спортивно-оздоровительная работа 2014-2015 учебный год
Автор: Слесарева Ирина Геннадиевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ Центр образования Населённый пункт: г.Долгопрудный Наименование материала: программа Тема: спортивно-оздоровительная работа 2014-2015 учебный год Раздел: начальное образование
Здоровье – бесценное достояние
не только каждого человека,
но и всего общества.
Введение
Ребята! Мы с вами – часть природы. Часть этого огромного прекрасного мира с
землей и небом, с цветами и деревьями, со зверями и птицами. Ну, а если считаем
себя частью природы, то не должны допускать небрежного отношения к себе.
Мы, члены детской организации «Содружество юных», серьёзно задумались о
низком уровне воспитания моральных и физических качеств человека,
провели
небольшое исследование и пришли к выводу, что наши сверстники перестали думать
о том, чтобы стремиться к будущему здоровыми не за счёт лекарств , а за счёт сил
собственных и сил природы!!!
Именно поэтому мы приняли решение разработать
проект «От культуры и
спорта
-
к
здоровому
образу
жизни», который
направлен на формирование
здорового образа жизни подростков.
Мы считаем, что спорт - это неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Спорт -
это
то,
что
приносит
радость
и
удовольствие
(если
человек
занимается
им
добровольно).
Также,
спорт
-
это
способ
самовыражения,
способ
достигнуть
определённых вершин и целей! Это отдельный мир. Все неурядицы и проблемы
остаются
за
тренировочным
залом!
Более
того,
спортивная
тренировка
очень
хороший способ избавится от стресса! Безусловно, спорт забирает много времени,
энергии
и
сил,
с
этим
не
поспорить,
но
научно
доказано
-
человек,
который
занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается
интеллект! Обратите внимание - именно среди спортсменов множество отличников,
медалистов, призёров и победителей школьных, районных, городских, областных и
даже международных олимпиад! Возможно, это связано с тем, что все спортсмены
гораздо более организованны, собраны и дисциплинированы. Возможно, на это
влияет то, что спортсмены знают предел развлечениям и осознают, что значит
работать, вкладывать труд и силы.
Хочется отметить тот факт, что спорт очень тесно связан с нашим здоровьем!
Если мы хотим следить за состоянием нашего здоровья, выглядеть красиво и быть в
хорошей форме, мы, безусловно, должны подружиться со спортом, ничего лучшего в
этом случае не придумать!!! Спорт - залог здоровья!
Цель проекта:
формирование устойчивых навыков здорового образа жизни у
подрастающего поколения
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
2
1.
Объединить педагогов, родителей, учащихся школы для пропаганды здорового
образа жизни и профилактики употребления ПАВ среди подростков
2.
Показать значение здоровья как основной ценности человека
3.
Создать условия для реализации ребенком своего социального и биологического
потенциала, для успешной его адаптации в обществе;
4.
Формировать культуру здоровья всех участников образовательного процесса
5.
Показать преимущество занятий спортом, как основу сохранения своего здоровья
6.
Вовлекать учащихся в работу спортивных кружков и секций, общешкольных
спортивных мероприятий с целью организации досуга.
7.
Создать условия необходимые для обеспечения охраны здоровья учащихся, их
полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни
8.
Воспитывать
основные
человеческие
ценности:
нравственность,
гуманность,
патриотизм.
Актуальность проекта.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья, так как это залог и основное условие полноценной
и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим
человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Вопрос
воспитания
здорового
поколения
приобретает
все
большую
остроту.
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья
детей ухудшается в 4-5 раз . Поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и
привития им навыков здорового образа жизни, сегодня актуальны. Эти проблемы
уже обрели социальное значение.
На территории школы
был проведен опрос по теме: «Почему происходит
приобщение подростков к вредным привычкам?». Было опрошено более 60 человек
среди учащихся 5-8 классов.
В результате опроса мы выявили, что подростки
считают, что это происходит по разным причинам , чаще всего из-за подражания
лидеру, товарищам, «за компанию». Для многих причиной начала употребления
алкогольных
напитков
и
курения
является
бездуховность
и
ложная
система
ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое
здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.
