Автор: Иванова Ирина Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ № 40" Населённый пункт: город Смоленск Наименование материала: конспект урока Тема: Как мы узнаем что-то новое Раздел: начальное образование
,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории МБОУ
«СШ №
40»
г
.
Смоленска
Конспект урока окружающего мира в
1
классе
по теме
: «
Как мы узнаём что
-
то новое
»
(
по курсу В
.
А
.
Самковой
,
Н
.
И
.
Романовой
)
Тип урока
:
комбинированный урок
.
Цели урока
:
Совершенствовать у учащихся умение получать знания из раз
-
личных источников
,
формировать
понятие
«
источники знаний
»;
развивать
умение пользоваться Толковым словарем
;
развивать умение проводить ис
-
следование
какого
-
либо
объекта
,
развивать
умение
сравнивать
,
обобщать
,
анализировать
,
делать выводы
,
обосновывать свою точку зрения
,
умение ра
-
ботать в паре
;
воспитывать бережное отношение к природе
.
Оборудование
:
·
Окружающий мир
:
учебник для
1
класса
/
В
.
А
.
Самкова
,
Н
.
И
.
Романова
.
–
М
.:
ООО
«
ТИД
«
Русское слово
–
РС
», 2011.
·
Рабочая тетрадь
.
·
Карточки
со
словами
:
«
источник
»,
«
источники
знаний
»
(
слова
разделены на слоги
).
·
Карточки
с
заданиями
для
работы
в
парах
;
2-3
картинки
с
изображением стрекозы
;
пиктограммы
,
соответствующие заданиям в
Рабочей тетради
.
·
Травина И
.
В
.
Насекомые
/
И
.
В
.
Травина
. –
М
.:
РОСМЭН
-
ПРЕСС
, 2011.
·
Выставка книг на тему
: «
Обитатели воды
».
Ход урока
1
этап урока
.
Организационный момент
Учитель
:
«
Ребята
,
сейчас у нас урок
.
Как он называется
?
Что мы изучаем на
уроках окружающего мира
?
Чем вам нравятся эти уроки
?»
(
Ответы
детей
)
Учитель
:
«
Чтобы ваша работа была успешной
,
пожелайте
,
пожалуйста
,
друг
другу удачи в работе
».
2
этап урока
.
Сообщение темы и целей урока
Учитель
:
«
Вчера мы с вами ходили на экскурсию
.
О чем вы узнали на
экскурсии
?
А
как
еще
можно
получать
новые
знания
?»
(
Ответы
детей
)
Учитель
:
«
Сегодня на уроке вы узнаете
,
каким образом можно получать
новые знания
.
Кто догадался
,
какая тема сегодняшнего урока
?»
Ученики
:
«
Как мы узнаём что
-
то новое
».
Учитель
:
«
Молодцы
!
Тема нам известна
.
Чем мы будем заниматься на
уро
ке
?»
(
Ответы детей
)
Учитель
:
«
Для чего нам нужно изучать эту тему
?» (
Ответы детей
)
3
этап урока
.
Изучение нового материала
Задание №
1
(
Работа в тетради на стр
. 18).
Учитель
:
«
Какие органы чувств помогают нам познавать окружающий мир
?»
Задание №
2
(
Работа с предметом исследования
)
Учитель
–
ученик
:
«
Яблоко румяное увидели в саду
.
Удивились
:
вот так яблоко
!
Взяли в руки
:
что почувствовали
?
Яблоко понюхали
?
Что чувствуем
?
Яблоко откусили
.
Что ощутили
?
Вы яблочко кушаете
,
а что слышите
?»
Задание №
3
(
работа с иллюстрациями
)
Учитель
: «
Рассмотрите иллюстрации
.
Что на них изображено
»
Чем похожи и
чем они отличаются друг от друга
?».
(
Ответы детей
).
(
Вывешивается
карточка
–
ИСТОЧНИК
(
слово разделено на слоги
)
Учитель
: «
Прочитаем это слово хором
.
Как вы думаете
,
что такое источник
?
Как можно уточнить значение слова
?
Где можно найти разные значения
этого слова
?»
Ученики отвечая на поставленные вопросы
,
высказывают свою точку зрения
.
Например
, «
Я думаю
,
что источник
–
это
…,
так как
….».
Заканчивается
беседа обращением к Толковому словарю
.
