Автор: Воронова Вера Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Тепелевский филиал МБОУ Дальнеконстантиновская СШ Населённый пункт: с. Тепелево Наименование материала: статья Тема: "Применение метода проектов в начальной школе" Раздел: начальное образование
Автор: учитель начальных классов
Воронова В.Г.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями,
теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой
происходит процесс познания.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в
обществе.
Для
того
чтобы
достичь
высот
в
какой-либо
сфере
деятельности
нужно
самостоятельно уметь
определить
ближнюю
и
дальнюю
перспективу,
наметить
план
действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди
обладают проектным типом мышления.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это
происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
- перегрузка однообразным учебным материалом;
- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
- ограниченные возможности для творческого самоуправления.
В настоящее время все чаще традиционный подход к обучению не оправдывает себя,
что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им
учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы
усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными
ситуациями,
он
не
может
применить
эти
знания,
так
как
в
школе
он
не
участвует
в
деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на
практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять
их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того,
система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях
информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и
поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и
использовать в определенных целях. Таким образом, задачей современной школы должно
стать
формирование
человека,
совершенствующего
себя,
способного
самостоятельно
принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в
широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским
образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта
собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий
учителя).
Именно
так
формулируются
задачи
начального
образования
в
Федеральных
государственных стандартах общего образования.
Образовательный
стандарт
нового
поколения
ставит
перед
начальным
образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать
и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых
умений.
Речь
идет,
во-первых,
об
универсальных
учебных
действиях,
составляющих
основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и
интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к
обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе,
которой
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
Эта педагогическая технология может эффективно использоваться уже в начальной
школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Так
в
Образовательной
системе
регулярная
проектная
деятельность
рассматривается
как
механизм выращивания функционально грамотной личности.
Проектная деятельность младших школьников, будучи структурной единицей процесса
обучения,
способствует:
обеспечению
целостности
педагогического
процесса,
осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся:
•
развитию творческих способностей и активности учащихся;
•
формированию
проектного
мировоззрения
и
мышления,
обеспечению
единства
опредмечивания и распредмечивания знаний;
•
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
•
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный
результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и
вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные
качества.
В
процессе
работы
над
проектом
формируются
и
непосредственно
элементы
проектной и исследовательской деятельности:
мыследеятельностные:
выдвижение
идеи
(мозговой
штурм),
проблематизация,
целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса
(поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор
способа
или
метода,
пути
в
деятельности,
планирование
своей
деятельности,
самоанализ и рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной
работе;
коммуникативные; слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать
внутри
группы,
находить
консенсус;
поисковые:
находить
информацию
по
каталогам,
контекстный
поиск,
в
гипертексте,
в
Интернете,
формулирование ключевых слов;
информационные:
структурирование
информации,
выделение
главного,
прием
и
передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и
поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места,
подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов),
проведение
собственно
эксперимента,
наблюдение
хода
эксперимента,
измерение
параметров, осмысление полученных результатов.
Фактически проект оказался той формой организации занятий, в которой стало возможным
создать
все
необходимые
условия
для
инициации
у
школьников
реального
процесса
мышления, познания.
Таким образом мы видим, что мини-проект может быть успешно
вплетен
в
канву
учебного
процесса
уже
в
начальной
школе
и
давать
положительные
результаты. Ничто не научит решать проблемы, кроме попыток решения проблем. Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся
-
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течение
определенного отрезка времени. По продолжительности проекты бывают: .
1.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
2.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их
выполнение
занимает
примерно
30
–
40
часов
и
целиком
проходит
при
участии
руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный
проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное
время.
Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.
Этапы работы над проектом в начальной школе:
1 этап – мотивационный.
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;
2
этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели
проекта;
формулируются и уточняются задачи;
уточняется информация (источники);
вырабатывается план действий;
определяются средства достижения цели;
устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
согласовываются способы совместной деятельности.
3.этап – информационно - операционный (выполнение проекта)
Ученики:
собирают материал;
разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
проводят исследование;
работают с литературой и другими источниками;
непосредственно выполняют проект;
оформляют проект;
составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы
и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в
заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником
информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный.
Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы,
оценивают
достижение
поставленных
целей;
осуществляют
устную
или
письменную
самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта, рефлексируют.
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм,
альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление,
макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо,
электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.
Эффективно применяется метод проектов в начальных классах по программам УМК «
Школа России» с введением ФГОС. Мы используем метод проектов на уроках окружающего
мира,
математики,
русского
языка,
литературного
чтения,
технологии
в
соответствии
с
программой.
С начала обучения в 1 классе делаем проекты по окружающему миру, за год 4 проекта
( демонстрация проекта « Моя село», « Моя семья», « Мои
питомцы»«Родословная»,______________________________В 4 классе по программе два
проекта. Дети сами определяются в выборе из предложенных тем. По литературному чтению
выполняли такие проекты: « Детский журнал,» Мой любимый сказочник», « Мы и природа,
« День победы- 9 мая» и др. ,Все проекты краткосрочные. Мини – проекты
выполняем на уроках русского языка.( « И в шутку и в серьёз», « Пишем письмо»,» Имена
прилагательные в « Сказке о рыбаке и рыбке и др). Здесь речь идёт индивидуальных
проектах.
Групповые мини - проекты выполняем на уроках технологии, где каждая группа
выбирает себе задание. ( демонстрация проекта «Убранство избы» или на уроке математики
« Наша улица « Оригами»), на уроке русского языка(
Групповой краткосрочный проекты получился по обучению чтению « Живая азбука».
По окружающему миру интересный и полезный « Возьмём под защиту», « ____», результат
проекта книжка – раскладушка. С этим проектом выступали перед младшими школьниками.
Выполнение проектов ложится на плечи взрослых. Они умело привлекали к деятельности по
созданию проектов детей. К 4 классу роли поменялись дети сами могут выполнить проекта
(некоторые делают презентации.), роль родителей стала более пассивной.
В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков по
литературному
чтению,
обобщая
материал
по
народным
и
авторским
сказкам,
детям
предлагается
проект
«Сочини
свою
сказку».
Исследуя
построение
сказочного
сюжета,
четвероклассники под руководством учителя создают свою сказку, оформляют ее в текстовом
редакторе MS Word, делают необходимые иллюстрации, а учитель редактирует сказку и
оформляет сборник сказок «Сказки четвероклассников». Продукт проекта- сборник сказок
учеников 4 класса, презентация проекта – выступление перед классом со своей сказкой и
публикация ее в сборнике.
Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для
себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над
проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности,
формирует
свою
компетенцию:
информационную,
мыслительную,
деятельностную,
коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.
Вывод : проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей
учащихся,
подготовки
их
к
реальным
условиям
жизнедеятельности.
Выводит
процесс
обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и
философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
.
.
1.