Формирование универсальных учебных действий младших школьников
Автор: Перевертун Елена Романовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ" № 38 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Формирование универсальных учебных действий младших школьников Раздел: начальное образование
ТЕМА:
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Перевертун Елена Романовна
учитель начальных классов
Основа федерального государственного общеобразовательного стандарта –
системно-деятельностный подход - формирование готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование
развивающей образовательной среды; построение образовательного процесса с учётом
особенностей обучающихся.
Важнейшей целью современной системы образования является формирование
совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность УУД является также и
залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и
самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные
действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса. В формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию
заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.
Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-
эстетическое оценивание) . Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с
реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться
в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении
мира.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция) . Они обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,
контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические
универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия
исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации,
моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности
сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно
выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
В условиях сельской жизни большинство детей, которые поступают в 1 класс,
оказываются не готовы к обучению или уровень подготовки слабый. В чем это
проявляется? Во – первых, отсутствуют элементарные навыки самостоятельности,
учащиеся не способны обслужить себя. Ребята не умеют пользоваться школьными
принадлежностями (линейкой, карандашом, ножницами и даже ручкой). Еще одна
значительная проблема заключается в том, что устная речь несвязная, лексический запас –
низкий, в результате ребенок не может построить высказывание на заданную тему. К тому
же, многие дети не знают художественных произведений, предназначенных для
дошкольников. Наблюдая за детьми, анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что в
школу они приходят не получать знания, а играть и общаться со сверстниками.
В результате период адаптации первоклассников затягивается, так как дети
восполняют навыки, не сформированные на ступени дошкольного образования. Переход
от игровой деятельности к учебной дается учащимся нелегко.
Отсюда я пришла к следующим противоречивым выводам: 1) с одной стороны –
по требованиям ФГОС я должна формировать умение учиться, с другой стороны – у
большинства детей отсутствует желание учиться. 2) разница в требованиях ФГОС НОО по
развитию УУД и в уровне сформированности УУД у обучающихся.
Передо мной возникла проблема: как создать условия, обеспечивающие
формирование УУД у младших школьников, не имеющих базу дошкольного образования.
Была поставлена цель: использование эффективных приемов и методов по
формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Сформулированы задачи: 1) создать условия для формирования УУД у детей в
условиях сельской школы; 2) повысить мотивацию учащихся к обучению через
использование различных методов и приемов в рамках современных педагогических
технологий на уроках
В своей деятельности применяю различные педагогические технологии:
здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, технология развития критического мышления,
проблемное обучение, технология продуктивного чтения.
Вашему вниманию предлагаю рассмотреть фрагмент урока русского языка в 1
классе по теме «Предложение» с использованием технологии проблемного обучения.
Актуализация учебных действий.
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о предложении, что это такое и для
чего они нужны нам в речи. А начнём мы со сказки.
«В некотором царстве, в некотором государстве, в стране Русского языка жила-была
королева Речь. (Что вы знаете о речи?) (слайд)
Её королевство было богатым и могущественным, а сама королева очень любила во всём
порядок. В её королевстве жили придворные, которые выполняли каждый свою работу и
вместе они работали для процветания всего королевства. Мы их знаем. Здесь жили звуки и
буквы, слоги и слова, предложение и текст.
Но, вот однажды предложение сказало: «Всё, мне надоело жить по строгим правилам и
каждый день соблюдать законы. Я хочу что-нибудь изменить в своей жизни, вдруг так
будет лучше для всех!»
«Как же так?» - возмутился Текст. «Этого нельзя допустить!»
(Как вы думаете, почему Текст возмутился?)
Текст сказал: «Я ничего не хочу менять в своих порядках, но, если предложение не будет
соблюдать правила, то и моя работа будет нарушена!» Его возмущению не было предела,
и он обратился к королеве Речи за помощью. Королева издала Указ и отправила гонцов к
предложению.
«Указ её величества королевы Речи»
Повелеваю Предложению впредь не думать ни о каких изменениях, соблюдать и
выполнять те же правила и порядки: 1. ….2…..3…..