Так
же
в
последние
годы
в
организации
жизни
подростков
наблюдается
тенденция к значительному уменьшению занятиям физкультурой и спортом. После
занятий в школе наши сверстники предпочитают не активный отдых и занятия в
спортивных секциях, а компьютерные игры, Интернет, просмотр телевизионных
передач.
3
В
связи
с
этим
встала
необходимость
создания
профилактических
мероприятий
по
формированию
здорового
образа
жизни
среди
подростков,
проведение большего числа спортивно-оздоровительных мероприятий, вовлечение
подростков в спортивные секции, кружки по интересам.
На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа
жизни
являются
одними
из
наиболее
приоритетных
направлений
детской
организации «Содружество юных». В
детской организации
необходимы были
мероприятия,
призывающие
подростков
бережно
относится
к
собственному
здоровью.
Проблема: Низкий уровень стремления школьников к ведению здорового образа
жизни, в следствии несформированности у них понятия ценности здоровья.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности :
1 ) Исследование факторов
влияния
на
ценностные
ориентации
подростков,
формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему
здоровью.
2 ) Вовлечение
детей
и
подростков
в
общественную,
спортивную,
творческую
жизнь. Проведение большого количества различных физкультурно-оздоровительных
мероприятий,
направленных
на
повышение
интеллектуального
потенциала
и
п р о п а г а н д у
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и ;
3 ) Повышения
информационной
осведомленности
о
социально-значимых
заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм,
д е в и а н т н о е
п о в е д е н и е .
4) С о д е й с т в и е
о р г а н а м
м е с т н о г о
с а м о у п р а в л е н и я
в :
- интеллектуальном, творческом и физическом развитии подрастающего поколения ;
- реализации общественно-полезных проектов.
Сроки реализации проекта «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»
Проект рассчитан на 1 год (февраль 2014- февраль 2015 г.г.).
Возможно продление сроков реализации проекта.
Участники
реализации
проекта: члены
детской
организации
«Содружество
юных» - учащиеся 2- 8 классов
Кадровое обеспечение проекта:
Заместитель директора по ВР;
Социально-психологическая служба школы;
Медицинские работники;
Старшая вожатая;
4
Классные руководители;
Родители;
Учащиеся школы;
Формы
и
методы
профилактической
работы
с
учащимися
школы,
направленные на пропаганду ЗОЖ и укрепления здоровья:
- профилактические мероприятия;
- наблюдения;
- диагностика;
- спортивно-оздоровительные мероприятия;
- беседы;
- лекции;
- сюжетно-ролевые игры;
- Дни Здоровья.
консультации психолога, социального педагога
Социологические исследования.
Мы провели социальный опрос среди учащихся 5-8 классов нашей школы на тему
«Наше здоровье» (Приложение 9) . Всего в опросе приняли участие 68 человек.
0
10
20
30
40
50
60
Высокий
Средний
Низкий
Показатели уровня оценки ЗОЖ и занятий спортом
Высокий
12 %
Средний
57 %
Низкий
31 %
В результате проведенного анкетирования выявили: низкий уровень оценки
здорового образа жизни и стремления к занятиям спортом наблюдался у 31 %
учащегося, и только 12 % школьников 5-8 классов придерживаются основ здорового
образа жизни в процессе своего развития.
57
%
школьников
имеют
средний
уровень адаптации. Эти результаты указывают на то, что у испытуемых заложены
стереотипы поведения нездорового стиля жизни, а, следовательно, и нет достаточно
серьезного
отношения
к
своему
здоровью,
к
его
сохранению
и
укреплению,
к
занятиям спортом.
Структура работы над проектом:
5
Этапы работы над проектом:
Этапы
Основные задачи по реализации
Сроки
реализации
Первый этап
Подготовка
проекта
1.Заседание творческой группы .Определений
целей, задач , направлений работы по
реализации проекта.
2. Выявить мнение целевой социальной группы
и заинтересованных сторон по проблемам
Февраль -
апрель 2014г.
6
Проект
« От культуры
и спорта - к
здоровому
образу жизни»
Проект
« От культуры
и спорта - к
здоровому
образу жизни»
Детская
организация
«Содружество
юных»
Детская
организация
«Содружество
юных»
Социально-
психологическ
ая
служба школы
Социально-
психологическ
ая
служба школы
Педагоги
Педагоги
Родители
Родители
Медработник
школы
Медработник
школы
здоровья.
