Программа по преодолению тревожности и страхов у ребенка младшего школьного возраста
Автор: Булыгина Анна Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа по преодолению тревожности и страхов у ребенка младшего школьного возраста Раздел: дополнительное образование
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
ПРОГРАММА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАХОВ У РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчик программы
педагог-психолог
Булыгина А.А.
Мурманск, 2016г.
Пояснительная записка
В
ситуации
социальной
нестабильности
на
современного
ребенка
обрушивается
множество
неблагоприятных
факторов,
способных
не
только
затормозить
развитие
потенциальных
возможностей
личности,
но
и
повернуть
процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется
в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост
числа
детей
с
разнообразными
страхами,
повышенной
возбудимостью
и
тревожностью.
Детские
страхи
в
той
или
иной
степени
обусловлены
возрастными
особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые
сохраняются
длительное
время
и
тяжело
переживаются
ребёнком,
говорит
о
нервной
ослабленности
малыша,
неправильном
поведении
родителей,
конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.
Большинство
причин,
как
отмечают
психологи,
лежат
в
области
семейных
отношений,
таких
как
попустительство,
непоследовательность
в
воспитании,
отрицательное
или
слишком
требовательное
отношение
к
ребёнку,
которое
порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий
проходят
у
детей
до
десяти
лет.
Поэтому
чрезвычайно
важно
своевременно
обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи
с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является
задача
поиска
наиболее
эффективных
путей
выявления
и
преодоления
психического неблагополучия ребёнка.
Цель программы – создание условий для преодоления тревожности и страхов у
ребенка.
Задачи:
1.
Нейтрализовать
страхи
и
эмоционально-отрицательные
переживания
у
ребенка
2.
Обучение
ребенка
игровому
проигрыванию
своих
переживаний
психологического содержания.
3.
Обучение ребенка адекватной психологической защите.
Критерии эффективности программы:
снижение уровня тревожности у ребенка
снижение количества страхов.
Методы и техники, используемые в программе
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём
внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение
на
своих
зрительных,
звуковых
и телесных
ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная
музыка. Успокаивающая
и
восстанавливающая музыка
способствует
уменьшению
эмоциональной
напряжённости,
переключает
внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов.
Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная
терапия. Способствует
снижению
мышечных
зажимов,
напряжения,
тревожности.
Арт-терапия. Актуализация
страхов,
повышение
уверенности,
снижение
тревожности.
Продолжительность занятия: 1 час.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
№
занятия
Тема
Кол-во занятий
Кол-во часов
1.
«Моё имя»
1
1
2.
«Я»
1
1
3.
«Моё настроение»
1
1
4.
«Мой страх»
1
1
5.
«Сказочный страх»
1
1
6.
«Я не боюсь»
1
1
7.
«У страха глаза велики»
1
1
8.
«Мой сон»
1
1
9.
«Волшебные зеркала»
1
1
10.
«Я могу»
1
1
Всего
10
10
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№
заня
тия
Задачи
Игры, упражнения
1.
Налаживание контакта с ребенком.
Раскрытие своего "Я"
Вызвать у ребенка положительные
эмоциональные переживания.
Снятие мышечного напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Что я люблю?»
Упражнение «Моё имя»
Упражнение «Рисование имени»
Игра «Слепой танец»
2.
Создание атмосферы
эмоциональной безопасности.
Раскрытие своего «Я»
Формирование позитивного
самовосприятия.
Чувства доверия к людям
Снятие эмоционального и
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Рисование самого себя»
Упражнение «За что меня любит
мама»
Упражнение «Доверяющее падение»
Упражнение «Ласковый мелок»
мышечного напряжения.
3.
Содействовать формированию
навыков выражения
эмоционального настроения
Снятие эмоционального
напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «На что похоже мое
настроение»
Упражнение «Превращение»
Рисование на тему «Мое настроение»
Релаксационное упражнение «Облака»
4.
Выявление реальных страхов
Способствовать осознанию
ребенком своих страхов
Развитию умения говорить о своих
негативных переживаниях
Снятие эмоционального
напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Закончи предложение»
Упражнение «Расскажи свой страх»
Рисование на тему «Мой страх»
Релаксационное упражнение
«Воздушный шарик»
5.
