Напоминание

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка


Автор: Корнаева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ гимназия 44
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка «Части речи. Местоимение.» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Выполнила: Корнаева Е.В.., учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 44» Новокузнецк, 2016 1
Содержание Введение……………………………………………………………………3 Основная часть…………………………………………………………… 4-9 Заключение…………………………………………………………………10 Литература…………………………………………………………………11 Приложения ………………………………………………………………12 -15 2

Введение
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Поэтому в основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход. Обучение, построенное на основе системно-деятельностного подхода, опирается на теорию учебной деятельности, а значит, включает в себя мотив, проблемную ситуацию, учебную задачу и учебные действия (УУД). Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание. Методический аппарат программы помогает учителю активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие». В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка с использованием системно – деятельностного подхода (УМК «Перспективная начальная школа»).
Урок русского языка в 3 классе (1 – 4) по программе «Перспективная начальная школа»
3
Тема урока: Части речи. Местоимение. Цели урока: 1. Формирование представления о местоимении как о части речи, которая активно используется в речевом общении; умения находить местоимение в предложении. Познакомить учащихся с понятием и функцией местоимений в речи – заменять другие слова в предложении и тексте. 2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, контролировать и оценивать результат деятельности. 3. Воспитание уважительного отношения к мнению одноклассников, самостоятельности, аккуратности; учить учебному сотрудничеству.
Ход урока.

I.

Организационный момент.

Какое
качество характера помогает художникам, поэтам и писателям видеть необычное в обычных предметах и явлениях природы? (наблюдательность)  Вот сегодня на уроке нужно быть очень внимательными и наблюдательными, чтобы узнать что-то новое. Учитель проговаривает ученикам команды, выделяя голосом глаголы.  Положите учебники на край стола.  Проверьте на месте ли ручка?  Откройте тетрадь и запишите число.
II.

Актуализация знаний.

1.

Конкректно практические задания.

Учитель
: К какой части речи относятся слова, которые я сейчас выделила голосом?
Дети
: Отнесём к глаголам.
Учитель:
Докажите.
Дети
: Вопрос «что сделать?». Называют действие.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо наблюдали за моей речью.

Учитель
: Какие ещё самостоятельные части речи вы знаете? ( имя существительное, имя прилагательное). Назовите признаки каждой части речи.
Дети
: Существительное имеет постоянную категорию рода, изменяется по числам. Прилагательное изменяется по числам и родам в зависимости от имени существительного.
Учитель:
Молодцы!
2.

Учитель
: Прочитайте слова, записанные на доске. 1) Подтвердите свои знания о частях речи, распределив эти слова в группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик.
Список слов:
пушистый, скачет, роща, топать, он, сосновая, ёжик, мы, тёплое, молоко, пить.
Дети:

сущ. Прил. Глаг.
Роща пушистый скачет 4
Ёжик сосновая топать Молоко тёплое пить
2)
Фронтальная проверка задания
.
 По каким признакам вы группировали слова? (сущ., прил. ,глаг. )  Зачитайте слова 1 (2,3) группы. Докажите, что это существительные (прилагательные и глаголы).
3)
Оценка работы класса
.
 Кто выполнил работу так же?  Что помогло вам успешно справиться с заданием? (знание признаков самостоятельных частей речи)
3.

Обозначение разрыва в знаниях. Проблемная ситуация.
 Добавлю к нашему списку слов ещё 4 слова. Прочитайте их.
Список слов: он, мы, я, ты.
 В какую группу слов вы бы их отнесли? (не знаем)
4.

Формулирование учебной задачи.
 Какую учебную задачу поставим? (узнать как называется новая часть речи)
III.

