Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников
Автор: Чемякина Елена Викторовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ 36 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников Раздел: начальное образование
учитель МБОУ СОШ 36
Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников.
Аннотация. В статье рассматриваются методы
развития
ценностных
ориентиров у младших школьников. Определяется роль и результат применения
метода
ценностных
ситуаций,
метода
социальной
пробы,
использования
литературных примеров.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, ценностные ситуации, метод
социальной пробы, литературные примеры.
Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников.
Часто педагоги встречаются с детьми, которые не хотят читать, не умеют
общаться
(играть,
разговаривать
между
собой),
выражать
свои
эмоции,
творчески подходить к делу. Мною были проведены наблюдения и оценка
развития
ценностных
ориентиров
у
младших
школьников
3-го
и
4-го
года
обучения при помощи методики изучения уровня развития детского коллектива
«Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным). В третьем классе
дети оценивали свой коллектив в 68% как «Песчаная россыпь», 32% «Мягкая
глина». Качество знаний в начале третьего класса составило 56%, 4 отличника.
Все
это
актуализирует
проблему
необходимости
развития
ценностных
ориентиров и обогащения личностных качеств младших школьников [1-12].
В
культурно-исторической
концепции
психического
развития
школы
Л.С.
Выготского
и
системно-деятельностного
подхода ценностными
ориентирами
начального образования являются [4]:
1.
приобщения младших школьников к общекультурным ценностям;
2.
уважения мировоззрения и культуры разных народов;
3.
формирования основ гражданской идентичности, чувства сопричастности
и гордости к Родине, народу и истории, природе;
4.
создания
условий
и
развитие
коммуникабельности,
дружелюбия
и
сотрудничества;
5.
укрепления
толерантности,
солидарности
и
духовного
единства
между
детьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств;
6.
развития мотивации к обучению, познанию и творчеству, формирования
способности к обновлению, как основы саморазвития и самопознания;
7.
развития
самостоятельности,
инициативы
и
ответственности
младшего
школьника как условия самоактуализации.
Ценностное
развитие
младших
школьников
строится
на
следующих
позициях: личностное влияние педагога, совместное погружение в ценностную
среду, конструирование ценностных ситуаций, раскрытие ценностей стоящих за
учебным материалом, раскрытие ценностей во внеурочной деятельности.
Значимостью
данной
работы
является
раскрытие
принципов
и
форм
успешного
ценностного
развития
личности
детей
младшего
школьного
возраста.
Наиболее
эффективным
в
достижении
целей
обогащения
и
развития
духовно-нравственных
ценностей
оказался
метод
создания
и
погружения
в
ценностные ситуации.
Для
конструирования
ценностных
ситуаций
мною
была
организована
совместная
жизнедеятельность
в
ценностно-насыщенной
среде.
На
родительском
собрании
был
разработан
план
внеурочной
деятельности,
который включал посещение выставок, театров, кино, дендрариев, оранжерей и
т.д. с последующей организацией бесед о содержании мероприятия, созданием
социального проекта в виде фотоотчета. Ситуации
обсуждались на основе
принципов
духовно-нравственного
развития
и
воспитания:
ориентация
на
идеал,
аксиологический
принцип,
следование
нравственному
примеру,
персонификация,
диалогическое
общение,
полисубъектность
и
системно-
деятельностная организация.
Формой конструирования ценностной ситуации для 3-4 классов являлись
игры или задания, выполняемые как индивидуально, так и в микрогруппах, с
последующим обсуждением, где растущая активность ребят выражалась в их
самостоятельности и ответственном выполнении.
Погружение
в ценностную среду предполагает формирование желания
дружить, учиться, быть любознательным, творческим человеком, сопереживать
героям книг, вести спортивный образ жизни, быть патриотом своей родины и
обуславливается
метапредметными
результатами.
Этому
способствуют
совместное
чтение
и
обсуждение,
формирование
компьютерной
компетентности, проектная деятельность.
Например, рассмотрим отрывок из классного мероприятия «Роль дружбы
в жизни человека»
4 класс по произведению А.Барто «Дневник Наташи
Ивановой» [3].
Цель:
сформировать
понимание
необходимо сти
дружбы
с
одноклассниками через анализ роли дружбы в жизни человека в литературе.
Задачи: показать роль дружбы в жизни человека; выяснить, как трудности
эвакуации, учеба и труд в годы ВОВ повлияли на отношения между детьми;
рассмотреть роль тыла в войне; воспитывать чувство патриотизма, гордости за
трудовые подвиги детей.
Развивать навык общения, дружелюбия и сотрудничества у детей при
работе в группах.
На первом этапе дети познакомились с содержанием первой главы книги,
заполнили
2-ю
колонку
таблицы.
Далее
дети
знакомятся
с
содержанием
оставшейся части книги, авторской идеей литературного произведения.
Таблица 1. Примерный вариант записи анализа прочитанного содержания.
Вопрос.
О т в е т
( п о с л е
прочтения
п е р в о й
главы )
Ответ
(после
прочтения
книги)
Роль дружбы
Содержание вопросов может быть следующего характера: Почему Наташа
Иванова решила вести дневник? Впечатления Наташи о городе Свердловске.