Задание №
4
(
работа с Толковым словарем
)
Учитель кратко рассказывает о назначении Толкового словаря
.
Хорошо
читающему
ребенку
предлагается
прочитать
значение
слова
ИСТОЧНИК из Толкового словаря
.
Учитель
: «
Что такое источники знаний
?
Предположите
,
из каких источников
можно получать знания
?»
(
Ответы детей
)
Задание №
5
(
работа с учебником на странице
28)
Учитель
: «
Проверим
,
кто из вас был прав и чьи предположения оказались
верны
.
Рассмотрите
картинки
на
странице
28.
Назовите
источники
зна
ний.
(
Ответы детей
)
На доске появляются карточки с надписями источников знаний
.
4
этап урока
.
Практическая работа
.
Работа в парах
Учитель
:
«
Я предлагаю вам провести практическую работу с использованием
различных источников знаний
.
Работать будем по парам
.
Вспомни
те,
пожалуйста
,
правила работы в парах
.
У вас на партах есть задания
,
карточки и книги к ним
.
Задание №
6.
Провести исследование стрекозы по картинке
(
или
муля
жу).
Оборудование
: 3
картинки с четким изображением стрекозы
в разных ракурсах
,
карточка с заданиями
:
Карточка
1.
Рассмотрите стрекозу на картинках
.
2.
Сосчитайте
,
сколько крыльев у стрекозы
?
Запишите
цифру в окошко.
3.
Сосчитайт
е
,
сколько
у
стрекозы
но
г
.
Запишите
цифру в окошко.
4.
Какое
тельце
у
стрекозы
?
Подумайте
,
как
вы
расскажете о нем ребятам
.
5.
Что удивило вас в стрекозе
?
Задание №
7.
Прочитать текст и узнать новую информацию о
насекомых.
Учащимся дается книга
«
Насекомые
»
и карточка с заданиями
Карточка
1.
Откройте книгу на странице
53.
2.
Найдите текст
,
который выделен звездочкой
.
3.
Прочитайте внимательно этот текст
.
4.
Подумайте
,
что
интересного
из
этого
рассказа
вы
расскажете ребятам
.
Задание №
8.
Подведем итоги наших исследований
(
Каждая пара
уче
ников
докладывает о результатах исследования
)
Учитель
:
«
Какие источники помогли вам получить эти знания
?
Как нужно
относиться к природе
?
Почему
?» (
Ответы детей
)
5
этап урока
.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась
,
потянулась
,
улыбнулась
.
Раз
–
росой она умылась
,
Два
–
изящно покружилась
,
Три
–
нагнулась и присела
,
На четыре
–
полетела
.
У реки остановилась
,
над водою закружилась
.
6
этап урока
.
Закрепление изученного материала
Задание №
9
(
работа по учебнику на странице
29)
Учитель
: «
Ребята
,
мы с вами проведём новое исследование
-
наблюдение
.
Откройте учебник на странице
29.
Ответьте на вопросы
:
1.
Куда пришли дети
?
2.
В какое время года дети пришли к водоему
?
Почему
?
3.
Чем заняты дети
?
4.
Можно ли сказать
,
что они увлечены своей работой
?
Почему
?
5.
Как вы думаете
,
что в сачке у девочки
?
6.
Что
нужно
сделать
детям
после
того
,
как
они
рассмотрят
обитателей водоема?
7.
Какие насекомые живут в воде
?
Личинки каких насекомых жи
вут
в воде?(
Ответы детей
)
Учитель
:
«
Какие источники помогли вам получить эти знания
?
Какие
телепередачи про животных вы смотрите
?
Что удивительного видели
?»
Задание №
10
(
работа с выставкой книг по теме
: «
Обитатели воды
»)
Учитель
:
«
Рассмотрите выставку книг
.
Какие из этих книг вам знакомы
.
Прочитайте их название и подумайте
,
о чем они могут нам рассказать
.
Что объединяет все эти книги
?»
Задание №
11 (
самостоятельная работа по тетради на странице
19)
Учитель
:
«
Выполните самостоятельно задание
».
7
этап урока
.
Итог урока
Учитель
:
«
Над какой темой работали сегодня на уроке
?
С
каким понятием мы сегодня познакомились
?
Какие источники помогают человеку получать новые знания
?
Понравился вам урок
?
Что нового узнали на уроке
?»
(
Ответы детей
)