Автор: Ляховецкая Виктория Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУДО ДМШ№1 Населённый пункт: г. Набережные Челны Наименование материала: статья Тема: Постановка игрового аппарата гармониста Раздел: дополнительное образование
Ляховецкая В.В.,
Преподаватель отделения народных инструментов
МАОУДОД ДМШ№1 г. Набережные Челны
Понятие постановки включает в себя выработку изменчивых форм руки в
движении, то есть по существу – движение рук. А. Гондельвейзер указывает,
что
руку надо не «ставить», а «двигать». «Законы постановки общие, но
имеют условный характер», - говорит другой известный пианист-педагог
Л.Николаев. Это же можно отнести и к постановке рук у гармониста.
Современная предлагаемая постановка является результатом эволюции
игры
на
гармони.
Её
усовершенствование,
а
с
1985г.
можно
сказать
возрождение,
более
сложный
репертуар,
созданный
гармонистами-
профессионалами С. Сметаниным, В. Масленниковым, В. Бессоновым, В.
Ерискиным, А. Устьянцевым, Е. Дербенко и другими вызвал потребность в
изменении постановки.
Сначала, во время игры на гармони, большой палец правой руки
вдевался в кожаную петлю за грифом, чтобы удерживать инструмент при
движении меха. Это до сих пор сохранилось у «черепашек», «саратовок»,
«тальянок», маленький диапазон и небольшой размер клавиатуры которых
позволяет руке работать на клавиатуре, не двигаясь по ней. С появлением
двухрядки,
увеличением
размеров,
расширением
диапазона
возникла
необходимость
освободить
большой
палец
от
функции
держать
инструмент. Появился сначала один
плечевой ремень, но его оказалось
недостаточно для устойчивости инструмента играющего, так необходимой
для мышечной свободы обеих рук. С появлением двух ремней большой палец
получил
возможность
принимать
участие
вместе
с
другими
пальцами
в
работе
на
клавиатуре. Это расширило технические возможности правой
руки.
Прежде всего, это ощущение свободы и гибкости запястья, а также
мышц
предплечья
и
кисти,
управляющих
пальцевыми
и
кистевыми
движениями. Держать пальцы надо так, как мы их держим в жизни, чтобы не
вызывать напряжения и усталости. Исходное положение такое, какое они
принимают, если расслабить мускулатуру и
при
этом
пальцы
слегка
закругляются. Затрачивается лишь то усилие, что необходимо для поворота
кисти с предплечьем к клавиатуре.
На гармони необходимо усвоить основные положения большого пальца,
так как от этого зависят технические возможности правой руки. Их три:
1) Большой палец за грифом.
2) Пальцы правой руки собраны. Большой палец началом или серединой
второй фаланги касается ребра грифа. При необходимости скользит по
нему.
3) Большой палец участвует в игре.
Эти положения отнюдь не статичны: они, как правило, всегда сочетаются.
При игре на гармони также используются две основные позиции правой
руки:
1) при игре гаммы до
мажор – первая позиция, вторым и четвёртыми
пальцами.
2) игра короткого арпеджио – вторая позиция (2, 3, 4, 5 – аппликатура).
3) и как разновидность – игра арпеджио с подкладыванием большого пальца
- длинное арпеджио. Большой палец приходится на ноту «соль» первой
октавы.
Проблемы постановки правой руки, возникающие у учащихся в начале
обучения:
1)
Общая зажатость ученика. В основе преодоления две предпосылки:
психологическая
(беседы,
расположить
ученика
к
себе,
завоевать
доверие) и физическая (упражнения на столе, с мячиком и т.п.)
Ошибки зажатия: большой палец сзади давит на гриф; вогнутая кисть,
рука упирается в гриф; пальцы пр.р. сильно давят на клавиши.
2) Вогнутое внутрь запястье.
3) Прижатый к себе локоть.
4) Прогибающиеся фаланги пальцев.
5) Высокий подъём пальцев при игре.
6) Игра лежачими пальцами.
Особенности постановки левой руки:
Поскольку левая рука выполняет три функции:1) сжим и разжим меха,
2)
нажатие
клавиш,
3)
передвижение
вдоль
клавиатуры
–
необходимо
тщательно
отрегулировать
ремень
для
левой
руки:
не
сильно
туго
и
не
чересчур
свободно,
дабы
не
вызывать
напряжение
в
руке.
Клавиши
на
гармони расположены так, что позиция при игре одна – вертикальная. На
начальном этапе рекомендуется следующее упражнение: основные басы 5 , 4,
3, 2 пальцами.
Большой палец необходимо выдвинуть максимально вперёд. В отличие
от баяна, на гармони первый ряд расположен от крышки, а не от меха, что
представляет
собой
определённую
трудность
при
постановке
большого
пальца левой руки, так как многие ученики, считая неудобным, достаточно
долго
сопротивляются.
Важно
в
этот
период
не
ослаблять
своего
педагогического внимания к этому вопросу. Можно попробовать поиграть
предыдущее упражнение на первом ряду, вспомогательном.
Правильная постановка правой руки гармониста:
Правильная постановка левой руки гармониста:
Вывод:
педагог
должен
знать
все
технические
ресурсы,
вытекающие
из
различных
положений
предплечья,
кисти,
пальцев
и
особенностей
рук
учащегося и уметь применять их для раскрытия содержания произведения,
помнить,
что
от
того
насколько
и
как
будут
закреплены
постановочные
навыки
зависит
технические
и
художественные
возможности
будущего
музыканта.
Литература
1.
Акимов
Ю.
Баян
и
баянисты
//
Сборник
методических
статей.
Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1974, с. 128
2.
Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне // Государственное
музыкальное издательство 1960, с.155
3.
Бендерский
Л.
Г.
Вопросы
методики
и
теории
исполнительства
на
народных
инструментах.
//
Сборник
методических
статей.
Средне-
Уральское книжное издательство 1990, с. 240
4.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. // Москва «Музыка» 1998, с.144
5.
Максимов В. Основы исполнительства и педагогики // Издательство
«Композитор» Санкт-Петербург 2004, с. 255