Напоминание

"Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов"


Автор: Снеговая Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 24
Населённый пункт: город Люберцы, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад







«Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов»

Автор : Снеговая Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 24 г. Люберцы.



Содержание:

1
. Введение
2
. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь
2.1
. Самооценка: понятие, сущность, виды.
2.2
. Уровень притязаний личности
3.
Самооценка и уровень притязаний младшего школьника.
3.1
. Личностное развитие младшего школьника
3.2
Показатель развития самосознания младшего школьника- самооценка
3.3
. Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
4
. Роль самооценки в развитии коммуникативных и личностных УУД. Из опыта работы.
5
. Заключение Литература
1
1.Введение
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами..В состав «Я»входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Известно, что самооценка является тем компонентом самосознания, который включает в себя и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. В данной работе рассмотрим влияние различных факторов на самооценку и уровень притязаний детей младшего школьного возраста. В книге «Психология развития и возрастная психология» Н.Н. Палагина пишет о том, что по сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники– вся социальная среда.
2. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их

взаимосвязь

2.1 Самооценка: понятие, сущность, виды
. Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:
Самооценка
– суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом,
эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального. В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный– отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение. Самооценка выражается в двух формах– общей и частной. Самооценка может быть как более, так и менее категоричной(«думаю», «наверное»,«мне так кажется»,«я так полагаю»и т.п.) Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка– основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.
2.2 Уровень притязаний личности
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня
притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф.Хоппе вводит в психологию понятие "идеальной цели" — цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния. В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и др. определяют уровень притязаний. Они пишут, что уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех; 2) снижения их, чтобы избежать неудачи. Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. Критерий уровня развития технического мышления – это быстрота перехода от одного плана деятельности к другому – от вербально -абстрактного к наглядно-действенному и наоборот.
3. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

3.1 Личностное развитие младшего школьника.
Какие возрастные особенности учащихся младшего школьного возрастанеобходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива?
В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни : изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание. Согласно отечественной психологической теории источником развития личности являются ее потребности. К шести-, семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности– в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников являются мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности– дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. в частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждая выполнять их требования),а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение),которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех. Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания.
3.2 Показатель развития самосознания младшего школьника-

самооценка
Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно-белая» .В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе, могут быть выделены: дети
с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются«перестройке». Третья группа детей – с заниженной самооценкой– малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя». Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость. К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности. Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого. Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.
Самооценка– сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е. проект его будущего. Несмотря на совершенствование этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности– мотива достижения. С самооценкой связано и другое личностное образование– уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи– на оценку выше остальных.
3.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими

отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент – хороший или плохой(помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение
собственной ценности, при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста. Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация –отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку для предотвращения падения самооценки Н.А. Менчинская считает, целесообразным поручать слабоуспевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах хорошо, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в последующие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого у них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки. Першина Л.А.в своем труде «Возрастная психология» считает, что в коррекционной работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку эффективен прием «гарантированного успеха». Его сутью является организация деятельности с гарантированным положительным результатом и поощрение ребенка за этот результат.
Через подобные ситуации у ребенка формируется мотивация успешности в деятельности, снимающая напряженность, страх, неуверенность. Стабильный успех стимулирует развитие личностных качеств, в дальнейшем работающих на формирование адекватной самооценки. Таким образом, самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переноситься ими на личность. Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников. Так дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, самостоятельнее. Причем оценка своих проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в другом, например, ребенок может осознавать, что поет он хорошо, а вот рисует – плохо. Критерии самооценки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают качества, которые оцениваются окружающими. Формирующаяся самооценка является элементом«Я- концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств. В числе ценностей преобладают красивая внешность, одежда, дружеские качества. Но представления о себе скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют ее. Представленные особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько правил для оказания воспитательных воздействий: -Создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга; -Активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других; -Вместо глобальной, использовать парциальную оценку (оценивать за конкретный поступок или проступок); -Требования взрослых не должны быть пустячными или частыми, не должны превращаться в придирку;
-Не допускать требований в грубой форме, ибо воспринимается, прежде всего форма, а содержание требования остается без внимания.
4.Самооценка. Значение самооценки в формировании УУД. Из опыта

