Напоминание

"Декорирование ткани с помощью выбеливания белизной"


Автор: Шелипова Анастасия Егоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ п. Айхал
Населённый пункт: РС (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Декорирование ткани с помощью выбеливания белизной"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа Доклад
"Декорирование ткани

с помощью выбеливания белизной"
Автор: Шелипова А. Е п. Айхал 2014 г.

Введение в мир прикладной композиции
Мир искусства настолько разнообразен своими направлениями, что наверно всё перечислить невозможно. Он прекрасен, заманчив, красив, что однажды попав, узнав и познав многое не хочется покидать его. А хочется всё больше окунуться в художественный мир прекрасного. Основными составляющими этого художественного мира являются рисунок, живопись , композиция , декоративно - прикладное искусство. Все они важны и каждое направление интересно по своему, в каждом есть своя прелесть и все они как братья и сёстры переплетаются друг с другом, создают историю как художественную, так и мировую. Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно- прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном т в о р ч е с т в е э т а т е н д е н ц и я у д е р ж а л а с ь в п л о т ь д о н а ш и х д н е й . Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. В этом докладе хотелось выделить декоративно - прикладное искусство и рассказать в нём об ещё одном методе работы, интересном для детей старшей группы детей, в возрасте 14 -16 лет. Данный метод способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие выразительного образа, техники исполнения и материалов позволяет выбрать наиболее приемлемый индивидуальный вид творческой деятельности при самостоятельной работе. Ученик выражает свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов.В процессе осмысления формы он, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий декоративной работой я стараюсь последовательно и целенаправленно формировать у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей.
Виды декоративно – прикладного искусства
Прикладным искусством называют «искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков
и т. д. К области декоративно-прикладного искусства относятся художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. п.». Существует разделение предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними. К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета. Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств. К промежуточным между декоративно- прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета
Для успешного обучения прикладной композиции, необходимо организовать рабочее место, подготовить инвентарь и материал. Данная работа предполагает использование таких материалов, как ткань, фурнитура. Все учебные задания выполняются последовательно с применением того или иного материала на необходимом на том или ином этапе. Материальная основа декоративно-прикладного искусства накладывает отпечаток и на композицию. В неё возможно включение орнамента , различного рода узоров. Условность в декоративно- прикладном искусстве проявляется и в трактовке цвета и выборе необходимой фурнитуры ( бисер, пайетки ) Цветовая условность связана с мерой насыщенности и количеством красок, ярких, интенсивных или же, напротив, блеклых (многие произведения декоративно-прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов). Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. В своей работе с детьми я использую различные изобразительные техники, в том числе и нетрадиционные. Использование на уроках нетрадиционных техник, ребенок учится не только овладевать практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. В данной работе используется специфический материал, знакомый нам в хозяйстве как средство отбеливания ткани, это белизна, которую можно использовать и творчестве, в создание творческих работ отвечающих эстетическому вкусу. Белизна обладает замечательными свойствами, она создаёт эффект печати и причём всё это можно сделать как на занятиях так и в домашних условиях. Отбеливание хлопка было известно еще в Древнем Египте. Тогда этот процесс проводили под действием солнечного цвета. В конце XIX-го века с развитием промышленного производства гипохлорита натрия (путем электролиза рассола поваренной соли) стал возможным выпуск эффективного и недорогого хлорсодержащего химического отбеливателя. В этом виде гипохлорит натрия используется и в настоящее время. В основном хлорсодержащие отбеливатели выпускаются в жидкой форме, самым популярным представителем этой группы отбеливателей является хорошо известная всем «Белизна». Следующий шаг в развитии химических отбеливателей был сделан с
открытием восстановительных отбеливателей типа дитионита натрия (Na2S2O4), известного под названием гидросульфит. Его промышленное производство было начато в 1905 году. Этот отбеливатель на сегодняшний день является наиболее эффективным для отбеливания шерсти при низкой температуре.

