"Средства эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования"
Автор: Черкасская Юлия Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 "Центр образования" г. Сызрани Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Средства эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 «ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ» ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА ЛЕНИНА Н.Ф.ШУТОВА ГОРОДСКОГО
ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Методическая работа по программе
на тему:
«Средства эстетического воспитания детей в условиях
дополнительного образования»
выполнила: педагог
дополнительного образования
Черкасская Ю. А.
2016 г.
1
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3-5
Основная часть:
1 часть: Теоретические подходы к формированию эстетического
воспитания……………………………………………………………………..5-7
2 часть: Особенности практической деятельности …………………………7-9
3 часть:Методические принципыформированияэстетического воспитания
детей…………………………………………………………………………..9-12
4
часть: Результативность программы «Цветная палитра» на занятиях
дополнительного образования детей ……………………………………..12-14
Заключение………………………………………………………………….14-15
Список используемой литературы ………………………………………..15-16
2
Введение
Изменения последнего десятилетия в социокультурной, экономической и
политической жизни страны оказали влияние на процессы в образовательной
сфере. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации обучающихся,
их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к
окружающему миру, своему призванию.
Развитие дополнительного образования в современной жизни
рассматривается,
как
одно
из
приоритетных
направлений
образовательной
политики.
Оно
выполняет
функцию
расширения
возможно стей
образовательных
стандартов. Деятельность
современного
образовательного
учреждения
направлена
на
предоставление
доступного
качественного
образования,
на
удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных,
социально-культурных
и
образовательных
потребностей
детей.
В
этих
условиях
особую
социальную
значимость
приобретает
развитие
художественно-эстетического
направления
системы
дополнительного
образования.
Важнейшей актуальной проблемой в системе дополнительного
образования является эстетическое воспитание детей, как целенаправленное
формирование установки на определенный человеческий уровень
практической деятельности. Формирование эстетического вкуса состоит в том,
чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных
сферах человеческой деятельности, актуализировать заложенную в человеке
потребность общения с красотой.
Исходя из актуальности данной темы, определяется основная цель ,
заключающаяся в организации условий для развития эстетического
воспитания детей средствами изобразительного искусства и декоративно-
прикладного творчества.
Объектом, в данном случае является процесс эстетического воспитания детей,
а предметом – средство, то есть - художественное образование, через которое
ребенок получает эстетическое воспитание.
3
Процесс эстетического воспитания будет успешным, если будут реализованы
следующие педагогические условия :
– организация восприятия ребенка;
– организация материально-культурного пространства. Наличие
разнообразных объектов среды изучения и созерцания для формирования
способности создавать прекрасное;
– профессионализм педагога;
– интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность
выразить собственные творческие мысли и чувства, способствующие
развитию творческого потенциала личности ребенка, его самореализации,
самопознания, самоопределения;
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и
управляемым, дают возможность, по словам советского психолога Л. С.
Выготского, "вести за собой развитие". В этом случае речь идет об
эстетическом воспитании. Для достижения цели необходимо решить ряд
задач, которые определяются возрастными особенностями детей.
- Выявить теоретические подходы к формированию элементарного
эстетического сознания (объем представлений и знаний, эстетические
суждения и оценки; для этого дети знакомятся с разнообразными эталонами:
сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);
- рассмотреть особенности практической деятельности по указанной
проблеме;
- определить методические принципыформированияэстетического
воспитания;
- определить результативность программы «Цветная палитра» на занятиях
дополнительного образования детей.
4
Для решения поставленных задач используются следующие методы
обучения , выделяемые по источнику знаний: словесные (вербальные),
наглядные, практические.
Образовательная программа позволяет более грамотно и продуманно
организовать образовательно-воспитательный процесс. Это тот инструмент,
который помогает решить ту или иную проблему.
1 часть: Теоретические подходы к формированию эстетического
воспитания
Образовательный процесс в системе дополнительного образования
ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков,
но и на развитие личности ребёнка, раскрытие таких качеств личности, как
инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что
относится к индивидуальности человека.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это
организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию
эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о
прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического
отношения ко всему, что окружает. Понимание прекрасного, наслаждение
искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого
невозможно представить себе развитую личность, воспитание которой – цель
педагогического процесса.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус,
облагораживать человека. Главное направление эстетического воспитания -
научить видеть красоту во всех сферах его жизни. Общаясь с эстетическими
явлениями
жизни
и
искусства,
ребенок,
так
или
иначе,
эстетически
и
художественно
развивается.
