Напоминание

Путешествие по экологической тропе


Автор: Пичугина Наталия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"ЮхмачинскаяСОШ"
Населённый пункт: с.Юхмачи Алькеевского р-на Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие по экологической тропе
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ «Юхмачинская СОШ»

Подготовила и провела учитель начальных классов

Пичугина Наталия Ивановна.

Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе"

в начальной школе

Цели и задачи:
 формирование представлений и элементарных знаний об экологии;  анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;  развитие индивидуальных способностей учащихся;  воспитание бережного отношения к природе;  формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
 Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.  Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.  Учиться защищать природные ресурсы.  Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
 аудиозапись голов птиц;  выставка книг “Природа – твой дом”;
 индивидуальные творческие задания;  клей;  цветные карандаши;  мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;
Ход мероприятия

Учитель


Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. В пути вам очень пригодятся знания и сме- калка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Дей- ствуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Послушайте историю о лесе.
Кадр 1 Лес
– Жил был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья) – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
Кадр 3 Звери


Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды. Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
Кадр 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух


Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи. “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11
Учитель – Почему в лесу никто не живет? Ученик – Человек разрушил жизнь леса. Учитель – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? Ученик
– Экология. Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и живот- ные, человек и природа. Учитель – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1
Учитель – У вас на столах лежат синие конвертики с заданиями, выполив задание вы узнаете о чем мы будем говорить. Задания в конвертиках разные для каждой команды. 1 группа(отгадывают загадки) 1Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина) 2Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза) 3. Зимой и летом – одним цветом. Ответ (Ёль) 4.Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина) 5.С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа) Породы деревьев вывешиваются на доску. Дети готовят краткое сообщение о лесе своего края
Задание для 2 группы
Учитель Вторая группа собирает пазлы и угадывает свое задание. (на пазлах фотографии: мед- ведя, лисы, совы, енота, дятла) Учитель – Кого ещё не хватает в нашем лесу? Ученик – Не хватает птиц и зверей Дети 2 группы готовят сообщение о зверях и птицах нашего края
Кадр 15 Охрана природы
Учитель – Нужно ли охранять природу? Ученики – Да! Учитель Как мы можем охранять природу? Ученики – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и расте- ний ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Задание 2

Блиц опрос
- А сейчас вы будите отвечать на мои вопросы. Та команда, которая быстрее всех от- ветит, заработает больше баллов. Команды готовы? Начинаем! 1. Как называют животный мир? (фауна) 2. А растительный мир? (флора) 3. Коллекция засушенных растений – это … (гербарий) 4. Кто был серый, а стал белый? (заяц) 5. Самая быстроногая птица? (страус) 6. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница) 7. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест) 8. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками) 9. Сколько ног у жука? (шесть) 10. Что ест зимой еж? (он в спячке) 11. Какая птица быстрее всех летает? (стриж) 12. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)
Задание 3

Учитель
Мы с вами говорим сегодня о растениях и животных нашего края. А как вы думаете легко ли им жить в лесу? Учитель А если бы они умели говорить, на что бы они нам пожаловались? «Жалобная книга леса» Жалоба 1. Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.
Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей) Жалоба 2. Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в дру- гую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород) Жалоба 3: « Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» ( Грибы)
Составление жалобной книги обитателей леса
А эту страничку в Жалобную книгу написали лесные обитатели — птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Мы песни начинаем громко петь, аукаться, да окликать звонко друг друга ... А как вы думаете, нравится птицам шум?
На красных листочках прочитайте задания и составьте жалобную книгу.
Ребята отвечают. 1. А вот вы увидели в лесу муравейник. И быстрей к нему. Нет, вы не разрушаете его, а просто близко к нему подошли, чтобы за
муравьишками
понаблюдать. Можно так де- лать? Ребята отвечают. 2. Гуляя по лесу или лугу, увидели вы красивую
стрекозу или бабочку.
Осторожно подошли. Поймали, нет, вы не в коллекцию ее взяли, а просто в руках подержали, рассмотрели и отпустили. Правильно вы поступите? Ребята отвечают. 3.Возвращаясь домой после похода, вы увидели
ёжика.
Вам очень захотелось взять его домой. Как вы поступите? 4. Собираете вы в лесу
ягоды.
Красивые они, сочные. Вот и корзина полна, а ягод
еще много и такие они на кустиках красивые, что рука невольно тянется и срывает весь кустик. Один, другой. Вот и красивый букет набрался. Можно так делать? Ребята отвечают. 5.Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит
ландыши.
Что вы подарите любимой подруге? 6. В лесу, Петя увидел красивые
подснежники
, и долго не раздумывая решил со- рвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?
Задание 4
Ребята, а у вас есть друзья? А как вы думаете, есть ли друзья у лесных обитателей и зверей?
Задание 1-ой группе «Письмо зелёному другу».
«Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поли- вает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…» Далее учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас ока- жется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами». Задание 2-ой группе
«Секретный разговор
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким- либо животным: «О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..» Далее дети по-
лучают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, напри- мер, с каким-либо домашним животным, комнатным растением. Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но все-таки сознайтесь, что не все пока умеют себя на природе вести правильно. Пусть одно, но что- нибудь сделают не- верно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред, беду, давайте будем стараться поступать в лесу осторожно, внимательно относиться к тому, что нас окружает. На столе у вас листочки, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Итог занятия
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.


В раздел образования