Словарная работа в подготовительный перод обучения
Автор: Разогреева Валентина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Пермский Гуманитарно-педагоический университет Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: статья Тема: Словарная работа в подготовительный перод обучения Раздел: начальное образование
Словарная работа в подготовительный период.
История
методики
организации
словарной
работы
в
младших
классах
школы
хранит
богатейший
арсенал
методических
приёмов,
способствующих
расширению,
уточнению и обогащению словарного запаса учащихся. В
связи с этим хотелось бы вспомнить разработанную К.Д.
Ушинским непревзойдённую по своей значимости систему
логических
упражнений,
ведущих
у
своей
значимости
систему логических упражнений, ведущих к систематизации
элементарных
знаний
детей
приёмам
логического
мышления. Возможности для проведения различного рода
словарно- семантических, словарно – логических, лексико –
стилистических
упражнений
более
чем
достаточно
на
уроках
обучения
грамоте,
грамматики
и
правописания,
чтения
и
внеклассного
чтения,
окружающего
мира
и
др.
Учебники по обучению грамоте дают возможность начать
работу по расширению словаря первоклассников, а также
над « наполняемостью» содержанием значений известных
и
неизвестных
детям
слов,
обозначающих
родовые
и
видовые понятия растительного и животного мира. Таким
языковым материалом для организации словарной работы
могли быть следующие слова, имеющие место в учебниках.
Растения:
деревья,
хвойные
деревья
(ель,
сосна),
лиственные
деревья
(осина,
ива,
тополь,
рябина),
кустарники
(малина,
сирень),
цветущие
растения
цветы
(роза, астра, ирисы), огородные растения ( салат, морковь,
капуста, лук) и др. Животные: морские (морж, акула, кит),
дикие
звери
(тигр,
зебра,
слон,
носорог),
домашние
животные
(кот,
собака,
овца,
кролик),
птицы:
домашние
птицы ( гусь, петух, курица, утка), дикие птицы ( аист, цапля,
страус, чиж, снегирь), рыбы ( окунь, карась, лещ, сом, щука),
насекомые ( пчела, оса, шмель, жук) и др.
Это далеко не полный перечень слов, которые могли
бы
быть
предметом
обогащения
словаря
учащихся
и
наполнения каждого слова внутренним содержанием. Ещё
больше возможности для формирования словаря младших
школьников
открывает
«Русская
азбука»
(Горецкий
В.Г.,
Кирюшкин В.А.)