Создание условия для преодоления
чувства страха и тревожности у
ребенка
Снятие эмоционального и
мышечного напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Сказка «Слоненок, который боялся
темноты»
Лепка «Сказочный герой»
Релаксационное упражнение
«Снежная баба»
6.
Содействовать развитию
социального доверия
Создание условия для преодоления
чувства страха и тревожности у
ребенка
Снятие эмоционального
напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Слепой и поводырь»
Упражнение «Страшная сказка по
кругу»
Упражнение «Я не боюсь»
Упражнение «Танцующие руки»
7.
Способствовать осознанию
ребенком своих ресурсов
Повышение уверенности в свои
силы
Снятие эмоциональных блоков
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Дом ужасов»
Игра «Кинь мяч…»
Релаксационное упражнение
«Замедленное движение»
8.
Устранение страха неожиданного
воздействия
Снятие эмоциональных
переживаний
Обучение конструктивному
решению ситуаций
Упражнение «Росточек под солнцем»
Рисование «Что я видел во сне»
Упражнение «Если бы я была мамой»
Игра «Жмурки»
Релаксационное упражнение «Отдых»
9.
Создание условия для преодоления
чувства страха и тревожности у
ребенка
Снятие эмоционального и
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «Неоконченные
предложения»
Рисование на тему «Волшебные
мышечного напряжения.
зеркала»
Упражнения «Выкинь ком»,
«Разрывание бумаги»
Релаксационное упражнение
«Водопад»
10.
Снятие эмоционального и
мышечного напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Упражнение «В лучах солнышка»
Рисование на тему "Автопортрет"
Упражнение «Подарок»
Конспекты занятий
Занятие № 1
Упражнение "Росточек под солнцем"
Ребенок
превращается
в
маленький
росточек
(сворачиваются
в
клубочек
и
обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает
расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Упражнение "Что я люблю?"
Психолог и ребенок
говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, книг,
времен года и т. д.
Игра "Моё имя"
Психолог задаёт вопросы.
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени
ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог предлагает ребенку пропеть свое имя, «прохлопать» имя, «прошагать».
Упражнение «Рисование имени»
Психолог пишет на листочке перечень вариантов имени ребенка, затем из этого
списка выбирается то, которое хотелось нарисовать. Ребенок пишет свое имя в
воздухе. Психолог предлагает выбрать карандаш, краску, фломастер или
мелок
понравившегося цвета и нарисовать имя на листе.
Игра "Слепой танец" ( Игра проводится под музыку).
Ребенок
получает
повязку
на
глаза.
Он
будет
"слепой".
Психолог
останется
"зрячим" и сможет водить "слепого". Затем берутся за руки и танцуют друг с
другом под легкую музыку (1-2 минуты). Затем меняются ролями. В качестве
подготовительного этапа можно выполнять движения, сидя на стуле и держась за
руки. Психолог двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами
пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом психолог и
ребенок меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза,
его необходимо успокоить и не настаивать. Пусть танцует с открытыми глазами. По
мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру
не сидя, а двигаясь по помещению.
Занятие №2
Упражнение "Росточек под солнцем"
См.занятие №1
Упражнение «Рисование самого себя».
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
в зелёном- такими какими он представляются себе;
в голубом – какими он хочет быть;
в красном – какими его видят друзья.
Упражнение "За что меня любит мама… "
Психолог предлагает ребенку рассказать за что его любят взрослые и за что он
любит их.
Упражнение "Доверяющее падение"
Ребенок встает спиной к психологу и падает на руки.
Упражнение "Ласковый мелок"
Ребенок и психолог по очереди рисуют на спине друг другу различные предметы.
Тот,
кому
рисуют
должен
угадать,
что
нарисовано.
Анализируют
чувства
и
ощущения.
Занятие №3
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Игра "На что похоже моё настроение?"
Ребенок при помощи сравнения говорит, на что похоже настроение. Начинает
психолог:
"Моё
настроение
похоже
на
белое
пушистое
облачко
в
спокойном
голубом небе".
Упражнение "Превращения"
Психолог предлагает ребенку:
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая
волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда, улыбнуться
как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
Рисование на тему "Моё настроение"
После выполнения рисунка ребенок рассказывают, какое настроение он изобразил.
