"Общеразвивающая программа по вязанию крючком "Кружевница"
Автор: Шелемех Зинаида Ивановна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУДО "Центр дополнительного образования" Населённый пункт: поселок Климово, Брянская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Общеразвивающая программа по вязанию крючком "Кружевница" Раздел: дополнительное образование
«Кружевница»
Шелемех Зинаида Ивановна – педагог дополнительного
образования
Пояснительная записка
В я з а н и е
к р ю ч к о м
–
э т о т
в и д художественно
-
эстетическогонаправления популярен и любим во всем мире, известный с
древних времен.
Вязание
крючком
–
это
создание
нужных
практичных
вещей,
это
занятый досуг, эстетическое наслаждение творчеством, это культура, которая
пришла к нам от предков и которую надо хранить и развивать, радуя себя и
окружающих.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей
день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему
искусству,
но
и
подчеркнуть
собственную
индивидуальность.
Этот
вид
художественно
-
эстетического
творчества
характеризуется
изяществом,
красотой
и
возможностью
изготовить
разнообразные
изделия:
салфетки,
скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Занятия вязанием благотворно влияют на развитие детской фантазии,
пробуждают
заложенное
в
человеке
от
природы
чувство
прекрасного,
развивают
творческие
способности.
Умение
изготовить
своими
руками
модную
и
красивую
вещь
помогает
детям
самоутвердиться
в
глазах
сверстников,
что
особенно
важно
в
период
нравственного
становления
личности подростка сначала в детском объединении, а затем и в окружающем
мире.
На занятиях обучающиеся не только достигают высоких результатов в
вязании, но и учатся общению, учатся развивать в себе положительные черты
и искоренять отрицательные, давать нравственную оценку своим поступкам,
стремятся
к
достижению
нравственного
совершенства,
т.е.
работают
над
собой.
Работа
в
объединении
предоставляет
большие
возможности
для
профессиональной ориентации обучающихся, где они получают не только
первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте
народного
искусства,
неутомительном
труде
и
талантливости
русского
народа. Обществу нужны люди таких профессий, как художники и мастера в
трикотажном
производстве,
по
кружевоплетению,
мастера
ручного
художественного вязания, художники-дизайнеры, модельеры.
Цель программы - создать условия для развития у обучающихся качеств
творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и
использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации
в современном мире.
В
процессе
достижения
поставленной
цели
необходимо
решить
следующие задачи :
1.
Обучающие:
1 год обучения - научить четко выполнять основные приемы вязания;
сформировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных
изделий;
обучить свободному пользованию схемами вязания;
научить экономному отношению к используемым материалам;
научить применять полученные знания на практике.
2.
Развивающие:
развивать творческие способности
развивать фантазию, эстетический и художественный вкус
формировать
потребности
нравственного
совершенствования
своей
личности.
3.
Воспитательные:
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, эстетическое отношение к действительности;
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность,
усидчивость,
терпение,
умение довести начатое дело до конца;
формировать культуру взаимоотношений.
Обучение поданной Программе способствует адаптации воспитанников к
постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к
самостоятельной жизни в современном мире, а так же профессиональному
самоопределению.
Формы и режим занятий
Программа работы творческого объединения рассчитана на трехгодичное
обучение. Объединение комплектуется из учащихся 8 – 14 лет. Формирование
групп осуществляется в начале учебного года, согласно Устава ЦРТДиЮ и
санитарно – эпидемиологических правил и требований к наполняемости
детских объединений. Количественный состав детских объединений: 8 – 12
человек. Зачисление производится на основании письменного заявления
родителей или законных представителей.
