урок по математике ": СЛОЖЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, РАВЕНСТВО."
Автор: Ефимова Любовь Афанасьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 Населённый пункт: п. Жатай Наименование материала: методическая разработка Тема: урок по математике ": СЛОЖЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, РАВЕНСТВО." Раздел: начальное образование
ЦЕЛЬ:
РАЗЪЯСНИТЬ СМЫСЛ ДЕЙСТВИЙ СЛОЖЕНИЯ И ПОЗНАКОМИТЬ С ТОЙ
ТЕРМИНАЛОГИЕЙ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ СЛОЖЕНИИ( ВЫРАЖЕНИЕ,
СУММА, СЛАГАЕМЫЕ, ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ, РАВЕНСТВО).
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ,
КЛАССИФИКАЦИЯ.
СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДАРАМ ПРИРОДЫ.
ОБОРУДОВАНИЕ: ТАБЛИЧКИ СО СЛОВАМИ: ВЫРАЖЕНИЕ, СУММА, СЛАГАЕМЫЕ, ЗНАЧЕНИЕ
СУММЫ, РАВЕНСТВО.СЧЁТНЫЙ МАТЕРИАЛ (БЕЛКИ И ГРИБЫ-30 ШТУК), КОРЗИНКИ, СТАРИЧОК-
БОРОВИЧОК, СХЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ МНОЖЕСТВ.
ХОД УРОКА:
I . ОРГМОМЕНТ
ПРОЗВЕНЕЛ ОПЯТЬ ЗВОНОК
НАЧИНАЕТСЯ УРОК.
МЫ ЗА ПАРТЫ ТИХО СЕЛИ
И НА ДОСКУ ПОСМОТРЕЛИ.
II. УСТНЫЙ СЧЁТ Фланелеграф.
ПРИГЛАШАЮ ВАС ДРУЗЬЯ,
ПО ГРИБЫ СЕГОДНЯ Я.
ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ УЗНАТЬ
КТО ИХ МОЖЕТ СОБИРАТЬ.
И КОНЕЧНО РАЗЛИЧАТЬ.
А В ЛЕСУ НАС С ВАМИ ЖДЁТ
СТАРИЧОК- БОРОВИЧОК.
ПРИГОТОВИЛ ОН ЗАДАНЬЯ
НА СМЕКАЛКУ И НА ЗНАНЬЯ.
--ЧТО ХРОМАЕШЬ ТЫ, ЖУЧОК?
РАНИЛ НОЖКУ О СУЧОК
ПРЕЖДЕ НА СВОИХ ШЕСТИ
ОЧЕНЬ БЫСТРО МОГ ПОЛЗТИ
-НА СКОЛЬКИХ НОЖКАХ ПОЛЗАЕТ ТЕПЕРЬ ЖУЧОК? 5
-ПЯТЬ ВОРОН НА ВЕТКУ СЕЛИ
ДВЕ ЕЩЕ К НИМ ПРИЛЕТЕЛИ
ОТВЕЧАЙТЕ БЫСТРО, СМЕЛО
СКОЛЬКО ВСЕХ ИХ ПРИЛЕТЕЛО? 7
III. ПО ТРОПИНКЕ ВМЕСТЕ С НАМИ
ИДУТ ЧИСЛА В 2 РЯДА
СТАРИЧОК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ
ГДЕ ЗДЕСЬ НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД .
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 5 6 7 4 9 8
-КАК РАСПОЛОЖЕНЫ ЧИСЛА? (в порядке возрастания)
- ГДЕ ОШИБКА ВО ВТОРОМ РЯДУ?
IY. СОСЧИТАЙТЕ ПОСКОРЕЙ, СКОЛЬКО ПТИЦ ТУТ И ЗВЕРЕЙ.
-СКОЛЬКО ЗВЕРЕЙ ? 6
-СКОЛЬКО ПТИЦ? 4
-СКОЛЬКО ГРИБОВ? 5
ЗАДАНЬЯ ВОЛЧАТ :
-НАЗВАТЬ СОСЕДЕЙ ЧИСЛА 6 (3, 9 ,4)
ЗАДАНИЯ ЗАЙЧИКА:
-ПОСЧИТАТЬ от 2 до 8, от 9 до 4, от 3 до 7, от 6 до 1
ЗАДАНИЯ БЕЛЬЧОНКА:
-НАЗВАТЬ ЧИСЛО СЛЕДУЮЩЕЕ ЗА ЧИСЛОМ 8 ( 6, 4, 9)
- НАЗВАТЬ ЧИСЛО КОТОРОЕ СТОИТ ПЕРЕД ЧИСЛОМ 5 (8, 2, 7, 10)
ЗАДАНИЯ ЁЖИКА:
-СРАВНИТЬ: ЗВЕРЕЙ И ГРИБОВ, ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ, ПТИЦ И ГРИБОВ
БЕЛОЧКИ ГРИБЫ СУШИЛИ
НУ, А ПОДСЧИТАТЬ ЗАБЫЛИ
КТО ОТВЕТИТ БЫСТРО ДЕТКИ
ХВАТИТ ЛИ ГРИБОВ ВСЕМ БЕЛКАМ?
