Автор: Мезенцева Алевтина Викторовна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ "СОШ №29" Населённый пункт: Ревда Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок литературного чтения в ТРКМ Раздел: начальное образование
1.
Мезенцева Алевтина Викторовна
2.
МКОУ «СОШ № 29» г. Ревда
3.
Литературное чтение, УМК «Гармония»
4.
3 класс
5. И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
6.
Изучение нового материала
Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова
Задачи:
Учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;
Учить пользоваться разными видами чтения;
Развивать умение прогнозировать и анализировать;
Развивать креативность мышления;
Воспитывать бережное отношение к природе, гуманное отношение к животным.
Приёмы: Чтение с остановками, дерево предсказаний, синквейн.
Ход урока:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный
момент
Речевая разминка
3 минуты
Организация
класса
на
предстоящую
работу.
- Поиграем в слова:
"У ежей - ежата,
У зайцев - …
У журавлей - …
У бобров - …
- Скороговорка:
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для своих бобрят добры.
- Что вы знаете о бобрах? Расскажите.
Подготовка рабочего места,
деление класса на группы.
Д е т и
ч и т а ю т
с л о в а
и
добавляют новые.
Дети проговаривают хором.
3 раза
1.
Вызов
5 минут
Для
активации
класса,
пробуждения
интереса
к
предстоящей
работе
учитель
загадывает загадки.
* Я зубами щёлк, щёлк и зовусь я серый…
*
Рыжая
птичница
пришла
в
курятник
порядки наводить.
* Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит,
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.
* В воде купалась, а сухая осталась.
-
Назовите
сказки,
где
встречаются
эти
герои.
- Кто автор этой сказки?
-
К
какому
виду
сказок
относятся
эти
произведения?
-
Сегодня
мы
продолжим
знакомство
со
сказками о животных.
- Прочитайте название произведения.
Дети отвечают.
Волк
Лиса
Лягушка
Утка
Р.н.с. «Волк и лиса»
«Лягушка-
путешественница»
Гаршин
Сказки о животных.
Дети
читают
надпись
на
доске: И. Соколов-Микитов
«Листопадничек»
- Предположите, кто герой сказки?
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода - кора.
- Предположите, о чём эта сказка?
Ответы детей.
Заяц
Ответы детей.
2.
Осмысление
25 минут
Сообщение
учителя
об
авторе,
его
жизни и творчестве.
- Иван Сергеевич Соколов-Микитов
(1892-1975
гг.)
прожил
долгую,
богатую событиями жизнь. Родился в
1892
году
под
Калугою,
в
лесной
контор е
купцов
Коншины х,
у
которых отец ходил в приказчиках по
лесному делу. Мать - крестьянка.
Та к ,
ч то
р а н н и е
год ы
И в а н а
Сергеевича,
прошли
в
лесу,
в
одиночестве, оставило печать на всю
жизнь.
Учился
в
Смоленске,
в
реальном
училище.
Семнадцати
лет
Иван
Соколов-
Микитов
впервые
ушел
в
море
у ч е н и к о м
м а т р о с а ,
и
ж а ж д а
странствий не давала ему покоя всю
жизнь.
На
Первую
мировую
войну
отправился добровольцем. Служил в
санитарном
отряде,
а
затем
стал
летчиком.
Потом
пришлось
стать
м а т р о с о м .
П о т о м
г р я н у л а
революция...
Весной
1918г.
демобилизовался
и
уехал в деревню работать школьным
учителем. К тому времени уже шесть
лет
печатались
его
небольшие
п р о и з в е д е н и я .
П о з ж е
и з
н и х
складывались целые книги, сборник
очерков
«Северные
рассказы».
В
школе
Иван
Сергеевич
вместе
с
ребятами издавал «Заячью газету».
Волей судьбы оказался он в занятом
белыми
Крыму.
Вырваться
оттуда
удалось
только
на
иностранном
пароходе, и лишь в 1922г. он снова
вернулся в Россию.
К о г д а
н а ч а л а с ь
В е л и к а я
Отечественная
война,
этот
уже
не
очень молодой человек хотел остаться
в
тылу
у
немцев,
чтобы
писать
«с
натуры» книгу о партизанах. Ему не
разрешили - эвакуировали с семьей в
Пермь...