Для детей первого года обучения предусмотрено 2 занятия в неделю по
2 академических часа – 144 часа в год. Для второго и третьего года – 2
занятия по 3 академических часа – 216 часов в год.Состав объединения
может быть одновозрастным и разновозрастным.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончанию первого года обучающиеся:
будут знать краткие исторические сведения о развитии вязания
крючком;
познакомятся с основными приемами вязания крючком;
узнают условные обозначения элементов вязания, научатся читать
схемы;
освоят технику выполнения основных приемов вязания, простейшего
кружева,художественных композиций, видов кружевных отделок
в течение первого года также получат развитие личностные качества
обучающихся:
усидчивость, аккуратность, терпение;
умение работать в коллективе
культура общения
В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены
следующие знания и умения:
знание техники вязания ажурного кружева, элементов брюггского и
филейного вязания;
подготавливать образцы вязания для расчета петель;
последовательно выполнять изделия;
вязать свои изделия на основе полученных знаний;
умение
рационально
организовать
свое
рабочее
место,
аккуратно
выполнять работу и оформлять готовое изделие
будут закреплены такие личностные качества, как
отзывчивость, умение помогать друг другу и особенно младшим в
процессе работы;
личная заинтересованность в творческой работе;
самовыражение через выполнение творческих заданий
По окончании третьего года обучающиеся:
будут знать исторические сведения о развитии вязания крючком;
будут знать методику проектной деятельности;
будут уметь оценивать художественное изделие, выявлять особенности
и способы его изготовления;
будут уметь читать схемы и составлять их самостоятельно;
будут уметь подбирать нити и пряжу с учетом цветовой композиции;
будут выполнять мини – проекты;
смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценить их
качество;
овладеют умениями проявлять свою индивидуальность, выработают
свой образ
Виды и формы контроля ЗУН обучающихся.
Входной контроль –собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа,
беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные
задания, тестирование.
Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный
период: четверть, полугодие или материал по разделу.
Итоговый
(проводится
накануне
перевода
на
следующую
ступень
обучения) – основная форма подведения итогов обучения; участие в
районных, областных и Всероссийских выставках, а так же зачетная
работа по заданной теме или по выбору.
Способы организации контроля.
Индивидуальный
Фронтальный
Групповой
Коллективный.
Формы подведения итогов:
Выставки (различного уровня)
Соревнования
Зачетные занятия по теме
Защита творческих проектов
Учебно – тематический план
1 года обучения
№
п\
п
Тема занятия
Кол-во
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие
Техника вязания крючком,
основные приемы
Основы цветоведения.
Основы материаловедения.
2
14
2
2
2
2
1
1
-
12
1
1
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вязание по кругу (плоское
вязание).
Ажурное кружево
Вязание узорного полотна.
Получение качественного
кружева. Уход за готовыми
изделиями.
Вязание изделий по выбору
детей.
Подведение итогов работы за год.
20
32
30
4
36
2
2
3
3
1
4
2
18
29
27
3
32
-
Итого:
144
21
123
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория: История развития трикотажного производства. Цель и задачи
объединения. Режим работы и правила поведения. Инструменты и
материалы, необходимые для занятий. Правила ТБ при работе с крючками,
ножницами, иглами, электрическим утюгом. Начальная диагностика ЗУН
обучающихся. Собеседование.
2. Техника вязания крючком. Основные приемы.
Теория: Правила охраны труда и безопасности на занятиях. Беседа о
русском кружеве. Виды узоров при вязании крючком. Их разнообразие.
Получение качественного кружева. Основные приемы вязания: воздушная
петля, цепочка из воздушных петель.
Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом.
Столбик без накида.
Столбик с накидом. Столбик с двумя и тремя накидами.
Рельефные столбики: лицевой и изнаночный. Условное изображение
основных приемов вязания.
Практическая работа: освоение приемов вязания, разбор схем, вязание
образцов, изготовление закладки, кулона, цветка, розетки, изделия из
мотивов.
3.Основы материаловедения.
Теория: Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания.
Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических
волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от
плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна.
Практическая работа: Составление коллекции ниток с подписями под
ними
(вида
ниток
и
сырья,
из
которого
они
изготовлены).
Определение
состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.
4.Основыцветоведения.