Важным
фактором
эстетического
восприятия
мира
является
возникновение
эстетических
ситуаций,
которые
вызывают
духовную радость, наслаждение художественным образам.
5
Указанная проблема разработана достаточно много в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола,
Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А. В. Запорожец, А.С. Макаренко, Б.М.
Неменский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова, В.Н.
Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных
подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического
воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге Надежды Варкки "Ребенок
в мире творчества" можно найти такую формулировку: "Педагогика
определяет художественно-эстетическое воспитание детей, как
целенаправленный процесс формирования творчески активной личности
ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и
искусстве" (Н. Варкки, 2003, 53).
Александр Владимирович Запорожец - российский психолог. Специалист
в области психологии развития и педагогической психологии, в частности
психологии детей,
определяет художественно-эстетическое воспитание как
«организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию
эстетических и художественных чувств ребенка, формированию
представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических
оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» (А.
В.Запорожец, 1985, 43). Речь идет о том, что художественно-эстетическое
воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и
совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания
прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Борис Михайлович Неменский -
советский и российский живописец,
педагог в области психологии художественного образования и воспитания.
Народный художник РСФСР считает, что: "Успех деятельности личности в
той или иной области определяется широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач
эстетического воспитания" (Б.М. Неменский, 1987, 67).
6
В процессе исследования проблемы обращаем внимание, на то, что часто
среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и
художественного воспитания. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед
эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание
служит формированию способности активного эстетического отношения
учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное
участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам
красоты" (В.Н. Шацкая, 1987, 14). Из определения видно, что автор важное
место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть
эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического,
часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой
деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного
воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у
воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к
искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве" (В.Н. Шацкая, 1987, 35). Эстетическое
воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и
явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.
Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное
воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его
активной эстетической жизнедеятельности.
Анализируя научно-педагогическую литературу хочется сделать вывод,
что изобразительное творчество является одним из основных средств
эстетического воспитания. А для организации работы художественно-
эстетического воспитания с детьми необходимо создавать педагогические
условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей.
2 часть:
Особенности практической деятельности
Отличительной особенностью данного образовательного курса
заключается в определенном подборе нескольких видов изобразительного и
декоративно-прикладного искусства. Дети приобретают весь комплекс знаний
7
по цветоведению, композиции, материаловедению, орнаменту, а также техники
художественной росписи, мозаики, тестопластики, сухого гобелена, живописи,
графики. Совокупность данных видов творчества способствует развитию
эстетического воспитания обучающихся младшего и среднего школьного
возраста.
Основной задачей объединения по развитию художественно-
эстетической деятельности является организация формирования у детей
структуры самой деятельности. Например, обучение детей нескольким видам
творческой деятельности. В соответствии с этим структура занятий с детьми
имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые
присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них
меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня
подготовки детей.
Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание
и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение образца по
контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ
изобразительной задачи; составление описания обследованного образца,
предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль педагога особенно
велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры,
текста. Формирует художественно - эстетические ценности.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев
действуют
самостоятельно.
В
зависимости
от
года
обучения положен
принцип тематической
цельности
и
последовательности.
Деятельность
ребенка:
рисование
с
натуры, по представлению, замыслу, заданной теме.
Смена различных видов творческой деятельности не дает ребятам уставать от
однообразной
деятельности. Роль
педагога
объединения
сводится
к
наблюдению и индивидуальной помощи.
Предметом педагогического контроля является оценка результатов
8
организованного в нем педагогического процесса
.
В конце занятия,
в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По
окончании работы, детям нужно помочь сопоставить полученное изображение
с заданием. Проанализировать выполнение поставленных перед ним задач.
Выставки
и конкурсы . Самые лучшие детские работы педагог обязательно
сохраняет. Периодически они используются для проведения выставок или, для
участия в конкурсах разного уровня. С одной стороны, они способствуют тому,
что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему
результату, формируют эмоциональное отношение к продуктивной
деятельности. С другой стороны, выставки и конкурсы детских рисунков
позволяют проследить динамику обучаемости ребенка, наглядно представить
результаты эстетической, воспитательно-образовательной работы в
объединении.