Методика организации занятий по теме "Декорирование ткани с помощью выбеливания

белизной"

Вид занятий:
блочное построение практических уроков ( один урок 45 мин), выбирается новое содержание коммуникативных умений , знаний , навыков.
Количество часов по теме:
20 учебных часов. По 1 часу в неделю: продолжительность одного часа (урока) 45 мин
Учебный предмет -
декоративно прикладная композиция. Декорирования ткани новым методом (выбеливания белизной).
Цели уроков:
Знакомство с видами и способами декорирования ткани. Формирование эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
Задачи уроков.
1. Создание панно, с использованием техники отбеливание ткани, с применением декоративной фурнитуры (пайетки, бисер, нить, мулине). 2. Получение знаний о способе отбеливание ткани. 3.Формирование умений использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи. 4. Развитие образного мышления и творческого представления. 5. Воспитание хорошего вкуса и тяги к прекрасному. Воспитание эмоционально - ценностного отношения к предметам художественной культуры.
Учебно - наглядные средства:
Иллюстрации, ткань, творческие работы. Пособия с основными этапами выполнения работы.
Материалы и инструменты:
Бумага А4,карандаш, ластик, ткань, ножницы, резак канцелярский, клеящаяся бумага, белизна, кисть, бисер, пайетки, мулине, различного вида фурнитура.
План уроков:
1. Организационный момент – 1 мин. 2. Сообщение темы -5 мин. 3. Анализ хода работы и техники – 30 мин. 4. Самостоятельная работа: просмотр иллюстративного материала. – 5 мин. 5. Подведение итогов урока – 4 мин
Ход уроков


Занятие 1

Тема
:
Текстиль.
Способы декорирования ткани. Роспись тканей.
Ход

занятия:
В краткой беседе объяснятся тема урока, о способах декорирование ткани с использованием иллюстративного материала, о роли ткани в декоративно - прикладном искусстве и её использовании. Преподаватель рассказывает о богатстве и разнообразии приемов техник, о возможностях ткани. Демонстрируются и обсуждаются детские работы и фото работ художников, исполненных в подобных техниках. Далее внимание учащихся обращается к составлению будущей композиции. В процессе воспитывается любознательность, формируется эстетический анализ предметов декоративно-прикладного искусства.
Занятие 2.

Тема
:
В подводном царстве.
Создание панно, с использованием техники отбеливание ткани, с применением декоративной фурнитуры (пайетки, бисер, нить, мулине).
Материалы:
Листы формата А-3, карандаш, ластик.
Ход занятия:
Дети готовят свое рабочее место, раскладывают необходимый материал (карандаш, ластик, листы бумаги). Для остроты восприятия темы детям предоставляется материал о подводном мире, в виде иллюстраций рыб, подводной растительности, животных. Творческая работа учащихся начинается с момента создания собственной композиции. Ученик всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с этим компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. В зависимости от особенностей формы расписываемого предмета применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает целостность композиции. Затем учащиеся делают наброски и предварительные эскизы карандашом на листах бумаги, на- ходят наиболее удачные решения. Преподаватель дает детям индивидуальные советы в работе, объясняет способы стилизации, возможное более верное композиционное решение. В эскизах учащиеся руководствуются следующими критериями: • выбор положения главного персонажа в формате листа, наиболее выявляющий характерную его форму • стилизация формы персонажа и окружающей среды • выявление и подчеркивание выразительных деталей для обогащения и декорирования работы.
Занятие 3.

Материалы:
Листы формата А-3, карандаш, ластик.
Ход занятия:
Вводная беседа преподавателя, где он сообщает о плане работы предстоящего занятия. Объясняются следующие этапы: выбор основного эскиза, прорисовка линейного и графического варианта эскиза в масштабе, перенос его на трафарет. Учащиеся сразу начинают работать на своих листах. Преподаватель показывает, как правильно показать с помощью линий ритм , движение в
работе. Затем как с помощью тона можно обозначить главное, создать плановость в эскизе, как задекорировать, расположить декор по форме предмета. Какие можно использовать точки, линии, пятна, штрихи, каким образом их чередовать. После проделанной работы необходимо перенести эскиз на лист клеящийся бумаги, соответствующего формата, уточнить линии и сам рисунок. Особое внимание необходимо уделить точности в рисунке, чтоб потом избежать ошибок при прорезание рисунка. По окончании работы каждый ученик убирает свое рабочее место: Преподаватель подводит итоги проделанной работы, делает обсуждение работ. Указывает на ошибки и подмечает положительные стороны работы.
Занятие 4.

Материалы:
Листы формата А-4. Карандаш, ластик, готовый трафарет с рисунком, канцелярский резак, доска.
Ход занятия:
Вводная беседа начинается с объяснения не только темы, а также с повторения техники безопасности так как на данном занятии используется острый предмет, в виде канцелярского резака, для безопасности учащихся. Затем начинается объяснение темы В ней сообщается , о работе над заранее заготовленном трафарете. С трафаретом нужно быть осторожным, для того чтоб не прорезать лишнее. Резать необходимо точно по линиям, по рисунку, соблюдая основные принципы композиции. Преподаватель помогает учащимся , так как данная работа требует особого внимания, сосредоточенности. После завершения данного этапа, итогом занятия должен стать готовый трафарет со всеми необходимыми прорезями и точным рисунком
Занятие 5.

