Повышение качества образования как фактор развития ключевых базовых компетентностей учащихся
Автор: Черникова Ольга Александровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 Населённый пункт: г.Чехов Московской области Наименование материала: статья Тема: Повышение качества образования как фактор развития ключевых базовых компетентностей учащихся Раздел: начальное образование
Ученые сходятся на том, что существуют базовые или ключевые
компетентности, на которые следует ориентироваться, определяя качество
образования. Например, ребенок может учиться чему-то, но сами желания и
способность к учебе не зависят от области приложения.
Удовольствие от учебы, установка на учение – вот базовая
компетенция, о важности которой трудно поспорить, тем не менее желание
и способность учиться на протяжении всей жизни, воодушевление и
активный интерес к учению – свойство далеко не каждого ученика.
Парадигма компетенций принимается сейчас как основной вектор развития
образования. Однако встает вопрос: как можно «измерить» подобный подход?
Как перевести его с языка целей на язык учебных заданий (тестов), которые
покажут степень сформированности или несформированности отдельных
компетенций, а не знаний, умений и навыков?
Именно такой вопрос – разработать систему заданий и упражнений,
измеряющих качество сформированности базовых компетенций у учащихся
заинтересовал и меня.
Когда проходило освоение материала по гимнастике на моих уроках
выделилась группа детей, которым недостаточно было предусмотренных
программой упражнений, они их осваивали и им было недостаточно.
И я задумалась: как мне изменить подход к этой группе детей, чтобы не
снижался интерес к моим урокам? И как преподнести серию упражнений,
направленных на развитие, прежде всего, морально-волевых качеств,
преодоления собственных страхов, неуверенности в себе у другой части
учащихся?
С заинтересованной группой мы начали разучивание новых упражнений
повышенной сложности со страховкой. Глядя на образец выполнения, возник
интерес у робких детей, они проявили желание, попробовали, преодолели
свои страхи. Так, учащиеся 3-4 классов научились делать стойку на руках.
С такой же проблемой я столкнулась на уроках лыжной подготовки.
Приходили на урок все, а участвовали не все. У кого-то лыж не было,
родители не купили, я выдавала школьный инвентарь, но опять не все
спешили его взять. Причин много: боязнь неудачи, насмешки сверстников,
отговорки родителей, несовременный вид школьного инвентаря, неразвитая
координация. Некоторые полностью экипированы, но старались отстояться,
спрятаться за деревьями.
Изменение моих методов и приёмов, а также использование
соревновательного метода, в организации уроков лыжной подготовки
позволило робким детям заинтересоваться, поверить, что это посильно
каждому, сначала неспеша по одному кругу, потом освоить разные ходы и
задания. Учащимся дала понятия «масстарт», гонка с преследованием,
эстафета в колоннах и эстафета по 4 по 5. Когда учащиеся практически это
выполняли, удовольствию не было предела, просили ещё и ещё. Причём
робкие дети проходили свой этап с равными по возможностям учениками, а
не с более с ловкими. Сверстники подбадривали, сопереживали за
участников соревнований.
В результате моей работы стало 100% занятость учащихся на уроках лыжной
подготовки. В итоге обучающиеся научились:
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и
уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их
устранения:
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и
элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения
занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной
целевой направленностью,
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации
на высоком качественном уровне;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных условиях,
что и предумотрено программой по ФГОС.