Открытие нового знания.
Определение темы урока и решение 1 учебной задачи.  Откройте учебник на стр.52. Прочитайте тему урока.  Можем ли мы решить 1 учебную задачу? (Да)  Как называется новая часть речи? (местоимение) Постановка 2 учебной задачи.  Предположите, почему эту часть речи так называют? (место и имя; вместо имени)  Какую задачу можем сейчас поставить? (узнать почему именно так называется эта часть речи)  Чтобы проверить ваши предположения, я предлагаю поработать с упр.46 на стр. 52. (приложение 1)  Прочитайте задание к упр. 46  Прочитайте жужжащим чтением отрывок из стихотворения Д. Хармса.  Сколько частей в этом стихотворении? (3)  Прочитайте выделенные слова.
Работа в группах.
 Проведите наблюдение за выделенной группой слов, используя инструкцию и сделайте вывод. Работать будете в группах. Ознакомьтесь с инструкцией и договоритесь кто какое действие будет выполнять.
1 группа и 3 группа
1.Выберите для работы 2 часть стихотворения. 2. Обратите внимание на выделенные слова. 3. Ответьте на вопросы:  За кем бежит и скачет обезьяна? (за Карлом Ивановичем)  Как узнали? Кто первым мчится?  А за кем бежит хозяин с толстой палкою в руке? (за обезьяной) 5
 Как вам удалось догадаться о том, кто за кем бежит? (нам помогли выделенные в тексте слова, которые указывали на действующее лицо)  Называют ли выделенные слова предметы?  Сделайте вывод, вместо какой части речи использовали выделенные слова?
2 группа и 4 группа
1.Выберите для работы 2 часть стихотворения. 2. Обратите внимание на выделенные слова. 3. Ответьте на вопросы:  За кем бежит корова? (за хозяином)  За кем бежит петух? (за коровой)  Кто завершает цепочку бегунов ? (тигр)  А за кем он бежит? (за петухом)  Какой частью речи мы заменяли выделенные слова? (им. сущ.)  Называют ли выделенные слова предметы?  Сделайте вывод, вместо какой части речи использовали выделенные слова? Проверка и оценка групповой работы. 1 группа представляет работу, 3 группа дополняет, уточняет. Остальные группы слушают, оценивают, задают вопросы. ( аналогично проверяется 2 и 4 группы)
Дети:
Нам необходимо было ответить на вопросы и сделать вывод. Мы договорились, что каждый ответит на 1 вопрос. Затем мы выслушали все ответы, согласились и сделали вывод. У нас получился такой результат: выделенные в тексте слова не называют предметы, а лишь указывают на них и используются вместо имён существительных.
Учитель:
Вы сделали вывод, что выделенные в тексте слова не называют предметы, а лишь указывали на них и использовались вместо имён существительных.  Можете ли вы теперь ответить, почему выделенные слова называют
местоимением?
(использовались вместо имён существительных)  А теперь проверим своё предположение по учебнику. Прочитаем сообщение Анишит Йокоповны. стр.53, 54. ( приложение 2)  Как ещё называет Анишит Йокоповна местоимения? (слова указатели)  С какими местоимениями мы познакомимся на уроке? ( с личными)
Постановка 3 учебной задачи.
 Какую следующую задачу нам предстоит решить? (какие местоимения называются личными)
Физминутка
Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте) Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши) Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте) 6
Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)  Какие личные местоимения вы услышали? (я, ты ,он, она, мы)  Предположите, почему местоимения называют личными. Рассмотрите стр. 55 (приложение 3)  Кого вы видите на картинке? (Мишу, Машу, Костю Погодина)  Сколько лиц? Лицо – это человек. (3 лица)  -Давайте рассмотрим каждую картинку.  -Кто это говорил о себе «я» (правильно, это Маша Иванова)  -А кто говорил о себе «мы»?  (Действительно, это Маша, Миша и Костя.)  -Кто говорил «ты»?  Это и Костя говорит, обращаясь к Маше, и Маша, обращаясь к Косте.  -А кто и кому говорит «вы»?  Костя Погодин, обращаясь к Маше и Мише.  -Можно ли, говоря «вы», обращаться к одному человеку, а не к нескольким?  -В каком случае?  -Правильно, когда младший обращается к старшему, малознакомому человеку или к старшему, хорошо знакомому человеку, который не является родственником. Это форма вежливого общения.  -А кто и о ком говорит «он»?  Маша с Костей так говорят о Мише.  -А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об уроке?  -В каком случае можно сказать «она»? Кто так может сказать, судя по картинке, и о ком?  -А можно ли сказать «Она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?  -А кто и о ком говорит «они»?  -Правильно, Миша о Маше и Косте.  -А можно ли сказать «они» о предметах, а не людях? (Обратить внимание детей на то, что местоимения 1 го и 2го лица указывают на людей. А вот местоимения 3го лица – на людей и на предметы, о которых уже шла речь). Поработайте в паре и выполните задание , прочитав инструкцию на карточке.
Инструкция.
1. Прочитай текст на стр. 55 (приложение 4) 2. Подумай, какие местоимения ты отнесёшь к форме единственного числа, а какие к форме множественного числа. 3. Заполни таблицу. 4. Понаблюдай за местоимениями 3-го лица. Сделай вывод. Проверка и оценка парной работы.  Откройте стр. 56  Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу.  Расскажите, как вам удалось успешно справиться с работой?
Дети:
Нам необходимо было прочитать текст. 7
Мы читали его по очереди. Потом мы начали заполнять таблицу. Один называл местоимения ед.ч, а другой мн.ч. И мы увидели, что только местоимения 3 лица могут изменяться по родам.
Учитель:
Какое открытие о местоимении вы сегодня сделали?
Дети:
новая часть речи- местоимение.  местоимение используются вместо имён существительных  какие местоимения называются личными  местоимения 3 лица могут изменяться по родам
IV.