работы.
Одной из проблем , которая возникает с переходом на новые стандарты является развитие личностных и коммуникативных качеств учащихся, от чего в конечном результате зависит формирование самооценки у детей и их дальнейшая успеваемость. Мне хочется рассказать о некоторых своих наработках в этой области, которые смогут помочь справиться с некоторыми затруднениями. Самооценка, на мой взгляд ,оказывает большое значение на становление личности младшего школьника и его успеваемость. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.
Самооценка - это необходимый компонент развития

самосознания, т.е. осознание человеком

самого себя, своих физических сил, умственных способностей,

поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к

окружающим, к другим

людям и самому себе.
Работа над формированием самооценки у учащихся включает в себя несколько этапов. Итак, рассмотрим этапы формирования самооценки у учащихся начальной школы.
4.1 Этапы формирования самооценки.
В течении первого года обучения у детей происходит формирование самооценки. И поэтому очень важно , какими будут для ребенка его первые дни в школе, чем они ему запомнятся, с каким настроением, а потом и с желанием ребенок будет ходить в школу. Ведь от настроения, зависит и то, как ребенок будет работать на уроке. В познании этого и заключается первый этап формирования самооценки учащегося.
1) Важность положительных эмоций в период адаптации

первоклассника к школе.

1 этап « Положительная адаптация первоклассников в школе»
Что бы узнать с каким настроем идут в класс мои ученики, я придумала игру
« Мой школьный день»


Игра « Мой школьный день»

Цель игры: определить эмоциональное состояние первоклассников в

течение учебного дня в период адаптации в школе.

Игра информирует учителя об уровне тревожности и

работоспособности учащихся.
Игра состояла из рисункоа, которые символизировали пребывание детей в классе и дома, набора человечков двух цветов ( красный, синий) и разных по эмоциональной окраске ( грустный, веселый
)
Основной задачей игры являлось – определение настроения учащихся, выявление причин и принятие мер по их исправлению. Каждое утро , входя в класс учащиеся выбирали картонного человечка (веселого или грустного) и сажали его за свои парту имитируя свое пребывание в школе. В конце дня они опять выбирали человечка и помещали его в домик, тем самым показывая свой уход домой. Детям, очень нравилась эта игра, а я четко знала, кто у меня сегодня будет работать на уроке, а кого лучше не беспокоить, ведь от правильной реакции учителя на готовность ребенка, зависит, каким он будет выглядеть в своих глазах и глазах своих одноклассников. Позитивное отношение вселяет веру в себя и является первой ступенькой в формировании позитивной самооценки ребенка.
2)

Развитие коммуникативных умений. Работа в паре и группе.

Этап развитие коммуникативных умений. Работа в паре.

Следующим этапом в формировании самооценки у учащихся является
развитие коммуникативных качеств
учащихся, умения сотрудничать друг с другом. И здесь неоценимую роль играет -
работа в паре
, которую необходимо вводить на уроках как можно раньше.




Работу в парах
я начинаю использовать уже с первых дней обучения первоклассников в школе. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассниками. Парную форму работы я использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому. Формирование коммуникативных и личностных УУД в процессе работы в паре положительно влияет на формирование самооценки первоклассника в целом. По окончанию работы в паре, дети берутся за руки и поднимают их вверх сигнализируя этим выполнение работы, дружбу и взаимопонимание между участниками процесса, а это очень важно в период обучения детей сотрудничеству и умению понимать и быть понятым другими.


Ещё одной эффективной формой работы по формированию самооценки у учащихся является
групповая

работа
, которую я также использую на различных этапах урока (проверка домашнего задания, закрепление изученного, объяснение нового материала, проверка качества выполнения заданий), на уроках различного типа, в исследовательской и проектной деятельности. На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя. Эта работа наилучшим способом активизирует детей, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия овладения учащимися такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Групповая работа – это сотрудничество группы учащихся, объединенных одной целью.



Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность учащихся, учитывает индивидуальные особенности учеников, снимает отрицательное эмоциональное воздействие на ученика, развивает коммуникативные и личностные качества ученика, помогает поднять свои самооценку в глазах одноклассников каждому ученику.



Для развития самооценки важно научить детей сотрудничеству.

Проектная деятельность.

