Автор: Бородавко Михаил Владимирович Должность: учитель физической культуры и обж Учебное заведение: МБОУ ХМР СОШ п. Луговской Населённый пункт: Ханты-Мансийский район п. Луговской Наименование материала: Программа дополнительного образования Тема: Программа ЮИДД Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа
п. Луговской»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ХМР СОШ п. Луговской
С.В. Шапарина
_____________________________________
Пр. №423-О от 31 августа 2016 г.
Программа отряда ЮИДД
«ПЕРЕКРЁСТОК»
(Изучение правил дорожного движения
и безопасного поведения на улице)
(для учащихся 8-11 лет)
Составитель:
Бородавко
Михаил
Владимирович
учитель физкультуры и ОБЖ
I квалификационной категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы
Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно-
транспортного
травматизма
необходимо
развитие
личностных
качеств
и
социальных
навыков
детей
и
подростков,
обучение
их
новым
формам
поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной
самостоятельно
и
ответственно
строить
свою
жизнь.
В
связи
с
этим
неотъемлемой
частью
работы
по
профилактике
ДТП
в
школе
являются
групповые развивающие занятия, направленные на формирование культуры
безопасности
поведения
детей
на
дорогах,
первоначального
осознанного
отношения
к
правилам
личной
безопасности,
необходимо
учить
детей
умению
наблюдать
за
обстановкой
и
предвидеть
опасность.
Это
умение
должно
быть
доведено
до
автоматизма,
выработано
в
твердый
навык
(привычку).
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения
правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности
таким
образом,
чтобы
у
каждого
педагога,
родителя
обучающегося
сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в
соблюдении ПДД.
Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач.
Реализация общих задач направлена на:
формирование у детей ценностного, ответственного отношения к свое-
му здоровью, готовности, соблюдать законы дорожного движения в ка-
честве пешехода, пассажира, водителя велосипеда;
усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникаивных на-
выков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию;
развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать послед-
ствия своих действий.
Актуальность программы .
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который
так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус,
трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество
транспортных
средств,
повышаются
их
скоростные характеристики,
2
возрастает
интенсивность
движения
на дорогах
и,
особенно
в
крупных
городах,
множится
количество
дорожно-транспортных
происшествий,
связанных с гибелью людей.
Для
предупреждения
роста
детского
дорожно-транспортного
травматизма необходимо обучение детей
различного возраста правилам
безопасного
поведения
на
улице
и
формирование
у
них
специальных
навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то
для
ребенка
это
весьма
проблематично.
Для
детей
школьного
возраста
характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а
ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий
действительности
и
часто
подвергается
опасности.
Это
подтверждается
данными статистики.
Основной причиной происшествий на протяжении
ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко
идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований
сигналов
светофора.
Травматизм
на
дорогах
-
это
проблема,
которая
беспокоит
людей
всех
стран
мира.
Плата
очень
дорогая
и
ничем
не
оправданная.
Данная программа предполагает в результате планомерного обучения
детей
ПДД,
безопасному
поведению
на
дороге
воспитывать
поколение
грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового
регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в
духе
дисциплины,
ответственности,
взаимной
предусмотрительности,
внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения
создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств
и
пешеходов
по
улицам
и
дорогам.
Актуальность
профилактической
программы
обусловлена
необходимостью
поиска
новых
эффективных
подходов
к
воспитанию
и
образованию
подрастающего
поколения
в
изменяющих социально экономических и технических условиях.
Особенности программы.
1.
Данная программа обеспечивает непрерывность обучения, начиная с
младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и
дорогах.
2.
Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в
дорожном движении:
Взаимодействие
учреждений
образования
с
социально-
педагогической средой;
Учет
возрастных,
психофизиологических
особенностей
и
индивидуальных качеств личности детей и подростков.
3.
Данная система включает в себя такие элементы, как:
совместная деятельность педагогов и учащихся;
соответствующие организационные формы и методы обучения;
3
использование
методов
программного
обучения
в
начальных
классах
и
межпредметной
интеграции
в
начальной,
основной
школе;
закрепление
получаемых
знаний
путем
формирования
специальных умений и навыков во время практических занятий и
мероприятий по безопасности дорожного движения.
Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной
программы (связь с ГИБДД, участие в слете юных инспекторов дорожного
движения).
Настоящая программа разрабатывалась с опорой на имеющиеся типовые
образовательные программы:
1.
«Программа»
по
изучению
ПДД
и
профилактике
дорожно-
транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002
2.
«Безопасность
дорожного
движения»
программа
для
системы
доп.образования детей/под ред. П.В, Ижевского. – М.: Просвещение,
2009. – 47 с.
