Автор: Лигостаева Надежда Валентиновна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №551 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Личностное развитие учащихся (из опыта работы) Раздел: начальное образование
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, всегда являлось развитие
личности ученика. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
второго поколения указывают на то, что развитие личности в системе образования обес -
печивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД),
которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Программа развития УУД создана на основе культурно-исторического системно-
деятельностного подхода, разрабатываемого Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Галь-
периным, Д.Б.Эльконимым и др.; учения о структуре и динамике психологического воз-
раста (Л.С.Выготский); периодизации психического развития ребёнка, раскрывающей воз-
растные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин). Она
указывает на основные результаты обучения и воспитания, которые выражаются в терми -
нах УУД в форме психологических новообразований как показателей гармоничного разви-
тия личности. Отечественными психологической и педагогической науками определена
цель образования – развитие личности учащегося на основе изучения универсальных
способов познания и освоения мира.
Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологиче -
ские способности человека являются результатом преобразования внешней предметной
деятельности во внутреннюю психологическую деятельность путём последовательных из-
менений. Таким образом происходит социальное, личностное, познавательное и комму-
никативное развитие ученика.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая
сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении
и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и за -
дачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения
вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять
свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Я считаю, что коммуникативное развитие является основой любого другого. Без
сформированных коммуникативных компетентностей не возможно развитие толерантно-
сти и освоение социальных ролей, норм, правил (социальное развитие); развитие самопо -
знания, самооценки, умения выражать и отстаивать свою позицию и т.д. (личностное раз-
витие); развитие мышления, рефлексии (познавательное развитие).
С этим понятием перекликается, на мой взгляд, понятие «коммуникативная куль-
тура». В своё время ему было посвящено много философских, психологических, педаго-
гических, лингвистических трудов. Большинство учёных сходятся во мнении, что комму -
никативная культура является одним из компонентов общей культуры личности и пред-
ставляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей ре -
зультативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эф-
фективного решения коммуникативных задач.
Исходя из вышеизложенного, я делаю вывод: коммуникативная культура является
основой всестороннего развития личности. И именно на коммуникативное развитие, в пер-
вую очередь, я нацеливаю свою работу уже много лет.
В отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определя -
ются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объеди-
нение их усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата
(М.И.Лисина, 1986). Развитие коммуникативной деятельности основано на способности к
согласованным действиям с учётом позиции другого. С рождения формируется эта спо-
собность у детей. Процесс этот длительный и достигает более активной фазы в школьном
периоде.
Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуника-
тивной компетентности. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать
многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать
и поддерживать
1
контакты с другими людьми, владение нормами и техникой общения, умение определять
цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии, готовность к гибкой регуляции собственного
речевого поведения и т.д. Это в идеале. Начальная школа, по моему мнению, является фун-
даментом для возможности формирования коммуникативной компетентности. И насколько
прочен будет этот фундамент, зависит не только от выбранной образовательной програм-
мы, но и, в большей степени, от понимания учителем этой необходимости, от же лания и
возможностей педагога.
А поэтому обратимся к формированию коммуникативных универсальных учебных
действий. Каков их состав?
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену ин-
формацией – это умение:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументировать свою по-
зицию;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной или устной фор -
ме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением, высказывать своё;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, вла деть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои дей-
ствия предполагает:
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению различных точек зрения и выработки общей (групповой)
позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать ре-
шение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения. Спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
это:
- определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных дальнейших сов-
местных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (де ловое
лидерство);
- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познава-
тельная инициативность);
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка аль-
тернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра,
умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы рабо -
ты) – это умение:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать про-
дуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
2
- обеспечивать бесконфликтную работу в группе;
- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу че -
рез анализ её условий.
5.
Следование
морально-этическим
и
психологическим
принципам
общения
и
со-
трудничества – это:
- уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность
к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это:
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых вы -
сказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего
мира;
- речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых
действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль,
оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социа-
лизированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служа-
щей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения
новых умственных действий и понятий.
Каковы же возможности формирования коммуникативных действий?