Каждый ребенок должен понять свою роль в группе.
Особое внимание хочется уделить
проектным работам
, которые начинают проводиться уже с первых месяцев обучения . В 1 классе они основаны на абстрактном восприятии детей и при непосредственной помощи родителей и учителя. Здесь главное заинтересовать детей и родителей. Научить детей находить нужный материал, уметь работать в группе , распределять обязанности при выполнении работы. Немаловажным является выработка у детей умения слышать и слушать, а также умение выступать перед аудиторией. Главной наградой для детей в этот период - является признание зрителей, одобрительные отзывы родителей, учащихся. Все это помогает детям преодолеть барьер неуверенности в себе , почувствовать свою значимость в общем деле, поддержку и помощь друзей и родителей, повысить свою самооценку и научиться оценивать других

На мой взгляд, значение проектных работ велико. В проектных работах дети учатся эстетическому оформлению работы, поиску и вычленению нужной информации, обретают коммуникативные навыки работы в группе, паре ; расширяют свой кругозор , утверждают себя как личность, учатся умению распределять задания и планировать свою работу.



В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, познавательное и
коммуникативное развитие детей, формируются основы нравственного поведения. Дети, осваивая этот вид деятельности, успешно применяют его, окончив начальную школу.
Плюсы использования технологии групповых занятий.
Положительными моментами групповых форм

работы являются развитие мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности, уверенности в себе, повышается самооценка учащихся. Ребенок, проучившись 4 года в начальной школе, уже ясно сознает, как много он знает и умеет, может адекватно оценить свой ответ и ответ других .
Результат групповой деятельности:

1.Освоение новых способов деятельности.

2.Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное

развитие детей.

3. Формирование основ нравственного поведения.

4.Развитие у детей самооценки.

3)

Развитие умения объективно оценивать свой ответ и ответ других

Этап развитие умения объективно оценивать свой ответ и ответ

других, оценивать усвоение материала на уроке.
Я стараюсь воспитывать детей в духе успеха. Ведь очень важно дать ребенку возможность поверить в себя, в свои возможности, уметь правильно оценивать себя и других. Со временем дети учатся оценивать свой ответ и ответ своих друзей, могут найти причину своих ошибок и главное - пути разрешения проблемы , ответить на вопрос : Что я могу сделать, чтобы исправить ошибку? В конце каждого урока я проверяю усвоение материала с помощью таблиц «
Я могу использовать», « Я хочу потренироваться» ,« Я не могу

использовать».
Учащиеся подходят к таблицам и ставят разноцветные магниты на ту таблицу, которая соответствует уровню понимания и усвоения ими материала.


Глядя на эти таблицы я погу сделать вывод о прошедшем уроке, о том, как дети усвоили данную тему. Дети делают это объективно оценивая свои возможности, потому что знают, что никто не будет его ругать за то что он не понял, и смеятся над ним тоже не будут. Красные магниты на таблице
« Я не могу использовать» -
это сигнал тревоги учителю и просьба о помощи учителю и одноклассникам. Так у детей воспитывается не только самооценка, но и взаимопомошь.
5) Обучение детей постановки целей и способам их реализации.

Важный этап в развитии самооценки - обучение детей постановки

целей и способам их реализации.
Со временем информация становится более серьезной , насыщенной и требует лучшего осознания и понимания, поэтому очень важна мотивация у учащихся к работе и формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. Однажды я спросила ребят : «- Зачем вы пришли на урок?» Ответы были разные, но ни одного внятного, т.е цель присутствия на уроке не была обозначена. Тогда я решила провести работу над выработкой у детей умения ставить цели. Для этого были разработаны плакаты., проведена подготовительная беседа с детьми. Итак, работа заключалась в следующем : каждое утро учащиеся заходя в класс , начинали с того, что ставили перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично , в чем хотели бы добиться успеха сегодня и записывали свои цели на стенд «
Сегодня я хочу сделать отлично
..»
Учебный день начинаем с постановки цели





В конце учебного дня дети подходили к «
Калейдоскопу успешных

дел
» , вспоминали все, что им удалось сегодня сделать отлично или лучше, чем раньше и записывали это
Важен конечный результат.




Ведь всегда найдется то, за что ребенок может себя похвалить. Это положительно влияет на самооценку ребенка, дает ему уверенность в своих силах. Ведь часто бывает так, что именно заниженная самооценка не дает возможности раскрыться ребенку и показать свои возможности, а это наносит неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
6) .Знакомство с качествами успешного человека. Работа над