Случилось так, что гонцы попали под дождь, и самое главное смыло водой.
-Что нам предстоит сделать? Восстановить Указ королевы Речи и доказать, что
предложение не может нарушать порядки королевства.
А сделаем это мы с помощью заданий и упражнений, после выполнения которых
вы сможете дополнить каждый пропущенный пункт Указа. (Работа в группах).
Применение технологии проблемного обучения повышает заинтересованность,
активность учащихся на этапе рефлексии.
Развитию познавательных УУД учащихся способствует технология исследования .
Прием «Копилка открытий и интересных фактов», который я применяю, позволяет
сделать первый шаг к исследованию наиболее интересных и занимательных для детей
фактов. Каждый ребенок по своему усмотрению, используя поисковый метод получения
информации, готовит небольшое сообщение о чем-то удивительном из любой области
знаний. В начале урока (литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ) проводится
пятиминутка по новым открытиям: ребята рассказывают, какие удивительные факты они
узнали. Все вместе мы обсуждаем, о каком явлении, факте или событии хотелось бы
узнать больше. Таким образом, мы планируем совместную проектную или
исследовательскую деятельность. Результат – исследовательская работа ученицы 2 класса
по теме «Сходства и различия в русских и английских народных сказках», была отмечена
дипломом 2 степени на муниципальном этапе НПК «Шаг в будущее!» в 2014-2015
учебном году.
Во внеурочной деятельности опираюсь на игровую технологию, применяя игры на
формирование и развитие УУД.
Считаю наиболее удачными из них следующие: «Волшебный стул»,
«Комплименты», «Это - Я», «Сочини предложение», «Пословицы», «На что похожи» и т.д.
Вид УУД
Название игры
Цель
Личностные
Волшебный стул
Развитие уверенности в себе
Личностные
Комплименты
Помочь ребенку увидеть свои
положительные стороны, дать
почувствовать, что его понимают и
ценят другие
Личностные
Это - Я
Самопознание, развитие представлений
о себе
Познавательные
Сочини предложение
Развитие мышления и фантазии
Познавательные,
личностные
Пословицы
Развитие образного мышления,
ценностной сферы
Познавательные
На что похожи?
Учить находить сходство в объектах,
давать речевое сравнение, используя
слова «как», как будто», «похожи»
Регулятивные
Скучно, скучно так
сидеть
Развитие раскованности; тренировка
самоорганизации
Регулятивные
Черепаха
Научиться контролировать свои
движения
Коммуникативные
Зеркала
Развитие наблюдательности и
коммуникативных способностей
Активизации познавательной деятельности учащихся способствуют различные
дистанционные олимпиады и конкурсы , в которых мы принимаем участие всем
классом:
Название /уровень
Кол-во участников
Кол-во победителей
Международный проект для
учителей «Видеоуроки»
14
14
Международный проект для
учителей «Инфоурок»
11
9
Всероссийский конкурс
«Творчество А.Барто»
10
10
Международная олимпиада
«Мега-Талант по предметам
начальной школы
10
8
Всероссийский конкурс
«Звуки и буквы»
14
12
Всероссийский конкурс
«Русский медвежонок»
10
4
Полиатлон-мониторинг
14
Всероссийский конкурс
«КИТ»
10
3
В соответствии с ФГОС проводится обязательно мониторинг уровня
сформированности УУД.
Динамика уровня сформированности УУД у учащихся выявляется в конце учебного
года с применением методик:
- «Лесенка» (выявление уровня развития самооценки)
-Оценка школьной мотивации (1-2 класс)
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) 3-4 класс
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-4 класс). – нравственно-этическое оценивание
поступков.
На диаграммах отражены показатели изменения уровня сформированности учащихся
моего класса по годам обучения, на которых мы видим увеличение процента учащихся с
высоким уровнем и снижение количества с низким уровнем.
Вывод: Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование
психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь
определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных
дисциплин. Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в
технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию
универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми,
способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать
свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества,
которые необходимы человеку в современных условиях.