Автор: Цыганкова Татьяна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 имени ученого В.З.Власова" Населённый пункт: г. Таруса Наименование материала: Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Любовь и уважение к Отечеству" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени ученого В.З.Власова»
Разработка урока ОРКСЭ
«Любовь и уважение к Отечеству»
4 класс
Учебник А.Кураева «Основы православной культуры»
Цыганкова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
Таруса , 2015 год
«Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: «Любовь и уважение к Отечеству».
Цель:
воспитание
у
младших
школьников
гражданственности,
патриотизма,
через
углубление и расширение знаний учащихся о России, малой родине.
Задачи:
личностные
- Формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному
языку;
- Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;
- Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.
метапредметные
- Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы;
- Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
.предметные
- Познакомить с понятиями, «Отечество», «Родина», «любовь», «патриотизм»;
- Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях
нашего времени.
Глоссарий к уроку : Родина, Отечество, страна, город, малая Родина, семья, добрые дела,
патриотизм.
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), учебник «Основы православной культуры» (авт.
А.В.Кураев), презентация к уроку, мозаика, рисунок дерева.
Методы и приёмы работы на уроке : слово учителя, фронтальная беседа, учебный
диалог, работа с иллюстративным материалом, работа со статьёй учебника, работа в
группах, игра.
Ход урока
1.
Организационный момент:
1вариант. -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас, своих добрых и
умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и
нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь
друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам.
2вариант. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада видеть вас, своих добрых и
умных учеников! И хотя сегодня небо хмурое, солнышко не согревает нас своим теплом,
давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбки. Видите, как весело, приятно и
тепло стало всем нам.
2.
Актуализация знаний учащихся:
Чтобы узнать тему нашего урока, соберите пословицы.
Соберите пословицы (работа в группах)
Родина – матушка, а хлеб – батюшка.
Родину мать умей защищать.
Родина – мать, чужбина - мачеха.
Дым Отечества светлее чужого огня.
– Ребята, о чём эти пословицы?
+ Эти пословицы о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине.
3. Сообщение темы урока (формулируют учащиеся).
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
+ Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как все эти пословицы объединены
одной темой.
+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству».
- Найдите ключевые слова в теме урока. (Любовь, уважение, Отечество)
-Какая цель нашего урока?
+
Цель
нашего
урока,
узнать,
что
такое
Отечество,
что
значит
любить
и
уважать
Отечество.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родина»?
(Дети пишут 2 минуты. Звучит музыка «С чего начинается родина?)
+ Когда я слышу слово «Родина», я представляю себе….
Продолжите фразу «Родина – это для меня…..»
– Назовите синонимы к слову «родина».
+ Моя страна, государство, Россия, Отечество, Отчизна, матушка.
- Как называется наша страна?
+ Россия.
– Давайте подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?
И что такое «Родина, Отечество, Отчизна?»
Трое уч-ся работают со словарём.
Дети находят в словаре определение слову «Родина, Отечество, Отчизна».
- Что же такое Родина? А что же такое Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-
ди-на. Что оно обозначает?
+ Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка,
родоначальника).
- Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша
Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон
веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам
языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами,
выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…»
Чтение определений. Сравнение их с высказываниями.
4. Образ Родины.
- Наша Родина похожа на огромное дерево. Как вы думаете, какое?
- На мой взгляд, это могучий дуб, проживающий на земле несколько веков. Посмотрите на
доску. Дерево - это образ нашей Родины. Как человек не может жить без Родины, так и
дерево не может жить без корня. У нас пока некрасивое дерево, без корней и листьев, но к
концу урока мы его оживим.
- Возьмите конверт № 1 и выберете те понятия, которые вы бы отнесли к основным.
- (Слова: деньги , культура, история, традиции , безверие, религия, обряды, власть)
Дети выбирают, пишут на «корнях» и приклеивают (По 1 человеку от группы).
-
Корни
нашего
дерева
уходят
в
глубокую
древность.
Поэтому
историю,
культуру,
традиции, религию своих предков должен ….
+ знать, уважать и любить….
- каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти.
Дети пишут на листочках слова: знание, уважение, любовь.
5. Основная часть урока:
а) вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:
- Сейчас вы будете работать по группам. Возьмите конверты № 2. Одна группа будет
искать ответ на вопрос: «Что значит любить, что значит любить Родину?»
- Другая группа ответит на вопрос: «Что значит уважать Родину?»
- Третья группа ответит на вопрос: «Как складывались духовные традиции России», т.к
история
нашего
государства
начиналась
давно.
Оно
формировалось
как
государство
многонациональное, в него входили люди разных национальностей и вероисповеданий. А
каких, вы узнаете, ответив на этот вопрос.
Работа в группах.
Выступление групп.
Задание на доске в программе Smart Boart. Вставить пропущенные слова в текст.
1 группа.
В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария,
многие жители которого исповедовали---------------- .В 8 веке в городе Дербенте была
построена первая мечеть, с которой началась история- ---------- в нашей стране. В -----
князь ------ крестил Русь- на нашу землю пришло ------- В 17 веке в состав нашего
государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой ------- . С 18 века в
Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться
традиция светской этики. Так складывались духовные ------------- России.
- Какие духовные традиции есть в нашей стране? (Пишут на листочках)
(День Победы – 9 мая, День славянской письменности – 24 мая, Пасха – 5 мая, 12 июля-
День святых Петра и Павла; 15 мая – Международный день семьи; 8 июля – День семьи,
любви и верности)
2 группа.
+ Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на
благо нашей Родины. Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель,
говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но нам какое дело, любит ли нас кто
или не любит? Наше дело: любим ли мы?»
На лучиках солнца дети пишут слова (к семье, к близким, к Родине, к природе, к
животным, к малой родине)
- Что же объединяет всех людей, живущих в нашей стране?
+Любовь. (Пишут на листочках)
- Мы с вами говорили, что основа любой семьи ЛЮБОВЬ, что Бог – есть Любовь. Он дал
нам заповеди, по которым мы должны жить. Господь говорил нам «Возлюби ближнего
своего, как самого себя». Что это значит?
– Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?
Ответы учеников: искренней, настоящей, бескорыстной.
– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
+ Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.
– Как вы думаете, с чего начинается любовь к Родине.
- А как может проявляться любовь к Отечеству?
Ответы учеников: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество,
заботится о своих родных и близких.
3 группа.
+ Уважение - 1. Чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств,
высоких качеств кого-л., чего-л. // Признание важности, значимости, ценности чего-л.;
высокая оценка чего-л.
2. перен. разг.-сниж. Любовь, пристрастие к чему-л.
Значение слова Уважение по Ожегову:
Уважение - Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
+ «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести
победы, наши страдания, - не отдавай этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни
это. Будь человеком!» В.М.Шукшин.
+ Уважать Отечество – это беречь его традиции, знать историю Родины, помнить о
прошлом, помогать окружающим, работать на благо России, добросовестно выполнять
свою работу.
6. Физминутка.
Игра:
– А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?».
Прослушайте правила игры: вы встаёте парами, как в игре «ручеёк». Один человек –
водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что
отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда
вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным…
После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По
пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они
образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра
продолжается.
– Спасибо, ребята! (ученики рассаживаются по местам).
- Вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России.
- Как вы думаете, что такое патриотизм? (Патриотизм – любовь к России, к своему народу,
к своей малой родине, служение Отечеству) Какое ключевое слово в этом определении?
ЛЮБОВЬ.
- Как вы думаете, можно научиться патриотизму?
- Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не
заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери,
это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём.
Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
- Напишите на листочках имена патриотов России. (Александр Невский, князь Минин и
Дмитрий
Пожарский,
Александр
Пушкин,
Юрий
Долгорукий,
патриарх
Гермоген,
Константин Паустовский, генерал Ефремов)
- А нас с вами можно назвать патриотами? В каком случае?
-Что мы с вами должны сделать, чтобы быть патриотами? (Пишут в группах на листочках)
(Защищать, уважать, ценить, беречь, украшать, заботиться, гордиться, любить, прощать,
прославлять, помогать, охранять)
Учитель приклеивает «листочек» «Жить по заповедям Божьим».
Конечно, в наших сердцах живёт любовь. А какие ещё сокровища живут в вашем сердце,
напишите на листочках.
- Проверим наши знания. Выполните тест.
Тест.
1. Почему мы называем свою страну Отечеством?
А) потому что так её называли все и всегда
Б) потому что она суровая, подобно отцу
В) потому что это Родина наших отцов и предков, и мы должны любить её, как тех,
кто даровал нам нашу жизнь.
2. Любовь к Родине – это прежде всего
А) красивые слова о том, как мы её любим
Б) безучастие ко всему, что происходит с Отечеством
В) дела, которые показывают нашу любовь.
3. Для того чтобы научиться уважать Отечество надо
А) уважать суровые нравы
Б) научиться уважать живущих в нём людей
В) уважать тех, кто этого требует
4. Как вы понимаете фразу «Любовь к Родине начинается с семьи?»
А) Если у человека нет семьи, нет и Родины
Б) Там, где твоя семья, там твоя настоящая Родина
В) Любовь к Родине должна воспитываться в семье с детства и быть подобна той,
которую ребёнок испытывает к родителям
7. Рефлексия:
– Давайте подведём итог. Составьте синквейн. Ключевое слово «Отечество»
Отечество
Великое, могучее.
Защищает, помогает, заботится.
Отечество – это наша матушка - Россия.
Родина.
Отечество
Непобедимое, любимое.
Уважает, доверяет, прощает.
Отечество – это все мы.
Отчизна.
Отечество
Лучшее, многострадальное.
Поддерживает, воспитывает, любит.
Отечество – это земля моего народа.
Таруса
- Посмотрите на наше дерево. Каким оно стало. Кто его сделал таким?
Какой вывод мы
можем сделать?
+ Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют
духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о
своём Отечестве! Многое зависит от нас.
- Многое зависит от нас. Часто нашу Родину хотели завоевать силой, но у наших врагов
ничего не получилось. И тогда наши противники решили уничтожить нас духовно. Мы
видим, что машина нашего духовного уничтожения запущена на полную мощь. В первую
очередь, это телевидение. С экранов и мониторов на нас льются потоки крови, грязи и
сквернословия. А ведь это всё для вас приготовлено. Это вас одурманивают, чтобы потом
подчинить.
Но
в
народе
говорят:
«Предупреждён,
значит
вооружён».
Вас
постоянно
предупреждают учителя, родители и церковь – живите по Христу и не дайте обмануть
себя. Послушайте и ещё одно предостережение.
- Прослушивание песни «Босоногая Россия» (3 минуты)
- С каким настроением вы уходите с урока? (Голосование)
- Передайте пульты гостям. С каким настроением уходят с нашего урока гости?
(Восторженное, задумчивое, спокойное, безмятежное, тревожное, угнетённое)