Общеизвестно, что при переходе ребёнка из детского сада в 1 класс происходит
смена ведущей деятельности с игровой на учебную. В возрасте младшего школьника ре-
бёнок погружается в педагогический процесс, который сам по себе является коммуника -
тивным, т.к. осуществляет взаимодействие ученика с учителем, одноклассниками, родите -
лями и другими людьми, встречающимися на пути. В этом возрасте у ребёнка появляется
потребность в общении, потребность в сотрудничестве, потребность в признании и ува-
жении со стороны одноклассников. Многие учащиеся переживают этот период очень не-
легко. Поэтому нужно постараться сделать этот переход менее болезненным, более плав-
ным. Основной опорой в этой задаче становится игра. Д.Б.Эльконин говорил, что ни один
другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педаго -
гического поля». Л.С.Выготский видел в игре «неиссякаемый источник развития лично -
сти». По данным нашего школьного психолога и по моим личным наблюдениям можно го-
ворить о том, что в последние 10-15 лет в 1 класс приходит много детей (до 50%), плохо
подготовленных к обучению в школе или не готовых вовсе, в том числе и в плане комму -
никативных навыков.
Поэтому в 2000 году я составила программу «Система развивающих игр» (за ос -
нову взята работа кандидата психологических наук Н.Л.Васильевой), по которой работаю
и по сей день. Данная программа предназначена для обеспечения необходимого уровня
психологического развития, который поможет повысить эффективность восприятия, ос-
мысливания и усвоения учебного материала. В числе основных задач стоит и повышение
коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и взрослыми (уме ние
улавливать, понимать, различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, умение
отвечать адекватными чувствами, развитие эмпатии, сострадания, общительности, добро -
ты, умение брать на себя ответственность, уступать в одних обстоятельствах и не уступать
в других); развитие мыслительных способностей (научить ребёнка творчески мыслить, ви -
деть взаимосвязи, ведущие к новым идеям; научить логически мыслить, чтобы задавать
вопросы и замечать заблуждения). Методологической основой занятий являются игры –
упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, коммуникативности.
Так же используются элементы изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии, цветопись на -
3
строения или выбор пиктограммы, приёмы психотехники, эмоционально-коммуникатив-
ного, поведенческого и актёрского тренингов, аутотренинга.
Для примера приведу содержание нескольких занятий:
Первое занятие.
- Знакомство (Каждый участник по кругу называет своё имя. Второй круг прово -
дится с повторением трёх имён: имени соседа справа, своего имени и имени соседа
слева);
- игра «Путаница»;
- корректурная проба;
- совместный рисунок на доске цветными мелками;
- игра «Колечко»;
- игра «Письмо».
Тринадцатое занятие.
- комплимент;
- корректурная проба;
- игра «Колечко»;
- переконструирование слов;
- «На что похоже?» (воск капает на воду);
- совместный рисунок;
- послушать тишину;
- история из слов;
- Игра «Ручеёк».
Четырнадцатое занятие.
- игра «Муха»;
- восстановить пропущенное слово;
- составить историю из предложений;
- продолжить ряд цифр;
- зеркало;
- «Бабушка испекла пирог…»;
- живая картина;
- передача воображаемого предмета.
Помимо представленных выше упражнений на занятиях используется и множество
других. Например, «живая фотография», «слова-невидимки», «установление причинно-
следственных связей», «совместная история», «перечисли все возможные виды использо-
вания предмета», «закончить сказку иначе», «исключение четвёртого лишнего», «назвать
возможное следствие события», «выражение мысли другими словами», «отгадать предмет
по его признакам», «я люблю, когда…», «мне грустно, когда…» и др.
На занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание осуществляется. И в этом случае
успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с ре-
зультатами других детей. Таким образом ученики избавляются от «отметочной» психоло -
гии, у них формируется отношение к этим занятиям как средству развития своей лично -
сти.
Для оценки эффективности уроков психологического развития Н.Локалова реко -
мендует использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель детям при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятия;
- особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересо-
ванность.
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успевае -
мости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на
других уроках.
