Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
Автор: Якубенко Надежда Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Искитимская СОШ" Населённый пункт: п.ст. Юрга-2 Наименование материала: конспект урока русского языка Тема: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных". Раздел: начальное образование
Якубенко Надежда Петровна, учитель начальных классов
Урок русского языка в 3 классе (1 – 4) по программе «Перспективная
начальная школа»
Тема урока:
«Написание
букв О
и Е после
шипящих
и Ц в окончаниях
существительных».
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока : комбинированный урок.
Цели урока:
1.
Знакомство с общим правилом написания гласных О и Е в окончаниях
имён существительных после шипящих и буквы Ц.
2.
Развитие орфографической зоркости. Способствовать развитию
самостоятельности мышления, умения наблюдать, сравнивать, делать
выводы.
3.
Воспитывать интерес к предмету «русский язык», культуру общения.
4.
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи: сформировать навыки осознанного грамотного письма.
Оборудование: опора по теме, карточки обратной связи.
Ход урока
1.
Организационный момент (приветствие).
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира
Троицкого.
Послушайте
его
внимательно
и
ответьте
на
вопрос:
какую
мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное,
когда
у
вас
всё
получается,
когда
всё
понимаете
и
запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
I.
Актуализация знаний, умений.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
За школ…, под камн…, над пашн…, перед дуб…, с пап…
-Что общего у данных слов вы заметили?(этосуществительные с предлогом,
пропущены безударные окончания, стоят в форме Т.п.)
-Я считаю, что все эти существительные одного склонения. Вы со мной
согласитесь? Докажите своё мнение.
- Какая часть слова пропущена в именах существительных?
-Вспомните правило проверки падежных окончаний существительных 1 и 2
склонения. ( по ходу ответов учеников появляется план)
1. Как проверить падежные
окончания существительных.
Определить склонение
Определить падеж
Вспомнить, какое окончание
нужно писать
Или подобрать слово-помощник
-Запишите слова, вставив пропущенные окончания. Обозначьте графически
условия
выбора
орфограммы.
(ставят
ударение,
определяют
склонение,
падеж, выделяют окончание).
Фронтальная проверка задания (называют безударные окончания, доказывают
выбор окончания).
-Что
помогло
вам
успешно
справиться
с
заданием?
(знания
склонений
существительных,
умение
определять
падеж,
знаем
правило
проверки
падежных окончаний, умение подбирать слова-помощники).
2. Предлагаю вам выполнить такое же задание с другими словами.
Перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…
-Запишите слова, вставив пропущенные окончания.
Проверка задания.
3.Проблемная ситуация.
-
Возникли
ли
трудности
при
выполнении
задания?
Почему
мнения
разошлись?(не знаем, какую букву написать: или О , или Е)
- Можем применить правило проверки безударных падежных окончаний для
данных существительных? (нет, данное правило не подходит)
-Что особенного заметили в словах, где не можем объяснить написание? (при
затруднении обратить внимание на основу, выделить её)
- Как называются эти согласные? Все ли здесь согласные шипящие?
4. Формулирование учебной задачи.
- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?(в каких случаях пишется
буква о(е) после шипящих и ц)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Откройте учебник и сравните с темой в учебнике.
-Какую учебную задачу поставим? (дети высказывают предположения)
- Итак, наша учебная задача выяснить, в каких случаях пишется буква о, а в
каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных,какой
способ существует для определения написания букв о(е) после шипящих и ц
в окончанияхсуществительных.
2.
Открытие нового знания.
1.
Групповая работа.
- Предлагаю поработать в группах, провести наблюдение и самостоятельно
вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных.
Группы получают задания для работы. (приложение№ 1)
Пример задания для 1-2 групп:
1.
Выполните первую часть задания упр. 59 из
учебника (другие группы выполняют вторую
часть)
2.
Закончите формулировку правила на стр. 57-
58.
3.
Представьте свою работу перед классом.
Проверка и оценка групповой работы.
