Напоминание

"Любовь и уважение к Отечеству"


Автор: Цыганкова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 имени ученого В.З.Власова"
Населённый пункт: г. Таруса
Наименование материала: Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: "Любовь и уважение к Отечеству"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени ученого В.З.Власова» Разработка урока ОРКСЭ
«Любовь и уважение к Отечеству»
4 класс Учебник А.Кураева «Основы православной культуры» Цыганкова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов Таруса , 2015 год

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству».

Цель:
воспитание у младших школьников гражданственности, патриотизма, через углубление и расширение знаний учащихся о России, малой родине.
Задачи:
личностные - Формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям; - Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку; - Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда; - Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям. метапредметные - Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы; - Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. .предметные - Познакомить с понятиями, «Отечество», «Родина», «любовь», «патриотизм»; - Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях нашего времени.
Глоссарий к уроку
: Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм.
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), учебник «Основы православной культуры» (авт. А.В.Кураев), презентация к уроку, мозаика, рисунок дерева.
Методы и приёмы работы на уроке
: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в группах, игра.
Ход урока

1.

Организационный момент:

1вариант.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам.
2вариант.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! И хотя сегодня небо хмурое, солнышко не согревает нас своим теплом, давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбки. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам.
2.

Актуализация знаний учащихся:
Чтобы узнать тему нашего урока, соберите пословицы. Соберите пословицы (работа в группах) Родина – матушка, а хлеб – батюшка. Родину мать умей защищать. Родина – мать, чужбина - мачеха. Дым Отечества светлее чужого огня. – Ребята, о чём эти пословицы? + Эти пословицы о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине. 3.
Сообщение темы урока (формулируют учащиеся).
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? + Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как все эти пословицы объединены одной темой. + Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству». - Найдите ключевые слова в теме урока. (Любовь, уважение, Отечество) -Какая цель нашего урока? + Цель нашего урока, узнать, что такое Отечество, что значит любить и уважать Отечество. - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родина»? (Дети пишут 2 минуты. Звучит музыка «С чего начинается родина?) + Когда я слышу слово «Родина», я представляю себе…. Продолжите фразу «Родина – это для меня…..» – Назовите синонимы к слову «родина». + Моя страна, государство, Россия, Отечество, Отчизна, матушка. - Как называется наша страна? + Россия. – Давайте подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством? И что такое «Родина, Отечество, Отчизна?» Трое уч-ся работают со словарём. Дети находят в словаре определение слову «Родина, Отечество, Отчизна». - Что же такое Родина? А что же такое Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро- ди-на. Что оно обозначает? + Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). - Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…» Чтение определений. Сравнение их с высказываниями.
4. Образ Родины.
- Наша Родина похожа на огромное дерево. Как вы думаете, какое? - На мой взгляд, это могучий дуб, проживающий на земле несколько веков. Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. У нас пока некрасивое дерево, без корней и листьев, но к концу урока мы его оживим. - Возьмите конверт № 1 и выберете те понятия, которые вы бы отнесли к основным. - (Слова: деньги
, культура, история, традиции
, безверие,
религия,
обряды, власть) Дети выбирают, пишут на «корнях» и приклеивают (По 1 человеку от группы). - Корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю, культуру, традиции, религию своих предков должен …. + знать, уважать и любить…. - каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти. Дети пишут на листочках слова: знание, уважение, любовь.
5. Основная часть урока:

а) вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:
- Сейчас вы будете работать по группам. Возьмите конверты № 2. Одна группа будет искать ответ на вопрос: «Что значит любить, что значит любить Родину?» - Другая группа ответит на вопрос: «Что значит уважать Родину?» - Третья группа ответит на вопрос: «Как складывались духовные традиции России», т.к история нашего государства начиналась давно. Оно формировалось как государство многонациональное, в него входили люди разных национальностей и вероисповеданий. А каких, вы узнаете, ответив на этот вопрос. Работа в группах. Выступление групп.
Задание на доске в программе Smart Boart. Вставить пропущенные слова в текст.
1 группа.
В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В ----- князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России. - Какие духовные традиции есть в нашей стране? (Пишут на листочках) (День Победы – 9 мая, День славянской письменности – 24 мая, Пасха – 5 мая, 12 июля- День святых Петра и Павла; 15 мая – Международный день семьи; 8 июля – День семьи, любви и верности)
2 группа.
+ Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины. Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?» На лучиках солнца дети пишут слова (к семье, к близким, к Родине, к природе, к животным, к малой родине)
-
Что же объединяет всех людей, живущих в нашей стране? +Любовь. (Пишут на листочках) - Мы с вами говорили, что основа любой семьи ЛЮБОВЬ, что Бог – есть Любовь. Он дал нам заповеди, по которым мы должны жить. Господь говорил нам «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Что это значит? – Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной. – Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь? + Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя. – Как вы думаете, с чего начинается любовь к Родине. - А как может проявляться любовь к Отечеству? Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.
3 группа.
+ Уважение - 1. Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-л., чего-л. // Признание важности, значимости, ценности чего-л.; высокая оценка чего-л. 2. перен. разг.-сниж. Любовь, пристрастие к чему-л. Значение слова Уважение по Ожегову: Уважение - Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. + «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, - не отдавай этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» В.М.Шукшин. + Уважать Отечество – это беречь его традиции, знать историю Родины, помнить о прошлом, помогать окружающим, работать на благо России, добросовестно выполнять свою работу. 6.
Физминутка.