4
Начиная с дошкольного периода, когда малыши приходят к нам на подготовитель-
ные занятия, и до момента выпуска их из начальной школы я стараюсь настроить родите -
лей на общение с детьми, советую, как лучше организовать взаимодействие. Например,
родителям дошкольников даю возможность познакомиться с интересной рассылкой «Пер-
вый раз в первый класс», которую ведут опытные психологи и педагоги. Тематика выпус-
ков говорит сама за себя: «Быть родителем», «Готовимся к школе. Развитие речи», «Давай
вместе», «Развиваем навыки общения у детей», «Секреты успешной адаптации к школе» и
др. Родительские собрания часто провожу в форме круглого стола, где родители учеников
имеют возможность поделиться опытом, обсудить насущные вопросы и проблемы, полу-
чить помощь, возможность задуматься… Мы обсуждали такие темы, как «Толерантность в
семье и за её пределами», «Развитие личности ребёнка», «Способы совместного с детьми
проведения свободного времени», «Возможности отвлечения детей от компьютерной и
телевизионной зависимости», «Как растить читателя». (Хочу заметить, что многие мои
ученики с удовольствием читают. Прячут книги под одеялом, требуют привезти их в сана-
торий, т.к. там не работает библиотека, берут с собой в автобус во время поездок.) В пер -
вом классе и дети, и родители удивлялись и даже возмущались в ответ на моё предложе-
ние забраться к маме на коленки вечерком и тихонечко поговорить. В результате и те, и
другие (не все, конечно) сообщили мне потом: «Мне так понравилось!» На каникулы все -
гда даю семьям письменные рекомендации, в которых неизменно напоминаю: «Рассказы-
вать! Рассказывать обо всём: книжка, мультик, новости, придуманная история, наблюдать
и обсуждать увиденное (следим за построением предложений)»
Каждое лето ребята присылают мне письма, в которых рассказывают, где и как они
отдыхают. Письма бывают лаконичные и пространные, однотонные и разноцветные, ду -
шевные и скромные в проявлении чувств. Но всегда с проявлением уважения и в привет-
ствиях, и в прощаниях. Такими посланиями, я считаю, обогащается духовно личность че -
ловека. А кто из нас нынче пишет письма?
После каждых каникул мои ученики делают творческий отчёт, который представ -
ляют классу в разных формах: компьютерная презентация, газета, книга, поезд-диафильм,
презентуют одноклассникам книги, спектакли, выставки, музеи, пригороды, другие города
и страны, просто рассказывают, где были и что видели. Главное, чтобы слушатели заинте -
ресовались. Самое ценное, когда возникают вопросы и начинается диалог!
В этом году я впервые попробовала предложить ребятам создать «Энциклопедию
летних открытий». Попытка удалась. И создатели энциклопедий, и те, кто их впоследствии
изучал, получили интересный опыт и удовольствие. Я была приятно удивлена тому, что
обыкновенная посадка зёрнышка фасоли или боба при изучении темы “Развитие растения
из семени» произвела на некоторых детей такое впечатление, что они выращивали это рас -
тение потом всё лето и запечатлели эти наблюдения в своих энциклопедиях, радуясь пло-
дам фасоли, как самым дорогим подаркам. Вот примеры некоторых открытий:
- «У красных бобов получилось по два боба в стручке, а у белых – по три».
- «Кижи – шедевр русского зодчества. Ни одного гвоздя!»
- «А змей-то я и не боюсь!»
- «Для меня было открытием смешное название «топинамбур». Звучит как калам-
бур».
- «Оказывается, осы используют в качестве строительного материала для гнёзд
вещество, очень близкое по составу к бумаге».
- «Открытие №1 (сделано в седле) Рысь – это не зверь. Это аллюр лошади, при ко-
тором она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали».
- «Открытие №6 (сделано за бортом лодки) Под водой тоже есть жизнь… лес и
облака».
- «Открытие №8 (сделано в праздник Ивана Купала и носит ненаучный характер)
Кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее».
5
- «Открытие №9 (сделано на грядке) В XXI веке люди копают картошку так же,
как 300 лет назад» и т.д.
