Автор: Белова Лариса Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: методическая разработка Тема: "Ваши права: права ребенка" Раздел: начальное образование
Цели: Ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах
ребенка. Формирование элементарных знаний о правах человека и
праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.
Развитие нравственных качеств, осознанного понимания
своих прав и обязанностей как членов общества.
Воспитание правовой культуры у детей, их творческих
способностей и активной жизненной позиции.
Ход мероприятия.
Слово учителя:
- Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы
поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах
общества. Ваши права с самого рождения закреплены в
международных и отечественных правовых актах.
- Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка,
Женевская декларация прав ребенка)
Для иллюстрации используется презентация.
Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-
то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех
государств, которые к нему присоединились.
О детях заботятся многочисленные общественные и
государственные организации. Наиболее авторитетной среди них
является ООН (Организация Объединенных Наций).
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В
ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя
обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучие,
образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Звучит торжественная музыка. В записи дикторский текст:
«Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление!
Отныне и навсегда все права и свободы человека будут находиться
в руках Мадам Декларации»
Мадам Декларация. Я, всеобщая Декларация прав Человека,
обещаю помогать людям всегда, всюду, везде! Мои юные друзья, я
вас уже знакомила с моими помощниками – Статьями Декларации.
Сегодня мы продолжим это необычное знакомство. Отправимся в
город Счастья.
Здравствуй, город Счастья.
Ты один на свете,
Где всем управляют
Маленькие дети.
Здесь всегда спокойно,
Солнечно, тепло,
Жителям всем города
Очень повезло!-
И, конечно, очень рада детвора,
Что здесь защищают детские права!
. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из
них.
- Право на жизнь.
Сценка с героями сказки « Гуси – лебеди»
Звучит русская народная мелодия.
Баба – Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!
Ивашка. Зачем это?
Баба – Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!
Ивашка . Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят!
Люди добрые, из беды меня выручайте!
Мадам Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим
обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!
Входит Статья.
Статья .
« Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному
обращению»!
Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?
Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки
прав!
Уходит
Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест
меня Баба Яга!
Статья. Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию
прав человека!
Ивашка. С удовольствием. (Уходят)
Право на имя при рождении.
- Родители при рождении дают вам имя. Назовите свои имена.
1-й ученик:
Как славно девочек зовут,
Вот Настя - шелковый лоскут,
И Олечка – листва лесная,
И Маша – звездочка ночная.
2-й ученик:
Как славно мальчиков зовут,
Вот Боря – пушечный салют,
И Павлик – парус средь простора,
И Рома – ровный рев мотора.
- Какое право детей соблюдается? ( Право на имя)
Право на медицинскую помощь.
- Если кто-то из детей заболеет, к кому он обращается? Давайте и
мы отправимся к доктору Айболиту.
Айболит.
Здравствуйте, дети.
Что случилось, вы заболели?
Вы не будете болеть,
Ну а вдруг случится,
Буду горлышко вам греть,
В ноги класть горчицу,
К вам домой всегда приду,
Выпишу лекарства,
Ведь нельзя болеть вам всем,
Кашлять и сморкаться.
- Ребята, какое право соблюдается? ( Право на медицинское
обслуживание)
Право на владение имуществом.
Сценка с героями сказки «Буратино» (звучит муз. Фрагмент из
муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)
Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А
теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами,
чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых
курток!
За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.
Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный
мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино . Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло
необходима куртка!
Мадам Декларация . Ты абсолютно прав, Буратино! Вот
послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об
этом Статья.
Статья. Первое! «Каждый человек имеет право владеть
имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его
имущества»!
Мадам Декларация . Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы
нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное
наказание! Уходите лучше по добру – поздорову!
Кот и Лиса неохотно уходят. Статья . А ты, Буратино, пойдешь со
мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше
никто не мог обмануть! (Статья и Буратино уходят.)
Право на специальную охрану и защиту.
- Каждый человек в тот или иной момент своей жизни нуждается в
помощи и защите. Послушаем, что нам хочет рассказать Сережа.
- Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю,
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.
- Ребята, правильно поступает Сережа? Какое право он нарушает?
(Право на защиту)
Право на образование.
- Ребята, в вашей жизни произошло важное событие, 1 сентября вы
пришли в школу. Вы научились читать, писать, решать задачи,
рассказывать сказки? А что вы ещё умеете делать? (умеем
танцевать, лепить, рисовать)
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз.
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
Как встретил у дверей учитель.
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно.
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
- А сейчас музыкальная пауза. Дети исполняют танец.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность
жилища.
Сценка с героями сказки «Красная Шапочка»
Волк . Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка . Здравствуйте, господин Волк!
Волк . Куда ты идешь?
Красная Шапочка . К бабушке
Волк . А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка . Надо идти вон по той дороге!
Волк . Понятно! Ну всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал!
У меня дела!
Злорадно смеется и убегает.
Мадам Декларация . Что же ты наделала, деточка? Зачем показала
Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и
тем самым нарушит ваши права!
Красная Шапочка . А что же делать?
Мадам Декларация . Для начала послушай мою Статью 3!
(Выходит Статья 3)
Статья 3. каждый человек имеет право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу!
Красная Шапочка . Уважаемая Статья 3, помогите мне,
пожалуйста!
Статья 3 . пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся
его образумить!
Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!
Мадам Декларация . Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и
некоторыми моими помощницами! Но это еще не всё! Вы с нами
еще обязательно встретитесь!
Выходят все предыдущие статьи.
Все хором: Изучайте ваши права!
Викторина для детей
для проверки и закрепления полученных правовых знаний
эффективно провести сказочную викторину с использованием
презентации.
1. Слайд 1
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на
неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
2. Слайд 2
В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное
передвижение и путешествовал на прутике между двумя
утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)
3 . Слайд 3
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за
вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключения
Буратино», Карабас-Барабас)
4. Слайд 4
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался
попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть
съеденным? («Колобок»)
5. Слайд 5
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное
перемещение на метле? (Баба-Яга)
6.Слайд 6
В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих
артистов? («Бременские музыканты»).
- А сейчас мы проведем викторину для наших гостей. Ваша задача
в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях
Декларации прав человека.
1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!».
Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)
2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь
права посягать на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына».
Дюймовочка:... (Не имеешь права нарушать мое право на
свободный брак)
4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно
неприкосновенно)
5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу
варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу)
6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».
Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)
Вывод:
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы этот город
надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать
его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена люди
самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке
живет солнце, это- то добро, которое мы дарим людям. И ничего,
что вы ещё маленькие. Солнце в вас может жить самое большое!
Дети под музыку Моцарта рисуют в альбомах улыбающиеся