Релаксационное упражнение «Облака»
Представь себе тёплый летний вечер. Ты лежишь на траве и смотришь на
проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом
небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и
выдохом, ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и
выше, к самым облакам. Твои ручки лёгкие, лёгкие, твои ножки лёгкие. Все твое
тело становится лёгким, как облачко. Вот ты подплываешь к самому большому и
пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот ты уже
лежишь на этом облаке, чувствуешь, как оно нежно гладит тебя, это пушистое и
нежное облако … (пауза – поглаживание ребенка). Гладит …, поглаживает … Тебе
хорошо и приятно. Ты расслаблена и спокойна. Но вот облачко опустило тебя на
полянку. Улыбнись своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» открой глаза. Ты
хорошо отдохнула на облачке.
Занятие №4
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Упражнение "Закончи предложение"
Ребенку предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы
обычно боятся….
Упражнение "Расскажи свой страх"
Психолог рассказывает ребенку о своих собственных страхах: «Когда я был таким
маленьким, как вы, то...» Затем задает вопрос: «А у тебя такое бывало?», «А чего
ты еще боишься». Ребенок по желанию рассказывает о ситуациях, когда ему было
страшно.
Рисование на тему "Мой страх"
Ребенок
рисует
свой
страх.
Затем
ребенок
рассказывает,
что
страшное
он
изобразил.
Далее
психолог
предлагает
ребенку
превратить
страшных
героев
в
смешных, дорисовав их.
Психолог предлагает оставить рисунок со страхами у психолога, а дома подумать и
на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно еще с ним
справиться.
Релаксационное упражнение “Воздушный шарик”
Представь себе, что
ты – воздушный шарик, очень красивый и весёлый.
Тебя
надувают, и ты становишься всё легче и легче. Все твое тело становится лёгким,
невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушный шарик
поднимается всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает
шарик …(пауза – поглаживание ребенка). Обдувает шарик …, ласкает шарик …
Тебе легко, спокойно. Ты летишь туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла
пора возвращаться домой. Ты снова в этой комнате. Потянись и на счёт «три»
открой глаза. Улыбнись своему шарику.
Занятие №5
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Сказка «Слоненок, который боялся темноты»
Лепка «Сказочный герой»
Психолог
предлагает
ребенку
вылепить
из
пластилина,
понравившегося
героя
сказки.
Релаксационное упражнение "Снежная баба"
Ребенок
представляет,
что
он
снежная
баба.
Огромная,
красивая,
которую
вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и
она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает
припекать, и снежная баба начинает таять. Далее ребенок изображает, как тает
снежная
баба.
Сначала
тает
голова,
потом
одна
рука,
другая.
Постепенно,
понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу,
растекшуюся по земле.
Занятие №6
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Игра «Слепой и поводырь»
Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого»
через
различные
препятствия.
Препятствия
созданы
заранее
(шкафы,
столы,
стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так,
чтобы
тот
не
споткнулся,
не
упал,
не
ушибся.
После
прохождения
маршрута
участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
Упражнение "Страшная сказка по кругу"
Ребенок и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по
1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы
это страшное превратилось в смешное.
Упражнение «Я не боюсь»
Психолог предлагает ребенку называть, то чего он не боится. Можно называть
любой предмет, явление и т.д. Психолог участвует в игре.
Упражнение "Танцующие руки"
Психолог раскладывает большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на
полу.
Психолог
предлагает
мелки.
Ребенок
выбирает
для
каждой
руки
мелок
понравившегося цвета. Ложится спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки,
от кисти до локтя, находились над бумагой (так, чтобы у ребенка был простор для
рисования.) Закрывает глаза, и, когда начнется музыка, рисует руками по бумаге.
Двигая руками в такт музыке. Обсуждение
На что похоже получившиеся рисунки. Дорисовывание рисунков.
Занятие №7
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Упражнение "Дом ужасов"
Ребенку предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы
остаются у психолога.
Игра «Кинь мяч…»
Психолог предлагает ребенку кинуть мяч и сказать «плохое, страшное, неприятное
слово», Затем кинуть мяч и сказать «доброе, хорошее, приятное слово».
"Замедленное движение"
Ребенок садится ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладет на
колени,
ноги
слегка
расставляет,
закрывает
глаза
и
спокойно
сидит
некоторое
время, слушая медленную, негромкую музыку:
- Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
Занятие №8
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Рисунок «Что я увидел во сне»
Ребёнок вспоминает, что он увидел во сне, и рисует эту картинку. Обсуждение.