Первичное закрепление.
 А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания.  Прочитайте задание на карточке.
Выпишите из предложений местоимения единственного числа. Укажите лицо.
Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.  Как вы будете выполнять задание, работая в паре? (сначала один ученик читает предложение и объясняет какое местоимение мы должны выписать и определяет его лицо, я с ним соглашаюсь или нет, доказываю, мы записываем местоимение в тетрадь и определяем его лицо, затем другой в паре читает предложение…….) Далее учащиеся выполняют задание.  Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. Заслушиваются пары.  Кто выполнил также?  Как вы думаете, ребята справились с заданием?  Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?
V.

Контроль.
1) Самостоятельная работа в тетради на печатной основе стр. 35,упр.30. (приложение 5) Прочитайте задание. С какой целью будем выполнять это упражнение? (будем учиться применять новые знания о местоимениях) 2) Проверка по эталону. (правильно выполненную работу помещаем на камеру и по заданиям к упражнению проверяем каждый шаг.) Самооценка по шкале правильности. Критерии:  Правильно выписал все местоимения. Указал лицо и число. Правильно поставил цифру рядом со словом
кино
. (на шкале крестик вверху)  Допустил 1-2 ошибки. (на шкале крестик посередине)  Допустил 3 и более ошибок. (на шкале крестик внизу) 8

Учитель:
Как вы себя оценили? Кто правильно выполнил работу? Кто допустил 1-2 ошибки? Почему? Кто допустил 3 и более ошибок и поставил крестик внизу? Что не удалось?
VI.

Итог урока.
 Какие учебные задачи мы сегодня решали? (Как называется новая часть речи? Почему эту часть речи так называют? Какие местоимения называются личными?)  Рефлексивный экран. Сегодня я узнал.. Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось.. Мне захотелось..  Продолжите предложение и оцените свою работу на уроке.
VII.

Домашнее задание.

Средний уровень-
П. т. Стр.36, упр.31.
Высокий уровень-
найти в книге или учебнике по лит. чт. предложения, выписать в тетрадь 3,4 предложения, подчеркнуть местоимения и определить лиц Заключение Прослушав курсы, проанализировав свой педагогический опыт, изучив различную литературу о системно-деятельностном подходе, сделала вывод о необходимости использования данного подхода в обучении, так как мне хочется, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. На данном уроке применяются разнообразные формы учебной работы для активизации познавательной и умственной деятельности учащихся. Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют сами ученики. Используется оптимальное сочетание фронтальной, групповой, парной работы, работы с книгой. Групповая и парная работа реализуется через учебное сотрудничество. Выбранная структура данного урока соответствует специфике учебного предмета, рациональна для решения задач и достижения цели урока. Соблюдены основные этапы 9
урока. Все этапы урока имеют логическую последовательность. Каждый этап имеет свою завершённость и свой логический переход к другому этапу. Все этапы урока направлены на достижение главной цели. Считаю, что последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность обучения, способствуя успешному обучению младших школьников. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим. Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. 2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2. 3. Русский язык [Текст]: 3 класс: Учебник: В 3 ч. / М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – Ч. 3: 192 с. : ил. 4. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1 – 4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») 10
Приложение 1 11
Приложение 2 12
Приложение 3 13
14
Приложение 4 Приложение 5 15


В раздел образования