Организация образовательной деятельности для детей с РАС
Автор: Стрыгина Татьяна Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат №89" Населённый пункт: Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Организация образовательной деятельности для детей с РАС Раздел: начальное образование
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья №89»
Доклад на тему:
«Организация образовательной деятельности детей с РАС.»
Выполнила:
учитель начальных классов
Стрыгина Т.В.
г. Ульяновск, декабрь 2016г.
Добрый день, уважаемые гости. Я работаю учителем начальных классов с
детьми с РАС.
Посмотрев на это фото, каждый спросит: «Что это?» Когда мы едем очень
быстро, мы многое не успеваем не то чтобы рассмотреть, но и увидеть. В
результате в голове возникает страх. Вот так видит и чувствует мир наш
ребенок.
Ожидая
такого
ребенка,
мы
заранее
должны
подготовиться
и
знать
его
особенности,
чтобы
использовать
определенные
способы
адаптации
в
образовательной среде.
В данной таблице указаны главные особенности ребенка и пути их разрешения.
Особенности ребенка
Способ адаптации среды
е
с
т
ь т р уд н о с т и
в
переработки
информации
заранее
готовить
в
образовательное
учреждение
(показать фото школы дома; гулять около школы;
зайти в школу: знакомиться с гардеробом ит.д.)
отсутствует мотивация к
посещению
образовательного
учреждения
п од умат ь ,
ка к
о бе с п еч и т ь
с е н с о р н ы й
и
эмоциональный комфорт ребенка (это может быть
любимая деятельность ребенка, это сладости, это
аутостимуляция ит.д.)
трудно
ориентироваться
в пространстве
наклеить везде, где будет ребенок ориентировочные
подсказки (это могут быть слова, картинки, схемы).
о т с у т с т в у е т
р е ч ь ,
существуют трудности в
коммуникации
сделать
подсказки
в
виде
картинок
или
фото,
например,
как
и
когда
нужно
приветствовать,
п р о щ а т ь с я
и . д . ;
н ау ч и т ь
п о л ь з о в а т ь с я
коммуникативной доской (ребенок может общаться
при
помощи
картинок,
соотнося
реальные
предметы с рисунком, мы будем знать, чего хочется
ребенку).
имеются
поведенческие
трудности
наклеить
картинки,
например,
как
пользоваться
кулером,
правила
поведения
на
уроках,
как
правильно мыть руки и т.д.
т р у д н о
у с в а и в а ю т
последовательность
событий
подготовить
наглядное
расписание
режима
дня,
если занятия, то каждого этапа занятия.
трудности социализации
малочисленные группы.
Все эти особенности нужно учитывать, начиная с адаптационного периода.
Сроки адаптационного периода у всех детей проходят по разному, кому-то
нужен год, кому-то больше.
При
организации
занятий
используются
адаптивные
образовательные
программы, разработанные в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
Следует обязательно обратить
внимание на поведение ребенка, возможно
потребуется:
- дозировать нагрузку (предвидеть ситуацию и менять по обстановке);
- наличие помощи тьютора;
- изменить режим посещения занятий (ранее наши дети посещали столовую
отдельно от других детей, а сейчас посещают с определенно подобранными к
ним детям);
- количество уроков увеличивается постепенно и индивидуально;
- планируется постепенное включение детей в общественные
мероприятия
(соревнование, плавание в бассейне)
Для помощи детям пространство нужно зонировать, разделить по функциям
при помощи оборудования, двери и т. д. Каждый вид деятельности должен
проходить
в
определенной
зоне
при
минимальном
материале
на
стене.
Обязательно должны быть: учебная, сенсорная зона; зона отдыха.
Для детей мы ввели маркировку вещей. Они должны знать, где находятся их
вещи; должны уметь их использовать по назначению.
Чтобы использовать их по назначению, дети должны видеть, на каком этапе
ими можно воспользоваться. Для этого мы и родители дома делаем визуальное
расписание. В
нём ребенок видит, что он будет делать, в каком порядке в
течение дня, в течение недели, где в результате ребенок обязательно должен
увидеть и получить поощрение (или книжку полистать). Количество заданий
может
со
временем
увеличиваться,
обязательно
нужно
соблюдать
последовательность и выполнение заданий, даже если осталось совсем мало
времени (каждого этапа чуть-чуть, но выполнить). Мы можем использовать
разнообразные
расписания,
там
могут
быть
фото,
картинки,
названия
предметов, выполнение действий, схемы.
При выполнении расписания или какой- либо задачи поставленной перед
ребенком мы должны обязательно показать как это нужно сделать, ребенок
должен повторить (возможна помощь учителя или тьютора) и ребенок должен
показать самостоятельно, а со временем меняя место и ситуацию. Для этого мы
используем визуальные подсказки: правила поведения на уроке (перемене),
переодевание на физкультуру и т.д.
После каждого выполненного, а в последующем за ряд выполненных
заданий дается то, что очень любит ребенок. Это могут быть сладости, потом
жетоны,
а
потом
остается
«молодец».
Ребенка
нужно
поощрять
и
хвалить
всегда,
за
самое
простое
движение.
Ребенок
сам
Вам
сказал:
«Пока»
или
показал «пока» в определенной нужной ситуации- это важный этап его жизни.
Он «Молодец». Потому что он сделал осознанно и сам.
Для того чтобы детям было интересно, эмоционально мы стараемся
использовать максимум разных технических средств: планшеты, компьютеры,
диктофон, часы с таймером и т.д.
Если мы будем терпимее, будем любить наших детей, если будем одной
семьей: это администрация, специалисты, родители и цель одна « Максимально
социализировать ребенка», то для ребенка такого страха, как на картинке не
будет.
Используемая литература:
1.
из опыта работ Красносельская Е.Л., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП
2.
из опыта работ Хаустова И.М., учитель-дефектолог, ЦПМССДиП
3.
из опыта работы АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш
Солнечный Мир» Шпицберг И.Л.
4.
из опыта работы Гончаренко Мария , учитель начальных классов.