Автор: Кончакова Ирина Андреевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №7 Населённый пункт: г. Курск, Курская область Наименование материала: методический доклад Тема: Роль музыки в формировании личности школьника Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Детская школа искусств №7»
Методический доклад на тему:
«Роль музыки в формировании личности
школьника»
Подготовила:
преподаватель Кончакова И.А.
Курск 2016
Музыка
–
какое
это,
в
сущности,
странное,
удивительное
создание
человечества! Нет, кажется, другого искусства, которому мы платили бы такую
громадную дань, отдавая ему столько времени, сил, талантов.
Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным (образным)
отражением
жизни.
Музыка
служит
взаимопониманию
людей,
пробуждает
и
поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогают
каждому обрести смысл жизни. Велика ее роль в социальной действительности.
Поэтому ни в далеком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в
котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Каждое искусство говорит
на своем языке.
Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной
глубиной.
Именно
эта
эмоциональная
сторона
содержания
музыки
ощущается
слушателями в первую очередь. Музыка замечательно точно рисует и человеческие
характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Целостное, каждый
раз своеобразное мировоззрение пронизывает музыку всех крупных композиторов.
Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно
простых мелодий, пробуждающих в нем чувство радости, стремления двигаться,
улыбаться, незаметно для себя оказывается
на пути, который приведет его к
пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество.
Пройти этот путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью, с
другими видами искусства. Что такое, например, песня, как не единство поэзии и
музыки? Балет – сплав музыки и хореографии. Опера, в сущности своей, есть
синтез драматургии, изобразительного искусства и музыки.
Услышать музыку – значит проникнуть все смысл, в ее художественный мир.
Но путь к смыслу пролегает через звуковую форму. Как она различна в русской
песне, в негритянском блюзе, в японской
музыке «гагаку», в полифонии эпохи
Возрождения,
в
классической
симфонии,
в
джазе,
в
произведениях
П.И.
Чайковского, И.Ф. Стравинского, Шостаковича.
Музыкальный
язык,
на
котором
слушатель
воспитан
с
детства,
кажется
самым
приятным,
легким,
красивым
и
понятным.
В
неодинаковой
слуховой
освоенности музыки – одна из причин различий в восприятии. В неисчерпаемой
сокровищнице музыкальной культуры слушатели выделяют наиболее близкие и
понятные им произведения.
Общение с музыкой вырабатывает вкус – способность непосредственным
чувством определять художественную значимость музыки. Поэтому необходимо
воспитывать свою музыкальную любознательность, расширять круг музыкальных
пристрастий, распространяя их на новые жанры и стили.
Вместе с некоторой дозой недоверия к своему вкусу, размышлениями о
прослушанном, чтением книг о музыке это поможет в становлении музыкального
воспитания
и
приобщит
к
думам
и
чувствам
человечества,
воплощенном
в
музыкальном произведении.
С древних времен музыка привлекалась для воспитания, которые выдвигала
каждая
эпоха
по
отношению
к
детям
тех
или
иных
общественных
классов,
сословий или групп.
В
Древней
Индии
существовали
воззрения,
согласно
которым
музыка
способствует достижению благочестия, доставляет наслаждение. Были выработаны
требования
к
музыке,
призванной
воздействовать
на
людей
определенного
возраста.
Так, для детей считалась полезной веселая музыка в быстром темпе, для
юношества – в среднем, для людей зрелого возраста - в медленном, спокойного и
торжественного характера.
В
музыкальных
трактатах
Древнего
Востока
утверждалось,
что
музыка
призвана привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность,
справедливость, предусмотрительность, искренность. В античной эстетике одним
из
элементов
демократической
системы
воспитания
была
муз ыка ,
использовавшаяся как средство гармонического развития личности.
Все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной
музыке,
участвовать
в
хоре.
Средневековое
искусство
формировалось
под
воздействием
христианской
церкви.
При
монастырях
создавались
школы,
где
музыка занимала видное место. Назначение музыки здесь – служит приманкой,
делающей привлекательным и доступным слово Священного писания.
