Напоминание

"Пальчиковые игры для начинающего пианиста"


Автор: Нечаева Юлия Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества"
Населённый пункт: г. Березники, Пермский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Пальчиковые игры для начинающего пианиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад







Введение.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити– ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский О взаимосвязи движений пальцев, кистей рук и мозговой деятельности человека известно очень давно. Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Начинающему пианисту на первом этапе обучения приходится выполнять множество разных задач – двигательных, зрительных, слуховых, интеллектуальных, эмоциональных. Развитие координации движений, внутренних двигательных ощущений и сформированность тонких движений пальцев рук у всех детей разные в силу природных способностей. Мой педагогический опыт и творческие поиски заставили найти
новые

подходы
для развития координаций движений рук и развития пальцев начинающего пианиста. Я пришла к выводу, что использование гимнастики пальчиковых игр и упражнений, помогает наиболее быстрому развитию пианистического аппарата ребенка. Выполняя различные упражнения, через игровую деятельность,

ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, необходимую в фортепианной технике: кисти и пальцы рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений. Чередуя пальчиковые игры с учебным материалом на занятиях, я стала замечать, что интерес и
эмоциональное

состояние
учащегося в значительной степени увеличивается, игра увлекает и захватывает ребенка своей импровизацией и театрализацией, помогает разбудить детскую фантазию, творческую инициативу, активизирует пассивных детей, способствует формированию познавательных процессов, развивает память и музыкальную фантазию.
Пальчиковые игры известны давно, но почему-то этот метод не востребован в современной фортепианной педагогике, хотя о пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале в формировании и развитии пианистического аппарата. Предлагаемые игры - упражнения могут быть использованы, как в «донотном» периоде, так и в период работы над музыкальными произведениями, в случае возникновения артикуляционных, двигательных трудностей, или каких-либо художественных и технических задач. Используя накопленный опыт в данном направлении и опираясь на основной принцип дидактики: «от простого к сложному», мною подобраны игры и потешки русского фольклора, а так же стишки, сочиненные самостоятельно. Каждая игра-упражнение направлена на развитие координации движений рук, активности пальцев, на подвижность тонких мышечных и тактильных ощущений: точности, чуткости, и разнообразия прикосновений кончиков пальцев, которые понадобятся пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется
самомассажу
кистей рук и пальцев. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, т.к. происходит снабжение мышечной ткани кислородом, что эффективно снимает утомление, повышает физическую и умственную активность. В пальчиковых играх используются массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация (похлопывание, поколачивавание, встряхивание). Она оказывает сильное воздействие на нервную систему ребенка. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная
снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, который через игровую деятельность улучшает кровообращение, разогревает мышцы, усиливает чувствительность, снимает усталость в пальцах и кистях рук. Кроме того, па льчиковые игры н е с у т
оздоравливающий
и
тонизирующий
эффект всему организму, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество акупунктурных т о ч е к , массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце, массаж ладоней – отвечает за состояние нервной системы. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Я уверена, что разнообразные виды деятельности, используемые педагогами на занятиях фортепиано, смогут сделать интересными и увлекательными первые шаги ребенка в мире музыки. Надеюсь, что предложенные игры-упражнения окажутся полезным не только педагогам–музыкантам, ученикам, но и их родителям.















В раздел образования