- Сравните выводы всех групп. Сформулируйте правило.
– Как вы думаете, можно ли применить данное правило, чтобы правильно
написать безударные окончания в данных
словах (снова возвращаемся к
словам перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…)
(думаем, что нет, так как в правиле сказано «в начальной форме», а у нас
слова в форме Т.п.)
-Тогда продолжим наше исследование в группах.
Групповая работа. (Приложение № 2)
1.
Выполните задания к упр. 60 из учебника.
2.
Р а б от а й т е
п о
п р е д л оже н н ом у
п л а н у
в
упражнении.
3.
Сделайте вывод: в окончаниях существительных
после__________ под ударением пишем_____, без
ударения пишем _______.
4.
Представьте свою работу перед классом.
Проверка и оценка групповой работы.
-Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.
– Мы узнали, когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после
шипящих и Ц?
-
Нужно
ли
дополнить
план
проверки
падежных
окончаний
имен
существительных? (на доске или слайде появляется второй пункт плана)
2 . В
окончании
существительных
после
шипящих и Ц под ударением пишем О, без
ударения – Е.
Вывод.
Какое
открытие
о
написании
букв
О
и
Е
в
окончаниях
существительных после шипящих и Ц вы сделали самостоятельно?
-Давайте
вернёмся
к
словам,
в
которых
мы
не
смогли
объяснить
правописание окончаний и выясним, какие окончания нужно написать.
- Каким правилом вы воспользуетесь? Почему этим правилом? (основа на
шипящий и ц).(Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний,
опираясь на новое правило).
2. Работа с опорой.
- О чём говорит эта опора? ( В окончаниях существительных в Т. п. после
шипящих и буквы Ц под ударением пишется О, без ударения Е.)
3.Работа по теме урока.
Поиск решений.
- Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую
работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в
существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
- У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая
поможет вам идти правильным путем.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
1.
Прочитай слово.
2.
Поставь знак ударения.
3.
Выдели окончание.
4.
Выдели основу.
- Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни
букву.
Запишите вывод на карточке - правило.
за ландыш…м
пейзаж…м
над рощ…й
свеч…й
с птиц…й
мудрец…м
Карточка-правило
В окончаниях имён существительных после букв __________________под
ударением пишем ___, без ударения ______.
5.Первичное закрепление.
Для закрепления научного открытия нужно ребята написать
«распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я
сейчас напишу на доске
О Е
Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем,
ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.
По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
6.Вторичное закрепление. (по выбору)
1 группа – работа по учебнику с. 57(1) 2 группа – выборочный диктант
Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами.
Записать только полученные слова.
с (орлица) –
перед (Сережа) -
с (борщ) –
за (рубеж) –
под (кожа) –
за (плащ) –
за (больница) –
с (меч) –
перед (малыш)
7. Закрепление изученного.
На доске записаны словосочетания:
прибежал с плач.м
достал ковш.м
играл с малыш.м
сосиски с горчиц.й
Используя карточки обратной связи, показываем нужную гласную О, Е.
Доказать (под ударением О без ударения Е).
8. Самостоятельная работа (детям даются разноуровневые задания).
а) работа в парах (по карточкам)
- Вставить гласную букву в окончания имён существительных;
б) работа группы учащихся (по картинкам (слайды) составить
словосочетания на данное правило: рисовал карандашом, любовался
ученицей и т. д.)
в) остальные учащиеся выполняют упражнение по учебнику по вариантам:
I в. Выписать слова с ударными окончаниями.
II в. Выписать слова с безударными окончаниями.
9. Проверка самостоятельной работы.
10. Обобщение изученного.
Стихотворение (читает ученик)
На улицу утром
Приходит весна,
Сосульки несёт за плечом,
И каждый сугроб
Открывает она
Каким-то волшебным ключом.
- Какие слова на изученное правило заметили?
- Объясните их написание.
11.Итог урока.
- Что узнали на уроке?
- Сделайте вывод с опорой на таблицу.
12. Д/З. УПР. 389