Цель
программы:
Профилактика
детского
дорожно-транспортного
травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике,
в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у
учащихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы :
Образовательные
повысить
у
учащихся
уровень
знаний
по
Правилам
дорожного
движения Российской Федерации;
помочь
учащимся
усвоить
требования
разделов
Правил
дорожного
движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой
медицинской помощи
Развивающие
развивать
у
учащихся
умение
ориентироваться
в
дорожно-
транспортной ситуации;
способствовать
развитию
у
учащихся
таких
умения,
как
быстрота
реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за
свои действия на дороге;
вырабатывать
у
учащихся
культуру
поведения
в
транспорте
и
дорожную этику;
4
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к
собственному
здоровью,
к
личной
безопасности
и
безопасности
окружающих.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на
доске, стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий, игровые ситуации, с
помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение
задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения
программного
материала.
На
каждом
занятии
органически
сочетается
изучение нового и пройденного материала.
Форма организации занятий
Реализация
данной
программы
позволит
обучающимся
получить
систематизированное
представление
об
опасностях
на
дороге
и
о
прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на
жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с
учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и
индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа
уделяет
внимания
пропаганде
знаний
ПДД
и
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма
через
реализацию
творческих
возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы
проведения
занятий,
как
соревнование,
театрализованное
представление,
встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Краткое содержание программы
Правила дорожного движения
Основные понятия и термины ПДД. Права и обязанности и ответственность
участников
дорожного
движения.
Дорожные
знаки
и
дополнительные
средства информации. Правила движения пешехода. Элементы улиц и дорог.
Регулируемый перекрёсток. Нерегулируемый перекрёсток. Правила движения
велосипедистов, водителя мопеда. Дорожная разметка. Перевозка людей и
груза на велосипеде и мототранспорте.
Первая медицинская помощь
Ожоги,
обморожения.
Виды
кровотечений.
Остановка
кровотечений.
Транспортировка пострадавших. Переломы. Травма головы, грудной клетки,
живота. Шок, обморок. Виды и техника наложения повязок. Медицинская
аптечка.
5
Пропаганда
правил
дорожного
движения
и
детского
дорожно-
транспортного травматизма
Подготовка
и
выступление
агитбригады.
Подготовка
плаката.
Участие
в
конкурсах
Учебно-тематический план
1 года обучения.
№
Теоретическая часть
Общее
кол- во
часов
Теория
Практика
1
Введение
1.1.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях
кружка
2
1
1
2
Правила дорожного движения
2.1.
Разработка и изучение положения об
отряде ЮИД. Задачи на новый
учебный год. Основные понятия и
термины ПДД
8
4
4
2.2.
Права и обязанности и
ответственность участников дорожного
движения.
4
2
2
2.3.
Дорожные знаки и дополнительные
средства информации
10
4
6
2. 4.
Правила движения пешехода
6
2
4
2.5.
Где и как переходить улицу?
6
2
4
2.6.
Элементы улиц и дорог
6
3
3
2.7
Регулируемый перекрёсток
6
2
4
2.8
Нерегулируемый перекрёсток
8
3
5
2.9
Правила движения велосипедистов,
водителя мопеда
6
2
4
2.10.
Перевозка людей и груза на велосипеде
и мототранспорте
6
1
5
2.11.
Движение группы пешеходов и
велосипедистов
6
3
3
2.12.
Устройство велосипеда; технические
требования к велосипеду и мопеду
6
2
4
2.13.
Фигурное вождение велосипеда
8
1
7
2.14.
Дорожная разметка
6
2
4
2.
15.
Правила пользования транспортом
4
2
2
2.16.
На железной дороге
6
3
3
2.
Движение по загородной дороге
6
2
4
6
17.
2.
18.
Дорожные ловушки
10
4
6
3
Первая медицинская помощь
3.1.
Ожоги, обморожения
6
3
3
3.2.
Виды кровотечений. Остановка
кровотечений
8
2
6
3.3.
Транспортировка пострадавших
4
1
3
3.4.
Переломы
6
2
4
4
Подготовка агитвыступления
6
2
4
ИТОГО
144
55
89
Тематический план
2 года обучения
№
Теоретическая часть
Общее
кол-
во часов
Теория
Практика
1
Введение. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка
ЮИД.
2
2
2
Правила дорожного движения
2.1.
Основные понятия и термины
ПДД
6
4
2
2.2.
Права, обязанности
ответственность участников
дорожного движения.
4
2
2
2.3.
Дорожные знаки и
дополнительные средства
информации
8
4
4
2.4
Правила движения пешехода
6
3
3
2.5.
Где и как переходить улицу
6
3
3
2.6.
Элементы улиц и дорог
4
2
2
2.7.
Регулируемый перекрёсток
6
3
3
2.8.
Нерегулируемый перекрёсток
6
3
3
2.9.
