над
учебным
проектом,
процесс
достижения
намеченного
результата
в
виде
конкретного «продукта» (проекта).
Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она
своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я
выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как
равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для
исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их
творческой
работы,
то
на
втором
этапе
ученики
самостоятельно
выбирают
тему,
которую
им
интересно
решить.
Здесь
я
только
помогаю
последовательно
определить
цели
и
правильно
наметить
пути преодоления каждого этапа.
Вывод:
проектная
деятельность
способствует
формированию
ключевых
компетентностей
учащихся,
подготовки
их
к
реальным
условиям
жизнедеятельности.
Выводит
процесс
обучения
и
воспитания из стен школы в окружающий мир.
«Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося
немецкого
драматурга
и
философа
Г.Э.
Лессинга: «Спорьте,
3
заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и
криво, да сами»» [2, с. 15]
Работая в обычной школе по традиционной программе, задавала
себе вопросы: “Почему у учеников такой уровень знаний? Как помочь
детям улучшить учебные результаты?” При ознакомлении с той или
иной темой дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и
воспроизводили
текст,
на
мой
взгляд,
выполняли
неинтересную,
монотонную
работу.
А
начальная
школа,
как
магнит,
должна
притягивать
учеников
своей
интересной,
содержательной
жизнью.
Считаю, что отсюда и возникла проблема: пассивности на уроках. Я
постоянно находилась в поиске, как сделать обучение радостным и
интересным.
В результате многолетних раздумий на тему « Как научить
учиться младшего школьника в современных условиях? » мной
был выбран проектный метод.
В методике обучения преобладает поисковая и творческая
деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно
добывать
знания,
применять
их
в
нестандартных
ситуациях,
размышлять, фантазировать, играть.
“Человек рожден для мысли и действия”, - говорили древние
мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим
союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Приступая к
проектированию
с
младшими
школьниками,
следует
учесть,
что
большинство
малышей
еще
не
имеют
постоянных
увлечений.
Их
интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к
ее
выполнению
надо
немедленно,
пока
не
угаснет
интерес.
Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе,
незаконченному проекту.
Мы совершали первые шаги в проектную деятельность через
коллективную
творческую
работу
(КТР) “Моя
малая
Родина
–
Республика Алтая”. Чтобы вовлечь каждого учащегося в активный
познавательный процесс; сформировать навыки совместной работы;
интерес к предмету, развивать навыки публичных выступлений были
взяты
темы:
«Горно-Алтайску
-
80
лет»,
«Растения
Республики
Алтай»,
«Животные
Республики
Алтай»,
«Телецкое
озеро
-
жемчужина Алтая» и другие.
Через год появились индивидуальные проекты: «К 250-летию
вхождения
Республики
Алтай
в
состав
России»,
«Экологические
проблемы
Телецкого
озера»,
«Растения
–
эндемики
Республики
Алтай» и т.д.
4
Эти проекты были представлены на школьных научно-
практических
конференциях.
Младшие
школьники
наравне
со
старшеклассниками
представляли
свои
проекты.
Для
учащихся
начальной
школы
полезно
привыкание
к
научной
терминологии,
наблюдение за техникой выступлений, сравнение себя с ровесниками
и
учащимися
старших
классов,
расширение
круга
общения.
Обучающиеся
получили
не
только
грамоты,
но
и
удовлетворение
результатами
проделанной
работы.
Многие
изъявили
желание
продолжать работать над проектами.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества
использования
метода
проектов
в
достижении
качественно
нового
уровня обучения и воспитания: не только приобретение знаний, но и
выработка навыков культуры общения, улучшение психологического
микроклимата в группе.
Список использованной литературы:
1.
Москвина,
Ю.
А.
Как
подготовить
проект?
/
Ю.А.
Москвина
//Начальная школа. – 2008 - № 4 – С. 9.
2. Палат, Е.С. Метод проектов и обучение в сотрудничестве / Е.С.
Палат. – М. Просвещение, 2009. – 151 с.
5