Игра:
– А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Прослушайте правила игры: вы встаёте парами, как в игре «ручеёк». Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным…
После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. – Спасибо, ребята! (ученики рассаживаются по местам). - Вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. - Как вы думаете, что такое патриотизм? (Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству) Какое ключевое слово в этом определении? ЛЮБОВЬ. - Как вы думаете, можно научиться патриотизму? - Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь. - Напишите на листочках имена патриотов России. (Александр Невский, князь Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Пушкин, Юрий Долгорукий, патриарх Гермоген, Константин Паустовский, генерал Ефремов) - А нас с вами можно назвать патриотами? В каком случае? -Что мы с вами должны сделать, чтобы быть патриотами? (Пишут в группах на листочках) (Защищать, уважать, ценить, беречь, украшать, заботиться, гордиться, любить, прощать, прославлять, помогать, охранять) Учитель приклеивает «листочек» «Жить по заповедям Божьим». Конечно, в наших сердцах живёт любовь. А какие ещё сокровища живут в вашем сердце, напишите на листочках. - Проверим наши знания. Выполните тест.
Тест.
1. Почему мы называем свою страну Отечеством? А) потому что так её называли все и всегда Б) потому что она суровая, подобно отцу
В) потому что это Родина наших отцов и предков, и мы должны любить её, как тех,

кто даровал нам нашу жизнь.
2. Любовь к Родине – это прежде всего А) красивые слова о том, как мы её любим Б) безучастие ко всему, что происходит с Отечеством
В) дела, которые показывают нашу любовь.
3. Для того чтобы научиться уважать Отечество надо А) уважать суровые нравы
Б) научиться уважать живущих в нём людей
В) уважать тех, кто этого требует 4. Как вы понимаете фразу «Любовь к Родине начинается с семьи?» А) Если у человека нет семьи, нет и Родины Б) Там, где твоя семья, там твоя настоящая Родина
В) Любовь к Родине должна воспитываться в семье с детства и быть подобна той,

которую ребёнок испытывает к родителям

7. Рефлексия:
– Давайте подведём итог. Составьте синквейн. Ключевое слово «Отечество» Отечество Великое, могучее. Защищает, помогает, заботится. Отечество – это наша матушка - Россия. Родина.
Отечество Непобедимое, любимое. Уважает, доверяет, прощает. Отечество – это все мы. Отчизна. Отечество Лучшее, многострадальное. Поддерживает, воспитывает, любит. Отечество – это земля моего народа. Таруса - Посмотрите на наше дерево. Каким оно стало. Кто его сделал таким? Какой вывод мы можем сделать? + Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Многое зависит от нас. - Многое зависит от нас. Часто нашу Родину хотели завоевать силой, но у наших врагов ничего не получилось. И тогда наши противники решили уничтожить нас духовно. Мы видим, что машина нашего духовного уничтожения запущена на полную мощь. В первую очередь, это телевидение. С экранов и мониторов на нас льются потоки крови, грязи и сквернословия. А ведь это всё для вас приготовлено. Это вас одурманивают, чтобы потом подчинить. Но в народе говорят: «Предупреждён, значит вооружён». Вас постоянно предупреждают учителя, родители и церковь – живите по Христу и не дайте обмануть себя. Послушайте и ещё одно предостережение. - Прослушивание песни «Босоногая Россия» (3 минуты) - С каким настроением вы уходите с урока? (Голосование) - Передайте пульты гостям. С каким настроением уходят с нашего урока гости? (Восторженное, задумчивое, спокойное, безмятежное, тревожное, угнетённое)


В раздел образования