Автор: Чуйко Ольга Ивановна Должность: преподаватель по классу скрипки Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №3 Населённый пункт: город Нижневартовск Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Развитие творческого восприятия детей Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
Что
отличает
хорошего
музыканта?
Умение
передавать
глубокую
эмоционально насыщенную информацию через отточенную технику.
К
этому
многие
музыканты
идут
годы,
но
как
часто
мы
видим
«спортсменов
от
музыки»
-
техническое
совершенство
на
фоне
бедной
выразительности.
Упущена
главная
составляющая,
цель
музыкального
развития.
С годами техническое мастерство, технический музыкальный прогресс
идут вперед, сейчас подростки играют труднейшие программы, требования и
конкуренция возрастают. Выигрывают же самые музыкальные исполнители.
Увлеченные
идеей
раннего
музыкального
развития,
мы
задаемся
вопросом: а можно ли культивировать именно музыкальность у маленьких
детей так, чтобы передача образов и эмоций через музыку стала для них
простой и естественной с самых первых шагов в музыке и на всю жизнь?
(Известно, что навыки и понятия, приобретенные ребенком до 5 лет, будут
основополагающими для него на всю жизнь, во многом определяют его
характер и поведение.)
Не секрет, что очень часто в традиционном школьном музыкальном
обучении
над
трактовкой
музыкального
произведения
начинают
работать
после
освоения
необходимых
технических
навыков.
Если
же
что-то
не
получается, то часто вообще музыка остается «за бортом». Как не допустить
такой печальной картины?
Нужно
отметить,
что
не
только
профессиональные
музыканты
нуждаются в умении выражать свои эмоции и образы через музыку. Для
домашнего музицирования это является главным условием, иначе оно просто
теряет
всякий
смысл.
Умение
и
привычка
выражать
свои
эмоции
через
музыку
могут
стать
незаменимым
терапевтическим
средством
против
жизненных сложностей и помогают обрести душевное равновесие.
Итак, в возрасте от 2х до 5ти лет главная движущая сила развития
ребенка – это
игра. Эмоции малышей непосредственны, выражать их по
любому поводу естественно для этого возраста. При прослушивании музыки
ребенок будет испытывать яркие эмоции, но мы сейчас говорим о задаче
активного музицирования.
Казалось бы, до него еще далеко, ведь дети не играют ни на каком
музыкальном инструменте, а самые талантливые из них только начинают
обучение
музыке
и
пока
не
владеют
достаточным
набором
технических
навыков.
Но кто сказал, что музыка – это только то, что записано нотами?
Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система
немецкого
композитора
Карла
Орфа
занимает
важное
место.
Среди
российских
музыкантов-новаторов
можно
выделить
методики
В.
Жилина
(инструменты
народного
оркестра),
С.Мильтоняна
(скрипка),
И.Исакова
(клавишные).
Именно К.Орф ввел термин «элементарное музицирование», то есть
процесс,
состоящий
из
нескольких
элементов:
пения,
импровизации,
движения и игры на инструментах. Начальное обучение музыке на любом
инструменте
начинается
с
простых
народных
попевок,
песенок,
которые
легко запоминаются и просты в исполнении. Уникальность методик К.Орфа,
Жилина В. и Мильтоняна С.О. в том, что они разработали репертуар - пьесы
и упражнения - который легко можно изменять и придумывать новые вместе
с детьми, постепенно усложняя и обогащая музыкальными приемами.
Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать,
сочинять
и
импровизировать.
Таким
образом,
на
музыкальных
занятиях
достигается цель развития творческого начала ребенка.
Методика
«Музыка
для
детей»
представляет
большой
интерес
благодаря несомненным преимуществам:
• для организации музыкальных занятий не требуется специального
музыкального образования педагога;
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития
детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая
адаптивность
к
разнообразным
национальным
условиям
позволяет
использовать лучшие образцы народной культуры;
•
методика
учитывает
индивидуальные
особенности
ребенка
и
позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками,
способностями и потребностями;
•
методика
закладывает
огромный
потенциал
для
развития
детей
раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
Предлагаемые
методики
игр-импровизаций
на
клавишах,
струнных,
ударных
инструментах
доступны
любому
малышу.
Совершенно
неважно,
какие
ноты
при
этом
будут
использоваться,
главными
средствами
выразительности станут высотные регистры, длительности звуков, сила и
характер исполнения.
Испытав определенные эмоции при исполнении импровизированной
музыки, ребенок запомнит их и сохранит в дальнейшем, когда будет играть по
нотам и при более профессиональном импровизировании. Это интересный
феномен, о котором говорят духовные учителя: одно из самых интересных
явлений...- это то, что духовное ощущение не забывается. То, что ты наиграл,
прочувствовал однажды, остаётся в ощущениях и потом в любой момент
можно повторить это ощущение без предварительного "вспоминания". Этим
чувством
потом
можно
свободно
"манипулировать",
создавая
разные
и
тончайшие оттенки этой эмоции.
