Напоминание

Программа ЮИДД


Автор: Бородавко Михаил Владимирович
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МБОУ ХМР СОШ п. Луговской
Населённый пункт: Ханты-Мансийский район п. Луговской
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа ЮИДД
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Луговской» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ХМР СОШ п. Луговской С.В. Шапарина _____________________________________ Пр. №423-О от 31 августа 2016 г. Программа отряда ЮИДД
«ПЕРЕКРЁСТОК»

(Изучение правил дорожного движения

и безопасного поведения на улице)

(для учащихся 8-11 лет)


Составитель: Бородавко Михаил Владимирович учитель физкультуры и ОБЖ I квалификационной категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы
Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно- транспортного травматизма необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков детей и подростков, обучение их новым формам поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью работы по профилактике ДТП в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах, первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности, необходимо учить детей умению наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (привычку). Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД. Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач. Реализация общих задач направлена на:  формирование у детей ценностного, ответственного отношения к свое- му здоровью, готовности, соблюдать законы дорожного движения в ка- честве пешехода, пассажира, водителя велосипеда;  усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникаивных на- выков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию;  развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать послед- ствия своих действий.
Актуальность программы
. Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, 2
возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей различного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Данная программа предполагает в результате планомерного обучения детей ПДД, безопасному поведению на дороге воспитывать поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Актуальность профилактической программы обусловлена необходимостью поиска новых эффективных подходов к воспитанию и образованию подрастающего поколения в изменяющих социально экономических и технических условиях.
Особенности программы.
1. Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах. 2. Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении:  Взаимодействие учреждений образования с социально- педагогической средой;  Учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков. 3. Данная система включает в себя такие элементы, как:  совместная деятельность педагогов и учащихся;  соответствующие организационные формы и методы обучения; 3
 использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной, основной школе;  закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы (связь с ГИБДД, участие в слете юных инспекторов дорожного движения). Настоящая программа разрабатывалась с опорой на имеющиеся типовые образовательные программы: 1. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно- транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002 2. «Безопасность дорожного движения» программа для системы доп.образования детей/под ред. П.В, Ижевского. – М.: Просвещение, 2009. – 47 с.
Цель

программы:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы
: Образовательные  повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;  помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;  оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи Развивающие  развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации;  способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость. Воспитательные  воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;  вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику; 4
 сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов. Практические – выполнение практических заданий, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и пройденного материала.
Форма организации занятий
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как соревнование, театрализованное представление, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Краткое содержание программы

Правила дорожного движения
Основные понятия и термины ПДД. Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Правила движения пешехода. Элементы улиц и дорог. Регулируемый перекрёсток. Нерегулируемый перекрёсток. Правила движения велосипедистов, водителя мопеда. Дорожная разметка. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте.
Первая медицинская помощь
Ожоги, обморожения. Виды кровотечений. Остановка кровотечений. Транспортировка пострадавших. Переломы. Травма головы, грудной клетки, живота. Шок, обморок. Виды и техника наложения повязок. Медицинская аптечка. 5