3. Сформировать структуру работы над
проектом
Второй этап
обеспечение
проекта
1.
Провести конференцию для участников и
партнеров проекта по разработке
направлений деятельности, имеющимся на
территории ресурсам и требующимся для
привлечения средствам (не обязательно
финансовым)
2. Определить возможные варианты
устранения выявленных причин.
Составить и согласовать организационный
план действий.
3. Согласовать разработанный на
конференции оргпроект ( в зависимости от
готовности) со всеми инстанциями
Май-август
2014 г.
Третий этап
реализация
проекта
1.
Реализовать проект в соответствии с
разработанным планом действий.
2. Дважды провести мониторинг хода
проекта с выявлением проблемных точек
(анкеты, опросы, интервью, анализ
СМИ...)
Сентябрь-
январь 2015
Четвертый этап
Завершение
проекта
1.
Провести итоговую конференцию, на ней
произвести оценку результатов проекта,
провести рефлексию
2. Написать и опубликовать отчет в
стенгазете «Голос Содружества».
3. Распространить идею проекта в других
ОУ по приложенному плану
Февраль
2015г.
Механизм реализации проекта:
Одним
из
важнейших
направлений
деятельности
детской
организации
«Содружество
юных»,
является
сохранение
здоровья
детей,
пропаганда
ЗОЖ.
Принято
считать,
что
выполнение
данной
функции
осуществляется
путем
систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность: проведение
физических
тренировок
с
целью
увеличения
функциональных
возможностей
7
организма,
заполнения
свободного
времени
учащихся
занятиями
физическими
упражнениями,
что
относится
к
одному
из
средств
отвлечения
их
от
вредных
привычек.
Школьники с самого раннего возраста должны учиться
ценить, беречь и
укреплять
свое
здоровье,
если
мы
будем
личным
примером
демонстрировать
здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее
поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально,
духовно, но и физически. Урок физической культуры – всесторонне способствует
сохранению и укреплению здоровья детей. В нашей школе, согласно учебному
плану
уроки
физической
культуры
проводятся
3
раза
в
неделю.
Слагаемыми
физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие,
оптимальный
уровень
двигательных
способностей,
знания
и
навыки
в
области
физической
культуры,
мотивы
и
освоенные
способы
(умения)
осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Каждый школьник, ежедневно занимаясь физической культурой, укрепляет
свое
здоровье,
приобретает
двигательные
умения
и
навыки, приобретает
необходимые знания в области физической культуры и спорта, умеет правильно, а
главное рационально организовать свой досуг, воспитывает в себе волевые качества
характера, учится противостоять трудностям.
Ежедневно у нас в школе проводится утренняя зарядка (при температуре не
ниже 0
◦
–на улице), она помогает уже с раннего утра получить заряд бодрости и
хорошего настроения. К тому же зарядка - это залог стройной и подтянутой фигуры.
8
В
декабре комитетом «Спорт и здоровье» были проведены акции "Займись
спортом!", «Спорт -для всех!», «Всей семьёй- на старт!» в которых приняли участие
учащиеся 2-8 классов. В вестибюле школы была оформлена выставка плакатов и
газет
на
тему «Спорт
нам
поможет
силу
умножить!» .
Комитетом
«Сигнал»
организован
выпуск
плакатов
и
рисунков
«Мы
за
здоровый
образ
жизни»,
агитационных
листовок
с
призывом
«Спорт
для
всех»
и
др.
Листовки
были
расклеены и на улицах села. Учащиеся 2-8 классов приняли участие в смотре строя
и
отрядной
песни.
Команды
мальчиков
5-8
классов
принимали
участие
в
соревнованиях «Богатырские потешки». Участие в данных мероприятиях позволяет
школьникам сформировать навыки «здорового» социального поведения.
На должном уровне организованна спортивно- массовая и физкультурно-
оздоровительная
работа. Общешкольные спортивно-массовые мероприятия всегда
вносят необычность, праздничность в размеренную жизнь школы. Праздничная
обстановка,
наличие
большого
количества
соперников,
болельщиков,
родителей
вызывают азарт, положительные эмоции, желание победить.
