Напоминание

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".


Автор: Якубенко Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Искитимская СОШ"
Населённый пункт: п.ст. Юрга-2
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ «Искитимская сош»

Юргинский район

Кемеровская обл.

Якубенко Надежда Петровна, учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе (1 – 4) по программе «Перспективная

начальная школа»

Тема урока:
«Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Тип урока:
открытие новых знаний.
Вид урока
: комбинированный урок.
Цели урока:
1. Знакомство с общим правилом написания гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и буквы Ц. 2. Развитие орфографической зоркости. Способствовать развитию самостоятельности мышления, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. 3. Воспитывать интерес к предмету «русский язык», культуру общения. 4. Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
сформировать навыки осознанного грамотного письма.
Оборудование:
опора по теме, карточки обратной связи. Ход урока 1. Организационный момент (приветствие). Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.


Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
I.

Актуализация знаний, умений.
- Прочитайте слова, записанные на доске. За школ…, под камн…, над пашн…, перед дуб…, с пап… -Что общего у данных слов вы заметили?(этосуществительные с предлогом, пропущены безударные окончания, стоят в форме Т.п.) -Я считаю, что все эти существительные одного склонения. Вы со мной согласитесь? Докажите своё мнение. - Какая часть слова пропущена в именах существительных? -Вспомните правило проверки падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. ( по ходу ответов учеников появляется план)
1. Как проверить падежные

окончания существительных.
 Определить склонение  Определить падеж  Вспомнить, какое окончание нужно писать  Или подобрать слово-помощник -Запишите слова, вставив пропущенные окончания. Обозначьте графически условия выбора орфограммы. (ставят ударение, определяют склонение, падеж, выделяют окончание). Фронтальная проверка задания (называют безударные окончания, доказывают выбор окончания). -Что помогло вам успешно справиться с заданием? (знания склонений существительных, умение определять падеж, знаем правило проверки падежных окончаний, умение подбирать слова-помощники). 2. Предлагаю вам выполнить такое же задание с другими словами. Перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч… -Запишите слова, вставив пропущенные окончания. Проверка задания. 3.Проблемная ситуация. - Возникли ли трудности при выполнении задания? Почему мнения разошлись?(не знаем, какую букву написать: или О , или Е)
- Можем применить правило проверки безударных падежных окончаний для данных существительных? (нет, данное правило не подходит) -Что особенного заметили в словах, где не можем объяснить написание? (при затруднении обратить внимание на основу, выделить её) - Как называются эти согласные? Все ли здесь согласные шипящие? 4. Формулирование учебной задачи. - На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?(в каких случаях пишется буква о(е) после шипящих и ц) - Попробуйте сформулировать тему урока. - Откройте учебник и сравните с темой в учебнике. -Какую учебную задачу поставим? (дети высказывают предположения) - Итак, наша учебная задача выяснить, в каких случаях пишется буква о, а в каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных,какой способ существует для определения написания букв о(е) после шипящих и ц в окончанияхсуществительных.
2.

Открытие нового знания.
1. Групповая работа. - Предлагаю поработать в группах, провести наблюдение и самостоятельно вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Группы получают задания для работы. (приложение№ 1) Пример задания для 1-2 групп: 1. Выполните первую часть задания упр. 59 из учебника (другие группы выполняют вторую часть) 2. Закончите формулировку правила на стр. 57- 58. 3. Представьте свою работу перед классом. Проверка и оценка групповой работы. - Сравните выводы всех групп. Сформулируйте правило. – Как вы думаете, можно ли применить данное правило, чтобы правильно написать безударные окончания в данных словах (снова возвращаемся к словам
перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…)
(думаем, что нет, так как в правиле сказано «в начальной форме», а у нас слова в форме Т.п.) -Тогда продолжим наше исследование в группах. Групповая работа. (Приложение № 2) 1. Выполните задания к упр. 60 из учебника. 2. Р а б от а й т е п о п р е д л оже н н ом у п л а н у в упражнении.
3. Сделайте вывод: в окончаниях существительных после__________ под ударением пишем_____, без ударения пишем _______. 4. Представьте свою работу перед классом. Проверка и оценка групповой работы. -Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило. – Мы узнали, когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц? - Нужно ли дополнить план проверки падежных окончаний имен существительных? (на доске или слайде появляется второй пункт плана)
2 .
В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е. Вывод. Какое открытие о написании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц вы сделали самостоятельно? -Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, какие окончания нужно написать. - Каким правилом вы воспользуетесь? Почему этим правилом? (основа на шипящий и ц).(Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний, опираясь на новое правило). 2. Работа с опорой. - О чём говорит эта опора? ( В окончаниях существительных в Т. п. после шипящих и буквы Ц под ударением пишется О, без ударения Е.) 3.Работа по теме урока. Поиск решений. - Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. - У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

1.

Прочитай слово.

2.

Поставь знак ударения.

3.

Выдели окончание.

4.
Выдели основу. - Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. Запишите вывод на карточке - правило. за ландыш…м пейзаж…м над рощ…й свеч…й с птиц…й мудрец…м
Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________под

ударением пишем ___, без ударения ______.
5.Первичное закрепление. Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске О Е Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой. По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е). 6.Вторичное закрепление. (по выбору) 1 группа – работа по учебнику с. 57(1) 2 группа – выборочный диктант Над крыш…й птиц…й вьется, В оконце бьет луч…м, В нем отражаясь солнц…м, Как золотым меч…м. С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м. Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад, В зеленой колеснице к нам катит месяц март. 3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова. с (орлица) – перед (Сережа) - с (борщ) – за (рубеж) – под (кожа) – за (плащ) – за (больница) – с (меч) – перед (малыш) 7. Закрепление изученного. На доске записаны словосочетания: прибежал с плач.м достал ковш.м играл с малыш.м сосиски с горчиц.й Используя карточки обратной связи, показываем нужную гласную О, Е. Доказать (под ударением О без ударения Е). 8. Самостоятельная работа (детям даются разноуровневые задания). а) работа в парах (по карточкам) - Вставить гласную букву в окончания имён существительных;
б) работа группы учащихся (по картинкам (слайды) составить словосочетания на данное правило: рисовал карандашом, любовался ученицей и т. д.) в) остальные учащиеся выполняют упражнение по учебнику по вариантам: I в. Выписать слова с ударными окончаниями. II в. Выписать слова с безударными окончаниями. 9. Проверка самостоятельной работы. 10. Обобщение изученного. Стихотворение (читает ученик) На улицу утром Приходит весна, Сосульки несёт за плечом, И каждый сугроб Открывает она Каким-то волшебным ключом. - Какие слова на изученное правило заметили? - Объясните их написание. 11.Итог урока. - Что узнали на уроке? - Сделайте вывод с опорой на таблицу. 12. Д/З. УПР. 389


В раздел образования