Напоминание

спортивно-оздоровительная работа 2014-2015 учебный год


Автор: Слесарева Ирина Геннадиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Центр образования
Населённый пункт: г.Долгопрудный
Наименование материала: программа
Тема: спортивно-оздоровительная работа 2014-2015 учебный год
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ Центр образования г. Долгопрудный

«От культуры и спорта -

к здоровому образу жизни!»

Разработал:
Слесарева И.Г.
2015 г.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Введение
Ребята! Мы с вами – часть природы. Часть этого огромного прекрасного мира с землей и небом, с цветами и деревьями, со зверями и птицами. Ну, а если считаем себя частью природы, то не должны допускать небрежного отношения к себе. Мы, члены детской организации «Содружество юных», серьёзно задумались о низком уровне воспитания моральных и физических качеств человека, провели небольшое исследование и пришли к выводу, что наши сверстники перестали думать о том, чтобы стремиться к будущему здоровыми
не за счёт лекарств
, а
за счёт сил

собственных и сил природы!!!
Именно поэтому мы приняли решение разработать проект
«От культуры и

спорта

-

к

здоровому

образу

жизни»,
который направлен на формирование здорового образа жизни подростков. Мы считаем, что спорт - это неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Спорт - это то, что приносит радость и удовольствие (если человек занимается им добровольно). Также, спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Это отдельный мир. Все неурядицы и проблемы остаются за тренировочным залом! Более того, спортивная тренировка очень хороший способ избавится от стресса! Безусловно, спорт забирает много времени, энергии и сил, с этим не поспорить, но научно доказано - человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Обратите внимание - именно среди спортсменов множество отличников, медалистов, призёров и победителей школьных, районных, городских, областных и даже международных олимпиад! Возможно, это связано с тем, что все спортсмены гораздо более организованны, собраны и дисциплинированы. Возможно, на это влияет то, что спортсмены знают предел развлечениям и осознают, что значит работать, вкладывать труд и силы. Хочется отметить тот факт, что спорт очень тесно связан с нашим здоровьем! Если мы хотим следить за состоянием нашего здоровья, выглядеть красиво и быть в хорошей форме, мы, безусловно, должны подружиться со спортом, ничего лучшего в этом случае не придумать!!!
Спорт - залог здоровья!

Цель проекта:

формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у

подрастающего поколения
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
2
1. Объединить педагогов, родителей, учащихся школы для пропаганды здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ среди подростков 2. Показать значение здоровья как основной ценности человека 3. Создать условия для реализации ребенком своего социального и биологического потенциала, для успешной его адаптации в обществе; 4. Формировать культуру здоровья всех участников образовательного процесса 5. Показать преимущество занятий спортом, как основу сохранения своего здоровья 6. Вовлекать учащихся в работу спортивных кружков и секций, общешкольных спортивных мероприятий с целью организации досуга. 7. Создать условия необходимые для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни 8. Воспитывать основные человеческие ценности: нравственность, гуманность, патриотизм.
Актуальность проекта.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это залог и основное условие полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Вопрос воспитания здорового поколения приобретает все большую остроту. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз . Поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня актуальны. Эти проблемы уже обрели социальное значение. На территории школы был проведен опрос по теме: «Почему происходит приобщение подростков к вредным привычкам?». Было опрошено более 60 человек среди учащихся 5-8 классов. В результате опроса мы выявили, что подростки считают, что это происходит
по разным причинам
, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию». Для многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения является бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания. Так же в последние годы в организации жизни подростков наблюдается тенденция к значительному уменьшению занятиям физкультурой и спортом. После занятий в школе наши сверстники предпочитают не активный отдых и занятия в спортивных секциях, а компьютерные игры, Интернет, просмотр телевизионных передач. 3
В связи с этим встала необходимость создания профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни среди подростков, проведение большего числа спортивно-оздоровительных мероприятий, вовлечение подростков в спортивные секции, кружки по интересам. На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений детской организации «Содружество юных». В детской организации необходимы были мероприятия, призывающие подростков бережно относится к собственному здоровью.
Проблема:
Низкий уровень стремления школьников к ведению здорового образа жизни, в следствии несформированности у них понятия ценности здоровья. Для реализации проекта были определены следующие
направления деятельности
: 1 )
Исследование
факторов влияния на ценностные ориентации подростков, формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью. 2 )
Вовлечение
детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение большого количества различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и п р о п а г а н д у з д о р о в о г о о б р а з а ж и з н и ; 3 )
Повышения