Традиционными
стали
совместные
семейные
мероприятия
«Папа,
мама,
я
–
спортивная семья», «Богатырские потешки», «Русский солдат умом и силой богат»,
«Веселые старты».
И
мальчишки
и
девчонки
с
удовольствием
посещают спортивные
секции
«Волейбол»,
«Футбол»,
«Спортивное
ориентирование».
В
школе
регулярно
проводятся
спортивные соревнования между учащимися, тематические классные
часы
по
вопросам
охраны
жизни
и
здоровья,
Дни
Здоровья,
выступление
9
агитбригады « Спасатели», военно-спортивные игры «Зарница», «Зарничка» . В
октябре все учащиеся школы приняли участие в осеннем легкоатлетическом кроссе
«Золотая Осень» , который
проходил
на
территории
села
Ездочное.
Во время
учебных
занятий
физруки
отрядов
проводят
физкультминутки,
организуют
подвижные перемены. В течение учебного года в школе проводятся мероприятия,
направленные на профилактику вредных привычек. Это такие мероприятия как
«Формула здоровья», «Суд над наркоманией», которые были проведены в рамках
недели «ЗОЖ»; ребята приняли участие в акции «Нет наркотикам!»; была проведена
предметная неделя в начальных классах «Наша безопасность».
Учащиеся нашей школы имеют хорошую возможность для реализации своих
интересов. В их распоряжении Детская Школа Искусств, Дом Культуры, школьная и
городские библиотеки, филиал детского юношеского клуба физической культуры.
Вместе
эти
учреждения
решают
задачу
формирования
духовно-нравственной,
всесторонне развитой личности.
Рабочий план проекта
« От культуры и спорта к здоровому образу жизни»:
Название
этапа
Проводимые дела
Участники
Сроки
проведен
ия
Результативность
Подготовит
ельный
этап
-Заседание
творческой группы
для организации
работы над
проектом «Спорт-
залог здоровья».
-Создание
«Копилки идей и
предложений»
-Социологический
опрос учащихся 2-8;
Педагоги,
психолог,
социальный
педагог,
медработник
школы, родители,
старшеклассники
Февраль
–
апрель
2014 г.
Формирование
творческой
г р у п п ы
п о
р е а л и з а ц и и
проекта,
выдвижение
идей
и
предложений,
распределение
обязанностей
в
проектной
группе
10
Анализ СМИ,
литературы
Организаци
онный
этап
:
О б щ и й
с б о р
учащихся
2 - 8
классов.
Сообщение
целей
и
задач
предстоящей
работы,
з н а ком с т в о
с
нормативно-
правовой
базой
п о
с о з д а н и ю
проекта
«Спорт
–
з а л о г
здоровья»
старшеклассники,
педагоги,
психолог
Май-
август
2014 г.
С п л о ч е н и е
к о л л е к т и в а
учащихся,
объединенного
на
достижение
по ставленной
цели,
составление
плана
работы по проекту
Основной
этап
:
1. «Мы
вместе
-сила!»
Утренняя
гимнастика,
Д е н ь
З д о р о в ь я ,
Осенний
легкоатлетический
к р о с с ,
к о н к у р с
творческих
работ
)
Приложение
7,8),
рисунков и плакатов
«В спорте - сила!»
У ч а щ и е с я
2 - 8
классов, педагоги
Сентябрь
2014
Формирование
доброжелательныхотношений
в коллективе
2 .«О,
спорт!
Ты -мир!»
Утренняя
гимнастика,
акции
"Займись спортом!",
«Спорт
для
всех»,
«Всей
семьёй
на
старт».
С п о р т и в н ы й
праздник «Быстрее,
выше, сильнее»,
Фотовыставка
«Наши
спортивные
рекорды»
у ч а щ и е с я
2 - 8
классов,
педагоги,
родители,
Октябрь
2014 г.
Р а з в и т и е
ф и з и ч е с ко й
и
психической выносливости
3 . «Чистота
–
з а л о г
здоровья!»
Утренняя
гимнастика, Устный
ж у р н а л
« Т в о й
р е ж и м
д н я » ! » ,
уроки
психологического
здоровья,
Лыжные гонки
Медработник,
учащиеся
классов,
педагоги,
родители,
уч-ся
2-8 кл.
Ноябрь
2014 г.