Материалы:
Листы формата А-4. Карандаш, ластик, готовый трафарет с рисунком, джинсовая ткань ,белизна, кисть ( любой номер).
Ход занятия:
На данном уроке начинается выбеливание ткани по трафарету белизной в два этапа но перед этим необходимо провести беседу о изготовление декоративных печатных тканей (набоек), так как данная тема близка по содержанию к теме урока. Изготовление декоративных печатных тканей (набоек) , как и других видов декоративно- прикладного искусства, имеет богатые традиции. Издавна существует много способов создания печатных тканей, разных по сложности рисунка и колорита. Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размера, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета в другой или одного светлого тона в другой. Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, т. е. многократным повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, отбросить крикливо цветастые, нестройно краски. Затем учащиеся начинают работать с тканью. Лучше всего подойдёт джинсовая ткань, так как выбеливание на ней способствует более точному сохранению рисунка, получается чёткие линии и очертания. Волокнистая основа джинсовой ткани не позволяют сильно растекаться белизне . Готовый трафарет дети приклеивают на ткань, очень плотно, чтоб избежать дальнейшего растекания белизны. После того как основа для панно готова и трафарет плотно приклеен к ткани, дети начинают выбеливать его точно по рисунку. Само выбеливание проходит в два этапа, после первого выбеливание, дав ткани высохнуть , дети приступают ко
второму выбеливанию. Результатом становиться, готовый рисунок на ткани , являющийся основой для панно.
Занятие 6.

Материалы:
готовый рисунок на ткани, пяльцы, нитки, иголка.
Ход занятия:
Для данного этапа необходимы пяльцы, для натягивания на них ткань, с готовым рисунком. Диаметр пяльцев выбирается в соответствии с размером рисунка, поэтому размер их будет зависеть от масштаба рисунка, выборе цветовой гаммы, подчеркивая внимание на контраст. Затем дети с помощью преподавателя натягивают ткань на пяльцы. Натянув на пяльцы, лишнюю ткань мы прячем назад, перетягивая её нитками, любого цвета.
Занятие 7.
Прорисовка и проработка полученного рисунка на ткани путём выбеливания, для уточнения формы и пропорций.
Материалы:
Готовая основа для панно, ручка
Ход занятия:
После того как готова основа и практически само панно, необходима прорисовка и проработка полученного рисунка на ткани путём выбеливания, для уточнения формы и пропорций. Чётко прорисовываются линии рисунка.
Занятие 8.
Выбор композиционного центра и декорирование его пайетками, бисером.
Материалы:
Бисер, палетки, мулине, различного вида фурнитура, ножницы, нитки, клей момент, иголки.
Ход

занятия:
На завершающих занятиях, начинается использования различных видов фурнитуры, необходимые для декорирования и создание художественного образа, творческой работы.
Занятие 9.
Использование в декорировании панно мулине, создание ритма, движения.
Материалы:
Листы формата А-4. Карандаш, ластик, готовый трафарет с рисунком, канцелярский резак, доска.
Занятие 10.
Работа над мелкими деталями
Материалы:
Листы формата А-4. Карандаш, ластик, готовый трафарет с рисунком, канцелярский резак, доска.
Занятие 11.
Завершение работы
Материалы:
Листы формата А-4. Карандаш, ластик, готовый трафарет с рисунком, канцелярский резак, доска.

Заключение
К окончанию задания учащиеся овладевают следующими навыками. • Проявление творческого подхода и фантазии в создании декоративной композиции в смешенной технике. • Знакомство со смешенной техникой, открытие для себя новых возможностей самовыражения. • Овладение умением делать самостоятельный выбор и использовать нужные фактуры мелками для исполнения своего замысла. • Овладение умением решать образ и характер изображаемых предметов, добиваться их выразительности. • Осознанное овладение системой художественных средств декоративного изображения натюрморта в смешенной технике. Бережное отношение к детскому творчеству и тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха в педагогической изобразительной деятельности. Это задание дает учащимся знание основ смешенной техники как одного из художественных способов графической работы, воспитывает вкус, умение наблюдать, выделять главное, развивает пространственное и образное мышление.
Последовательность выполнения работы 1. 2. 3. 4.
5. 6. 7.
8. 9. 10. 11.
15. 16. 17. 18.
19. 20. 21. 22.
Детские работы


В раздел образования