Напоминание

Урок литературного чтения в ТРКМ


Автор: Мезенцева Алевтина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №29"
Населённый пункт: Ревда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения в ТРКМ
Раздел: начальное образование





Назад




1. Мезенцева Алевтина Викторовна 2. МКОУ «СОШ № 29» г. Ревда 3. Литературное чтение, УМК «Гармония» 4. 3 класс 5. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». 6. Изучение нового материала
Тема:
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цель урока:
Познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова
Задачи:
 Учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;  Учить пользоваться разными видами чтения;  Развивать умение прогнозировать и анализировать;  Развивать креативность мышления;  Воспитывать бережное отношение к природе, гуманное отношение к животным.
Приёмы:
Чтение с остановками, дерево предсказаний, синквейн.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников Организационный момент Речевая разминка 3 минуты Организация класса на предстоящую работу. - Поиграем в слова:
"У ежей - ежата,

У зайцев - …

У журавлей - …

У бобров - …

-
Скороговорка:
Бобры храбры идут в боры;

Бобры для своих бобрят добры.
- Что вы знаете о бобрах? Расскажите. Подготовка рабочего места, деление класса на группы. Д е т и ч и т а ю т с л о в а и добавляют новые. Дети проговаривают хором. 3 раза 1. Вызов 5 минут Для активации класса, пробуждения интереса к предстоящей работе учитель загадывает загадки. * Я зубами щёлк, щёлк и зовусь я серый… * Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. * Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит, По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. * В воде купалась, а сухая осталась. - Назовите сказки, где встречаются эти герои. - Кто автор этой сказки? - К какому виду сказок относятся эти произведения? - Сегодня мы продолжим знакомство со сказками о животных. - Прочитайте название произведения. Дети отвечают. Волк Лиса Лягушка Утка Р.н.с. «Волк и лиса» «Лягушка- путешественница» Гаршин Сказки о животных. Дети читают надпись на доске: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
- Предположите, кто герой сказки?
У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги

А от голода - кора.
- Предположите, о чём эта сказка? Ответы детей. Заяц Ответы детей. 2. Осмысление 25 минут Сообщение учителя об авторе, его жизни и творчестве.
- Иван Сергеевич Соколов-Микитов

(1892-1975

гг.)

прожил

долгую,

богатую событиями жизнь. Родился в

1892

году

под

Калугою,

в

лесной

контор е

купцов

Коншины х,

у

которых отец ходил в приказчиках по

лесному делу. Мать - крестьянка.

Та к ,

ч то

р а н н и е

год ы

И в а н а

Сергеевича,

прошли

в

лесу,

в

одиночестве, оставило печать на всю

жизнь.

Учился

в

Смоленске,

в

реальном

училище.

Семнадцати

лет

Иван

Соколов-

Микитов

впервые

ушел

в

море

у ч е н и к о м

м а т р о с а ,

и

ж а ж д а

странствий не давала ему покоя всю

жизнь.

На

Первую

мировую

войну

отправился добровольцем. Служил в

санитарном

отряде,

а

затем

стал

летчиком.

Потом

пришлось

стать

м а т р о с о м .

П о т о м

г р я н у л а

революция...

Весной

1918г.

демобилизовался

и

уехал в деревню работать школьным

учителем. К тому времени уже шесть

лет

печатались

его

небольшие

п р о и з в е д е н и я .

П о з ж е

и з

н и х

складывались целые книги, сборник

очерков

«Северные

рассказы».

В

школе

Иван

Сергеевич

вместе

с

ребятами издавал «Заячью газету».

Волей судьбы оказался он в занятом

белыми

Крыму.

Вырваться

оттуда

удалось

только

на

иностранном

пароходе, и лишь в 1922г. он снова

вернулся в Россию.

К о г д а

н а ч а л а с ь

В е л и к а я

Отечественная

война,

этот

уже

не

очень молодой человек хотел остаться

в

тылу

у

немцев,

чтобы

писать

«с

натуры» книгу о партизанах. Ему не

разрешили - эвакуировали с семьей в


Пермь...

В последние годы жизни у писателя

пропало

зрение,

но

он

не

сдался

-

наговаривал

свои

произведения

на

диктофон. Вот такая жизнь - полная

любви

и

внимания

к

людям,

к

природе, к родной стране.
- О многом меня заставила задуматься сказка «Листопадничек». И мне будет интересно узнать ваше мнение. Учитель предварительно должен разделить текст на части до начала чтения.
1 часть:
чтение учителем вслух. Анализ отрывка. - В какое время года родились зайчата? - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? -Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? - О чём мечтал листопадничек? Прочитать. - Как можно озаглавить эту часть? - Выразите цветом своё настроение, которое овладело вами при чтении первой части (листок настроения).
Настроение:
Красный – весёлое; Зелёный – удивление; Синий – грустное; Чёрный – страшно. - Как вы думаете, что будет дальше?
2 часть:
чтение хором. - О жизни каких животных осенью мы узнаём из этой сказки? - Что вызвало тревогу и слёзы у зайчат? - Как их успокоила зайчиха-мама? Прочитать. - Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло? - Как можно озаглавить эту часть? - Выразите цветом своё настроение. - А что будет дальше? Предположите.
физкультминутка
Дети слушают. Ответы детей. Прекрасно, восхитительно Жить на свете благополучно Выборочное чтение.
1 Мечта листопадничка.
Работа в группах. Каждая группа наклеивает н а л и с т о к ц в е т а настроения. Ответы детей. Дети читают хором. Ответы детей. Выборочное чтение. Ответы детей.
2 Подготовка животных к

зиме
Работа в группах Д е т и н а к ле и ва ют н а листок цвета настроения. Ответы детей.

3 часть:
чтение для себя. Анализ отрывка: - С какими животными пришлось встретиться зайчонку? - Чем заняты бобры? - Как мы озаглавим эту часть? - Обозначьте своё настроение (листок настроения). Как оно изменилось? - Чему вы удивились? - Что будет дальше? Предположите.
4 часть:
чтение по цепочке. Анализ отрывка: - Почему листопадничек решил остаться у бобров на всю зиму? - Какое желание было у зайчика всю зиму? - Как мы озаглавим эту часть? - Обозначьте своё настроение (листок настроения). - Как оно изменилось? -Чему вы радуетесь и грустите? Группы вывешивают листки настроения на доску (3 варианта). - Чей вариант оказался удачным? Дети читают 3 часть. С бобрами. Строят хатку.
3 В гостях у бобров.
Работа в группах. Ответы детей. Дети читают 4 часть. Ответы детей и работа в группах. Найти маму.
4 Остался на зиму.
Работа в группах, д е т и н а к л е и в а ю т н а листок цвета настроения. Фронтальный опрос. 3. Рефлексия 5 минут Анализ смены настроения. - Как вы думаете, чего в э том произведении больше: сказочного или реального? - Что в нём из сказки? - Что могло быть на самом деле? - Заканчивая урок, я предлагаю вам составить синквейн о зайчике. Анализ синквейна. - Как вы думаете, з а ко н ч и л и с ь приключения листопадничка? - Вернётся он домой к маме? Ответы детей. (на столе лежат листочки с правилами написания синквейна) Каждая группа составляет синквейн.
Зайчик.

Маленький и

непослушный.

Убежал, отстал, нашёлся.

Мне очень нравится зайка!

Листопадничек.
Домашнее задание Придумать счастливый конец этой сказки. Итог урока 2 минуты - Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения (на доске). * Мне понравилось… * Я порадовался за… * Я хочу поблагодарить…за… - Спасибо всем за отличную работу на уроке! Дети оценивают себя.


В раздел образования