Привитие
гигие нич е с к их
навыков,
Формирование
умения
вести
организованный,
спланированный образ жизни
4. «Все игры
в
г о с т и
к
Утренняя
гимнастика,
у ч а щ и е с я
2 - 8
классов,
Декабрь
2014 г.
Развитие
познавательных
к а ч е с т в
р е б е н к а ,
е г о
11
нам»
Конкурс на лучшую
спортивную
перемену,
праздник
Русской
народной
игры,
Б е с е д а
« Б е р е г и
здоровье с молоду»
педагоги,
родители
творческих
способностей
и
активности
5 . «Будущие
защитники
с т р а н ы
–
д у х о м
и
волей
сильны»
Утренняя
гимнастика,
Конкурсная
программа
«Папа,
м а м а ,
я
–
спортивная
семья!»,
Семейная
лыжная
эстафета,
Рыцарский
турнир,
конкурс
рисунков
«Мы
за
здоровый
о б р а з
ж и з н и » ,
хоккейные турниры
у ч а щ и е с я
2 - 8
классов,
педагоги,
родители,
Декабрь -
Февраль
-2015г.
Ф о р м и р о в а н и е
ч у в с т в а
уверенности
в
своих
силах,
с п л о ч е н н о с т и ,
с т о й к о й
жизненной позиции
6.
«Спартакиа
да юных»
Утренняя
гимнастика,
Ш а х м а т н ы е
и
шашечные турниры,
конкурс
«Олимпийские
рекорды»,
военно-
спортивная
и г р а
«Зарничка»,
Юношеский турнир
«Смелые,
сильные,
ловкие»,
у ч - с я
2 - 8 к л . ,
учащиеся
классов,
педагоги,
родители
Весь
период
Развитие физических качеств,
воспитание
г р а ж д а н с т в е н н о с т и
и
патриотизма
Этап
практическо
й
реализации
проекта
Р е м о н т
и
благоустройство
школьной
спортивной
площадки
у ч а щ и е с я
5 - 8
классов,
педагоги,
родители
Июнь
2014 г.
С о з д ат ь
н а
т е р р и т о р и и
ш к о л ь н о г о
д в о р а
благоустроенную
школьную
п л о щ а д к у
д л я
з а н я т и й
спортом
(в
период
работы
ЛТО «Романтик»)
Заключите
льный
этап
Подведение итогов
у ч а щ и е с я
2 - 8
классов,
психолог,
социальный
педагог, педагоги,
родители
Февраль
2015 г.
Организация
физкультурно-
о з д о р о в и т е л ь н о й
и
спортивной работы по месту
жительства.
Формирование
у
учащихся
у с т о й ч и в ы х
н а в ы к о в
здорового образа жизни
12
Мотивация здорового образа жизни.
Для
сохранения
и
восстановления
здоровья
недостаточно
пассивного
ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен
совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное
побуждение,
обусловливающее
действие
для
удовлетворения
какой-либо
потребности
человека.
Следовательно,
для
сохранения
здоровья
очень
важна
мотивация здорового образа жизни.
Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но,
к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно
под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда
и
возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать
здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у
здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования
психологами, социологами, медиками и представителями других наук.
Мы, призываем всех:
-
занимайтесь
спортом,
чтобы
не
остаться
одному
наедине
с
бедой,
противостоять злу, сохранить свое здоровье. Ведь спорт - залог здоровья!
Материально-техническое обеспечение проекта:
Для
успешной
реализации
проекта
необходимо
следующее
материально-
техническое обеспечение:
- спортивное оборудование: мячи, обручи, скакалки, шашки, шахматы, кегли;
- компьютер, мультимедийная приставка, диски;
13
- бумага, краски, маркеры, карандаши;
- дополнительная художественная литература
- инструменты для благоустройства спортивной площадки.
Ожидаемые результаты:
Объединение педагогов, родителей, старшеклассников школы для профилактики
и предупреждения употребления ПАВ среди учащихся школы;
Вовлечение сверстников в спортивно-массовые мероприятия, спортивные секции
Повышение знаний, умений участников проекта по первичной профилактике
злоупотребления ПАВ;
Укрепление позитивных установок и мотивации на здоровый образ жизни;
Сплочение коллектива учащихся и педагогов на достижение поставленной цели
14
15