Открытий оказалось очень много, в разных областях науки и жизни. А раньше дети
и не подозревали, что буквально на каждом шагу познают и учатся.
Любая коммуникация – это общение. Любое общение – это речь, устная или пись -
менная. Мне нравится выражение (увы, не помню, чьи слова) «Прежде всего выучивается
говорить тот, кому есть, что сказать». Поэтому, мы, взрослые, должны постоянно создавать
для детей ситуации «говорения», в которых и происходит коммуникативное развитие.
Так обучение в сотрудничестве помогает созданию учебной мотивации, пробужде -
нию познавательного интереса, стремлению к успеху и одобрению, способности к само -
стоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с
другими детьми. Здесь работают все виды человеческого взаимодействия: работа в парах,
в группах, индивидуальная и фронтальная.
На уроках я довольно часто предоставляю возможность ученикам поработать друг с
другом. Причём пары образуются как по принципу соседства за партой (взаимопроверка
на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира; освоение доступ -
ного нового материала; решение проблемы; творческая работа и т.д.), так и по схеме
«сильный+слабый» ученик (особенно эффективен такой подход на этапах закрепления
изученного материала или при выполнении работы над ошибками, когда ученик, лучше
освоивший данную тему, закрепляет свои знания, объясняя тому, кому ещё пока трудно
справиться самостоятельно). Таким образом ученик получает возможность делового пло-
дотворного диалога со многими одноклассниками.
Возможность развития партнёрских отношений мои ученики получают также и во
время работы в группах. Например, мы с ребятами уже второй год участвуем в городском
образовательном проекте «Большая регата». Мы создали команду «Атлантида». На пер вом
собрании членов команды и родителей выбрали капитана, расписали должностные обязан-
ности всех участников, создали эмблему, флаг корабля и девиз. В прошлом году мы успеш-
но прошли все испытания в шести музеях нашего города, в виртуальных музеях «Дарви-
новском» и «Мирового океана»; создавали страницы Красной книги «Архивариус» и «Ги-
гантская акула». После каждого этапа маршрута часть команды во главе с капитаном, со-
брав предварительно индивидуальные отчёты всех участников, заполняли страницу лето-
писи нашего путешествия в вахтенном журнале. При подведении итогов каж дого этапа
дети делятся впечатлениями, дают свои оценки работе каждого члена команды, высказыва -
ют суждения о том, что получилось, что не очень, планируют дальнейшие действия. В ито-
ге мы заняли 7 место среди 24 команд на маршруте «Тюлень». В этом году мы с удоволь-
ствием снова отправились в плаванье. Хочу заметить, что с каждым этапом ребята стано-
вятся всё более самостоятельными. Так недавно мы посетили музей Почвоведения. Я с
удовольствием бродила по музею, а дети общались с работниками музея и, получив зада-
ние, за час выполнили его полностью, набрав 97 и 100 возможных баллов. Я гор жусь свои-
ми учениками!
Работа в группах воплощается также в проектной работе, как учебной, так и вне -
классной. Представлю некоторые из наших проектов, как групповых, так и индивидуаль-
ных:
- «Как сделать воздух чище» (учебный, индивидуальный, практико-ориентирован-
ный, исследовательский проект). Проблема возникла при изучении темы «Воздух». Было
решено, изучив свойства воздуха (на уроке), принципы движения воздуха (на уроке), при -
чины загрязнения воздуха (вне урока), уже известные достижения науки и техники по
очистке и предотвращению загрязнения воздуха (вне урока), изложить свои соображения
на данную тему и, по возможности, выдвинуть свои предположения. Во время защиты
были представлены исследовательские рассказы, модели (например, электромобиль и ма-
кет заправочной станции будущего), схемы-чертежи станции по очистке воздуха, рацио-
нализаторские предложения, стихи и т.д. При подведении итогов были сделаны выводы о
6
том, что мы и сейчас можем кое-что сделать для того, чтобы воздух стал чище (например,
не разжигать костры, бороться с мусором, сажать деревья). Одним из наиболее важных, на
мой взгляд, предложений для окружающих и родственников, а также для себя на будущее,
было предложение отказаться от курения.
