Напоминание

Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников


Автор: Чемякина Елена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 36
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Чемякина Елена Викторовна,


учитель МБОУ СОШ 36
Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников.
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития ценностных ориентиров у младших школьников. Определяется роль и результат применения метода ценностных ситуаций, метода социальной пробы, использования литературных примеров. Ключевые слова: ценностные ориентиры, ценностные ситуации, метод социальной пробы, литературные примеры.
Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников.
Часто педагоги встречаются с детьми, которые не хотят читать, не умеют общаться (играть, разговаривать между собой), выражать свои эмоции, творчески подходить к делу. Мною были проведены наблюдения и оценка развития ценностных ориентиров у младших школьников 3-го и 4-го года обучения при помощи методики изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным). В третьем классе дети оценивали свой коллектив в 68% как «Песчаная россыпь», 32% «Мягкая глина». Качество знаний в начале третьего класса составило 56%, 4 отличника. Все это актуализирует проблему необходимости развития ценностных ориентиров и обогащения личностных качеств младших школьников [1-12]. В культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского и системно-деятельностного подхода ценностными ориентирами начального образования являются [4]: 1. приобщения младших школьников к общекультурным ценностям; 2. уважения мировоззрения и культуры разных народов; 3. формирования основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости к Родине, народу и истории, природе;
4. создания условий и развитие коммуникабельности, дружелюбия и сотрудничества; 5. укрепления толерантности, солидарности и духовного единства между детьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств; 6. развития мотивации к обучению, познанию и творчеству, формирования способности к обновлению, как основы саморазвития и самопознания; 7. развития самостоятельности, инициативы и ответственности младшего школьника как условия самоактуализации. Ценностное развитие младших школьников строится на следующих позициях: личностное влияние педагога, совместное погружение в ценностную среду, конструирование ценностных ситуаций, раскрытие ценностей стоящих за учебным материалом, раскрытие ценностей во внеурочной деятельности. Значимостью данной работы является раскрытие принципов и форм успешного ценностного развития личности детей младшего школьного возраста. Наиболее эффективным в достижении целей обогащения и развития духовно-нравственных ценностей оказался метод создания и погружения в ценностные ситуации. Для конструирования ценностных ситуаций мною была организована совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде. На родительском собрании был разработан план внеурочной деятельности, который включал посещение выставок, театров, кино, дендрариев, оранжерей и т.д. с последующей организацией бесед о содержании мероприятия, созданием социального проекта в виде фотоотчета. Ситуации обсуждались на основе принципов духовно-нравственного развития и воспитания: ориентация на идеал, аксиологический принцип, следование нравственному примеру, персонификация, диалогическое общение, полисубъектность и системно- деятельностная организация. Формой конструирования ценностной ситуации для 3-4 классов являлись игры или задания, выполняемые как индивидуально, так и в микрогруппах, с
последующим обсуждением, где растущая активность ребят выражалась в их самостоятельности и ответственном выполнении. Погружение в ценностную среду предполагает формирование желания дружить, учиться, быть любознательным, творческим человеком, сопереживать героям книг, вести спортивный образ жизни, быть патриотом своей родины и обуславливается метапредметными результатами. Этому способствуют совместное чтение и обсуждение, формирование компьютерной компетентности, проектная деятельность. Например, рассмотрим отрывок из классного мероприятия «Роль дружбы в жизни человека» 4 класс по произведению А.Барто «Дневник Наташи Ивановой» [3]. Цель: сформировать понимание необходимо сти дружбы с одноклассниками через анализ роли дружбы в жизни человека в литературе. Задачи: показать роль дружбы в жизни человека; выяснить, как трудности эвакуации, учеба и труд в годы ВОВ повлияли на отношения между детьми; рассмотреть роль тыла в войне; воспитывать чувство патриотизма, гордости за трудовые подвиги детей. Развивать навык общения, дружелюбия и сотрудничества у детей при работе в группах. На первом этапе дети познакомились с содержанием первой главы книги, заполнили 2-ю колонку таблицы. Далее дети знакомятся с содержанием оставшейся части книги, авторской идеей литературного произведения. Таблица 1. Примерный вариант записи анализа прочитанного содержания. Вопрос. О т в е т ( п о с л е прочтения п е р в о й главы ) Ответ (после прочтения книги) Роль дружбы Содержание вопросов может быть следующего характера: Почему Наташа Иванова решила вести дневник? Впечатления Наташи о городе Свердловске. Как характеризует Наташа ребят, которых встретила в школе? Как относились ребята к Наташе? Почему необходимо дружить?
