Напоминание

"Лирика Пушкина" 4 класс.


Автор: Ишенина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "МСОШ№2 имени Шагдарова Ю.Б."
Населённый пункт: Забайкальский край п.Могойтуй
Наименование материала: конспект
Тема: "Лирика Пушкина" 4 класс.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Лирика А.С. Пушкина. Цель: Расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина. Задачи: 1. На основе актуализации знаний учащихся о биографии писателя, познакомить с произведением «Зимний вечер». 2. Способствовать развитию умения правильно понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя, развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Способствовать обогащению словарного запаса, развитию умения сопоставлять связное высказывание, работать с дополнительной литературой. 3. Воспитывать интерес к литературе. A) Вводно-мотивационная часть -Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски Но нет ничего интереснее Чем наши волшебные сказки. -Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда, проучивает чертей. Все это очень интересно! -Сейчас внимание на экран. Мы вспомним любимые наши сказки. Нужно ответить на вопрос, выбрав правильный вариант ответа. б) Работа с интерактивной доской (показ слайдов ). «Викторина по сказкам». - Вы наверное уже догадались о творчестве какого замечательного, великого, выдающегося писателя пойдет речь? ( о творчестве А.С. Пушкина) В) Биография (показ слайдов) Родился Александр Сергеевич очень давно. Однако его любят и читают до
сих пор. Оказывается, маленький Саша в 8 лет уже сочинял стихи. С августа 1824 года по октябрь 1826 год поэт находился в ссылке (что значит находился в ссылке? т.е. не имел права жить в Петербурге и в Москве). Он в это время жил в Псковском имении своих родителей, в селе Михайловском, где жила его няня, Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой Пушкиных. -Давайте вспомним что такое лирическое стихотворение? Лирическое стихотворение- это особый жанр поэзии. Главное в нем передача чувств и мыслей автора читателю, сопереживание. Новая тема: -На этом уроке мы будем изучать стихотворение «Зимний вечер» -По названию мы можем сказать, о чем это стихотворение?-А вам нравятся зимние вечера? Г) Словарно- лексическая работа. Веретено - ручное прядильное орудие. Кроет – покрывает. Лачужка – небольшая, старенькая избушка. Обведшая кровля – старая разрушающаяся крыша. (показ слайда). Анализ стихотворения. -Чьи чувства переданы в этом стихотворении. ( т.е. лирический герой – это сам поэт). -Какое описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? ( Создается образ бушующей вьюги, бури. Это буря окружает маленькую избушку, создается ощущение заброшенности, затерянности, настроение одиночества и тревоги). - В данном случае к кому обращается наш лирический герой? Давайте найдем это в тексте. ( Что же ты моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем своего веретена ?) -Как вы думаете, лирический герой боится бури? -Почему буря не пугает героя? ( Потому что герой находится у себя дома , он не затерянный путник в буране. Кроме того, он не один, с ним «у огня » его добрая подружка, старая няня.) -Какие художественно-изобразительные средства поэтической речи использует поэт? ( сравнение, олицетворение.) -Найдите строки в стихотворении, где используется олицетворение? ( она завоет, заплачет, застучит.) - Какими словами лирический герой обращается к своей няне? - В лирическом стихотворении часто присутствует автобиографические мотивы, т. е. связанные с жизнью и переживанием самого автора. - Его няня знала очень много народных сказок, легенд, все их она ему рассказывала в детстве которые потом он использовал в своем творчестве. -Если в стихотворении строки подтверждающие наши слова? ( Спой мне песню как, как синица тихо за морем жила, Спой мне песню, как девица за водой по утру шла ) -При чтении стихотворения создается какое ощущение? ( тревоги, одиночества, заброшенности) -Чем лирический герой предлагает скрасить обстановку? (… Выпьем, добрая подружка…) -Какая буря бывает? (снежная, песчаная, буря на море)- Какие ощущения могут быть в снежную бурю? -А, может ли быть буря в душе поэта? ( прослушивание музыки ) Вывод:
-Читая его стихи, мы слышим голос самого поэта, учимся чувствовать его настроение, проникаем в его мысли. Эта особенность присуща лирической поэзии в целом. -Пушкин у моря. Мне кажется находился в таком состоянии тревоги, одиночества. Судя по этой картине у него бушует буря в душе. -В снежную бурю люди, какие ощущения испытывают? ( замерзли, холодно, трудно идти) Попробуйте представить себя на минутку на их месте. -Послушаем музыку. -Были у вас все те ощущения, которые мы перечислили? На столах лежат листы на которых написаны цвета со значением, нужно выбрать те цвета- ощущения которые человек испытывает в непогоду, в бурю? Заключение: Итак, какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатлениe?


В раздел образования