Как характеризует Наташа ребят, которых встретила в школе? Как относились
ребята к Наташе? Почему необходимо дружить?
Второй этап - это осмысление прочитанного, определение отношения и
оценка результата чтения. Ребята обращаются за помощью к самой книге,
совместно в группах заполняют таблицу до конца. Для активизации работы я
выдала
ребятам
словарики
со
словами,
характеризующими
настроение
и
качества.
На третьем этапе было организовано совместное обсуждение таблицы и
оценка прочитанного содержания. Итоговое обсуждение напечатано частично.
Учитель: прочитаем отрывок.
«В классе много приезжих ребят. Володя Сухаревский из Ленинграда,
Чернов из Смоленска, Науменко с Украины. Они, наверно, видели не меньше,
чем я, и тоже не одну ночь просидели в убежище.»
Учитель: О чем вам говорит этот отрывок?
Ученик. Бахарев Женя. Этот отрывок показывает, что в класс пришли
ребята из разных городов, разных национальностей. Они научились учиться и
трудиться вместе, несмотря на то, что все они разные.
Ученик. Ткачук Артем. Я приехал из Донецка. Во время бомбежек я с
мамой и бабушкой сидел в подвале. Мы приехали в Екатеринбург, что бы
спастись от войны. Мне это произведение близко, так как я пришел в новый
класс в незнакомом городе, у меня нет друзей и я волнуюсь, так как скоро
перееду в Нижний Тагил…
Ученица.
Абдыкапарова
Бегайым.
Я
приехала
из
Таджикистана
и
подружилась
с
девочками.
Они
помогали
мне
учиться,
так
как
я
не
все
понимала на русском языке.
У ч и т е л ь .
Ре бя т а , особенностью
Уральского
региона
является
многонациональность. В годы войны Свердловск являлся прибежищем для
многих эвакуированных людей. Сегодня Екатеринбург также не отказывает в
помощи
мигрантам
и
беженцам.
Это выработало
умение
жить
вместе
и
трудиться. А помогает в этом – дружба.
Какими словами Наташи Ивановой вы бы закончили нашу беседу?
Ученик. Слава Стариков. Я бы закончил стихами.
Ты, Урал суровый,
Приютил меня,
Большое тебе спасибо
За это навсегда.
Здесь я друзей узнала,
Здесь полюбила труд,
Быть полезной родине
Я научилась тут.
Совместные
переживания
и
чувства
оказывают
сильное
воздействие
на
нравственное формирование детей. [6, Сазонова Н.Ю. с.162]. В урочной и
внеурочной
деятельности
учитель
раскрывает
перед
обучающимися
положительные
и
отрицательные
качества
людей,
литературных
героев,
их
переживания,
поступки,
выстраивает
линии
поведения.
Дети
сравнивают
и
переносят литературный опыт в жизнь.
Большую роль в развитии ценностных ориентиров сыграл метод социальной
пробы. Наблюдая за классом, я отметила высокую активность, энергичность, но
при этом отсутствие творчества в делах и эмоциональную нестабильность.
Поэтому одно из условий дальнейшего сотрудничества выразилось в создании
творческих
певческих
коллективов:
хора
и
ансамбля.
Совместный
подбор
репертуара,
репетиции,
выступления
сплотили
ребят
и
дали
хорошие
результаты
на
конкурсах.
Ситуация
совместного сопереживания,
развитие
чувства
сопричастности
стало
одним
из
условий
успешного
развития
ценностных отношений у детей.
Развитие личностных качеств детей привело к росту творческого потенциала,
что
выразилось
в
интересных
рисунках,
сочинениях
и
даже
стихах.
Вот
стихотворение Игоря Пантина.
Есть волшебство в легендах.
Оно бывает в сказках.
Но самое прекрасное,
Дружбы волшебство.
И если ты умеешь
Дружить по настоящему,
То ты и есть Волшебник,
Колдующий добро.
В конце 4-го класса при изучении уровня развития детского коллектива
72,5%
учащихся
присвоили
классу
4-ю
ступень
«Алый
парус»,
17,5%
-
«Горящий факел». Качество знаний выросло на 22%, 8 отличников.
Таким
образом, развитие
ценностных
ориентиров
и
обогащение
личностных
качеств
младших
школьников
эффективно
осуществляются
на
основе применения метода ценностных ситуаций, метода социальной пробы,
использования
литературных
примеров
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей.
В
результате
у
младших
школьников
вырабатывается
ценностно-ориентированное
поведение,
соответствующее
общепринятым моральным нормам и правилам.
Список литературы:
1.
Данилюк
А.Я. Программа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
НОО
/
А.Я.
Данилюк,
А.А.Логинова. – М.: Просвещение, 2012.
1.
Дергунов
В.А.
Советы
дружного
класса.
Настольная
книга
классного руководителя. Научно-производственный центр «Детство
России», 2015.
2.
Дневник Наташи Ивановой / А.Барто. – Москва: Эксмо, 2015.
