Напоминание

Работа над фортепианным ансамблем в донотном периоде и младших классах


Автор: Захарова Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ЛДШИ"
Населённый пункт: г. Лихославль Тверская область
Наименование материала: Реферат
Тема: Работа над фортепианным ансамблем в донотном периоде и младших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад





РЕФЕРАТ

Тема:

«Работа над фортепианным

ансамблем в донотном периоде и в

младших классах»

Преподавателя МАУ ДО «ЛДШИ» г. Лихославль

Захаровой Светланы Михайловны


ЦЕЛИ:

-
развитие творческой активности детей; - развитие музыкального вкуса; - развитие интереса к музицированию; - приобщение детей к различным видам искусства; -активное деятельное включение ребёнка в творческий процесс через проведение учебных занятий, конкурсных программ, организацию концертов; - стимулировать развитие интеллектуального потенциала и познавательного интереса ребёнка, его включённости в познавательную деятельность; -формирование художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки.
ЗАДАЧИ:
- развить музыкальные способности: чувство ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти; - сформировать навыки ансамблевой игры: особенности посадки и педализации при 4-х ручном исполнении на одно фортепиано, способы достижения синхронизации при взятии и снятии звука; - развить умение слушать не только то, что играешь сам, но и то, что играет партнёр. С самого раннего возраста музыка глубоко проникает в быт и сознание детей. Дети привыкают к музыке, совершенно естественно, легко воспринимают ее и стараются понять таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле.
Понятие «ансамбль» означает стройное сочетание различных элементов. В музыке, ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, исполняющих музыкальное произведение. Игра на фортепиано в четыре руки-это вид совме стного музицирования, которым занималисьво все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. Играть в ансамбле с педагогом ученик начинает практически с первых уроков. Вначале обучения это маленькие попевки или даже отдельные звуки. Г. Нейгауз говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но искусства то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные особенности. А это и есть начало работы над художественным образом, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением на фортепиано». Цель донотного периода- развитие звуковысотного слуха ученика, основного вида музыкального слуха. С этой целью большинство педагогов начинают донотный период с подбора мелодий. Этот процесс должен проходить на материале детских, очень знакомых песен, которые должны располагаться в порядке увеличения сложности. Они запоминаются ребенком и подбираются на слуху от разных клавиш. Мелодии лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует понимаю исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии. В процессе подбора ребенок вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет к его обострению чувства высоты звука (например: попевку «У кота-воркота» подобрать от нот «до», «фа», «соль»). Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащиеся могут свободно обращаться с одноголосием,но в то же время, испытывают затруднение со слуховой ориентировкой многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовые вертикаль- особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Музыкальный слух в проявлении по отношению к тембру и динамики называют тембро- динамическим слухом. Этот слух важен во всех видах
музыкальной практики, но особенно велика его роль в музыкальном исполнительстве. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро- динамического слуха, благодаря обогащению фактур, по сколько в ансамблевом репертуаре значительно место занимают переложения. Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенных полнозвучных tutti, тембровую специфику звучания отдельных оркестровых групп. Итак, ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха. Так же учащиеся может исполнять несколько ритмически оформленных звуков, как бы аккомпанируя, поддерживая мелодию, которая звучит в партии педагога. Например, аккомпанементы к русским народным песням «Калинка», «Вополе береза стояла». За счет насыщенного, богатого мелодическими играми и гармоническими красками сопровождения, исполнение становиться красочным и живым. Как правило, в пьесках для начинающих первая (верхняя) партия является одноголосной, а вторая (басовая), предназначенная для преподавателя,- содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Верхняя партия имеет ведущее значение и требует, поэтому от ученика полного звука и уверенности. Многие малолетние или малоодаренные ученики привыкают к одновременному звучанию только после частой совместной игры и при исполнении пьески полностью уступают ведущую роль басовой партии. Музыкальному же ребенку очень нравиться роль «первой скрипки», и нередко он музицирует намного выразительнее, чем при двухручной игре. Уже в первых шагах начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработка ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма. Играя вместе с педагогом, ученик находиться определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы с различными темповыми отклонениями, это может деформировать верное ощущение первоначального движения.Ансамблевая игра не только дает педагогу
возможности диктовать правильный темп,но формирует у ученика верное темпоощущение.Игра на фортепиано,проникнутая разнохарактерной и рельефной акцентировкой, оказывает воздействие на «акцентную» сторону музыкально -ритмического комплекса. Чувство метроритмической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко. Если на начальном этапе обучения ученик, играя в ансамбле, вслушивается в звучание нового для него гармонического фона в партии педагога, в выразительно-изобразительные краски сопровождения, то в последующем этапе обучения, внимание ученика направляется на слушание элементов полифонии, острой ритмики, гармонического звучания. По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические задачи совместной игры. Учащиеся, играя в ансамбле, должны осваивать более сложный ритм, учиться выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую. Ансамблевая
т ех н и ка
выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. При исполнении ансамблевого сочинения, также как и сольные пьесы, необходимо детальное изучение текста. Работа в ансамбле очень кропотливая и вдумчивая. При начальном разучивании произведения в совместной игре, нужно избрать медленный
темп
, чтобы избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое звучание, каждую структурную частицу и находят им место в форме целого. Главная партия должна выделяться достаточно выпукло, а второстепенная - характеризуется более тихим звуком. Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре игры. В дальнейшей работе необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая о бе с п еч и ва е т одновременность и согласованность игры. Пока произведение основательно не разучено, длительные паузы следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении. Тщательное и напряженное разучивание превращает игру в четыре руки в нечто большее, чем просто музицирование. Следует сказать и о
динамике
исполнения. Динамический диапазон четырехручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при
сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, создать более полное насыщенное звучание инструмента. Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие: все играется по существу mf иf. А р и рр вообще можно услышать очень редко. Важно, чтобы ученики ясно представляли градацию между f и р. Надо определить общий динамический план произведения, выявить кульминацию. Определение «хороший ансамбль» означает слаженность исполнения и единства творческих устремлений участников в ансамбле. Также важным качеством ансамблевой игры является
синхронность
исполнения, то есть единого понимания темпа и ритмического пульса. Казалось самая простая вещь – начать играть вместе, но точно, одновременно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Преподаватель должен объяснить учащемуся, что для одновременного вступления может быть применен незаметный жест, так называемый дирижёрский замах. С этим жестом полезно исполнителям одновременно взять и дыхание. Это сделает начало исполнения естественным и органичным. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и вместе взятый. Благодаря ансамблевой игре развиваются и двигательно-моторные способностиучащегося – пианиста. На начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащие ся е сте ственным путем о сваивают о сновные приемы звукоизвлечения. На первый взгляд двигательные навыки игру в ансамбле развиваются достаточно традиционно: постепенное обхватывание звукоряда, введение все новых и новых ритмов. Практика показывает, что развитие протекает значительно интенсивнее, и закрепляются полученные навыки прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося. Рассмотрим возможность ансамблевой игры в развитии еще одной важной музыкально-исполнительской способности –
память
. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает «вызубривание», то игра в ансамбле этого не допускает. Память ансамблиста формируется более интенсивно. Углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности,
особенности его структуры, формы образования – основное условие успешного, художественно-полноценного запоминания музыки. Ансамблевое исполнение наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть надо понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, за тем переходить к усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим раскрытием так далее. Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому освоению нотной грамоты, пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Это искусство вести диалог с партнером, то есть понимать друг друга, уметь вовремя подать и вовремя уступить. Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано. В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра, чрезвычайно во стребована его педагогиче ская функция. Для образовательного процесса жанр
фортепианный

ансамбль
имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Н.Л. Бабасян Хрестоматия для фортепиано в четыре руки (от составителя) 2. Л. Баренбойм Пути к музицированию 3. М. Соколов Ансамбль для начинающих 4. Е. Сорокина Фортепианный ансамбль 5. А.П. Щапов Фортепианный урок в музыкальной школе


В раздел образования