Напоминание

Формирование универсальных учебных действий младших школьников


Автор: Перевертун Елена Романовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" № 38
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





ТЕМА:
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Автор: Перевертун Елена Романовна учитель начальных классов
Основа федерального государственного общеобразовательного стандарта – системно-деятельностный подход - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды; построение образовательного процесса с учётом особенностей обучающихся. Важнейшей целью современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность УУД является также и залогом профилактики школьных трудностей. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. Структура универсальных учебных действий включает в себя:
Личностные УУД
(Самоопределение, смыслообразование, нравственно- эстетическое оценивание)
.
Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные УУД
(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
.
Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД
(общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (
планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. В условиях сельской жизни большинство детей, которые поступают в 1 класс, оказываются не готовы к обучению или уровень подготовки слабый. В чем это проявляется? Во – первых, отсутствуют элементарные навыки самостоятельности, учащиеся не способны обслужить себя. Ребята не умеют пользоваться школьными принадлежностями (линейкой, карандашом, ножницами и даже ручкой). Еще одна значительная проблема заключается в том, что устная речь несвязная, лексический запас – низкий, в результате ребенок не может построить высказывание на заданную тему. К тому же, многие дети не знают художественных произведений, предназначенных для дошкольников. Наблюдая за детьми, анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что в школу они приходят не получать знания, а играть и общаться со сверстниками. В результате период адаптации первоклассников затягивается, так как дети восполняют навыки, не сформированные на ступени дошкольного образования. Переход от игровой деятельности к учебной дается учащимся нелегко. Отсюда я пришла к следующим противоречивым выводам: 1) с одной стороны – по требованиям ФГОС я должна формировать умение учиться, с другой стороны – у большинства детей отсутствует желание учиться. 2) разница в требованиях ФГОС НОО по развитию УУД и в уровне сформированности УУД у обучающихся. Передо мной возникла проблема: как создать условия, обеспечивающие формирование УУД у младших школьников, не имеющих базу дошкольного образования. Была поставлена цель: использование эффективных приемов и методов по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности. Сформулированы задачи: 1) создать условия для формирования УУД у детей в условиях сельской школы; 2) повысить мотивацию учащихся к обучению через использование различных методов и приемов в рамках современных педагогических технологий на уроках В своей деятельности применяю различные педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, технология развития критического мышления, проблемное обучение, технология продуктивного чтения.
Вашему вниманию предлагаю рассмотреть фрагмент урока русского языка в 1 классе по теме «Предложение» с использованием
технологии проблемного обучения.
Актуализация учебных действий. Учитель: Итак, ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о предложении, что это такое и для чего они нужны нам в речи. А начнём мы со сказки. «В некотором царстве, в некотором государстве, в стране Русского языка жила-была королева Речь. (Что вы знаете о речи?) (слайд) Её королевство было богатым и могущественным, а сама королева очень любила во всём порядок. В её королевстве жили придворные, которые выполняли каждый свою работу и вместе они работали для процветания всего королевства. Мы их знаем. Здесь жили звуки и буквы, слоги и слова, предложение и текст. Но, вот однажды предложение сказало: «Всё, мне надоело жить по строгим правилам и каждый день соблюдать законы. Я хочу что-нибудь изменить в своей жизни, вдруг так будет лучше для всех!» «Как же так?» - возмутился Текст. «Этого нельзя допустить!» (Как вы думаете, почему Текст возмутился?) Текст сказал: «Я ничего не хочу менять в своих порядках, но, если предложение не будет соблюдать правила, то и моя работа будет нарушена!» Его возмущению не было предела, и он обратился к королеве Речи за помощью. Королева издала Указ и отправила гонцов к предложению. «Указ её величества королевы Речи» Повелеваю Предложению впредь не думать ни о каких изменениях, соблюдать и выполнять те же правила и порядки: 1. ….2…..3….. Случилось так, что гонцы попали под дождь, и самое главное смыло водой. -Что нам предстоит сделать? Восстановить Указ королевы Речи и доказать, что предложение не может нарушать порядки королевства. А сделаем это мы с помощью заданий и упражнений, после выполнения которых вы сможете дополнить каждый пропущенный пункт Указа. (Работа в группах). Применение технологии проблемного обучения повышает заинтересованность, активность учащихся на этапе рефлексии. Развитию познавательных УУД учащихся способствует
технология исследования
. Прием «Копилка открытий и интересных фактов», который я применяю, позволяет сделать первый шаг к исследованию наиболее интересных и занимательных для детей фактов. Каждый ребенок по своему усмотрению, используя поисковый метод получения информации, готовит небольшое сообщение о чем-то удивительном из любой области знаний. В начале урока (литературное чтение, окружающий мир, ОБЖ) проводится
пятиминутка по новым открытиям: ребята рассказывают, какие удивительные факты они узнали. Все вместе мы обсуждаем, о каком явлении, факте или событии хотелось бы узнать больше. Таким образом, мы планируем совместную проектную или исследовательскую деятельность. Результат – исследовательская работа ученицы 2 класса по теме «Сходства и различия в русских и английских народных сказках», была отмечена дипломом 2 степени на муниципальном этапе НПК «Шаг в будущее!» в 2014-2015 учебном году. Во внеурочной деятельности опираюсь на
игровую технологию,
применяя игры на формирование и развитие УУД. Считаю наиболее удачными из них следующие: «Волшебный стул», «Комплименты», «Это - Я», «Сочини предложение», «Пословицы», «На что похожи» и т.д. Вид УУД Название игры Цель Личностные Волшебный стул Развитие уверенности в себе Личностные Комплименты Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие Личностные Это - Я Самопознание, развитие представлений о себе Познавательные Сочини предложение Развитие мышления и фантазии Познавательные, личностные Пословицы Развитие образного мышления, ценностной сферы Познавательные На что похожи? Учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», как будто», «похожи» Регулятивные Скучно, скучно так сидеть Развитие раскованности; тренировка самоорганизации Регулятивные Черепаха Научиться контролировать свои движения Коммуникативные Зеркала Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей Активизации познавательной деятельности учащихся способствуют различные
дистанционные олимпиады и конкурсы
, в которых мы принимаем участие всем классом: Название /уровень Кол-во участников Кол-во победителей Международный проект для учителей «Видеоуроки» 14 14 Международный проект для учителей «Инфоурок» 11 9
Всероссийский конкурс «Творчество А.Барто» 10 10 Международная олимпиада «Мега-Талант по предметам начальной школы 10 8 Всероссийский конкурс «Звуки и буквы» 14 12 Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» 10 4 Полиатлон-мониторинг 14 Всероссийский конкурс «КИТ» 10 3 В соответствии с ФГОС проводится обязательно
мониторинг уровня

сформированности УУД.
Динамика уровня сформированности УУД у учащихся выявляется в конце учебного года с применением методик: - «Лесенка» (выявление уровня развития самооценки) -Оценка школьной мотивации (1-2 класс) - Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) 3-4 класс - «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-4 класс). – нравственно-этическое оценивание поступков. На диаграммах отражены показатели изменения уровня сформированности учащихся моего класса по годам обучения, на которых мы видим увеличение процента учащихся с высоким уровнем и снижение количества с низким уровнем.
Вывод:
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.


В раздел образования