Автор: Каштанова Ольга Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №38 Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: конспект урока Тема: Заголовок текста Раздел: начальное образование
Заголовок текста. Подбор заголовков к придуманным текстам
»
Русский язык, 2 класс
Дата проведения: 30.01.2015
Цель: развитие умения предугадывать содержание текста на основе его заглавия;
развитие чувства языка.
УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Этапы урока
Ход урока
Ι.
Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать?
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Проверка задания.
– О чём был текст в домашнем задании?
– Что вам показалось особенно интересным, необычным? (Утка любуется собой.)
–
Вспомните
признаки
текста.
(Несколько
предложений,
связаны
по
смыслу,
в
строгой
последовательности.)
Фонетическая разминка:
а) мягкие согласные [с'];
б) ударные гласные;
в) звонкие твёрдые согласные [б], [л], [р].
3. Словарно-орфографическая работа.
Знакомство с новым словарным словом: праздник.
Составление предложения со словом праздник.
II. Формулиро-
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
Работа в группах (3–4 группы).
Игра-конкурс. Детям раздаются карточки с картинками.
– Придумайте историю, которая бы называлась «Когда у меня жил попугай».
Слушаем краткие истории от каждой группы, выявляем наиболее интересную версию.
– Было ли в ваших рассказах-историях что-то похожее? (Да, везде был великан, он был
красивый, пестрый попугай.)
–
А
почему
вы
не
рассказывали
о
ком-то
другом?
Что
определило
содержание
ваших
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
рассказов? (Название.)
– Сформулируйте тему урока и сравните её с записью на доске.
Учитель открывает запись «Заголовок текста».
– Как вы думаете, зачем нужно заглавие к тексту?
– Составим план урока.
План (примерный)
1.
Тема текста.
2.
Соответствие названия и содержания текста.
3. Озаглавливание текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Беседа по вопросам:
– Что идёт в начале: текст или заглавие? Почему?
– Приведите примеры заглавий текстов, известных вам. («Буренушка», «Тары-бары») Для чего
они были нужны? (По заглавию можно сказать, о чём будет текст.)
– Попробуйте определить, о чём будет говориться в этих текстах.
Учитель
читает
заголовки
текстов
из
разных
детских
журналов
«Миша»,
«Мурзилка»
(«Старый конь»; «Лесные шорохи»; «Весёлые путешественники»; «Пожар»; «Скатерть-
самобранка»; «Костёр и муравьи».)
Обсуждаются предположения детей.
– Сделайте вывод: для чего нужен заголовок перед текстом? (Заголовок помогает понять, о чём
или о ком будет текст.)
Итак, делаем вывод: «Заголовок сообщает, о чём будет текст (тему текста)».
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Работа по учебнику.
1.
Урок
82
упр
1
–
развивается
умение
определять
содержания
по
названию.
Выполняется устно.
Просим детей озаглавить текст.
Упр. 2 – развивается умение устанавливать соответствие названия и содержания текста.
Переходим к рубрике «Тайны языка».
Проводится лексическая работа (слово дружить) и звуко-буквенный анализ этого слова.
Один человек делает звуко-буквенный анализ на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно написать звуковой состав?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты написал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Обратная работа: к тексту подобрать заглавие.
– Как вы думаете, а подобрать заглавие к тексту – это трудная или более лёгкая задача?
– Давайте проверим.
3. Дополнительный материал к уроку: Подберите собственные заголовки к тексту. (Ответы
записываются на доске).
ΙV. Итог урока.
– Задайте вопрос по теме урока «Роль заглавия в тексте». (Зачем нужно заглавие к тексту?)
– Ответьте на этот вопрос. (Понять, о чём будет текст.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее