Автор: Нечаева Юлия Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества" Населённый пункт: г. Березники, Пермский край Наименование материала: Методическое пособие Тема: "Пальчиковые игры для начинающего пианиста" Раздел: дополнительное образование
Введение.
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити–
ручейки, которые питают ум ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
О взаимосвязи движений пальцев, кистей рук и мозговой деятельности
человека
известно
очень
давно.
Ученые,
которые
изучают
деятельность
головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Начинающему пианисту на первом этапе обучения приходится выполнять
множество
разных
задач
–
двигательных,
зрительных,
слуховых,
интеллектуальных,
эмоциональных.
Развитие
координации
движений,
внутренних двигательных ощущений и сформированность тонких движений
пальцев рук у всех детей разные в силу природных способностей.
Мой педагогический опыт и творческие поиски заставили найти новые
подходы
для
развития
координаций
движений
рук
и
развития
пальцев
начинающего пианиста. Я пришла к выводу, что использование гимнастики
пальчиковых
игр
и
упражнений,
помогает
наиболее
быстрому
развитию
пианистического аппарата ребенка. Выполняя различные упражнения, через
игровую деятельность, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой
моторики рук, необходимую в фортепианной технике: кисти и пальцы рук
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность
и
зажатость движений. Чередуя пальчиковые игры с учебным материалом на
занятиях,
я
стала
замечать,
что
интерес
и эмоциональное
состояние
учащегося
в
значительной
степени
увеличивается,
игра
увлекает
и
захватывает
ребенка
своей
импровизацией
и
театрализацией, помогает
разбудить
детскую
фантазию,
творческую
инициативу, активизирует
пассивных детей, способствует формированию познавательных процессов,
развивает память и музыкальную фантазию.
Пальчиковые
игры
известны
давно,
но
почему-то
этот
метод
не
востребован в современной фортепианной педагогике, хотя о пальчиковых
играх
можно
говорить
как
об
универсальном,
дидактическом
и
развивающем
материале
в
формировании
и
развитии
пианистического
аппарата.
Предлагаемые игры - упражнения могут быть использованы, как в
«донотном»
периоде,
так
и
в
период
работы
над
музыкальными
произведениями, в случае возникновения артикуляционных, двигательных
трудностей, или каких-либо художественных и технических задач.
Используя накопленный опыт в данном направлении и опираясь на
основной принцип
дидактики: «от
простого
к
сложному»,
мною
подобраны
игры
и
потешки
русского
фольклора,
а
так
же
стишки,
сочиненные самостоятельно.
Каждая
игра-упражнение
направлена на
развитие координации движений рук, активности пальцев, на подвижность
тонких
мышечных
и
тактильных
ощущений:
точности,
чуткости,
и
разнообразия
прикосновений
кончиков
пальцев,
которые
понадобятся
пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом. Подборка
игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав
необходимо варьировать
в зависимости от индивидуальных и возрастных
особенностей ребенка.
В
процессе
пальчиковых
игр
большое
внимание
уделяется
самомассажу
кистей
рук
и
пальцев.
Массажные движения
создают
благоприятные
условия
для
мышечной
деятельности,
т.к.
происходит
снабжение мышечной ткани кислородом, что эффективно снимает утомление,
повышает
физическую
и
умственную
активность.
В
пальчиковых
играх
используются массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание,
активные и пассивные движения. Весьма полезным массажным приемом в
пальчиковых
играх
является вибрация
(похлопывание,
поколачивавание,
встряхивание).
Она
оказывает
сильное
воздействие
на
нервную
систему
ребенка.
Так,
слабая
вибрация
повышает
мышечный
тонус,
а
сильная
снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Самомассаж –
это
один
из
видов
пассивной
гимнастики,
который
через
игровую
деятельность улучшает
кровообращение,
разогревает
мышцы,
усиливает
чувствительность, снимает усталость в пальцах и кистях рук.
Кроме
того,
па льчиковые
игры н е с у т оздоравливающий
и
тонизирующий
эффект
всему
организму, так как при этом происходит
воздействие
на
кожные
покровы
кистей
рук,
где
находится
множество
акупунктурных
т о ч е к , массируя
которые
можно
воздействовать
на
внутренние органы. Массаж большого пальца повышает функциональную
активность
головного
мозга,
массаж
указательного
пальца
положительно
воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного -
на печень и почки, мизинца - на сердце, массаж ладоней – отвечает за
состояние нервной системы. Игры с участием рук и пальцев приводят в
гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в
превосходном состоянии.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на
положительном эмоциональном фоне.
Я уверена, что разнообразные виды
деятельности,
используемые
педагогами
на
занятиях
фортепиано,
смогут
сделать интересными и увлекательными первые шаги ребенка в мире музыки.
Надеюсь, что предложенные игры-упражнения окажутся полезным не только
педагогам–музыкантам, ученикам, но и их родителям.