Занятие по развитию речи в Школе раннего развития "Поделиться радостью своей"
Автор: Черенкова Елена Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Дом детского творчества "Гармония" с. Борское Населённый пункт: с. Борское, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка занятия Тема: Занятие по развитию речи в Школе раннего развития "Поделиться радостью своей" Раздел: дополнительное образование
ЦЕЛЬ занятия: создание условий для
развития эмоциональной сферы
дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1. познакомить детей с эмоцией радость;
2. учить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные
выразительные средства
3. Развивать умение передавать эмоциональное состояние при помощи
мимики и жестов, интонации
4. Активизировать творческое воображение и фантазию
5. Способствовать формированию хороших взаимоотношений между
детьми
6. Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и
радостное настроение;
7. Снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Состав группы:
Возраст участников: 5 - 6 лет
Кол-во детей в группе: 10-12 человек
Продолжительность занятия: 30-35 минут.
Материал для занятия:
Колпачки;
Пиктограммы эмоций и фотографии: радость, грусть и т.д.
Магнитная доска;
Карандаши;
Детские стулья по числу детей;
Фломастеры по количеству детей;
«Ладошки» на палочках разных цветов, поднос
Игрушка - матрёшка
Шкатулка с сюрпризом (колпачки по количеству детей)
Подбор музыкальных произведений (песня «От улыбки», «Я рисую этот
мир»)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
Звучит
песня
«
От
улыбки
»
-
Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте возьмёмся за
руки и дружно скажем «Здравствуйте!» и обязательно улыбнёмся красивой
широкой улыбкой. Ведь мы хозяева и должны быть дружелюбными
(
дети
поворачиваются
к
гостям
и
улыбаются
)
А сейчас продолжаем наше занятие и предлагаю поприветствовать друг
друга с помощью колпачков.
(
на
ковре
лежат
карандаши
.
Дети
разбирают
их
.
Педагог
раздаёт
колпачки
.)
II.
а
)
ИГРА
«
КОЛПАЧКИ
»
- Ребята, напоминаю вам, что нам нужно передавать колпачки друг другу,
одевая их на карандаши без помощи рук. При этом надо обязательно
назвать имя к кому обращаетесь и сказать комплимент.
-
А что такое комплимент
? (
это
доброе
хорошее
слово
,
которое
приятно
слушать
человеку
).
-Не забудьте, что за комплимент говорят спасибо.
(
проводится
игра
)
-Ребята, а скажите, приятно получать комплименты?
От этого повышается настроение, становится радостнее.
б) -Сегодня мы поговорим о радостном настроении и подарим его друг
другу
-А что такое «радость» для вас? Как вы понимаете это слово?
(
Радость
—
это
когда
человек
радуется
и
у
него
хорошее
настроение
,
как
будто
от
какого
-
то
хорошего
сюрприза
.
День
рождения
—
это
радость
.
Когда
что
-
то
получается
,
что
раньше
не
получалось
, —
это
тоже
радость
.
А
еще
радость
—
получать
и
дарить
подарки
.)
III.
а)
Знакомство с понятием ПИКТОГРАММА
— Ребята, чтобы быстро отобразить настроение людей, придумали
рисовать вот такие смешные рожицы. Они называются пиктограммы.
(повторяем это слово по слогам, прохлопывая)
Пиктограмм много.
— А на что похожи эти палочки, дуги? (На глаза, нос, рот.)
Рассмотреть подробно положение глаз, рта, где линии похожи на улыбку,
где – нет и т.п.
-Найдите пиктограмму – радость.
(Человечек-Радость ) Пиктограмма
-Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что
произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за
эмоция? (ответы детей) -А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови
приподняты, губы растянуты в улыбке).
б)-
Предлагаю зарядиться хорошим настроением с помощью игры
Музыкальная игра «Помогатор»
- Чтобы ничего плохого в нас не осталось, все обиды, зло, горе, болезни
давайте прогоним из себя. Делаем маленький коротенький вдох и сильный
резкий выдох (3-4 раза).
Игра «Закончи предложение» (передаём матрёшку по кругу)
Мне радостно, весело, если…
Игра «Матрёшки»
- Дети, матрешки всегда открываются? (Да.) Попробуем. (Открывает
первую матрешку. Раздается плач - фонограмма.) В этой матрешке живет
какое-то настроение. Какое оно? (Ответы детей)
-Какое же настроение живет в самой маленькой матрешки? Посмотрим.
(Открывает матрешку. Раздается звонкий, веселый смех - фонограмма.)
-----Какое это настроение? (Ответы детей.)
-Молодцы, вы все правильно угадали: в первой матрешке живет грустное,
"испуганное" настроение, во второй - радостное, веселое.
Какое настроение мы возьмем в собой в группу? (Ответы детей.)
б) Слушание англ. народ. песенки (перевод С. Маршака):
Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сдалась хозяйка и отворила дверь.
“Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?”.
Прошли тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
-Были моменты, когда вам было грустно? Радостно?? Как? Было грустно
или весело?
(Дети изображают мимикой: сердитую хозяйку, озябших котят, сладкий
сон согревшихся котят)
в)-
А сможете ли вы поднять настроение своему другу, если у него плохое
настроение (с помощью игры «Поделиться радостью своей»)
Группа выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один ребенок в
начале шеренги —грустный ребёнок( грусть), второй в конце – радость.
Грусть
проходит
между
шеренгами,
все
ее
моют:
поглаживают,
потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. Радость должна ее
обнять
и
передать
своё
настроение.
Потом
радость
становится
в
шеренгу,
грусть
становится
радостью,
и
с
начала
шеренги
идет
следующая «грусть».
- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете
дружить.
Г)
(
Показываю
детям
коробочку
,
закрытую
крышкой
.
Дети
пытаются
отгадать
на
слух
,
что
там
находится
).
- Как вы думаете, что там может быть? На самом деле там разноцветные
колпачки . Но они не простые: как только вы их оденете, вы превратитесь в
волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они
смогут стать радостнее. И если пожелания будут от души, от всего
сердца, то они обязательно исполнятся.
-
Можно
пожелать
гостям
?
Давайте подумаем, что можно пожелать
всем людям, которые живут на Земле (и взрослым и детям):
пусть они избавятся от болезней;
пусть никогда не умирают;
пусть у всех будет дом;
пусть все хорошо живут;
пусть все будут счастливы
пусть все будут здоровы
пусть дети слушаются родителей
пусть будет побольше друзей
пусть всегда будет мир
пусть никогда не будет войны
пусть у всех детей будут родители
- Как только я скажу: 1,2,3 – снимаем колпачки.
-1,2,3 – в детишек превратились мы.
IV.
РЕФЛЕКСИЯ
-Ребята, каждое настроение имеет свой цвет.
-Подумайте, какой цвет у радости? (дети выбирают «ладошку»
определённого цвета)
-Почему ты выбрал именно этот цвет радости?
- Нарисуем ладошке весёлое личико. (пиктограмму)
(Дети рисуют под песню «Я рисую этот мир»)
- Поднимите вверх весёлые ладошки.
-
Я
дарю
их
вам!
А
вы,
можете
подарить
это
весёлое
личико
своим
родителям, знакомым или какому – нибудь грустному человеку. Подойдите к
нему и скажите глядя в глаза: «Здравствуйте!», улыбнитесь и протяните
хорошее настроение, чтобы этот мир, в котором мы живём стал немного
веселее.
- Помашем друг другу отличным настроением
На этом наше занятие закончилось. Спасибо, что вы мне помогли.
Скажем гостям «До свидания!»