6 белок и 7 грибов
- КАК УЗНАЛИ?
-КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (6 меньше 7, 7 больше 6)
-КАК СДЕЛАТЬ ПОРОВНУ?
YI. СТАРИЧОК – БОРОВИЧОК ПРОСИТ ВАС СРАВНИТЬ ЧИСЛА
7 и 2 8 и 5 4 и 2
3 и 4 5 и 3 9 и 1
YII/
НА ПОЛЯНКЕ У ДУБКА
ЁЖ УВИДЕЛ 2 ГРИБКА
ПОХОДИЛ ВОКРУГ ОСИН
И НАШЕЛ ЕЩЕ ОДИН.
-НУ-КА КТО СЧИТАТЬ ГОТОВ
СКОЛЬКО ЁЖ НАШЕЛ ГРИБОВ?
YIII/ ТЕМА УРОКА
Нам решение задачи не составит затрудненья,
Если выучим мы с вами действия сложения.
Познакомимся с названием компонентов при сложении
И научимся записывать математические выражения.
Вы узнаете, друзья, что такое равенства
-И чем неверные от верных равенств отличаются.
Новый материал
(Выходят мальчик и девочка с корзинками).
Дети в лес пошли гулять
И грибочки собирать.
Повезло вначале Саше.
3 грибка нашел сразу.
Даша тоже не отстала,
2 грибочка увидала
И в корзиночку поклала.
Стали дети их считать:
1, 2, 3, 4, 5
Ребятишкам повезло
Пять хорошее число.
Нам придется выяснять,
Как же получилось пять?
(К 3 прибавили 2)
-Почему прибавили?
Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.
-Откройте кассы.
Сколько грибов собрал Саша? (3)
-Сколько нашла Даша? (2)
(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют числа 3 и 2)
-Что мы сделали с их грибами? (Объединили)(учитель показывает схему)
-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Объединить
множества в одно-. Это значит сложить.
-Что значит сложить?
-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется
плюс.
Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это
выражение . Такие выражения называются сумма , а числа, которые складываются – слагаемые.
-Как называется эта запись? Выражение? Числа?
-Эти выражение читают по разному:
3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;
I слагаемое 3, II слагаемое 2.
-Кто сможет прочитать по-разному выражение?
5+3
IX/ Физминутка.
Мы грибочки собирали
И немножечко устали
А сейчас мы дружно встанем
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку:
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой. Вот так
А сейчас мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
X. Закрепление.
1) Работа по учебнику с.66 №155
-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном
аквариуме)
-Объединяют каким действием заменим? Давайте запишем.
3+2 - это ( математическое выражение)
Сколько рыбок в аквариуме?
-Как вы думаете, равны они между собой?
-Для обозначения равенства в математике используется знак «=»
-Эта запись называется равенство.
-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5
-Дайте название каждому числу.
–Запишите выражение и найдите значение:
1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои
равенства.
- Посмотрите на доску, что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3 + 4 = 6 3 + 4 =7
-Нет ли здесь ошибок?
-Как это проверить? (По числовому лучу).
-Кто объяснить как? (показывает по лучу).
-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не
равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.
-Какие бывают равенства? Как это проверить?
XI . Закрепление.
1)Работа в тетради. Н.Б. Истоминой № 1стр. 45 № 81
2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)
Проведем соревнования
И проверим ваши знанья.
На каком ряду у нас
Грибники высокий класс?
XII. Подведение итогов.
Наш урок к концу подходит,
Давайте оценим свою работу.
XIII. Оценка и анализ работы.
-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)
-Кто собрал больше всех грибов?
Вот пришел миг расставаться,
Очень хочет на прощанье
Старичок – моховичок
Всем вручить боровичок.
(Все дети получают кондитерские грибки)