Упражнение «Если бы я была мамой»
Психолог предлагает ребенку рассказать, чем бы она стала заниматься, если бы
была мамой. Обсуждение.
Игра «Жмурки»
Водящий выбирается считалкой. Ему завязывают глаза. Задача водящего поймать
другого игрока. В игре можно использовать колокольчик.
Релаксационное упражнение «Отдых»
Ребенок лежит на ковре с закрытыми глазами.
Психолог: «Птицы поют с утра и до вечера. Слушать люблю, когда делать мне
нечего. Вот и сейчас поют, и поют. Я отдыхаю и думаю тут. Вырасту, стану
большим, умным, красивым таким. Просто надо уметь отдыхать. А то можно
быстро устать. Если глаза работали, подумай отдохнуть охота ли им».
Занятие №9
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
Упражнение "Неоконченные предложения "
Ребенку предлагается продолжить предложения , которые нужно закончить.
"Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю..", "В меня верят…", "Обо
мне заботятся…"
Рисование на тему "Волшебные зеркала"
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных :
в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем-
небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы:
Какой человек симпатичнее?
На кого ты сейчас похож?
В какое зеркало ты чаще смотришься?
Упражнения «Выкинь ком», «Разрывание бумаги»
Психолог:
«Я
могу
предложить
способ,
которым
можно
хотя
бы
на
некоторое
время
избавиться от эмоций, которые тебя не устраивают в данный момент. Представь,
что на ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых ты бы хотела
избавиться.
Этот
комок
становится
все
тяжелее,
тяжелее,
тяжелее
и
вот
уже
настолько
тяжело,
что
необходимо
избавиться
от
него.
И
теперь
ты
можешь
выкинуть этот комок за круг, собрав при этом все свои силы, даже можно крикнуть,
чтобы стало легче».
«Разрывание
бумаги».
Перед
началом
игры
нужно
договориться,
что
ребенок
поможет убрать комнату. После этого начинают разрывать приготовленную бумагу
на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой,
можно подбрасывать бумагу в воздух, прыгать на ней.
Релаксационное упражнение «Водопад»
«Сядь поудобнее и закрой глаза. 2—3 раза глубоко вдохни и выдохни. Представьте
себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо
воды
в нем
падает
вниз
мягкий
белый
свет.
Теперь
представь
себя
под
этим
водопадом
и почувствуй,
как
этот
прекрасный
белый
свет
струится
по вашей
голове… Ты чувствуешь, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются
мышцы шеи… Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать
мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как
и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются
и ты сам
собой,
без
всякого
усилия,
можешь
глубже
вдыхать
и выдыхать.
Это
позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как
руки
и ладони
становятся
все
мягче
и расслабленнее.
Свет
течет
и по ногам,
спускается к вашим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся
мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты
чувствуешь
себя
совершенно
спокойно
и безмятежно,
и с каждым
вдохом
и выдохом
ты все
глубже
расслабляешься
и наполняешься
свежими
силами…
(30 секунд).
Занятие №10
Упражнение «Росточек под солнцем»
См. занятие 1
«Игра с платком»
Представь, что мы попали в театр. Попробуй с помощью платка, мимики и жестов
изобразить:
бабочку,
принцессу,
волшебника,
бабушку,
фокусника,
человека
у
которого болит зуб, морскую волну, лису.
Упражнение “ В лучах солнышка”
Психолог рисует солнышко, в серединке, которого находится фотография ребенка.
По сигналу психолога ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, а
психолог записывает их на лучах солнца.
Рисование на тему "Автопортрет"
Ребенок предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым он пойдёт с
занятия.
Упражнение «Подарок»
Психолог предлагает ребенку сделать друг другу необычные подарки. Необходимо
показать друг другу без слов то, что хотят подарить.
Используемая литература
1.
Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –
112 с.
2.
Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2008. – 112 с.
3.
В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.:
Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
4.
Помощь
психолога
ребенку
с
задержкой
психического
развития.
Научно-
практическое руководство. – СПб.: Реччь, 2006. – 352 с.
5.
Профилактика
нарушений
в
поведении
дошкольников:
Материалы
для
диагностической и коррекционной работы в ДОУ /Авт.-сост.: И.Н. Наревская
Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – М.: АРКТИ, 2009. – 80
с.
6.
Социально-психологическая адаптация ребенка в общество. Коррекционно-
развивающие занятия. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
7.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое
пособие – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.