О воспитательной роли музыки писали философы и ученые, музыканты и
педагоги. Композитор XVIII в. Г. Гендель говорил: «Я очень сожалел бы, если бы
моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше».
Понимание музыки как средства этического и эстетического воспитания
было
свойственно
также
Л.
Бетховену,
все
творчество
которого
являются
воплощением высоких нравственных идеалов.
Крупнейший советский психолог Б.М. Теплов рассматривал эстетическое
восприятие музыки как активную деятельность, которой следует обучать, как и
всякой другой.
Много занимавшийся
вопросами эстетического воспитания, Б.В. Асафьев
называл музыку «вечно живым претворением всего, что звучит в природе и в душе
человека, и призывал не просто развлекать музыкой, не навязывать ее слушателям,
а
убеждать
и
радовать
ею».
А.Н.Шацкая,
много
лет
возглавлявшая
НИИ
художественного
воспитания,
многократно
подчеркивала,
что
необходимо
воспитывать и развивать в школьниках способность чувствовать и переживать
музыку.
Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки должен знать,
что музыка, как и всякое искусство, воспитывает не только художественный вкус и
творческое
воображение,
но
и
любовь
к
жизни,
чувства
патриотизма
и
интернационализма.
Так,
В.А.
Сухомлинский,
например,
считал
музыку
важным
средством
нравственного и умственного воспитания человека. «Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», - говорил он.
По его мнению, «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных
отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о
возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в
самом себе».
Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и
мышление, на поведение и художественное развитие человека. Занятия музыкой
особенно ценны тем, что «действование» в одном искусстве, по мнению Б.М.
Теплова,
помогает
формированию
художественных
способностей
и
в
других
искусствах.
Музыкальное
образование
является
важнейшим
разделом
эстетического
воспитания.
Для
развития
художественных
вкусов
и
понимания
музыки
у
школьников в нашей стране делается многое: создана сеть музыкальных школ,
функционируют
различные
музыкальные
кружки
в
школах,
техникумах,
при
Дворцах и Домах пионеров.
Однако при всем том разнообразие форм внешкольных занятий не может
заменить
систематиче ского
музыкального
образования.
Только
в
общеобразовательной
школе
на
уроках
музыки
может
осуществляться
целенаправленное, планомерное, последовательное музыкальное воспитание всех
детей без исключения.
Дать учащимся общее музыкальное развитие,
приобщить их к высокому
музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах
народной, классической зарубежной и русской музыки, а так же произведениях
современных
композиторов,
воспитать
активных
участников
художественной
самодеятельности
–
пропагандистов
музыкально
–
эстетических
знаний,
способствовать нравственному совершенствованию подрастающих
поколений –
таковы основные направления работы по музыкально – эстетическому воспитанию
школьников.
В
занятиях
с
детьми
младшего
школьного
возраста
особую
роль
играет
воспитание отзывчивости на музыку, ее эмоционального переживания, обогащение
чувств путем приобщения к миру музыкальных образов, отражающих мир природы
и человека с его горем и радостью. На занятиях с подростками и старшими
школьниками постоянно усложняется и материал общения, и выполняемые ими
задания. Обучение как бы выходит на первый план, однако суть по - прежнему
направлена
на
воспитание
личности,
ее
музыкально
–
эстетических
чувств,
высокого
вкуса,
потребностей
в
общении
с
художественно
ценными
произведениями.
Известно, что воздействие музыки может быть разным: поверхностным и
глубоким, положительным и отрицательным, в зависимости от художественной
значимости произведения, от степени подготовки к его восприятию, музыкального
и жизненного опыта слушателя.
Самая замечательная музыка может показаться скучной, непонятной, если
слушатель не подготовлен к ее эмоциональному, осознанному восприятию.
В
таких случаях нередко возникает негативное отношение «ко всяким симфониям».
Но привычка только к развлекательной музыке, не претендующей на глубокие
переживания,
существенно
обедняет
человека.