информационной

осведомленности
о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, д е в и а н т н о е п о в е д е н и е . 4)
С о д е й с т в и е

о р г а н а м

м е с т н о г о

с а м о у п р а в л е н и я
в : - интеллектуальном, творческом и физическом развитии подрастающего поколения ; - реализации общественно-полезных проектов.
Сроки реализации проекта «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»
Проект рассчитан
на 1 год (февраль 2014- февраль 2015 г.г.).
Возможно продление сроков реализации проекта.
Участники

реализации

проекта:
члены детской организации «Содружество юных» - учащиеся 2- 8 классов
Кадровое обеспечение проекта:
 Заместитель директора по ВР;  Социально-психологическая служба школы;  Медицинские работники;  Старшая вожатая; 4
 Классные руководители;  Родители;  Учащиеся школы;
Формы

и

методы

профилактической

работы

с

учащимися

школы,

направленные на пропаганду ЗОЖ и укрепления здоровья:
- профилактические мероприятия; - наблюдения; - диагностика; - спортивно-оздоровительные мероприятия; - беседы; - лекции; - сюжетно-ролевые игры; - Дни Здоровья. консультации психолога, социального педагога
Социологические исследования.
Мы провели социальный опрос среди учащихся 5-8 классов нашей школы на тему «Наше здоровье»
(Приложение 9)
. Всего в опросе приняли участие 68 человек.
0

10

20

30

40

50

60

Высокий

Средний

Низкий

Показатели уровня оценки ЗОЖ и занятий спортом
Высокий 12 % Средний 57 % Низкий 31 % В результате проведенного анкетирования выявили: низкий уровень оценки здорового образа жизни и стремления к занятиям спортом наблюдался у 31 % учащегося, и только 12 % школьников 5-8 классов придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития. 57 % школьников имеют средний уровень адаптации. Эти результаты указывают на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни, а, следовательно, и нет достаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению, к занятиям спортом.
Структура работы над проектом:
5

Этапы работы над проектом:
Этапы Основные задачи по реализации
Сроки

реализации

Первый этап

Подготовка

проекта
1.Заседание творческой группы .Определений целей, задач , направлений работы по реализации проекта. 2. Выявить мнение целевой социальной группы и заинтересованных сторон по проблемам Февраль - апрель 2014г. 6
Проект

« От культуры

и спорта - к

здоровому

образу жизни»

Проект

« От культуры

и спорта - к

здоровому

образу жизни»

Детская

организация

«Содружество

юных»

Детская

организация

«Содружество

юных»

Социально-

психологическ

ая

служба школы

Социально-

психологическ

ая

служба школы

Педагоги

Педагоги

Родители

Родители

Медработник

школы

Медработник

школы

здоровья. 3. Сформировать структуру работы над проектом
Второй этап

обеспечение

проекта
1. Провести конференцию для участников и партнеров проекта по разработке направлений деятельности, имеющимся на территории ресурсам и требующимся для привлечения средствам (не обязательно финансовым) 2. Определить возможные варианты устранения выявленных причин. Составить и согласовать организационный план действий. 3. Согласовать разработанный на конференции оргпроект ( в зависимости от готовности) со всеми инстанциями Май-август 2014 г.
Третий этап

реализация

проекта
1. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий. 2. Дважды провести мониторинг хода проекта с выявлением проблемных точек (анкеты, опросы, интервью, анализ СМИ...) Сентябрь- январь 2015
Четвертый этап