Экскурсия включает подготовку педагога и детей к посещению музеев, а
также выставок. Использование педагогом разнообразных методов и приемов
организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность
проводить наблюдение и изучение различных эстетических предметов и
явлений в естественных условиях. Организацию разнообразной
художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
3 часть: Методические принципы формирования эстетического
воспитания детей
Специфика использования методов развития художественно-эстетической
деятельности связана с интеграцией методов воспитания с методами обучения
детей.
- Формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения
к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное
отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное
к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на
прекрасное, метод убеждения.
9
- Организации художественной деятельности – к ним относят метод
приучения, ряд упражнений в практический деятельности, направленных на
внесение эстетического начала, эстетического вкуса в быт (преобразования
окружающей среды).
- Стимулирования и активизации
художественного творчества – к ним
принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы
побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод
побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает
направленное педагогом на творчество детей, создание ситуаций для него.
Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации
являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к
творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Методом диагностики
-
является оценка результатов организованного в нем
педагогического процесса. Результаты обучения – умения, навыки; результаты
воспитания – эстетические, мировоззренческие установки, интересы, мотивы
и потребности личности.
Так, применительно к изобразительной деятельности традиционно
используются методы обучения , выделяемые по источнику знаний:
наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).
Методическая работа по эстетическому воспитанию в современном
учреждении дополнительного образования должна строиться па следующих
принципах :
– эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей
воспитательной-образовательной работой в учреждении. Деятельность
педагога по развитию художественного творчества детей рассматривается как
органическая часть общей педагогической работы;
– принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-
образовательный процесс в объединении строится на основе единства
10
воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой
художественно-эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие
детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи художественно-
эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
– детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие
ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и
методов организации детской художественной деятельности;
– интеграция разных видов изобразительной и декоративно-прикладной
деятельности обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка,
способствует эстетическому воздействию, познанию предметов и явлений с
разных сторон на основе восприятия действительности и передачи образов
воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах
изобразительной и декоративно-прикладной деятельности с использованием
средств выразительности;
– художественно-эстетический принцип отбора материала определяет
стратегию отбора произведений, ориентирует педагога и ребенка на то, что
перед ними произведения искусства, которые раскрывают богатство
окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии,
красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
– принципы народности и культуросообразности, соответствия
моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого
изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить
детей младшего и среднего школьного возраста с культурой разных пародов
мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного
творчества;
– индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании,
основанный на выявлении индивидуальных различий детей и развития
творческих художественных способностей каждого ребенка.
11
Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические
понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Обосновывают эстетический
взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания,
которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности
по развитию художественной деятельности детей; содержание
воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию
воспитанников в процессе образовательной деятельности.
4
часть: Результативность программы «Цветная палитра» на занятиях
дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей
«Цветная
палитра»
разработана
на
основе
многолетнего
опыта
работы
педагога с детьми младшего и среднего школьного возраста. Апробирована в
течение 12 лет. Программа долгосрочная. Сроки реализации 2 года.
Основной целью программы является, создание условий для
формирования духовной и эстетической личности, развития художественно-
творческих способностей и индивидуальных дарований при эмоционально-
целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Содержание нескольких видов искусства в конкретной образовательной
программе дополнительного образования определяется современными
подходами к сущности и содержанию художественно-эстетического развития
ребенка.
Многообразие видов интегрированных занятий создает предпосылки
для создания форм и методов преподавания.
Изобразительное искусство и
декоративно-прикладное творчество взаимодополняют и усиливают эффект
восприятия образов.
Все методики направлены главным образом на раскрытие
и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере
свойственны всем детям и подросткам.
Программа предусматривает широкое использование в процессе обучения
несколько видов технологий:
-технология коллективной творческой работы;
12
-личностно-ориентированная технология;
- технология социального воспитания;
-информационно-ориентированная технология;
-здоровьесберегающая технология.