Теория: Понятие о цвете. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок,
насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические.
Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные
цвета. Символическое значение цвета.
Практическая работа: Изображение колориметрического круга с
обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение
наиболее удачных цветовых сочетаний.
5.Вязание по кругу (плоское вязание).
Теория: Анализ
моделей.
Плотное
и
ажурноевязание.Понятия
«раппорт»,
«петли
симметрии».Зарисовка
схем
выполнения
прихватки.
Подбор крючка и ниток.
Практическая
работа: Расчет
петель
для
прихватки.
Вязание
и
оформление изделий.
6.Ажурное кружево.
Теория: Выражение индивидуальности при помощи кружева. Кружевные
изделия в украшении интерьера. Два способа выполнения кружев: на
цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения кружевных
изделий.Правила вязания по кругу и в двух направлениях. Вязание кружев по
предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.
Практическая работа: выбор кружевного изделия для вязания, подбор
нитей, составление и запись схем вязания, изготовление розетки, салфетки,
обвязка трикотажного полотна.
7. Вязание узорного полотна.
Теория: Изменение
фактуры
вязаного
полотна
в
зависимости
от
изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания
круга,
квадрата,
пятигранника
(многогранника).
Анализ
схемы
сумки
с
донышком
в
форме
прямоугольника,
овала,
круга.
Сумки
из
отдельных
мотивов. Зарисовка схем узоров.
Практическая работа: Вязание трех образцов столбиками без накида:
круга, квадрата, пятигранника. Вязание сумки по схеме, оформление.
8. Получение качественного кружева. Уход за готовыми
изделиями.
Теория: Влияние структуры нитей на качество кружев. Соответствие
толщины нитей и крючков. Способы обработки (стирка, подкрахмаливание,
глажка) и хранения кружев.
Практическая работа: обработка выполненных изделий (глажка,
отпаривание), анализ вязаных работ, исправление ошибок.
9. Вязание изделий по выбору детей.
Теория: Разнообразие изделий, выполненных в технике вязания
крючком. Другие виды рукоделия и кружевоплетения.
Практическая работа: выбор изделий, составление схем, подбор нитей,
вязание выбранных изделий, окончательная отделка, анализ выполненных
работ, оформление выставки.
10. Подведение итогов работы за год.
Теория: Анализ выполненных работ за год. Поощрение лучших
кружковцев. Полезные советы и подсказки для самостоятельной работы во
время каникул.
Практическая работа: разбор заданий для самостоятельной работы
летом.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№
п\
п
Тема занятия
Кол-во
часов
В том числе
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие
Техника вязания крючком.
Вязаные сувениры.
Ажурное кружево
3
3
33
21
3
1
5
4
-
2
28
17
5.
6.
7.
8.
9.
Брюггские кружева.
Получение качественного
кружева. Уход за готовыми
изделиями.
Филейное вязание.
Вязание изделий по выбору
детей.
Подведение итогов работы за год.
48
3
45
57
3
8
1
5
10
1
40
2
40
47
2
Итого:
216
38
178
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Цели и задачи, режим работы. Требования к кружковцам. Выявление
уровня подготовки группы. Инструменты и материалы. Правила безопасной
работы. Анкетирование
2.Техника вязания крючком.
Теория: Повторение. История кружевоплетения. Виды кружев.
Основные приемы вязания. Пышные столбики и вытянутые петли.
Практическая работа: повторение основных приемов вязания,
изготовление салфетки, вязание пышных столбиков и вытянутых петель.
3.Вязаные сувениры.
Теория: Использование сувениров в повседневной жизни. Качество
сувениров в зависимости от материала. Вязаные игрушки. Игровые
отступления.
Практическая работа: разбор и составление схем, подбор нитей и
крючков, выбор цвета, вязание сувениров (салфетница, игрушка, панно).
4. Ажурное кружево.
Теория: Виды ажурного кружева и его использование в жизни
человека. Эстетическое назначение кружев. Особенности кружев, связанных
на спицах, на коклюшках, фриволите, крючком, их преимущества и
недостатки.
