Напоминание

Развитие творческого восприятия детей


Автор: Чуйко Ольга Ивановна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №3
Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого восприятия детей
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
Что отличает хорошего музыканта? Умение передавать глубокую эмоционально насыщенную информацию через отточенную технику. К этому многие музыканты идут годы, но как часто мы видим «спортсменов от музыки» - техническое совершенство на фоне бедной выразительности. Упущена главная составляющая, цель музыкального развития. С годами техническое мастерство, технический музыкальный прогресс идут вперед, сейчас подростки играют труднейшие программы, требования и конкуренция возрастают. Выигрывают же самые музыкальные исполнители. Увлеченные идеей раннего музыкального развития, мы задаемся вопросом: а можно ли культивировать именно музыкальность у маленьких детей так, чтобы передача образов и эмоций через музыку стала для них простой и естественной с самых первых шагов в музыке и на всю жизнь? (Известно, что навыки и понятия, приобретенные ребенком до 5 лет, будут основополагающими для него на всю жизнь, во многом определяют его характер и поведение.) Не секрет, что очень часто в традиционном школьном музыкальном обучении над трактовкой музыкального произведения начинают работать после освоения необходимых технических навыков. Если же что-то не получается, то часто вообще музыка остается «за бортом». Как не допустить такой печальной картины? Нужно отметить, что не только профессиональные музыканты нуждаются в умении выражать свои эмоции и образы через музыку. Для домашнего музицирования это является главным условием, иначе оно просто теряет всякий смысл. Умение и привычка выражать свои эмоции через музыку могут стать незаменимым терапевтическим средством против жизненных сложностей и помогают обрести душевное равновесие. Итак, в возрасте от 2х до 5ти лет главная движущая сила развития ребенка – это игра. Эмоции малышей непосредственны, выражать их по любому поводу естественно для этого возраста. При прослушивании музыки ребенок будет испытывать яркие эмоции, но мы сейчас говорим о задаче активного музицирования. Казалось бы, до него еще далеко, ведь дети не играют ни на каком музыкальном инструменте, а самые талантливые из них только начинают обучение музыке и пока не владеют достаточным набором технических навыков. Но кто сказал, что музыка – это только то, что записано нотами? Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа занимает важное место. Среди российских музыкантов-новаторов можно выделить методики В. Жилина (инструменты народного оркестра), С.Мильтоняна (скрипка), И.Исакова (клавишные).
Именно К.Орф ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Начальное обучение музыке на любом инструменте начинается с простых народных попевок, песенок, которые легко запоминаются и просты в исполнении. Уникальность методик К.Орфа, Жилина В. и Мильтоняна С.О. в том, что они разработали репертуар - пьесы и упражнения - который легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми, постепенно усложняя и обогащая музыкальными приемами. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Методика «Музыка для детей» представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам: • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога; • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры; • методика учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями; • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности. Предлагаемые методики игр-импровизаций на клавишах, струнных, ударных инструментах доступны любому малышу. Совершенно неважно, какие ноты при этом будут использоваться, главными средствами выразительности станут высотные регистры, длительности звуков, сила и характер исполнения. Испытав определенные эмоции при исполнении импровизированной музыки, ребенок запомнит их и сохранит в дальнейшем, когда будет играть по нотам и при более профессиональном импровизировании. Это интересный феномен, о котором говорят духовные учителя: одно из самых интересных явлений...- это то, что духовное ощущение не забывается. То, что ты наиграл, прочувствовал однажды, остаётся в ощущениях и потом в любой момент можно повторить это ощущение без предварительного "вспоминания". Этим чувством потом можно свободно "манипулировать", создавая разные и тончайшие оттенки этой эмоции. Для младшего возраста, как уже говорилось выше, характерно конкретное восприятие, поэтому необходимо присутствие персонажей. Чаще всего в этой роли будут выступать игрушки, но возможно это будут люди и животные, знакомые ребенку, также с успехом могут быть использованы иллюстрации к детским книжкам. На знакомстве игры на инструментах организуется музыкальный импровизационный театр. Элементарный музыкальный театр - этот элемент
представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. Роль педагога в этом процессе первостепенна, потому что всякая импровизация должна иметь под собой прочную смысловую базу. В данном случае ставится задача через игру заложить основы ритмики, различия регистров, видов прикосновения (штрихов), а главное – непосредственности исполнения, эмоционально привязанного к сюжету. В таком «театре» очень хороша импровизационность сюжетов, когда ребенок активно участвует в создании образов и чувствует радость от творческого процесса. Очень важно дать ему в самом раннем возрасте ощущение самостоятельного творчества, поддержать и развить детскую фантазию и направить ее в сторону музыки. Музыкально-двигательные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Как в этом возрасте формируется речь? Ребенок слышит разговоры взрослых, слушает сказки, смотрит мультфильмы и пр. Формируется пассивный запас слов, который постепенно переходит в актив – ребенок начинает отвечать, задавать вопросы, а затем сам что-то рассказывать, фантазировать, сопровождать свои игры комментариями. Речевые упражнения развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. Следующий этап - поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. По сути это речевые импровизации с использованием знакомого словарного запаса и основанного на собственных эмоциях и образах. Тот же процесс развития мы попытаемся перенести в музыку. Слушание «взрослой» музыки сопоставим с взрослой речью, которая будет пока до конца не понятна, однако насыщена эмоциями, воздействующими на психику в первую очередь (мало эмоциональная музыка вряд ли будет привлекать малыша). Отдельные слова-интонации при этом будут откладываться в пассивный запас слов при многократном прослушивании.