Пропаганда

правил

дорожного

движения

и

детского

дорожно-

транспортного травматизма
Подготовка и выступление агитбригады. Подготовка плаката. Участие в конкурсах
Учебно-тематический план
1 года обучения. № Теоретическая часть Общее кол- во часов Теория Практика 1
Введение
1.1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка 2 1 1 2
Правила дорожного движения
2.1. Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД 8 4 4 2.2. Права и обязанности и ответственность участников дорожного движения. 4 2 2 2.3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации 10 4 6 2. 4. Правила движения пешехода 6 2 4 2.5. Где и как переходить улицу? 6 2 4 2.6. Элементы улиц и дорог 6 3 3 2.7 Регулируемый перекрёсток 6 2 4 2.8 Нерегулируемый перекрёсток 8 3 5 2.9 Правила движения велосипедистов, водителя мопеда 6 2 4 2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте 6 1 5 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов 6 3 3 2.12. Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду 6 2 4 2.13. Фигурное вождение велосипеда 8 1 7 2.14. Дорожная разметка 6 2 4 2. 15.
Правила пользования транспортом
4 2 2 2.16. На железной дороге 6 3 3 2. Движение по загородной дороге 6 2 4 6
17. 2. 18. Дорожные ловушки 10 4 6 3
Первая медицинская помощь
3.1. Ожоги, обморожения 6 3 3 3.2. Виды кровотечений. Остановка кровотечений 8 2 6 3.3. Транспортировка пострадавших 4 1 3 3.4. Переломы 6 2 4 4 Подготовка агитвыступления 6 2 4 ИТОГО 144 55 89
Тематический план
2 года обучения № Теоретическая часть Общее кол- во часов Теория Практика 1 Введение. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка ЮИД. 2 2 2 Правила дорожного движения 2.1. Основные понятия и термины ПДД 6 4 2 2.2. Права, обязанности ответственность участников дорожного движения. 4 2 2 2.3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации 8 4 4 2.4 Правила движения пешехода 6 3 3 2.5. Где и как переходить улицу 6 3 3 2.6. Элементы улиц и дорог 4 2 2 2.7. Регулируемый перекрёсток 6 3 3 2.8. Нерегулируемый перекрёсток 6 3 3 2.9. Правила движения велосипедиста, водителя мопеда 6 3 3 2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте 4 2 2 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов 4 2 2 2.12. Устройство велосипеда 4 2 2 2.13. Фигурное вождение велосипеда 6 1 5 2.14. Дорожная разметка 4 1 2 7
2.15. Правила пользования транспортом 4 2 2 2.16. На железной дороге 4 2 2 2.17. Движение по загородной дороге 4 2 2 2.18. Дорожные ловушки 6 2 4 3 Первая медицинская помощь 3.1. Ожоги и обморожения 4 2 2 3.2. Виды кровотечений 4 2 2 3.3. Транспортировка пострадавших 4 2 2 3.4. Травма головы, грудной клетки, живота 4 2 2 3.5. Шок, обморок 4 2 2 3.6. Переломы 4 2 2 3.7. Первичное реанимационное пособие 4 2 2 3.8. Виды и техника наложения повязок 4 2 2 3.9. Медицинская аптечка 4 2 2 4 Страхование 4.1. Основы страхования 4 2 2 5 Пропаганда правил дорожного движения и детского дорожно- транспортного травматизма 5.1. Подготовка и выступление агитбригады 4 1 3 5.2. Подготовка плаката 4 1 3 5.3. Участие в конкурсах 4 2 2 ИТОГО 144 69 75
Нормативно правовая база программы:
 Закон РФ « О безопасности дорожного движения»;  Конвенция о правах ребенка (1989 г.);  Конституция РФ (1993 г.);  Правила дорожного движения. Российской Федерации – Москва, Издательский Дом Третий Рим, 2001 г.;  Устав МБОУ ХМР СОШ п. Луговской;  Федеральная целевая программа «Дети России»;  Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения».
Критерии оценки эффективности программы.
Для оценки эффективности программы главным критерием является: 8
 тенденция к снижению, отсутствию ДДТП с учащимися школы;  увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;  повышение уровня общей культуры, коллектива учащихся;  умение принимать решения в разных условиях;  быть физически и психически здоровым.
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Методическое обеспечение программы
1.CD- диск «Правила дорожного движения для школьников». Теория и практика поведения на дороге. Тесты. 2.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения. 3.Компьютерная игра «Не игра» разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт», разработка и дизайн компьютерной игры. 4. «Азбука пешехода». Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы. Москва, 2007 5.Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 6. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов учреждений дополнительного образования. Москва, 2007. 7. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. Москва, 2007. 8 . Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Москва «Третий Рим», 2007. 9. Азбука Пешехода, Москва 2007. 10. Учебное пособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим», 2007.
Наглядные пособия, оборудование и инвентарь,
9

используемые в работе с учащимися

Наглядные пособия:
 макет светофора;  наглядная агитация для родителей и детей;  фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки;  переносные знаки ДД;  детский педальный транспорт (велосипед)  светофоры, игрушки транспортные;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
 Форма ЮИД;  игрушки транспортные;  флажки для перехода улиц;  планшеты с перекрестком;
Дополнительные материалы:
 слайдовые презентации, видеофильмы;  раздаточный материал по теме;  детская художественная, методическая литература
Список отряда ЮИДД
1 Попп Юрий Александрович 23.11.2006 4 класс 2 Смеркалова Кристина Михайловна 12.05.2007 4 класс 3 Шашкова Вероника Николаевна 15.09.2006 5 класс 4 Саламаха Ева Александровна 06.04.2006 5 класс 5 Конев Сергей Станиславович 21.03.2006 5 класс 6 Конев Алексей Станиславович 21.03.2006 5 класс 7 Крюков Владимир Ильич 12.09.2005 5 класс 8 Перепелкин Савелий Николаевич 24.10.2005 5 класс 9 Чукомина Надежда Игоревна 22.03.2005 5 класс 10 Собакин Павел Фёдорович 05.03.2005 5 класс

10


11
12
13


В раздел образования