Практическая работа: закрепление навыков вязания, разбор и
составление схем, подбор нитей, вязание ажурного кружевного изделия (на
выбор ребят).
5.Брюггские кружева.
Теория: Брюггские кружева как один из образцов народного
декоративного искусства. Отличие брюггских кружев от остальных видов
кружевоплетения. Использование брюггского кружева в быту.
Практическая работа: вязание тесьмы брюггского кружева, изгибов
тесьмы (внутренних и наружных), оформление изгибов, вязание воротника
или салфетки (на выбор) данным видом рукоделия.
6. Уход за готовыми изделиями.
Теория: Изучение фактуры вязаного полотна в зависимости от
изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Требования к
готовым изделиям. Оренбургские и Вологодские кружева.
Практическая работа: обработка выполненных изделий (стирка,
подкрахмаливание, отпаривание, чистка), анализ вязаных работ.
7. Филейное вязание.
Практическая работа: расчет количества петель начальной цепочки,
прибавление и убавление клеток, фигурная сетка без смещения и со
смещением, выполнение изделия в данной технике (по выбору детей),
анализ выполненных работ.
8. Вязание по выбору детей.
Теория: Элементы творчества при выполнении изделий. Выражение
индивидуальности при помощи кружевных изделий, дополнения к одежде
выполненные крючком. Цветовые сочетания в зависимости от назначения
изделия. Полезные советы и дополнительные подсказки при вязании
крючком.
Практическая работа: составление схемы вязания выбранного изделия
в изученной технике выполнения, подбор нитей, разработка мини -проекта.
9.Подведение итогов работы за год.
Теория: Анализ выполненных работ, просмотр проектов, поощрение
лучших кружковцев, разбор заданий для самостоятельной работы на
каникулах.
Практическая работа: оформление выставки лучших работ.
Учебно – тематический план
3 года обучения
№
пп
Тема занятия
Кол-
во
часов
В том числе
Тео-
рия
Прак-
тика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводное занятие.
Техника вязания крючком.
Вязание ажурного полотна.
Вязание тапочек, шапочки.
Вязание летней сумочки.
Вязание летнего топа.
Вязание по выбору детей.
Уход за готовыми изделиями.
Подведение итогов работы за год.
3
6
30
30
30
45
66
3
3
3
1
2
3
3
4
6
1
3
-
5
28
27
27
41
60
2
-
Итого:
216 26 190
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория: Режим работы кружка, правила поведения в кружке.
Инструменты и материалы, правила безопасной работы. Анализ работ,
выполненных самостоятельно. Знакомство с планом работы на учебный год.
Анкетирование.
2. Техника вязания крючком.
Теория: Повторение пройденного материала. Беседа об использовании
кружев в одежде человека. Вязаные кружевные изделия и элементы отделки
одежды.
Практическая работа: вязание образцов по заданным схемам,
совершенствование навыков вязания.
3.Вязание ажурного полотна. Салфетки. Шарфики.
Теория: Кружева в интерьере. Зависимость изделий от качества и
состава нитей. Понятие о цветовой гамме. Салфетки. Одежда, связанная
крючком. Ее разнообразие. Дополнения к одежде. Шарфики, их
предназначение. Работа с контрольным образцом.
Практическая работа: выбор схемы вязания, нитей и крючка к
выбранной схеме, подбор цвета, вязание салфетки, шарфика, отделка
изделий.
4. Вязание по кругу. Тапочки. Шапочка.
Теория: Обувь в жизни человека. Назначение домашней обуви.
Назначение и разнообразие головных уборов. Работа с цветовой гаммой.
Выбор фасона и узора по образцам и рисункам.
Практическая работа: расчет петель для определения размера, вязание
полотна по кругу, увеличение вязания за счет прибавления раппорта, вязание
тапочек, шапочки, отделка готового изделия.
5. Вязание летней сумочки.
