Напоминание

Решение логических задач в начальной школе


Автор: Манкевич Лариса Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №14
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Решение логических задач в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




- 1 -
Решение логических задач в начальной школе
Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи, которые служат одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отношениями и понятиями. Выступая в роли конкретного материала для формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой, обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Решая задачи, ученик убеждается, что многие математические понятия, имеют корни в реальной жизни, в практике людей. Сам процесс решения любых задач при правильной методике оказывает положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения мыслительных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения. Задачи развивают у детей логическое мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует, пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Развитие творческих способностей школьника не могло бы протекать и даже начинаться без решения текстовых задач. Задача – это начало познавательного, поискового и творческого процесса. Однако,часто в практике школьного обучения используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Творческие способности школьников проявляются в решении логических и познавательных задач. Формирование творческого или логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
- 2 - Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления, задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Развитие творческих способностей личности требует систематической, длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Система логических задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям: - возбуждать интерес к деятельности по их решению, опираться на знания и опыт учащихся, - способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения) , -строиться на междисциплинарной основе, -быть направленной на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности; -учитывать уровни развития творчества. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для развития творческого потенциала ученика. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей: 1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. 2. Решение задач различными способами. Это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, поиск другого способа решения развивает вариативность мышления. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса к данным или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно
- 3 - представить, а которые можно опустить. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 5. Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу: • используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; • решаемую в 1, 2, 3 действия; • по данному ее плану решения, действиям и ответу; • по выражению. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приема сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Нахождение лишних данных в условии, лишних действий в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос или действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач. Специально отбираемые учителем задания должны быть ориентированы на: -постепенное усложнение материала; -поэтапное увеличение объема работы; -повышение уровня самостоятельности учащихся; -интеграцию знаний и способов деятельности;
- 4 - -привлечение элементов теории для решения познавательных задач; -обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач; -развитие следующих характеристик творческого мышления: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкости ума (способности переключаться с одной мысли на другую),оригинальности(способности находить новые решения), любознательности (чувствительности к проблемам в окружающем мире), умения выдвигать и разрабатывать гипотезы; -усложнение творческой направленности заданий. Систематическое использование на уроках математики специальных задач для развития логического мышления, работа с которыми строится с учетом приводимых выше приемов и требований, расширяет математический кругозор младших школьников и позволят им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности, активнее использовать математические знания в повседневной жизни.


В раздел образования