Общение же с педагогом музыки можно сопоставить с родительским влиянием, когда родители говорят с малышом на понятном ему языке и ждут от него ответной словесной реакции, то есть формируют активный запас слов. Основные приемы и этапы активного речевого развития: - повторение слов и фраз за взрослыми - односложные ответы на вопросы типа кто? что? где? - выучивание наизусть стихов и песенок - дополнение фраз (особенно рифмованных) логичным окончанием - более развернутые ответы на вопросы после прочтения книжек - совместное сочинение историй, сказок или рифмовок - разговоры на различные темы Обратите внимание на то, что при этом любой родитель инстинктивно преувеличивает свое эмоциональное исполнение или разговор с малышом, ведь это так естественно, чтобы вызвать его улыбку или ответную реакцию. Речь замедляется, а эмоции становятся яркими и выпуклыми, как под увеличительным стеклом и часто сопровождаются движениями или жестами. Это именно то, что нужно для лучшего усвоения материала в младшем возрасте. В нашем случае «набором слов» станут различные ритмические фигуры, исполненные различными штрихами в различных регистрах. Ритмические фигуры будут соотнесены со словами персонажей или с характером их движения. Н ап р и м е р , м ед в ед ь буд е т м ед л е н н о и тя же л о х о д и т ь : И сердиться: где мой обед? А мышонок будет испуганно пищать: я не знаю. В другом случае мышонок будет выглядывать из норки перед прогулкой, разведывая обстановку: Кто тут есть? Кошка тут? А затем отправится в гости к к медведю по ступенькам вниз: Кошки нет! Я иду гулять!
Очень важно то, что параллельно с запасом музыкальных паттернов, которые послужат впоследствии материалом для более сложных и осмысленных импровизаций, формируется исполнительский аппарат. При таких детских импровизациях ученик вначале повторяет за учителем, а затем учитель только подает идеи исполнения и поправляет в случае надобности. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ненавязчиво, без теоретических объяснений постановки, на этом этапе возможна «лепка» рук: контроль свободы плеч, расслабление рук и передача их правильных и техничных движений. Каждый персонаж соотнесен с определенной октавой, в начале их не должно быть слишком много. Вначале по характеру звучания, а затем запоминая звуковысотность каждого регистра, ребенок формирует понятия «высоко-низко» и «выше-ниже». Он начинает определять их на слух в парах, диапазон таких пар постепенно сужается до пределов одной октавы (в конце концов останавливаясь на первой), в которой начинается второй этап активного музицирования – пение. Не будем сейчас касаться развития чистоты интонирования, это отдельная тема. Здесь же необходимо отметить, что в пении маленький ребенок наиболее активно и осознанно может музицировать, используя не ноты, а способность понимать мелодию на слух и воспроизводить ее голосом по памяти. На более высоком уровне развития гармонического слуха возможна импровизация голосом. К этому нужно стремиться в музыкальном развитии ребенка, т.к. умение импровизировать голосом говорит о высоком качестве музыкального мышления и подсознания, которое можно соотнести с умением ребенка говорить, общаться на музыкальном языке. Очень важно то, что и в пении знакомых песен, и в импровизации ребенок может свободно выражать свои эмоции. Педагог может работать над воспитанием таких главных музыкальных понятий, как чистота интонации, фразировка, динамика, выразительность и образность. Впоследствии все эти понятия и ощущения с легкостью будут перенесены в игру на музыкальном инструменте, подобно тому, как дети- билингвы легко учат второй (параллельный) язык, владея смыслом слов на одном (материнском) языке. Еще одним важнейшим аспектом является то, что с вокальным детским репертуаром ребенок может рано начать выступать перед публикой. Закладываются основы артистизма, умения и желания обмениваться своим эмоциональным настроем со слушателями. На фоне довольно распространенной «болезни сцены» среди взрослых музыкантов и учащихся музыке ранние навыки артистизма невозможно переоценить. В младшем возрасте дети очень любят выступать перед родителями и друзьями, получая ответные восторженные отзывы. Тем же детям, которые более стеснительны и замкнуты от природы, рекомендуется
пение в группе – там они тянутся за лидерами и чувствуют более сильную энергетику и поддержку товарищей, отчего приобретают уверенность и желание выступать. Излишне говорить, что всяческие попытки музицирования и публичного выступления должны быть горячо поддержаны взрослыми, в первую очередь родителями. Роль родителей в музыкальном воспитании их чада не должна сводиться лишь к приведению его на уроки музыки. Искренняя заинтересованность в процессе занятий, а также личный пример будут очень хорошо влиять на малыша. Присутствуя на уроках музыки вместе с ребенком, родители могут осмысливать и применять к себе идеи и приемы музицирования. Малыши энергетически тесно связаны с родителями, особенно с матерью, и подсознательно будут «считывать» усвоенную мамой информацию, что сделает процесс усвоения материала ярче и активнее. Огромную роль для эмоционального развития ребенка играет и общее его развитие. Запас понятий и сюжетов сказок из детских книг и фильмов дает педагогу музыки большую свободу в музыкальных импровизациях на различные сюжеты, поэтому раньше других будут музыкально развиваться дети с высоким общим уровнем развития. Если малыш начинает обучение на музыкальном инструменте до 5-6 лет, то образное преподавание материала и сюжетное мышление – это залог успеха и любви к инструменту. Популярность методики раннего развития музыкального воспитания растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.


В раздел образования