Теория: Виды сумочек и их предназначение. Материалы, используемые
в изготовлении сумочек. Виды отделок. Цветовая гамма.
Практическая работа: построение развертки сумки, составление схемы
вязания, подбор нитей, вязание летней сумки, анализ выполненных работ.
6. Вязание летнего топа.
Теория: Одежда человека. Эстетика оформления одежды. Тенденции
современной моды. Цветовая композиция. Аксессуары для одежды. Виды
летних кофточек и топов. Разнообразие моделей.
Практическая работа: разработка проекта и изготовление изделия
(построение выкройки, подготовка контрольного образца, расчет петель,
вязание, окончательная отделка, анализ).
7. Вязание по выбору детей.
Теория: Использование кружевных изделий в быту. Оформление
кружевами русских народных костюмов. Работа с эскизами, схемами,
образцами. Выбор понравившихся изделий. Экскурсия в музей.
Практическая работа: выполнение проекта (выбор изделия, подбор
нитей, разработка схем, подготовка выкроек, вязание, окончательная отделка
изделия, анализ).
8. Уход за готовыми изделиями.
Теория: Основные свойства кружевных изделий. Полезные советы и
подсказки умеющим вязать крючком.
Практическая работа: окончательная отделка и обработка изделий.
Отбор лучших работ на выставку.
9. Подведение итогов работы за год.
Теория: Обобщение материала, с которым познакомились в течение
года. Индивидуальные консультации учащимся.
Практическая работа: оформление выставки работ, выполненных за 3
года обучения, поощрение лучших кружковцев, праздник окончания курса.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Дидактическое обеспечение:
образцы нитей, пряжи разного качества;узоров вязания, схем;
готовых изделий;
таблицы, условные обозначения, схемы;
карточки – задания, карточки со схемами вязания;
советы учащимся, занимающимся вязанием;
копилка декоративных элементов.
учебно – методическая литература.
подшивки журналов по вязанию.
подборки статей из журналов и газет по вязанию.
подборка конкурсных заданий и вопросов для викторин
2. Материально – техническое обеспечение:
наборы крючков разной толщины;
ножницы,
шило,
спицы,
булавки,
линейки,
бумага, картон,
пряжа и нитки для вязания разной толщины и цвета,
отделочная фурнитура,
электрический утюг, гладильная доска.
3.Приемы и методы работы:
В основе образовательного процесса по реализации данной программы,
являющейся комплексной, лежит технология разноуровневого обучения.
При организации и осуществлении этого процесса приоритетными
являются учебные преобразовательные задачи поискового характера.
Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в
сотрудничестве детей и педагога. При этом применяются различные методы
осуществления целостного педагогического процесса.
При осуществлении педагогического процесса его методы выступают в
единстве. Но на каком-то определенном этапе тот или иной метод может
применяться в изолированном виде.
В педагогическом процессе применяемы следующие группы методов:
-метод организации учебно – познавательной деятельности и опыта
творчества (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,
проблемного изложения и эвристический, исследовательский).
-методы формирования сознания: словестные (рассказ, беседа, лекция,
работа с книгой), метод примера.
-методы стимулирования и мотивации поведения, а также
формирование опыта эмоционально – ценностных отношений у учащихся:
а/ интереса к деятельности и поведению (соревнования, познавательно-
ролевые игры, выставки, поощрения);
б/ долга и ответственности в деятельности и поведении (учить проявлять
упорство и настойчивость).
-методы контроля обучения: устный (индивидуальный, фронтальный),
письменный, самоконтроль, практические задания.
Система контроля приучает ребят работать регулярно и способствует
формированию трудолюбия как черты личности.
На занятиях контроль осуществляется с использованием игровых
элементов ( викторины, кроссворды, игры, конкурсные задания).
Очень важно приучать ребят к самоконтролю и самоанализу, а также к
формированию у кружковцев творческого отношения к работе; основное
внимание при выполнении работ обращается на их конечный результат.
Каждая выполненная кружковцами работа подлежит проверке и оценке.
Естественно, что при проведении одного занятия могут использоваться
для успешного формирования у детей разных понятий и разные методы.
Кроме того, на выбор конкретной формы и метода проведения занятий
влияет возраст, степень развития, психофизиологическое состояние детей
данной группы.
Особенность организации занятий заключается в том, что центральное
место на занятиях занимает практическая, индивидуальная и
самостоятельная работа. Другой особенностью построения работы является
взаимопомощь кружковцев с разным уровнем обучения: старшие помогают
младшим, новичкам.
Очень важным моментом на занятии является коллективное обсуждение
схем для вязания, возможные трудности в процессе работы, их анализ,
внесение необходимых исправлений. Готовые изделия тоже анализируются,
что способствует повышению требовательности к себе.
Надо заметить, что изделия каждого обучаемого в дальнейшем
демонстрируются на выставке. Когда перед глазами детей предстают все
выполненные ими работы, они лучше понимают их практическую и
эстетическую ценность.
Создание и накопление методического материала позволит
результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный
интерес учащихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск
вариантов художественного выполнения изделий, осуществлять
дифференцированный подход к обучению.
В
процессе
реализации
Программы
используются
разнообразные формы
занятий:
занятия – объяснения;
занятия обобщения и систематизации знаний;
контрольно-проверочные занятия;
занятия – путешествия;
комбинированные занятия;
итоговые занятия, контрольные занятия;
занятие – игра;
конкурсы,
познавательные
игры,
викторины,
экскурсии,
анкетирование;
тестирование, защита творческих проектов;
выставка творческих работ.
А так же учтены следующие принципы:
Принцип доступности и последовательности;
Принцип научности;
Учет возрастных особенностей;
Принцип наглядности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип межпредметности.
И методы:
1.Словесные:
Рассказ
Лекция
Беседа
Дискуссия
2.Практические:
Практическая работа
3.Наглядные:
Демонстрация
Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
Игра – конкурс
Игра – путешествие
Игра – викторина и т.п.
При проведении занятий учитывается:
уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
самостоятельность ребенка;
его активность;
его индивидуальные особенности;
особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Пояснения
Количество учебных часов и объем приобретаемых умений и навыков
уточняются и конкретизируются в практической деятельности для каждой
конкретной группы детей в зависимости от степени усвоения учебного
материала, качества овладения умениями и навыками, интересов и запросов
детей и семьи. Количество часов может сокращаться или добавляться за счет
другого содержания в зависимости от задач, которые корректируются в
течение года.
Темы образовательной программы могут изменяться в зависимости от
материально – технического оснащения, отъезда учащихся в санаторий,
эпидемии гриппа, праздничных дней и т.п.
Отставание восполняется за счет самостоятельной работы дома,
индивидуальных занятий, написания докладов, рефератов по темам и т.д.
Список рекомендуемой литературы
для обучающихся:
1. Методическое руководство «Вязание крючком и на спицах» М, 1992г.
2. Э.Фомичева «Начинаем вязать спицами и крючком» М, «Просвящение»,
1992г.
3.Н.П.Белая «Магия кружев», Минск, 2001г.
4.Подшивки журналов «Вяжем сами», «Вязание»,«Валя-Валентина», «Сделай
сам», «Школа и производство».
для педагога:
1.
М. Андрукович «Вязание. Модные дополнения», Минск, «Полымя»,
2001г.
2.
М. Максимова «Быстрый крючок», М, «Эксмо-Пресс»,1999г.
3.
Н.А.Смотрова «Вязание крючком», С.Петербург,2001г
4.
А. Ананьева «Вязание крючком» М, «Этерна»,2005г.
5.
С.Кнобль «Волшебные идеи. Вяжем крючком» М. «Мой Мир»,2006г.
6.
Подшивки журналов «Вяжем сами», «Вязание»,«Валя-Валентина»,
«Сделай сам», «Школа и производство».