Для результативности программы «Цветная палитра» используется
наглядный материал: учащиеся знакомятся с картинами, составляющими
золотой фонд мирового и отечественного искусства; изготовлен учебно-
методический комплекс:таблицы хохломская роспись, мезенская роспись,
городецкая роспись; раздаточный материал: карточки, шаблоны, трафареты по
росписи (городецкая, хохломская); показ рисунков и готовых изделий
декоративно-прикладного творчества.Практическая работа: упражнения,
контрольная работа.
При разработке заданий образовательной программы обучения «Цветная
палитра»
я
опиралась
на
методический
принцип,
сформулированный
В. Полуниной,
как
единство
художественно-воспитательных
целей:
«от
воспитания
основ
эмоциональной,
эстетической
культуры восприятия
прекрасного в искусстве и окружающей нас природе, через практическое
изучение отдельных сторон идейно-художественной ценности памятников
искусства —
к
творчеству
личному,
обогащенному
общением
ребенка
с
искусством». (В. Н. Полунина. — М., 1989)
Программа делает акцент на привлечение ребят новизной окружения,
возможностью завести новых друзей, а главное, возможностью заниматься
любимым делом. Программа позволяет максимально реализовать мастерство
ребят,
продемонстрировав
свои
творческие
работы
на
конкурсах
разного
уровня
(городских,
региональных,
областных,
в с е р о с с и й с к и х ,
международных).
Результативность объединения
«Цветная
палитра»
на
занятиях дополнительного образования детей за 2013-2014 учебный год можно
проследить в приложении №1.
Новизна состоит в том, что определены пути художественно-
эстетического
воспитания
на
материале
интеграции
обучения
двух
видов
13
творческой
деятельности
(изобразительного
искусства
и
декоративно-
прикладного творчества). Определены педагогические условия успешности
художественно-эстетического воспитания.
заключение
Итак, в настоящее время проблема художественно-эстетического
воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-
воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие
эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных
сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных
представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под
воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа,
и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные
отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель
прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может
проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно.
Познавательный интерес к художественному творчеству у детей школьного
возраста довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий
успешного воспитания.
Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным
потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем
проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических
качеств личности.
Обеспеченность программы обучения программно-дидактическим
материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является
средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная
это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические
качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить
прекрасное.
14
Таким образом, исходя из всего сказанного, организация условий для
развития эстетического воспитания детей действительно является актуальной
темой сегодня. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание
и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой
личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные
эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный
потенциал.
Список используемой литературы:
В. А. Барадулин, Основы художественного ремесла. - М.,1979.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте.
–
М.:
Педагогика, 1991.
Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
Ребенок в мире творчество – творческое и эстетическое воспитание/ Под ред.
Н. Варкки.
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
В.С. Бадаев, Русская кистевая роспись, учебное пособие – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС 2004, 2007.
Г.В. Беда, Основы изобразительного искусства. – М., 1981г.
Л.А. Ефремова, Врубель - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование 2005.
Л. В. Ершова, Изобразительное искусство 2. – М. «Просвещение», 2002.
М. П. Званцев, Нижегородские мастера. - Горький, 1978.
М.С. Соколова, Художественная роспись по дереву: Технология народных
промыслов: Учебное пособие для студ.- М. гуманитарное изд. 2002.
Н. А. Горяева, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебное
пособие для 5кл. Под редак. Б. М. Неменского – М. «Просвещение» 2000.
Н.Величко, Роспись: Техники. Приемы. Изделия. - М., АСТ-ПРЕСС 1999.
(энциклопедия)
О. С. Попова, Русское народное искусство – М., 1972.
С. К. Жегалова, Русская народная живопись - Москва 1984.
15
Статьи
и
заметки
по
народным
промыслам,
журналы:
«Декоративно-
прикладное искусство», «Художник», «Искусство в школе».
Т. Я. Шпикалова, Современные художественные промыслы – М., 1983.
Т.Я. Шпикалова Г.А. Поровская, Возвращение к истокам - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС Москва 2000.
Школа изобразительного искусства. Сборник выпуск 1-10 - М.,1960-1963.
Энциклопедия
мирового
искусства
–
МАСТЕРА
русской
живописи.
–
Калининград, 2007г.
16