Для
младшего
возраста,
как
уже
говорилось
выше,
характерно
конкретное восприятие, поэтому необходимо присутствие персонажей. Чаще
всего в этой роли будут выступать игрушки, но возможно это будут люди и
животные, знакомые ребенку, также с успехом могут быть использованы
иллюстрации к детским книжкам.
На
знакомстве
игры
на
инструментах
организуется
музыкальный
импровизационный театр. Элементарный музыкальный театр - этот элемент
представляет
собой
интегративную
игровую
форму
деятельности,
предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи
и художественного образа в изобразительной игре.
Роль
педагога
в
этом
процессе
первостепенна,
потому
что
всякая
импровизация должна иметь под собой прочную смысловую базу. В данном
случае
ставится
задача
через
игру
заложить
основы
ритмики,
различия
регистров, видов прикосновения (штрихов), а главное – непосредственности
исполнения, эмоционально привязанного к сюжету.
В таком «театре» очень хороша импровизационность сюжетов, когда
ребенок
активно
участвует
в
создании
образов
и
чувствует
радость
от
творческого
процесса.
Очень
важно
дать
ему
в
самом
раннем
возрасте
ощущение
самостоятельного
творчества,
поддержать
и
развить
детскую
фантазию
и
направить
ее
в
сторону
музыки.
Музыкально-двигательные
упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям,
учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений –
хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить
момент
вступления.
Выполняя
музыкально-двигательные
упражнения,
ребенок
исполняет
и
творит
одновременно,
он
начинает
воспринимать
музыку через движение.
Как в этом возрасте формируется речь? Ребенок слышит разговоры
взрослых,
слушает
сказки,
смотрит
мультфильмы
и
пр.
Формируется
пассивный запас слов, который постепенно переходит в актив – ребенок
начинает
отвечать,
задавать
вопросы,
а
затем
сам
что-то
рассказывать,
фантазировать, сопровождать свои игры комментариями.
Речевые упражнения развивают у ребенка чувство ритма, способствуют
формированию
правильной
артикуляции,
показывают
разнообразие
динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего
музыкального развития.
Следующий этап - поэтическое музицирование. Этот элемент помогает
детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с
удовольствием
заучивают
стихи,
впоследствии
читают
их
выразительно,
осознавая связь музыки и слова.
По
сути
это
речевые
импровизации
с
использованием
знакомого
словарного запаса и основанного на собственных эмоциях и образах.
Тот же процесс развития мы попытаемся перенести в музыку.
Слушание «взрослой» музыки сопоставим с взрослой речью, которая
будет
пока
до
конца
не
понятна,
однако
насыщена
эмоциями,
воздействующими на психику в первую очередь (мало эмоциональная музыка
вряд ли будет привлекать малыша). Отдельные слова-интонации при этом
будут
откладываться
в
пассивный
запас
слов
при
многократном
прослушивании.
Общение же с педагогом музыки можно сопоставить с родительским
влиянием, когда родители говорят с малышом на понятном ему языке и ждут
от него ответной словесной реакции, то есть формируют активный запас
слов. Основные приемы и этапы активного речевого развития:
- повторение слов и фраз за взрослыми
- односложные ответы на вопросы типа кто? что? где?
- выучивание наизусть стихов и песенок
- дополнение фраз (особенно рифмованных) логичным окончанием
- более развернутые ответы на вопросы после прочтения книжек
- совместное сочинение историй, сказок или рифмовок
- разговоры на различные темы
Обратите внимание на то, что при этом любой родитель инстинктивно
преувеличивает свое эмоциональное исполнение или разговор с малышом,
ведь это так естественно, чтобы вызвать его улыбку или ответную реакцию.
Речь
замедляется,
а
эмоции
становятся
яркими
и
выпуклыми,
как
под
увеличительным стеклом и часто сопровождаются движениями или жестами.
Это именно то, что нужно для лучшего усвоения материала в младшем
возрасте.
В
нашем
случае
«набором
слов»
станут
различные
ритмические
фигуры,
исполненные
различными
штрихами
в
различных
регистрах.
Ритмические
фигуры
будут
соотнесены
со
словами
персонажей
или
с
характером их движения.
Н ап р и м е р ,
м ед в ед ь
буд е т
м ед л е н н о
и
тя же л о
х о д и т ь :
И сердиться: где мой обед?
А мышонок будет испуганно пищать: я не знаю.