-
«Моя птичья столовая» (индивидуальный, практико-ориентированный, исследо-
вательский, долгосрочный проект). На уроке русского языка писали сочинение по серии
картинок, посвящённых помощи птицам зимой. На уроке литературы читали и учили сти-
хи о том, как нелегко живётся птицам зимой. При изучении на уроке «Окружающий мир»
темы «Зимние изменения в природе» обсудили, какие изменения происходят в зимнее вре-
мя в неживой и живой природе, повторили и узнали, как приспосабливаются разные жи -
вотные к трудным условиям. В ходе беседы, размышлений выяснили проблему: «Главный
враг птиц - голод. Почему? Что можно сделать для того, чтобы помочь городским птицам
выжить в суровых условиях?». Было решено, с помощью родителей изготовить кормушки
(на это была отведена неделя), провести презентацию кормушек в классе (обсудить досто-
инства и недостатки изделий), повесить кормушки около домов и вести наблюдение за
птицами. Особое внимание обратили на то, что, повесив кормушку и при гласив птиц в
свою столовую, дети берут на себя ответственность за птиц, которые им по верят и будут
прилетать за едой. Кормушка всегда должна быть чистой от снега и наполнена кормом! Во
внеурочное время дети представили отчёты о проделанной работе, сопровождая свои
рассказы иллюстрациями, стихами поэтов и собственного сочинения, ри сунками, делали
выводы по наблюдениям (каждый в ходе проекта вёл дневник наблюдений и результатов).
При подведении итогов детьми были сделаны выводы о том, что, несомненно, нужно по-
могать птицам в голодное время, что наблюдение за природой – это очень интересное за -
нятие, которое помогает и самим людям становиться лучше. Дети пожелали продолжить
эту работу. Интересно, что по ходу работы возникали вопросы и проблемы, которые мы
обсуждали не только с детьми в индивидуальных беседах, но и с родителями на собрании.
- «Природные зоны России» (учебный, исследовательский, индивидуально-группо-
вой проект).
- «Зимний лес на окне» (групповой проект, практико-ориентированный проект) (со-
здание зимнее-новогоднего леса на окнах класса).
-
«Моя любимая книга» (индивидуальный, учебный, исследовательский, творче-
ский проект).
- создание газет к праздникам, литературным датам, «Планета Лето».
В прошлом году мой ученик Арсений Борышнев (при участии и поддержке мамы
Марии Борисовны и моей помощи) задумал и осуществил индивидуальный проект «Город
будущего» (выставка поделок из конструкторов, объединённых в целый город), который
стал вшутришкольным проектом. В нём участвовали ученики всех классов начальной шко-
лы. А когда город был построен, то Арсений провёл экскурсии не только для младших
классов, но и 7, 10, 11, для учителей и администрации, для родителей нашего класса и вто-
рых классов. Он признался, что сначала очень боялся, но потом освоился и уже спокойно
беседовал с экскурсантами, отвечал на их вопросы. Позже Арсений вышел с исследова -
тельской работой «Организация выставки в школе» на научно-практическую конферен -
цию, победил и в школьном, и в районном туре. А во втором классе также одержал победу
с исследовательской работой «Свойства солёного теста».
Я постоянно предлагаю свои ученикам варианты разновозрастного сотрудничества.
Например, к неделе детской книги мы проводили праздники для учеников всей начальной
школы, посвящённые творчеству С.В.Михалкова, И.П.Токмаковой; по творчеству А.Милна
и
К.И.Чуковского
–
литературно-художественные
постановки
и
газеты.
В
день
Гра-
жданской обороны мы подготовили классный час для учеников первого класса на тему
«Возможные опасности и как их избежать». Из отзыва Никандровой Т.В.: «Выступления
учащихся 4 класса были содержательными, логически выдержанными, был использован
наглядный материал, игры, проведена тематическая физкультминутка. Дети были отлично
7
подготовлены». Чтобы мои ученики преодолевали застенчивость, боязнь публичных вы-
ступлений, получали навыки общения с людьми разного возраста, я всегда предлагаю им
показать другим детям или родителям то, что у них хорошо получилось. Вплоть до пре-
красно преподнесённого стихотворения! «Давай покажем первоклассникам (второклассни -
кам…), как надо читать стихи! Давай расскажем…это интересно! Давай научим…» Дети
соглашаются и получают прекрасную коммуникативную практику.