выработкой этих качеств. Этап ознакомления с качествами успешного

человека

12 качеств успешного человека.
Для успешного овладения учащимися всеми УУД надо не только сформировать у них коммуникативные, личностные качества, но и повысить мотивацию к обучению. А для этого надо научить детей учиться и быть успешными. С этой целью проводится работа по развитию у детей качеств успешного человека. Чтобы быть успешным надо уметь учиться.
Я спросила у ребят, почему одни ученики отлично учатся , делают проектные работы, посещают кружки, много читают и все успевают? Другие же, имея такое же время, не успевают иногда сделать домашнее задания, хотя и не посещают кружки и секции. В чем их секрет? Ребята долго думали и сделали
вывод: просто они умеют учиться,
поэтому они успешны во всем
.
А что нужно сделать, чтобы стать успешным? Для этого необходимо освоить 12 качеств успешного человека - настойчивость; -целеустремленность; - трудолюбие и др. Эти качества ребята называли сами, а затем мы записали их на схеме и назвали ее
« Учись учиться»
Шаг за шагом дети осваивают эти качества. Для каждого этот путь к вершине будет индивидуален. Кто- то быстрее освоит их, кто- то медленнее. Потребуется ни один год, что бы дети смоги освоить все эти качества. Главное желание и не останавливаться на полпути. Здесь важна поддержка учителя, друзей, родителей. Поэтому я провожу беседы с родителями, детьми.

Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «
Калейдоскопе

успешных дел»
они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.
7) Активное участие в жизни класса.

И еще одним важным этапом в становлении самооценки ребенка является
активное участие в жизни класса
, школы в целом. Не должно быть отвергнутых детей! Надо дать шанс проявить себя каждому ребенку. Именно поэтому во всех мероприятиях нашего класса я стараюсь задействовать как можно больше детей и не только их, но и родителей. Я всегда говорю: «Вместе - мы сила! Мы можем добиться любых высот!».« Нет ничего невозможного, главное желание и немного старания!





Следую нашему девизу , дети стремятся к успеху как в учебе , так и в творчестве, спорте . Для нас нет неудач, есть только временные сложности, которые мы способны преодолеть.

3.Заключение. Итоги моей работы. Работа над самооценкой

учащихся позволила мне:

1. Повысить успеваемость и качество знаний у учащихся.

2. Снять психологический барьер и стрессовую среду на уроке.

3.Повысить активность детей на уроке.

4.Повысить уровень знаний на творческий уровень.

5.Повысить мотивацию и интерес к учебе.

6. Занимать призовые места в олимпиадах, конкурсах, научных

конференциях. 7.Улучшить

психологическая обстановка в классе.

Результаты - сложившиеся у детей:

1 .Дети стали более активны и уверены в своих силах.

2. Могут объективно оценить свой ответ и ответ одноклассника. Дать

рекомендации по исправлению недочетов.

3.Научились работать в паре и группе. Распределять роли в группе.

4.Могут высказывать свое мнение и слушать мнение других.

5.Научились сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

6.Могут выбрать задание, рассчитав свои возможности.

7.Адекватно реагируют на исправление ошибок учителем и

одноклассниками.

8.Проявляют взаимопомощь, поддержку и уважение друг к другу и

окружающим.
Своей работой я показала, как поэтапно можно развить в детях самооценку и добиться положительных результатов в овладении ими УУД. Лучшим свидетельством этого является успеваемость детей, уверенность в себе и в том, что они делают. Дети не бояться выступать перед большой аудиторией. Способны не только учиться сами, но и учить других. Ребята проводят мастер- классы в старших классах, показывают им свои проектно - исследовательские работы.




Это лишь подтверждает , что работу над самооценкой надо начинать как можно раньше. Нельзя позволить ребенку окунуться в свои проблемы с головой не получив при этом поддержки и помощи учителя. Ведь именно на нем лежит ответственность , каким вырастет ученик, будет он успешным или будет плестись в хвосте обвиняя всех и все за свои неудачи, смерившись со своим положением
.
Только тогда, когда ученик почувствует поддержку и внимание учителя, родителей, друзей - он способен стать успешным. А наша задача помочь ему в этом, дать необходимые знания, навыки и внимание.
Заключение
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки каждые полгода. Результаты будут более
верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и общие результаты. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепленное низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний. В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)"
Литература
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии[Текст] / Р.М. Грановская.-издательство Ленинградского университета,1984. - 292с. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия[Текст] / М.И. Дьяченко,Л.А. Кандыбович.-Мн.: «ХЭЛТОН»,1998,-399 с. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология[Текст]: учебное пособие для вузов/ Н.Н. Палагина.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -288с.
Першина, Л.А.Возрастная психология (Текст]: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина.- 2-е изд. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 256 с.


В раздел образования