"Использование различных элементов графики в изображении растений"
Автор: Тубасова Ольга Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ п. Айхал Населённый пункт: РС(Якутия), Мирнинский район, п. Айхал Наименование материала: Методический доклад Тема: "Использование различных элементов графики в изображении растений" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа» п. Айхал
Республика Саха (Якутия)
«Использование различных
элементов графики в
изображении растений»
Тубасова Ольга Николаевна
преподаватель художественного отделения
п. Айхал 2015 г.
Элементы графики:
1. Точка
2. Линия
3. Штрих
4. Пятно
Задачи задания:
1. Развить творческий подход в изображении и отражении характерных черт и
состояний элементов окружающего мира, природы при ограниченном выборе
изобразительных материалов.
2. Научить работать по памяти, представлению, воображению.
3. Научить умению создавать сильную композицию с очевидным центром,
вызывающим притяжение.
4. Развить самостоятельность в выборе средств выразительности при создании
индивидуального образа растения или предмета.
Теоретическая часть предполагает знакомство с различными рисовальными
техниками, правилами построения композиции, работу с иллюстративным
материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний.
Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией,
натурных зарисовок, упражнений на исследование возможностей графических
материалов и способами работы с ними.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей.
Рисование композиции с цветами и плодами было излюбленной формой
освоения азов изобразительного искусства по всей Европе. Известно, что
основным видом натюрморта в Академии художеств в России еще с XVIII века
была «Живопись цветов и плодов с насекомыми».
Внешний мир обеспечивает немыслимое разнообразие растений в
естественной среде обитания. К сожалению, мы проживаем в условиях севера и
здесь, более чем где-либо, существуют сезонные ограничения. Поэтому так
необходимо развитие зрительной памяти и образного мышления у детей.
В детских работах изначально преобладает линейное изображение
предметов, а использование других техник рисунка воспринимается как
добавочное, т. е. вторичное (по типу разукрашки).
Это упражнение дает возможность почувствовать, что любая из графических
техник может быть использована как самостоятельная, а не дополняющая.
Природные формы рисовать особенно трудно, так как они зачастую
представляются сложнейшим сочетанием разнообразных текстур, конструкций
и форм. Чтобы работы получились предельно содержательными, с насыщенной
фактурой, сначала выполнялись зарисовки карандашом отдельных элементов
(листьев, цветов, плодов) и писали акварельные этюды растений – т. е. дети
собирали рабочий материал, который даст возможность глубже и тоньше
прочувствовать линию.
В карандашных и живописных рисунках растений штрих более материален и
эмоционально насыщенный, чем в графике. Графическое изображение дает
возможность почувствовать и подчеркнуть форму, рисовальную пластику
движения линии.
Для передачи разнообразия фактур, – особенно в графических монохромных
работах, - не всегда достаточно только линейного изображения. В подобных
работах естественней использовать комбинацию из разных графических техник
одновременно.
Это упражнение позволяет ребенку самому определить, какую комбинацию
графических средств выражения задуманного он будет применять для
достижения яркого образа. В данном случае мы используем сочетание четырех
основных технических приема для передачи материальности и декоративности
предмета – точка, линия, штрих, пятно – знакомые детям по предыдущим
заданиям.
Длинные извилистые линии, короткий штрих, насыщенное глубиной пятно
легко моделируют любую форму с объемными характеристиками, - дают
возможность прочувствовать и передать само движение.
Монохромность техники подходит для детализации изображения. В
дальнейшем ученикам гораздо проще освоить технику исполнения и понять
принципы орнаментально-пластической организации книжного декора,
ритмику и орнаментальность стилизованных растительных изображений.
Предложенная последовательность заданий позволяет сделать доступным
осознанное создание композиции, включая умение организовать картинную
плоскость, владение техническими приемами, образное и ассоциативное
мышление.
Постепенно перед детьми раскрывается самый важный аспект рисования
растений – неисчерпаемый источник вдохновения для создания декоративных
узоров.