Помочь
школьнику
понять
и
получить удовольствие от серьезной музыки – обязанность педагога – музыканта.
Работая
с
детьми,
нужно
говорить
о
музыке
увлекательно,
живо,
постоянно
общаясь с аудиторией.
Вызывает
доверие
простой
и
серьезный
тон,
без
ощутимых
для
ребят
снисходительных
скидок
на
их
детский
возраст.
Дети
отвечают
добрым
отношением, доверчиво и охотно следует за ним в мир большой музыки. Музыка,
подобно литературе и живописи, отражает жизнь в художественных образах. Но
музыка
не
живописует
и
не
должна
вызывать
обязательно
зрительные
представления или слуховые ассоциации
- подражать шумам окружающей нас
жизни, голосам природы. Ее содержание шире, глубже и значительнее.
Сфера музыки – духовный мир человека. Тоньше и проникновеннее, чем
другие
искусства,
музыка
способна
передать
чувства,
мысли,
переживания,
настроения. Музыка делает еще ярче и радостней нашу жизнь, она утешает нас,
когда с нами случается что – нибудь грустное, печальное, придает нам силы, если
бывает трудно. Она – настоящий, верный друг!
Беседы
о
музыке,
прослушивание
любимых
произведений,
музыкальные
праздники
и
юбилеи,
обсуждения
просмотренных
музыкальных
кино
–
и
телефильмов, а так же многие другие формы внеклассной работы могут не только
предупредить детскую утомляемость, но и помочь решить ряд воспитательных
задач нравственно – эстетического характера.
Целенаправленные
занятия
музыкой
спо собствуют
р а з в и т и ю
интеллектуальных способностей детей. Как правило, учащиеся музыкальных школ,
несмотря на свою повышенную занятость, лучше успевают по всем предметам.
Процесс
обучения
музыке
оказывает
воздействие
на
формирование
не
только
музыкального восприятия и мышления, но восприятия и мышления вообще.
У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие,
внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и
глубже. То же относится и к формированию личности школьника, направленности
его учебных и познавательных интересов.
Известный
советский
педагог
В.А.Сухомлинский
считал,
что
«культура
воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, что насколько
насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так
музыка
выпрямляет
душу
человека».
Он
призывал
начинать
музыкальное
воспитание
возможно
раньше
–
раннее
детство
является,
по
его
мысли,
оптимальным возрастом.
Интерес к музыке должен стать чертой характера, натуры человека. Одна из
важнейших задач музыкального воспитания – научить чувствовать связь музыки с
природой: шелестом дубрав, жужжанием пчел, песней жаворонка.
«Музыка объединяет людей и помогает каждому человеку глубже ощутить,
познать самого себя, она обогащает его мысли и чувства…»
Д. Шостакович
«Музыка»
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за все «спасибо!» говорим
И, веря в торжество ее, - творим!
Онегин Гаджикасимов. 1934 г.
Библиография:
1.
Музыкальная энциклопедия. Том 3/ Главный редактор Келдыш Ю.В. – М.:
Советская Энциклопедия, 1976.-1103 с.
2.
Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. Медушевский В. В.,
Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985 – 325 с.
3.
Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. Книга для учителей – М.:
Просвещение, 1984 – 111 с.
4.
Васина – Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. Изд. 5-е – М.: Музыка,
1988. – 112 с.
5.
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке ? – 2-е изд. – М.: Советский
композитор, 1982 – 214 с.
6.
Кулаковский Л.В. Музыка как искусство – М.: Советский композитор, 1960 –
109 с.
7.
Музыка – детям. Вопросы муз. – эстетического воспитания. Выпуск 1/ Сост.
Михеева Л. – Л.: Музыка, 1970 – 191 с.
8.
Музыка – детям. Вопросы муз. – эстетического воспитания. Выпуск 5/ Сост.
Михеева Л. – Л.: Музыка, 1985 – 95 с.
9.
Музыкальное воспитание в школе, вып. 15: Сборник статей/ Сост. Апраксина
О. – М.: Музыка, 1982. – 160 с.