В последние годы жизни у писателя
пропало
зрение,
но
он
не
сдался
-
наговаривал
свои
произведения
на
диктофон. Вот такая жизнь - полная
любви
и
внимания
к
людям,
к
природе, к родной стране.
- О многом меня заставила задуматься
сказка
«Листопадничек».
И
мне
будет
интересно узнать ваше мнение.
Учитель
предварительно
должен
разделить
текст
на
части
до
начала
чтения.
1 часть: чтение учителем вслух.
Анализ отрывка.
- В какое время года родились зайчата?
-
Как
можно
назвать
одним
словом
время,
когда
с
деревьев
начинают
осыпаться листья?
-Что
наблюдали
маленькие
зайчата
вокруг себя?
-
О
чём
мечтал
листопадничек?
Прочитать.
- Как можно озаглавить эту часть?
-
Выразите
цветом
своё
настроение,
которое
овладело
вами
при
чтении
первой части (листок настроения).
Настроение:
Красный – весёлое;
Зелёный – удивление;
Синий – грустное;
Чёрный – страшно.
- Как вы думаете, что будет дальше?
2 часть: чтение хором.
- О жизни каких животных осенью мы
узнаём из этой сказки?
- Что вызвало тревогу и слёзы у зайчат?
-
Как
их
успокоила
зайчиха-мама?
Прочитать.
- Какое желание не давало покоя одному
из зайчат и на какой поступок оно его
толкнуло?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Выразите цветом своё настроение.
- А что будет дальше? Предположите.
физкультминутка
Дети слушают.
Ответы детей.
Прекрасно, восхитительно
Жить на свете благополучно
Выборочное чтение.
1 Мечта листопадничка.
Работа в группах.
Каждая группа наклеивает
н а
л и с т о к
ц в е т а
настроения.
Ответы детей.
Дети читают хором.
Ответы детей.
Выборочное чтение.
Ответы детей.
2 Подготовка животных к
зиме
Работа в группах
Д е т и
н а к ле и ва ют
н а
листок цвета настроения.
Ответы детей.
3 часть: чтение для себя.
Анализ отрывка:
-
С
какими
животными
пришлось
встретиться зайчонку?
- Чем заняты бобры?
- Как мы озаглавим эту часть?
-
Обозначьте
своё
настроение
(листок
настроения). Как оно изменилось?
- Чему вы удивились?
- Что будет дальше? Предположите.
4 часть: чтение по цепочке.
Анализ отрывка:
- Почему листопадничек решил остаться
у бобров на всю зиму?
- Какое желание было у зайчика всю
зиму?
- Как мы озаглавим эту часть?
-
Обозначьте
своё
настроение
(листок
настроения).
- Как оно изменилось?
-Чему вы радуетесь и грустите?
Группы вывешивают листки настроения
на доску (3 варианта).
- Чей вариант оказался удачным?
Дети читают 3 часть.
С бобрами.
Строят хатку.
3 В гостях у бобров.
Работа в группах.
Ответы детей.
Дети читают 4 часть.
Ответы
детей
и
работа
в
группах.
Найти маму.
4 Остался на зиму.
Работа в группах,
д е т и
н а к л е и в а ю т
н а
листок цвета настроения.
Фронтальный опрос.
3.
Рефлексия
5 минут
Анализ смены настроения.
-
Как
вы
думаете,
чего
в
э том
произведении
больше:
сказочного
или
реального?
- Что в нём из сказки?
- Что могло быть на самом деле?
-
Заканчивая
урок,
я
предлагаю
вам
составить синквейн о зайчике.
Анализ синквейна.
-
Как
вы
думаете,
з а ко н ч и л и с ь
приключения листопадничка?
- Вернётся он домой к маме?
Ответы детей.
(на столе лежат листочки
с
правилами
написания
синквейна)
Каждая группа составляет
синквейн.
Зайчик.
Маленький и
непослушный.
Убежал, отстал, нашёлся.
Мне очень нравится зайка!
Листопадничек.
Домашнее задание
Придумать
счастливый
конец
этой
сказки.
Итог урока
2 минуты
-
Оцените
свою
работу
на
уроке,
дополняя предложения (на доске).
* Мне понравилось…
* Я порадовался за…
* Я хочу поблагодарить…за…
- Спасибо всем за отличную работу на
уроке!
Дети оценивают себя.