Второй этап - это осмысление прочитанного, определение отношения и оценка результата чтения. Ребята обращаются за помощью к самой книге, совместно в группах заполняют таблицу до конца. Для активизации работы я выдала ребятам словарики со словами, характеризующими настроение и качества. На третьем этапе было организовано совместное обсуждение таблицы и оценка прочитанного содержания. Итоговое обсуждение напечатано частично. Учитель: прочитаем отрывок. «В классе много приезжих ребят. Володя Сухаревский из Ленинграда, Чернов из Смоленска, Науменко с Украины. Они, наверно, видели не меньше, чем я, и тоже не одну ночь просидели в убежище.» Учитель: О чем вам говорит этот отрывок? Ученик. Бахарев Женя. Этот отрывок показывает, что в класс пришли ребята из разных городов, разных национальностей. Они научились учиться и трудиться вместе, несмотря на то, что все они разные. Ученик. Ткачук Артем. Я приехал из Донецка. Во время бомбежек я с мамой и бабушкой сидел в подвале. Мы приехали в Екатеринбург, что бы спастись от войны. Мне это произведение близко, так как я пришел в новый класс в незнакомом городе, у меня нет друзей и я волнуюсь, так как скоро перееду в Нижний Тагил… Ученица. Абдыкапарова Бегайым. Я приехала из Таджикистана и подружилась с девочками. Они помогали мне учиться, так как я не все понимала на русском языке. У ч и т е л ь . Ре бя т а , особенностью Уральского региона является многонациональность. В годы войны Свердловск являлся прибежищем для многих эвакуированных людей. Сегодня Екатеринбург также не отказывает в помощи мигрантам и беженцам. Это выработало умение жить вместе и трудиться. А помогает в этом – дружба. Какими словами Наташи Ивановой вы бы закончили нашу беседу? Ученик. Слава Стариков. Я бы закончил стихами.
Ты, Урал суровый, Приютил меня, Большое тебе спасибо За это навсегда. Здесь я друзей узнала, Здесь полюбила труд, Быть полезной родине Я научилась тут. Совместные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование детей. [6, Сазонова Н.Ю. с.162]. В урочной и внеурочной деятельности учитель раскрывает перед обучающимися положительные и отрицательные качества людей, литературных героев, их переживания, поступки, выстраивает линии поведения. Дети сравнивают и переносят литературный опыт в жизнь. Большую роль в развитии ценностных ориентиров сыграл метод социальной пробы. Наблюдая за классом, я отметила высокую активность, энергичность, но при этом отсутствие творчества в делах и эмоциональную нестабильность. Поэтому одно из условий дальнейшего сотрудничества выразилось в создании творческих певческих коллективов: хора и ансамбля. Совместный подбор репертуара, репетиции, выступления сплотили ребят и дали хорошие результаты на конкурсах. Ситуация совместного сопереживания, развитие чувства сопричастности стало одним из условий успешного развития ценностных отношений у детей. Развитие личностных качеств детей привело к росту творческого потенциала, что выразилось в интересных рисунках, сочинениях и даже стихах. Вот стихотворение Игоря Пантина. Есть волшебство в легендах. Оно бывает в сказках. Но самое прекрасное, Дружбы волшебство. И если ты умеешь Дружить по настоящему, То ты и есть Волшебник, Колдующий добро. В конце 4-го класса при изучении уровня развития детского коллектива 72,5% учащихся присвоили классу 4-ю ступень «Алый парус», 17,5% - «Горящий факел». Качество знаний выросло на 22%, 8 отличников.
Таким образом, развитие ценностных ориентиров и обогащение личностных качеств младших школьников эффективно осуществляются на основе применения метода ценностных ситуаций, метода социальной пробы, использования литературных примеров с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В результате у младших школьников вырабатывается ценностно-ориентированное поведение, соответствующее общепринятым моральным нормам и правилам. Список литературы: 1. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО / А.Я. Данилюк, А.А.Логинова. – М.: Просвещение, 2012. 1. Дергунов В.А. Советы дружного класса. Настольная книга классного руководителя. Научно-производственный центр «Детство России», 2015. 2. Дневник Наташи Ивановой / А.Барто. – Москва: Эксмо, 2015. 2. Как проектировать универсальные учебные дейсвтия в начальной школе: от действия к мысли: пособ.для учителей / под ред. А.Г.Асмолова.– М.: Просвещение, 2008. 3. Колеченко А.Г. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. 4. Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования: Материалы Международных Рождественских чтений, Екатеринбург, 2 ноября 2015г. / Отв. Ред. Н.Г. Куприна, Л.В.Ясинских.- Екатеринбург: Урал. Гос. Пед.ун-т., 2016. 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост.Савинов].- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Речь В.В. Путина на Встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. 12 сентября 2012 г. Краснодар. 7. Современные программы по формированию гражданской идентичности детей и подростков. Комплекс программ «Классное содружество». Методические рекомендации. Сост. Дергунов В.А. АНО «Центр образования «ЕГОЗА». – Казань, 2015. 8. Теория и практика духовно-нравственного воспитания: к 700-летию Сергия Радонежского: Материалы всероссийской научно- практической конференции, Екатеринбург 22 ноября 2013г./ Отв. Ред. Н.Г.Куприна. – Екатеринбург: Урал. гос. Пед. Ун-т, 2013. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 10.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ под ред. А.Г.Асмолова. – 5 изд. – М.: Просвещение, 2016.
Тезисы к статье.

Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников.
Часто педагоги встречаются с детьми, которые не хотят читать, не умеют общаться (играть, разговаривать между собой), выражать свои эмоции, творчески подходить к делу. Мною были проведены наблюдения и оценка развития ценностных ориентиров у младших школьников 3-го и 4-го года обучения при помощи методики изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным). В третьем классе дети оценивали свой коллектив в 68% как «Песчаная россыпь», 32% «Мягкая глина». Качество знаний в начале третьего класса составило 56%, 4 отличника.
Все это актуализирует проблему необходимости развития ценностных ориентиров и обогащения личностных качеств младших школьников [1-12]. Значимостью данной работы является раскрытие принципов и форм успешного ценностного развития личности детей младшего школьного возраста. Наиболее эффективным в достижении целей обогащения и развития духовно-нравственных ценностей оказался метод создания и погружения в ценностные ситуации. Например, рассмотрим отрывок из классного мероприятия «Роль дружбы в жизни человека» 4 класс по произведению А.Барто «Дневник Наташи Ивановой» [3]. Цель: сформировать понимание необходимо сти дружбы с одноклассниками через анализ роли дружбы в жизни человека в литературе. Задачи: Показать роль дружбы в жизни человека; выяснить, как трудности эвакуации, учеба и труд в годы ВОВ повлияли на отношения между детьми; рассмотреть роль тыла в войне; воспитывать чувство патриотизма, гордости за трудовые подвиги детей. Развивать навык общения, дружелюбия и сотрудничества у детей при работе в группах. Совместные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование детей. [6, Сазонова Н.Ю. с.162]. В урочной и внеурочной деятельности учитель раскрывает перед обучающимися положительные и отрицательные качества людей, литературных героев, их переживания, поступки, выстраивает линии поведения. Дети сравнивают и переносят литературный опыт в жизнь. Большую роль в развитии ценностных ориентиров сыграл метод социальной п р о б ы . С и т у а ц и я с о вм е с т н о го сопереживания, развитие чувства сопричастности стало одним из условий успешного развития ценностных отношений у детей.
Развитие личностных качеств детей привело к росту творческого потенциала,
В конце 4-го класса при изучении уровня развития детского коллектива 72,5% учащихся присвоили классу 4-ю ступень «Алый парус», 17,5% - «Горящий факел». Качество знаний выросло на 22%, 8 отличников. Таким образом, развитие ценностных ориентиров и обогащение личностных качеств младших школьников эффективно осуществляются на основе применения метода ценностных ситуаций, метода социальной пробы, использования литературных примеров с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В результате у младших школьников вырабатывается ценностно-ориентированное поведение, соответствующее общепринятым моральным нормам и правилам.


В раздел образования