Завершение

проекта
1. Провести итоговую конференцию, на ней произвести оценку результатов проекта, провести рефлексию 2. Написать и опубликовать отчет в стенгазете «Голос Содружества». 3. Распространить идею проекта в других ОУ по приложенному плану Февраль 2015г.
Механизм реализации проекта:
Одним из важнейших направлений деятельности детской организации «Содружество юных», является сохранение здоровья детей, пропаганда ЗОЖ. Принято считать, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность: проведение физических тренировок с целью увеличения функциональных возможностей 7
организма, заполнения свободного времени учащихся занятиями физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения их от вредных привычек. Школьники с самого раннего возраста должны учиться ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Урок физической культуры – всесторонне способствует сохранению и укреплению здоровья детей. В нашей школе, согласно учебному плану уроки физической культуры проводятся 3 раза в неделю. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Каждый школьник, ежедневно занимаясь физической культурой, укрепляет свое здоровье, приобретает двигательные умения и навыки, приобретает необходимые знания в области физической культуры и спорта, умеет правильно, а главное рационально организовать свой досуг, воспитывает в себе волевые качества характера, учится противостоять трудностям. Ежедневно у нас в школе проводится утренняя зарядка (при температуре не ниже 0 ◦ –на улице), она помогает уже с раннего утра получить заряд бодрости и хорошего настроения. К тому же зарядка - это залог стройной и подтянутой фигуры. 8
В декабре комитетом «Спорт и здоровье» были проведены акции "Займись спортом!", «Спорт -для всех!», «Всей семьёй- на старт!» в которых приняли участие учащиеся 2-8 классов. В вестибюле школы была оформлена выставка плакатов и газет на тему
«Спорт

нам

поможет

силу

умножить!»
. Комитетом «Сигнал» организован выпуск плакатов и рисунков «Мы за здоровый образ жизни», агитационных листовок с призывом «Спорт для всех» и др. Листовки были расклеены и на улицах села. Учащиеся 2-8 классов приняли участие в смотре строя и отрядной песни. Команды мальчиков 5-8 классов принимали участие в соревнованиях «Богатырские потешки». Участие в данных мероприятиях позволяет школьникам сформировать навыки «здорового» социального поведения. На должном уровне организованна спортивно- массовая и физкультурно- оздоровительная работа. Общешкольные спортивно-массовые мероприятия всегда вносят необычность, праздничность в размеренную жизнь школы. Праздничная обстановка, наличие большого количества соперников, болельщиков, родителей вызывают азарт, положительные эмоции, желание победить. Традиционными стали совместные семейные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатырские потешки», «Русский солдат умом и силой богат», «Веселые старты». И мальчишки и девчонки с удовольствием посещают спортивные секции «Волейбол», «Футбол», «Спортивное ориентирование». В школе регулярно проводятся спортивные соревнования между учащимися, тематические классные часы по вопросам охраны жизни и здоровья, Дни Здоровья, выступление 9
агитбригады « Спасатели», военно-спортивные игры «Зарница», «Зарничка» . В октябре все учащиеся школы приняли участие в осеннем легкоатлетическом кроссе «Золотая Осень»
,
который проходил на территории села Ездочное. Во время учебных занятий физруки отрядов проводят физкультминутки, организуют подвижные перемены. В течение учебного года в школе проводятся мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек. Это такие мероприятия как «Формула здоровья», «Суд над наркоманией», которые были проведены в рамках недели «ЗОЖ»; ребята приняли участие в акции «Нет наркотикам!»; была проведена предметная неделя в начальных классах «Наша безопасность». Учащиеся нашей школы имеют хорошую возможность для реализации своих интересов. В их распоряжении Детская Школа Искусств, Дом Культуры, школьная и городские библиотеки, филиал детского юношеского клуба физической культуры. Вместе эти учреждения решают задачу формирования духовно-нравственной, всесторонне развитой личности.
Рабочий план проекта

« От культуры и спорта к здоровому образу жизни»:
Название этапа Проводимые дела Участники Сроки проведен ия Результативность Подготовит ельный этап -Заседание творческой группы для организации работы над проектом «Спорт- залог здоровья». -Создание «Копилки идей и предложений» -Социологический опрос учащихся 2-8; Педагоги, психолог, социальный педагог, медработник школы, родители, старшеклассники Февраль – апрель 2014 г. Формирование творческой г р у п п ы п о р е а л и з а ц и и проекта, выдвижение идей и предложений, распределение обязанностей в проектной группе 10
Анализ СМИ, литературы Организаци онный этап : О б щ и й с б о р учащихся 2 - 8 классов. Сообщение целей и задач предстоящей работы, з н а ком с т в о с нормативно- правовой базой п о с о з д а н и ю проекта «Спорт – з а л о г здоровья» старшеклассники, педагоги, психолог Май- август 2014 г. С п л о ч е н и е к о л л е к т и в а учащихся, объединенного на достижение по ставленной цели, составление плана работы по проекту Основной этап : 1.
«Мы

вместе

-сила!»
Утренняя гимнастика, Д е н ь З д о р о в ь я , Осенний легкоатлетический к р о с с , к о н к у р с творческих работ ) Приложение 7,8), рисунков и плакатов «В спорте - сила!» У ч а щ и е с я 2 - 8 классов, педагоги Сентябрь 2014 Формирование доброжелательныхотношений в коллективе 2
.«О,

спорт!