Правила движения велосипедиста,
водителя мопеда
6
3
3
2.10.
Перевозка людей и груза на
велосипеде и мототранспорте
4
2
2
2.11.
Движение группы пешеходов и
велосипедистов
4
2
2
2.12.
Устройство велосипеда
4
2
2
2.13.
Фигурное вождение велосипеда
6
1
5
2.14.
Дорожная разметка
4
1
2
7
2.15.
Правила пользования транспортом 4
2
2
2.16.
На железной дороге
4
2
2
2.17.
Движение по загородной дороге
4
2
2
2.18.
Дорожные ловушки
6
2
4
3
Первая медицинская помощь
3.1.
Ожоги и обморожения
4
2
2
3.2.
Виды кровотечений
4
2
2
3.3.
Транспортировка пострадавших
4
2
2
3.4.
Травма головы, грудной клетки,
живота
4
2
2
3.5.
Шок, обморок
4
2
2
3.6.
Переломы
4
2
2
3.7.
Первичное реанимационное
пособие
4
2
2
3.8.
Виды и техника наложения
повязок
4
2
2
3.9.
Медицинская аптечка
4
2
2
4
Страхование
4.1.
Основы страхования
4
2
2
5
Пропаганда правил дорожного
движения и детского дорожно-
транспортного травматизма
5.1.
Подготовка и выступление
агитбригады
4
1
3
5.2.
Подготовка плаката
4
1
3
5.3.
Участие в конкурсах
4
2
2
ИТОГО
144
69
75
Нормативно правовая база программы:
Закон РФ « О безопасности дорожного движения»;
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Конституция РФ (1993 г.);
Правила дорожного движения. Российской Федерации –
Москва,
Издательский Дом Третий Рим, 2001 г.;
Устав МБОУ ХМР СОШ п. Луговской;
Федеральная целевая программа «Дети России»;
Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного
движения».
Критерии оценки эффективности программы.
Для оценки эффективности программы главным критерием является:
8
тенденция к снижению, отсутствию ДДТП с учащимися школы;
увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;
повышение уровня общей культуры, коллектива учащихся;
умение принимать решения в разных условиях;
быть физически и психически здоровым.
Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела
в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание
личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях
по
пропаганде
Правил
дорожного
движения
и
профилактике
детского
дорожно-транспортного травматизма.
Методическое обеспечение программы
1.CD- диск «Правила дорожного движения
для школьников». Теория и
практика поведения на дороге. Тесты.
2.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного
движения.
3.Компьютерная
игра
«Не
игра»
разработана
в
рамках
реализации
Федеральной
целевой
программы
«Повышение
безопасности
дорожного
движения
в
2006
-
2012
годах».
ООО
«АБТ»,
ООО
«Росполитехсофт»,
разработка и дизайн компьютерной игры.
4. «Азбука пешехода». Методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений и педагогов начальной школы. Москва, 2007
5.Методические
рекомендации
для
органов
управления
образованием
и
образовательных
учреждений
по
формированию
и
функционированию
системы
обучения
безопасному
поведению
и
профилактике
детского
дорожно-транспортного травматизма.
6. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах.
Для
педагогов
учреждений
дополнительного образования. Москва, 2007.
7. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах.
Для
педагогов
общеобразовательных учреждений. Москва, 2007.
8 . Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
9. Азбука Пешехода, Москва 2007.
10.
Учебное
пособие
«Дорожная
безопасность»
1,2,3,4
классы.
Москва
«Третий Рим», 2007.
Наглядные пособия, оборудование и инвентарь,
9
используемые в работе с учащимися
Наглядные пособия:
макет светофора;
наглядная агитация для родителей и детей;
фланелеграфы, плакаты, сюжетные картинки;
переносные знаки ДД;
детский педальный транспорт (велосипед)
светофоры, игрушки транспортные;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
Форма ЮИД;
игрушки транспортные;
флажки для перехода улиц;
планшеты с перекрестком;
Дополнительные материалы:
слайдовые презентации, видеофильмы;
раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература
Список отряда ЮИДД
1
Попп Юрий Александрович
23.11.2006
4 класс
2
Смеркалова Кристина Михайловна
12.05.2007
4 класс
3
Шашкова Вероника Николаевна
15.09.2006
5 класс
4
Саламаха Ева Александровна
06.04.2006
5 класс
5
Конев Сергей Станиславович
21.03.2006
5 класс
6
Конев Алексей Станиславович
21.03.2006
5 класс
7
Крюков Владимир Ильич
12.09.2005
5 класс
8
Перепелкин Савелий Николаевич
24.10.2005
5 класс
9
Чукомина Надежда Игоревна
22.03.2005
5 класс
10
Собакин Павел Фёдорович
05.03.2005
5 класс
10