Напоминание

Формирование навыка грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе.


Автор: Ярина Лариса Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ - СОШ № 168
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование навыка грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование навыка грамотного письма на уроках русского языка в

начальной школе.
Практическая работа над усвоением слов с непроверяемыми орфограммами. Система работы над словами с непроверяемыми орфограммами. При определении системы над словами с непроверяемыми орфограммами были учтены методические указания и рекомендации. Организуя систему упражнений с непроверяемыми написаниями с 1-го по 4 классы, я знакомила учащихся с новыми словами по следующей схеме: 1. Знакомство со словом; 2. Зрительное восприятие графической формы слова; 3. Объяснение значения слова; 4. Орфографическая работа со словом; 5. Составление и запись в тетрадь со словом словосочетаний или предложений; 6. Запись слов в индивидуальный словарик; 7. Вставка слова в классное наборное полотно «Запомни и пиши правильно»; 8. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений. Подробно остановимся на каждом этапе изучения правописания трудных слов. Знакомство со словом можно провести различными способами: -Учитель пишет на доске трудное слово и каллиграфически правильно; -показ предметной картинки, названием которой является новое слово; -загадывание загадки: Что всегда видишь, а никогда не догонишь? (горизонт); -задание на обобщение: Как назвать одним словом молоток, рубанок, пилу, стамеску? (инструменты); -Составление кроссворда. Зрительное восприятие графической формы слова – слово записывается на доске только учителем или вывешивается табличка со словом. Объяснение значения слова. Понимание значения является одним из условий его прочного запоминания. После усвоения значения слова учащиеся должны научиться использовать его в своей устной и письменной речи. К
работе по выявлению значения слова привлекаются ученики и только в случае затруднения, значение слова, объясняет учитель. Затем проводиться орфографическая работа над словами: постановка ударения, выявление трудных, непроверяемых орфограмм для этого учащимся предлагается поставить в слове ударение, подчеркнуть все безударные гласные и определить, какие безударные гласные в данном слове можно проверить ударением, а какие нельзя. Гласные, которые ударением проверить нельзя, а следовательно, нуждающихся в запоминании, выделяются (пишутся) мелом другого цвета. Таким образом выделяются и другие непроверяемые орфограммы в слове. Прежде чем разделить слово на слоги и проговорить его по слогам, учитель обращает внимание учащихся на то, что многие слова пишутся не так, как произносятся. При запоминании слова с непроверяемыми орфограммами необходимо проговаривать его четко, ясно, по слогам, так, как они пишутся. Проговаривая слово по слогам, учитель пишет его, разделяя на слоги. При изучении правописания слов с непроверяемыми орфограммами прием проговаривания я считаю одним из основных этапов в работе. Необходимо составить и записать в тетрадь со словом словосочетание или предложение, поскольку контекст позволяет выяснить правильность понимания и употребления слова в речи (экватор, интересный). Затем производиться запись нового слова в индивидуальный орфографический словарь, изготовленный самим учеником. Индивидуальные орфографические словари должны быть у всех учащихся одинаковые. Запись слов на страничках производится в алфавитном порядке. В индивидуальном орфографическом словаре необходимо соблюдение следующих правил записи словарных слов: - на каждой строчке пишется только одно слово; -запись слова сопровождается постановкой ударения, выделением трудных орфограмм, подчеркивание орфограмм. Наличие словарей ещё не решает вопроса изучения слов с непроверяемыми орфограммами; использовалась необходимая повседневная систематическая работа. Индивидуальные орфографические словари использовались учащимися при выполнении различных письменных упражнений, связанных с закреплением правописания новых слов, в том числе при словарных диктантах. Словари оказывают помощь в работе над словами с непроверяемыми орфограммами только в том случае, если ученики
ведут их аккуратно, работают с ними систематически, а учитель периодически проверяет их. Для словариков лучше всего использовать записные книжки с алфавитом и вести словарики в течение нескольких лет, чтобы иметь возможность повторять слова, изученные в предыдущих классах. Необходимо поместить табличку со словом в классное наборное полотно «Запомни и пиши правильно», чтобы изученное слово находилось некоторое время перед глазами учащихся, неоднократно было ими зрительно воспринято. В заключении необходимо включить слово в разнообразные виды письменных и устных упражнений в связи с изучением программных орфографических и грамматических тем. Таким образом, для совершенствования обучения необходимо: -включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения учащимися зависит от: умения слышать звучащее слово, находить орфограммы до написания, определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить орфографической зоркости – способности обнаруживать орфограммы; - следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение этимологического анализа; в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слов позволяет мотивировать его современное правописание. Когда в процессе урока встречаются новые слова основная задача учителя – нацеливать ученика на осмысленное, а не механическое запоминание. На последующих уроках важно, чтобы ученик не просто мог правильно написать слово, но и пытался объяснить написанное, вспомнить первоначальное значение и язык, из которого оно заимствованно. Виды упражнений со словами с непроверяемыми орфограммами.
1. Комментированное письмо: один из учеников четко орфографически проговаривает слова, называет орфограммы, остальные записывают. 2. Словарный диктант: ученики под диктовку учителя записывают, затем объясняют. 3. Списывание со вставкой пропущенных орфограмм. Пропуск орфограмм всегда активизирует память, внимание учащихся. Слова можно записывать на доске, на трафарете. Трафарет может быть классный или индивидуальный: пирамидка.
Упражнения с использованием слов с непроверяемыми орфограммами

при изучении грамматических тем
В Связи с изучением имени существительного (слов, обозначающих предметы): 1) Разделить слово для переноса. Се-ме-на, фон-тан, ин-же-нер 2) Подбор слов к слогу: подбираются слова, которые начинаются с одного и того же слога. Слог записывается на доске или используются карточки-слоги. Учащимся предлагается выполнить следующее задание: «Подобрать к данному слогу слова из словарика». Этот вид упражнения можно провести в форме соревнования: Ко – коллекция, компас, конверт, командир; Бо – болото, ботинки, богатство; Может быть дано дополнительное задание: «Повторить слова, начинающиеся с буквы: к, м, в». 3) Запись слов с непроверяемыми орфограммами в 3 столбика, соответственно с ударением на 1, 2, 3 слоге. Учитель диктует специально отобранные слова, а ученики должны записывать их в столбики соответственно ударению. Ударение на 1 слоге Ударение на 2 слоге Ударение на 3 слоге Вторник антенна воробей Выкройка собака договор Выточка директор мандарин 4) Задание с использованием звуковой линейки. Определение ударных и безударных гласных. Показать на звуковой линейке, на какой слог падает ударение в данном слове. Определить количество слогов с слове.
Ребята, молоток, карандаш, картина, картофель, добыча, женщина, космонавт, шоколад. 5) Упражнение «Один – много». Образование от формы единственного числа форм множественного числа: Заяц - зайцы сервиз - сервизы Воробей – воробьи солдат – солдаты 6) Упражнение в связи с изучением следующих тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол». Даны слова: агроном, верблюд, писать, решать, интересный, огромный. 1. Из данной группы слов выписать только те слова, которые обозначают признак. 2. Выписать слова, обозначающие действия. Подчеркнуть непроверяемые орфограммы, поставить ударение в слове. 3. Выписать слова, обозначающие название предметов.
Упражнение, используемые при изучении орфографических тем
На этапе закрепления знания орфографических правил целесообразно использовать следующие упражнения: 1) Запись слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Задание: Записать в 2 столбика. 1-ый столбик – слова с мягким знаком в конце слова. Во 2-ой столбик – с мягким знаком в середине слова. ---ь ---ь--- Область апельсин Календарь коньки Медаль пальто Подчеркнуть непроверяемые орфограммы, поставить ударение. 2) Выписать из индивидуального словаря слова с шипящей на конце. Подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Поставить ударение. Карандаш товарищ Выписать из словарика слова с шипящий в начале слова. Шёл шофер шоссе шоколад 3) Выписать из списка слова имеющие непроверяемую гласную на первом слоге, на втором и на последнем. Выписать слова с непроверяемыми орфограммами в три столбика. Шоколад договор мебель
Карандаш инженер трактор Кефир середина 4) Прочитать из словаря слова, сходные своей начальной гласной, непроверяемой ударением. Овраг, отряд, охота, охрана, орех, огурец, одежда, огромный, океан. 5) Списывание со вставкой пропущенных орфограмм. Использование трафаретов ( для групповой и самостоятельной работы). Применение трафаретов позволяет осуществлять систематический контроль знаний учащихся и активизировать их учебную деятельность. Учитель распределяет задание с учетом возможностей ученика. Так соблюдается принцип дифференцированного обучения. 6) Запись предложений с комментарием. 1.
Агроном
работает в колхозе. 2. Охотник
шел
по
берегу
реки. 3. Наташа любит
молоко
и
сметану.
4. Шла Саша по
шоссе
и сосала сушку. 5. В поход
ребята
взяли
компас.

