Автор: Ишенина Татьяна Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "МСОШ№2 имени Шагдарова Ю.Б." Населённый пункт: Забайкальский край п.Могойтуй Наименование материала: конспект Тема: "Лирика Пушкина" 4 класс. Раздел: начальное образование
Тема: Лирика А.С. Пушкина.
Цель: Расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина.
Задачи:
1. На основе актуализации знаний учащихся о биографии писателя,
познакомить с произведением «Зимний вечер».
2. Способствовать развитию умения правильно понимать смысл
стихотворения и настроения лирического героя, развивать внимание к
авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.
Способствовать обогащению словарного запаса, развитию умения
сопоставлять связное высказывание, работать с дополнительной
литературой.
3. Воспитывать интерес к литературе.
A) Вводно-мотивационная часть
-Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее
Чем наши волшебные сказки.
-Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает
вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда,
проучивает чертей. Все это очень интересно!
-Сейчас внимание на экран. Мы вспомним любимые наши сказки. Нужно
ответить на вопрос, выбрав правильный вариант ответа.
б) Работа с интерактивной доской (показ слайдов ).
«Викторина по сказкам».
- Вы наверное уже догадались о творчестве какого замечательного,
великого, выдающегося писателя пойдет речь?
( о творчестве А.С. Пушкина)
В) Биография (показ слайдов)
Родился Александр Сергеевич очень давно. Однако его любят и читают до
сих пор. Оказывается, маленький Саша в 8 лет уже сочинял стихи. С
августа 1824 года по октябрь 1826 год поэт находился в ссылке (что
значит находился в ссылке? т.е. не имел права жить в Петербурге и в
Москве). Он в это время жил в Псковском имении своих родителей, в селе
Михайловском, где жила его няня, Арина Родионовна. Она была
крепостной крестьянкой Пушкиных.
-Давайте вспомним что такое лирическое стихотворение?
Лирическое стихотворение- это особый жанр поэзии. Главное в нем
передача чувств и мыслей автора читателю, сопереживание.
Новая тема:
-На этом уроке мы будем изучать стихотворение «Зимний вечер»
-По названию мы можем сказать, о чем это стихотворение?-А вам нравятся зимние вечера?
Г) Словарно- лексическая работа.
Веретено - ручное прядильное орудие.
Кроет – покрывает.
Лачужка – небольшая, старенькая избушка.
Обведшая кровля – старая разрушающаяся крыша.
(показ слайда).
Анализ стихотворения.
-Чьи чувства переданы в этом стихотворении.
( т.е. лирический герой – это сам поэт).
-Какое описание состояния природы и погоды в начале стихотворения?
( Создается образ бушующей вьюги, бури. Это буря окружает маленькую
избушку, создается ощущение заброшенности, затерянности, настроение
одиночества и тревоги).
- В данном случае к кому обращается наш лирический герой?
Давайте найдем это в тексте.
( Что же ты моя старушка, приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем своего веретена ?)
-Как вы думаете, лирический герой боится бури?
-Почему буря не пугает героя?
( Потому что герой находится у себя дома , он не затерянный путник в
буране. Кроме того, он не один, с ним «у огня » его добрая подружка,
старая няня.)
-Какие художественно-изобразительные средства поэтической речи
использует поэт?
( сравнение, олицетворение.)
-Найдите строки в стихотворении, где используется олицетворение?
( она завоет, заплачет, застучит.)
- Какими словами лирический герой обращается к своей няне?
- В лирическом стихотворении часто присутствует автобиографические
мотивы, т. е. связанные с жизнью и переживанием самого автора.
- Его няня знала очень много народных сказок, легенд, все их она ему
рассказывала в детстве которые потом он использовал в своем творчестве.
-Если в стихотворении строки подтверждающие наши слова?
( Спой мне песню как, как синица тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица за водой по утру шла )
-При чтении стихотворения создается какое ощущение?
( тревоги, одиночества, заброшенности)
-Чем лирический герой предлагает скрасить обстановку?
(… Выпьем, добрая подружка…)
-Какая буря бывает?
(снежная, песчаная, буря на море)- Какие ощущения могут быть в снежную бурю?
-А, может ли быть буря в душе поэта?
( прослушивание музыки )
Вывод:
-Читая его стихи, мы слышим голос самого поэта, учимся чувствовать его
настроение, проникаем в его мысли. Эта особенность присуща лирической
поэзии в целом.
-Пушкин у моря. Мне кажется находился в таком состоянии тревоги,
одиночества.
Судя по этой картине у него бушует буря в душе.
-В снежную бурю люди, какие ощущения испытывают?
( замерзли, холодно, трудно идти)
Попробуйте представить себя на минутку на их месте.
-Послушаем музыку.
-Были у вас все те ощущения, которые мы перечислили?
На столах лежат листы на которых написаны цвета со значением, нужно
выбрать те цвета- ощущения которые человек испытывает в непогоду, в
бурю?
Заключение:
Итак, какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее
впечатлениe?