Автор: Редько Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 41" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Желание к учению можно развивать? Раздел: начальное образование
Автор: Редько Ирина Анатольевна
Организация: МБОУ" СОШ № 41"
город Новокузнецк, Кемеровская область
Не спешите причислять ребенка к категории неспособных. Все дети
способны, и каждый по-своему талантлив. Все любят играть с друзьями,
баловаться, веселиться, все стремятся как можно интереснее провести свое
время. Другое дело, когда надо приступить к занятиям! Если вы вовремя не
поможете ребенку преодолеть капризное нежелание трудиться, не научите его
безболезненно переключаться от игры к делу, вы все время будете
сталкиваться с основной проблемой: ленью, бездеятельностью,
безвольностью.
Способности развиваются только в труде, и надо научиться напрягать
волевые усилия, чтобы, не испытывая желания сесть за уроки, все-таки
подчиниться этой необходимости. Ребенок не понимает учебный материал
потому, что никак не может включить волевые усилия и психологически
преодолеть нежелание работать. Процесс труда для него неприятен потому,
что он не получает удовлетворения от его результата. И тут включаются
механизмы защиты от перегрузок. В былые времена отец брал ремень,
снимал эти механизмы защиты и ребенок становился «как шелковый». Да, со
слезами на глазах урок выучивался, но любовь к труду не появлялась.
Появлялся целый комплекс отвращений, в том числе и к учебе вообще.
Конечно, можно развить способность к учению и другими путями, более
гуманными и более действенными.
Обратите внимание, как вдохновляется маленький ученик тогда, когда надо
сделать то, что у него хорошо получается! Тут он испытывает удовольствие и
положительные эмоции. Если он или она рисует, то даже качество работы для
маленького художника не так важно, как сам радостный факт: ничего не было
– вдруг, вот оно, появилось! Значит, важен интерес к труду! Значит, пугает
рутинность и проза выполнения домашних заданий! Значит, не вдохновляет
непонятная перспектива написания какого-то диктанта или заучивания
нудного правила о непонятной части речи! В основе формирования
способностей лежат интерес, вдохновение и положительные эмоции.
Самое трудное – начать работать, сделать над собой первое усилие и
переключиться с праздности на труд. И если вы не будете повышать голос,
требовать, грозить наказанием, а заинтересуете ребенка, а затем похвалите
его, приободрите, то постепенно положительные эмоции от вашего участия и
чувство ответственности перед вами перерастут в потребность.