Напоминание

"Ваши права: права ребенка"


Автор: Белова Лариса Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ваши права: права ребенка"
Раздел: начальное образование





Назад





Классный час: «Ваши права: права ребенка»

1 класс

Цели:
Ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах ребенка. Формирование элементарных знаний о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между людьми. Развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как членов общества. Воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей и активной жизненной позиции.
Ход мероприятия.

Слово учителя:

- Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы

поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах

общества. Ваши права с самого рождения
закреплены в международных и отечественных правовых актах. - Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка, Женевская декларация прав ребенка) Для иллюстрации используется презентация.
Конвенция -
международное соглашение, как правило, по какому- то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. О детях заботятся многочисленные общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучие, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Звучит торжественная музыка. В записи дикторский текст: «Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навсегда все права и свободы человека будут находиться в руках Мадам Декларации»

Мадам Декларация.
Я, всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, всюду, везде! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощниками – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необычное знакомство. Отправимся в город Счастья. Здравствуй, город Счастья. Ты один на свете, Где всем управляют Маленькие дети. Здесь всегда спокойно, Солнечно, тепло, Жителям всем города Очень повезло!- И, конечно, очень рада детвора, Что здесь защищают детские права! . В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. -
Право на жизнь.

Сценка с героями сказки « Гуси – лебеди»
Звучит русская народная мелодия.
Баба – Яга.
А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка.
Зачем это?
Баба – Яга.
Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка
. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!
Мадам Декларация.
Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем! Входит Статья.
Статья
. « Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению»!
Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга.
Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав! Уходит
Ивашка.
Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест меня Баба Яга!
Статья.
Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка.
С удовольствием. (Уходят)
Право на имя при рождении.

-
Родители при рождении дают вам имя. Назовите свои имена. 1-й ученик: Как славно девочек зовут, Вот Настя - шелковый лоскут, И Олечка – листва лесная, И Маша – звездочка ночная. 2-й ученик: Как славно мальчиков зовут, Вот Боря – пушечный салют, И Павлик – парус средь простора, И Рома – ровный рев мотора. - Какое право детей соблюдается? ( Право на имя)
Право на медицинскую помощь.
- Если кто-то из детей заболеет, к кому он обращается? Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.
Айболит.
Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели? Вы не будете болеть, Ну а вдруг случится, Буду горлышко вам греть, В ноги класть горчицу, К вам домой всегда приду, Выпишу лекарства, Ведь нельзя болеть вам всем, Кашлять и сморкаться. - Ребята, какое право соблюдается? ( Право на медицинское обслуживание)
Право на владение имуществом.

Сценка с героями сказки «Буратино»
(звучит муз. Фрагмент из муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)
Буратино
(загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток! За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.

Кот и лиса.
А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино
. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!
Мадам Декларация
. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом
Статья.

Статья.
Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!
Мадам Декларация
. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову! Кот и Лиса неохотно уходят.
Статья .
А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! (Статья и Буратино уходят.)
Право на специальную охрану и защиту.
- Каждый человек в тот или иной момент своей жизни нуждается в помощи и защите. Послушаем, что нам хочет рассказать Сережа. - Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я её люблю, А когда мне будет нужно, Я и сам её побью. - Ребята, правильно поступает Сережа? Какое право он нарушает? (Право на защиту)
Право на образование.
- Ребята, в вашей жизни произошло важное событие, 1 сентября вы пришли в школу. Вы научились читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки? А что вы ещё умеете делать? (умеем танцевать, лепить, рисовать)
Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз.

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший, первый класс.

Как встретил у дверей учитель.


Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

Садясь за парту осторожно.

Чтоб школьной формы не измять,

Мы азбуки свои раскрыли,

Раскрыли школьную тетрадь.

Теперь мы знаем буквы, слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.
- А сейчас музыкальная пауза. Дети исполняют танец.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность

жилища.

Сценка с героями сказки «Красная Шапочка»

Волк
. Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка
. Здравствуйте, господин Волк!
Волк
. Куда ты идешь?
Красная Шапочка
. К бабушке
Волк
. А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка
. Надо идти вон по той дороге!
Волк
. Понятно! Ну всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! Злорадно смеется и убегает.
Мадам Декларация
. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!
Красная Шапочка
. А что же делать?
Мадам Декларация
. Для начала послушай мою Статью 3! (Выходит Статья 3)
Статья 3.
каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу!
Красная Шапочка
. Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!
Статья 3
. пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка.
Спасибо Вам большое! Пойдемте!

Мадам Декларация
. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это еще не всё! Вы с нами еще обязательно встретитесь! Выходят все предыдущие статьи.
Все хором:
Изучайте ваши права!
Викторина для детей
для проверки и закрепления полученных правовых знаний эффективно провести сказочную викторину с использованием презентации.
1. Слайд 1
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
2. Слайд 2
В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка) 3
. Слайд 3
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас) 4.
Слайд 4
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок») 5.
Слайд 5

Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
6.Слайд 6
В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»). - А сейчас мы проведем викторину для наших гостей. Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека. 1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества) 2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь права посягать на мою жизнь) 3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:... (Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак) 4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно) 5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу) 6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни) Вывод: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена люди самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце, это- то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы ещё маленькие. Солнце в вас может жить самое большое!
Дети под музыку Моцарта рисуют в альбомах улыбающиеся

солнышки. Выставка детских работ.


В раздел образования