2.
Как проектировать универсальные учебные дейсвтия в начальной
школе:
от
действия
к
мысли:
пособ.для
учителей
/
под
ред.
А.Г.Асмолова.– М.: Просвещение, 2008.
3.
Колеченко А.Г. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие
для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
4.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
и
подростков
в
условиях современного образования: Материалы Международных
Рождественских чтений, Екатеринбург, 2 ноября 2015г. / Отв. Ред.
Н.Г. Куприна, Л.В.Ясинских.- Екатеринбург: Урал. Гос. Пед.ун-т.,
2016.
5.
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения.
Начальная
школа/
[сост.Савинов].-
3-е
изд.
–
М.:
Просвещение, 2011.
6.
Речь В.В. Путина на Встрече с представителями общественности по
вопросам патриотического воспитания молодежи. 12 сентября 2012
г. Краснодар.
7.
Современные
программы
по
формированию
гражданской
идентичности детей и подростков. Комплекс программ «Классное
содружество». Методические рекомендации. Сост. Дергунов В.А.
АНО «Центр образования «ЕГОЗА». – Казань, 2015.
8.
Теория и практика духовно-нравственного воспитания: к 700-летию
Сергия
Радонежского:
Материалы
всероссийской
научно-
практической конференции, Екатеринбург 22 ноября 2013г./ Отв.
Ред. Н.Г.Куприна. – Екатеринбург: Урал. гос. Пед. Ун-т, 2013.
9.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
образования
/
М-во
образования
и
науки
Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
10.Формирование
универсальных
учебных
действий
в
основной
школе: от действия к мысли. Система заданий: учеб. Пособие для
общеобразовательных организаций/ под ред. А.Г.Асмолова. – 5 изд.
– М.: Просвещение, 2016.
Тезисы к статье.
Методы развития ценностных ориентиров у младших школьников.
Часто педагоги встречаются с детьми, которые не хотят читать, не умеют
общаться
(играть,
разговаривать
между
собой),
выражать
свои
эмоции,
творчески подходить к делу. Мною были проведены наблюдения и оценка
развития
ценностных
ориентиров
у
младших
школьников
3-го
и
4-го
года
обучения при помощи методики изучения уровня развития детского коллектива
«Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным). В третьем классе
дети оценивали свой коллектив в 68% как «Песчаная россыпь», 32% «Мягкая
глина». Качество знаний в начале третьего класса составило 56%, 4 отличника.
Все
это
актуализирует
проблему
необходимости
развития
ценностных
ориентиров и обогащения личностных качеств младших школьников [1-12].
Значимостью
данной
работы
является
раскрытие
принципов
и
форм
успешного
ценностного
развития
личности
детей
младшего
школьного
возраста.
Наиболее
эффективным
в
достижении
целей
обогащения
и
развития
духовно-нравственных
ценностей
оказался
метод
создания
и
погружения
в
ценностные ситуации.
Например, рассмотрим отрывок из классного мероприятия «Роль дружбы
в жизни человека»
4 класс по произведению А.Барто «Дневник Наташи
Ивановой» [3].
Цель:
сформировать
понимание
необходимо сти
дружбы
с
одноклассниками через анализ роли дружбы в жизни человека в литературе.
Задачи:
Показать
роль
дружбы
в
жизни
человека;
выяснить,
как
трудности
эвакуации, учеба и труд в годы ВОВ повлияли на отношения между детьми;
рассмотреть роль тыла в войне; воспитывать чувство патриотизма, гордости за
трудовые подвиги детей.
Развивать навык общения, дружелюбия и сотрудничества у детей при
работе в группах.
Совместные
переживания
и
чувства
оказывают
сильное
воздействие
на
нравственное формирование детей. [6, Сазонова Н.Ю. с.162]. В урочной и
внеурочной
деятельности
учитель
раскрывает
перед
обучающимися
положительные
и
отрицательные
качества
людей,
литературных
героев,
их
переживания,
поступки,
выстраивает
линии
поведения.
Дети
сравнивают
и
переносят литературный опыт в жизнь.
Большую роль в развитии ценностных ориентиров сыграл метод социальной
п р о б ы .
С и т у а ц и я
с о вм е с т н о го сопереживания,
развитие
чувства
сопричастности
стало одним из условий успешного развития ценностных
отношений у детей.
Развитие личностных качеств детей привело к росту творческого потенциала,
В конце 4-го класса при изучении уровня развития детского коллектива
72,5%
учащихся
присвоили
классу
4-ю
ступень
«Алый
парус»,
17,5%
-
«Горящий факел». Качество знаний выросло на 22%, 8 отличников.
Таким
образом, развитие
ценностных
ориентиров
и
обогащение
личностных
качеств
младших
школьников
эффективно
осуществляются
на
основе применения метода ценностных ситуаций, метода социальной пробы,
использования
литературных
примеров
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей.
В
результате
у
младших
школьников
вырабатывается
ценностно-ориентированное
поведение,
соответствующее
общепринятым моральным нормам и правилам.