«Семейный день рождения» (практико-ориентированный, внутриклассный, дол-
госрочный проект). На первом собрании в 1 классе за «круглым» столом обсуждали орга-
низационные вопросы и проблемы семейного воспитания. Был поднят вопрос о поздрав-
лении именинников. Родители и я поделились имеющимся опытом. Также размышляли о
возможностях сплочения детей и родителей в единый коллектив. Для решения данных во -
просов мною было выдвинуто предложение о проведении Семейных дней рождения, с це-
лью знакомства детей с семьями одноклассников и получения навыков взаимодействия в
ходе игровой, трудовой, учебной деятельности. Основная масса родителей с энтузиазмом
приняли предложение о проведении Семейных дней рождения в классе. Остальные не
очень охотно присоединились. Было решено темой праздников в 1 классе выбрать «Зна-
комство с семьями учащихся». Во 2 классе – «Семейные увлечения и традиции». В 3 клас-
се – «Семейный праздник». В 4 классе – «Мастер-класс от именинника». К проведению
этих мероприятий готовились всей семьёй и даже привлекали знакомых, советовались со
мной. Дети всегда становятся активными ведущими и участниками. Остальные учащиеся
ко Дню рождения друга готовят самодельные открытки и сувениры, которые вручают на
празднике с наилучшими пожеланиями в прозе и стихах. Во внеурочное время на протяже -
нии уже четырёх лет в классе проходят Семейные дни рождения. Презентации каждого но-
вого этапа данного проекта проходят в различных формах: игры, инсценировки, мастер-
классы, спортивные и интеллектуальные соревнования, выставки, презентации коллекций,
музыкальные поздравления, ролевые игры, фантастические проекты и т.д. Дети всегда с
восторгом отзываются об этих праздниках и с нетерпением ждут следующих. Родители
знают одноклассников своих детей, общаются семьями. В 3 классе дети заметно взяли
инициативу на себя, всё больше стараются самостоятельно проводить свои праздники. За-
метно в лучшую сторону изменились взаимоотношения между одноклассниками.
Я рада, что всё чаще слышу от детей слова, обращённые к одноклассникам: «Давай
помогу…» или «Как ты считаешь…»; и обращённые ко мне: «Надежда Валентиновна, а
вот почему…», или «как Вы думаете…», или «давайте я чем-нибудь помогу…». Даже ро-
дители заметили, что ребята постоянно беседуют, что-то обсуждают. Конечно, у нас не об-
ходится без ссор, но мы всегда стараемся вместе выяснить причины и устранить послед -
ствия.
Я считаю, что всё выше изложенное, подтверждает моё утверждение: «Коммуника-
тивная культура является основой развития всех сторон личности ребёнка».
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий поможет ученику
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентировать на позицию партнёра в обще-
нии и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в со -
трудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
8
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив-
ных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
9
Список используемой литературы
1.
Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Младшие школьники работают вместе: использова -
ние различных форм организации обучения на уроках окружающего мира // Начальная
школа. - № 23, 2007. – С. 3-11. – Издательский дом «Первое сентября»
2.
Всё о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать
детей / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Виноградовой Н.Ф. – М.:Вентана-Граф, 2004
3.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Издательство
АПН РСФСР, 1956
4.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учите-
ля. – М.: «Просвещение», 1977
5.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.А-
нашенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просве -
щение, 2009 (Стандарты второго поколения)
6.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колле-
джей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
7.
Проектные
задачи
в
начальной
школе:
пособие
для
учителя
/
[А.Б.Воронцов,
В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] ; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009
(Стандарты второго поколения)
8.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007
9.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Воло-
дарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
10.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.А-
нашенкова, М.З.Биболетова и др.] ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просве-
щение, 2009 (Стандарты второго поколения).
10