Ты -мир!»
Утренняя гимнастика, акции "Займись спортом!", «Спорт для всех», «Всей семьёй на старт». С п о р т и в н ы й праздник «Быстрее, выше, сильнее», Фотовыставка «Наши спортивные рекорды» у ч а щ и е с я 2 - 8 классов, педагоги, родители, Октябрь 2014 г. Р а з в и т и е ф и з и ч е с ко й и психической выносливости 3 .
«Чистота



з а л о г

здоровья!»
Утренняя гимнастика, Устный ж у р н а л « Т в о й р е ж и м д н я » ! » , уроки психологического здоровья, Лыжные гонки Медработник, учащиеся классов, педагоги, родители, уч-ся 2-8 кл. Ноябрь 2014 г. Привитие гигие нич е с к их навыков, Формирование умения вести организованный, спланированный образ жизни 4.
«Все игры

в

г о с т и

к
Утренняя гимнастика, у ч а щ и е с я 2 - 8 классов, Декабрь 2014 г. Развитие познавательных к а ч е с т в р е б е н к а , е г о 11

нам»
Конкурс на лучшую спортивную перемену, праздник Русской народной игры, Б е с е д а « Б е р е г и здоровье с молоду» педагоги, родители творческих способностей и активности 5 .
«Будущие

защитники

с т р а н ы



д у х о м

и

волей

сильны»
Утренняя гимнастика, Конкурсная программа «Папа, м а м а , я – спортивная семья!», Семейная лыжная эстафета, Рыцарский турнир, конкурс рисунков «Мы за здоровый о б р а з ж и з н и » , хоккейные турниры у ч а щ и е с я 2 - 8 классов, педагоги, родители, Декабрь - Февраль -2015г. Ф о р м и р о в а н и е ч у в с т в а уверенности в своих силах, с п л о ч е н н о с т и , с т о й к о й жизненной позиции 6.
«Спартакиа

да юных»
Утренняя гимнастика, Ш а х м а т н ы е и шашечные турниры, конкурс «Олимпийские рекорды», военно- спортивная и г р а «Зарничка», Юношеский турнир «Смелые, сильные, ловкие», у ч - с я 2 - 8 к л . , учащиеся классов, педагоги, родители Весь период Развитие физических качеств, воспитание г р а ж д а н с т в е н н о с т и и патриотизма
Этап

практическо

й

реализации

проекта
Р е м о н т и благоустройство школьной спортивной площадки у ч а щ и е с я 5 - 8 классов, педагоги, родители Июнь 2014 г. С о з д ат ь н а т е р р и т о р и и ш к о л ь н о г о д в о р а благоустроенную школьную п л о щ а д к у д л я з а н я т и й спортом (в период работы ЛТО «Романтик») Заключите льный этап Подведение итогов у ч а щ и е с я 2 - 8 классов, психолог, социальный педагог, педагоги, родители Февраль 2015 г. Организация физкультурно- о з д о р о в и т е л ь н о й и спортивной работы по месту жительства. Формирование у учащихся у с т о й ч и в ы х н а в ы к о в здорового образа жизни 12

Мотивация здорового образа жизни.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.
Мы, призываем всех:

-
занимайтесь спортом, чтобы не остаться одному наедине с бедой, противостоять злу, сохранить свое здоровье. Ведь спорт - залог здоровья!
Материально-техническое обеспечение проекта:
Для успешной реализации проекта необходимо следующее материально- техническое обеспечение: - спортивное оборудование: мячи, обручи, скакалки, шашки, шахматы, кегли; - компьютер, мультимедийная приставка, диски; 13
- бумага, краски, маркеры, карандаши; - дополнительная художественная литература - инструменты для благоустройства спортивной площадки.
Ожидаемые результаты:
 Объединение педагогов, родителей, старшеклассников школы для профилактики и предупреждения употребления ПАВ среди учащихся школы;  Вовлечение сверстников в спортивно-массовые мероприятия, спортивные секции  Повышение знаний, умений участников проекта по первичной профилактике злоупотребления ПАВ;  Укрепление позитивных установок и мотивации на здоровый образ жизни;  Сплочение коллектива учащихся и педагогов на достижение поставленной цели 14
15


В раздел образования