В
другом
случае
мышонок
будет
выглядывать
из
норки
перед
прогулкой, разведывая обстановку:
Кто тут есть? Кошка тут?
А затем отправится в гости к к медведю по ступенькам вниз:
Кошки нет! Я иду гулять!
Очень важно то, что параллельно с запасом музыкальных паттернов,
которые
послужат
впоследствии
материалом
для
более
сложных
и
осмысленных импровизаций, формируется исполнительский аппарат.
При
таких
детских
импровизациях
ученик
вначале
повторяет
за
учителем, а затем учитель только подает идеи исполнения и поправляет в
случае надобности. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах
постепенно
учит
детей
различать
тембровое
звучание
инструментов.
Ненавязчиво,
без
теоретических
объяснений
постановки,
на
этом
этапе
возможна «лепка» рук: контроль свободы плеч, расслабление рук и передача
их правильных и техничных движений.
Каждый персонаж соотнесен с определенной октавой, в начале их не
должно
быть
слишком
много.
Вначале
по
характеру
звучания,
а
затем
запоминая звуковысотность каждого регистра, ребенок формирует понятия
«высоко-низко» и «выше-ниже». Он начинает определять их на слух в парах,
диапазон таких пар постепенно сужается до пределов одной октавы (в конце
концов
останавливаясь
на
первой),
в
которой
начинается
второй
этап
активного музицирования – пение.
Не
будем
сейчас
касаться
развития
чистоты
интонирования,
это
отдельная
тема.
Здесь
же
необходимо
отметить,
что
в
пении
маленький
ребенок наиболее активно и осознанно может музицировать, используя не
ноты, а способность понимать мелодию на слух и воспроизводить ее голосом
по памяти.
На более высоком уровне развития гармонического слуха возможна
импровизация голосом. К этому нужно стремиться в музыкальном развитии
ребенка, т.к. умение импровизировать голосом говорит о высоком качестве
музыкального мышления и подсознания, которое можно соотнести с умением
ребенка говорить, общаться на музыкальном языке.
Очень важно то, что и в пении знакомых песен, и в импровизации
ребенок может свободно выражать свои эмоции. Педагог может работать над
воспитанием таких главных музыкальных понятий, как чистота интонации,
фразировка, динамика, выразительность и образность.
Впоследствии
все
эти
понятия
и
ощущения
с
легкостью
будут
перенесены в игру на музыкальном инструменте, подобно тому, как дети-
билингвы легко учат второй (параллельный) язык, владея смыслом слов на
одном (материнском) языке.
Еще одним важнейшим аспектом является то, что с вокальным детским
репертуаром
ребенок
может
рано
начать
выступать
перед
публикой.
Закладываются основы артистизма, умения и желания обмениваться своим
эмоциональным настроем со слушателями.
На фоне довольно распространенной «болезни сцены» среди взрослых
музыкантов
и
учащихся
музыке
ранние
навыки
артистизма
невозможно
переоценить.
В
младшем
возрасте
дети
очень
любят
выступать
перед
родителями и друзьями, получая ответные восторженные отзывы. Тем же
детям, которые более стеснительны и замкнуты от природы, рекомендуется
пение в группе – там они тянутся за лидерами и чувствуют более сильную
энергетику
и
поддержку
товарищей,
отчего
приобретают
уверенность
и
желание выступать.
Излишне
говорить,
что
всяческие
попытки
музицирования
и
публичного выступления должны быть горячо поддержаны взрослыми, в
первую очередь родителями.
Роль
родителей
в
музыкальном
воспитании
их
чада
не
должна
сводиться
лишь
к
приведению
его
на
уроки
музыки.
Искренняя
заинтересованность в процессе занятий, а также личный пример будут очень
хорошо влиять на малыша. Присутствуя на уроках музыки вместе с ребенком,
родители
могут
осмысливать
и
применять
к
себе
идеи
и
приемы
музицирования.
Малыши
энергетически
тесно
связаны
с
родителями,
особенно с матерью, и подсознательно будут «считывать» усвоенную мамой
информацию, что сделает процесс усвоения материала ярче и активнее.
Огромную роль для эмоционального развития ребенка играет и общее
его развитие. Запас понятий и сюжетов сказок из детских книг и фильмов
дает педагогу музыки большую свободу в музыкальных импровизациях на
различные сюжеты, поэтому раньше других будут музыкально развиваться
дети с высоким общим уровнем развития.
Если малыш начинает обучение на музыкальном инструменте до 5-6
лет, то образное преподавание материала и сюжетное мышление – это залог
успеха и любви к инструменту. Популярность методики раннего развития
музыкального воспитания растет. Значение системы раннего музыкального
развития
ребенка
велико,
так
как
дает
предпосылки
для
последующего
творческого развития личности и самопознания.