Упражнения на группировку слов по тематическому признаку
Данные упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся, уточнению их представлений об окружающей действительности. 1. Выписать из индивидуального словарика названия.  Машин- автобус, автомобиль, трамвай, трактор, комбайн…  Название людей- дежурный, учитель, товарищ, ребята, отец…  Профессии- агроном, учитель, шофер, космонавт, инженер…  Животные- заяц, корова, медведь, верблюд…  Овощи- капуста, морковь, горох, огурец, картофель…  Орудия труда- лопата, молоток, топор, верстак, станок. 2. Школьники сами осуществляют смысловую группировку слов или с помощью учителя. Особый интерес вызывает вид упражнений, когда он проводится в форме соревнования между рядами: какой ряд больше подберет слов с непроверяемыми орфограммами на ту или иную тему. Побеждает тот ряд и оценивается хорошо, у кого слов оказалось больше и написаны они без ошибок. Завод Занятия людей Лес
Машина учитель малина Рабочий шофер земляника Трактор рабочий берег Вагон космонавт песок Топор дежурный ящерица Молоток космонавт заяц Инженер ученик медведь Оценивается количество записанных слов, умение ставить в них ударение и определять непроверяемую ударением гласную. 3. Использование смысловой группировки слов с непроверяемыми написаниями при составлении мини-рассказов, предложений, словосочетаний по картине. 1. Использование слов по таким темам как :”Школа”, ”Огород”, ”Инструменты”. 2. Картина “На уборке овощей”. 4. Запись слов, являющимися ответами на вопросы.  Кто водит машину? (шофер)  На чем стоят люди, ожидая поезд? (на перроне)  Как называется коллекция засушенных растений? (гербарий)  Кто главный в школе? (Директор) Возможные формы работы:  Написать на доске 3-4 вопроса, на которые учащиеся дают полные ответы и записывают их в тетради;  Учитель диктует вопросы, учащиеся записывают полные ответы;  Учитель диктует вопросы, учащиеся записывают только ответы (слова с непроверяемыми орфограммами).
Упражнения, выполняемые с использованием дополнительных словарей.
1) Выписать из словарей слова с удвоенными согласными. Подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить предложение. 2) Пользуясь индивидуальными словарями, дописать таблицу. О-о -оро- -оло- -ара- о-о-о Корова корова молоко барабан огород Дорога ворона молоток карандаш молоко Овощи мороз …… ….. …..
Горох горох Мороз ….. ….. 3) Выбор правильного ответа. Слова Ответы Б..реза и е К..ртофель а о М..роз о а Ст..кан о а Спасиб.. а о Подчеркнуть нужную букву в правой колонке. 4) Группировка и запись по орфографическим признакам. В один столбик записываются слова с безударной гласной а, в другой- с безударной гласной о, с е и др. А Е О Магазин береза Москва Пальто сегодня молоток Газета тетрадь овощи Спасибо берег огурец Завод песок комбайн 5) Выписывание слов в алфавитном порядке: агроном, балкон, верстак, гербарий, директор, естествознание, женщина, запад, инженер… 6) Выписать слова с удвоенной гласной: коллекция, колонна, металл, пассажир, расстояние, антенна, перрон, телеграмма…


В раздел образования