Напоминание

"Применение метода проектов в начальной школе"


Автор: Воронова Вера Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Тепелевский филиал МБОУ Дальнеконстантиновская СШ
Населённый пункт: с. Тепелево
Наименование материала: статья
Тема: "Применение метода проектов в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





« Применение метода проектов в начальной школе»

(Выступление на педагогическом совете)


Автор: учитель начальных классов Воронова В.Г.

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто
такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно
самостоятельно
уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать
что
удалось и
что
нет. Такие люди обладают проектным типом мышления. Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны: - перегрузка однообразным учебным материалом; - несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса; - ограниченные возможности для творческого самоуправления. В настоящее время все чаще традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Таким образом, задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Эта педагогическая технология может эффективно использоваться уже в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Так в Образовательной системе регулярная проектная деятельность рассматривается как механизм выращивания функционально грамотной личности. Проектная деятельность младших школьников, будучи структурной единицей процесса обучения, способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся: • развитию творческих способностей и активности учащихся; • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. В процессе работы над проектом формируются и непосредственно элементы проектной и исследовательской деятельности:  мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор
способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;  презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;  коммуникативные; слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;  информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Фактически проект оказался той формой организации занятий, в которой стало возможным создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания. Таким образом мы видим, что мини-проект может быть успешно вплетен в канву учебного процесса уже в начальной школе и давать положительные результаты. Ничто не научит решать проблемы, кроме попыток решения проблем. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
По продолжительности проекты бывают:
. 1. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. 2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения. Этапы работы над проектом в начальной школе: 1 этап – мотивационный.
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы; 2 этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности. 3.этап – информационно - операционный (выполнение проекта) Ученики:  собирают материал;  разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;  проводят исследование;  работают с литературой и другими источниками;  непосредственно выполняют проект;  оформляют проект;  составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты. Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации. IV этап - рефлексивно-оценочный. Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта, рефлексируют. Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д. Эффективно применяется метод проектов в начальных классах по программам УМК « Школа России» с введением ФГОС. Мы используем метод проектов на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, технологии в соответствии с программой. С начала обучения в 1 классе делаем проекты по окружающему миру, за год 4 проекта ( демонстрация проекта « Моя село», « Моя семья», « Мои питомцы»«Родословная»,______________________________В 4 классе по программе два проекта. Дети сами определяются в выборе из предложенных тем. По литературному чтению выполняли такие проекты: « Детский журнал,» Мой любимый сказочник», « Мы и природа, « День победы- 9 мая» и др. ,Все проекты краткосрочные. Мини – проекты выполняем на уроках русского языка.( « И в шутку и в серьёз», « Пишем письмо»,» Имена прилагательные в « Сказке о рыбаке и рыбке и др). Здесь речь идёт индивидуальных проектах. Групповые мини - проекты выполняем на уроках технологии, где каждая группа выбирает себе задание. ( демонстрация проекта «Убранство избы» или на уроке математики « Наша улица « Оригами»), на уроке русского языка( Групповой краткосрочный проекты получился по обучению чтению « Живая азбука». По окружающему миру интересный и полезный « Возьмём под защиту», « ____», результат проекта книжка – раскладушка. С этим проектом выступали перед младшими школьниками.
Выполнение проектов ложится на плечи взрослых. Они умело привлекали к деятельности по созданию проектов детей. К 4 классу роли поменялись дети сами могут выполнить проекта (некоторые делают презентации.), роль родителей стала более пассивной. В 4-м классе переходим к выполнению долгосрочных проектов. В рамках уроков по литературному чтению, обобщая материал по народным и авторским сказкам, детям предлагается проект «Сочини свою сказку». Исследуя построение сказочного сюжета, четвероклассники под руководством учителя создают свою сказку, оформляют ее в текстовом редакторе MS Word, делают необходимые иллюстрации, а учитель редактирует сказку и оформляет сборник сказок «Сказки четвероклассников». Продукт проекта- сборник сказок учеников 4 класса, презентация проекта – выступление перед классом со своей сказкой и публикация ее в сборнике. Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.
Вывод
: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». . . 1.


В раздел образования