Автор: Пичугина Наталия Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ"ЮхмачинскаяСОШ" Населённый пункт: с.Юхмачи Алькеевского р-на Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: Путешествие по экологической тропе Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе"
в начальной школе
Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к
окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных
заданий.
Оборудование:
аудиозапись голов птиц;
выставка книг “Природа – твой дом”;
индивидуальные творческие задания;
клей;
цветные карандаши;
мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической
тропе”;
Ход мероприятия
Учитель
– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической
тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится
охранять зверей и птиц, деревья и травы. В пути вам очень пригодятся знания и сме-
калка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в
любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Дей-
ствуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Послушайте историю о лесе.
Кадр 1 Лес
– Жил был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись
голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
Кадр 3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
Кадр 4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома,
школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес
один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и живот-
ные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки
человека.
Задание 1
Учитель
– У вас на столах лежат синие конвертики с заданиями, выполив задание вы узнаете о
чем мы будем говорить. Задания в конвертиках разные для каждой команды.
1 группа(отгадывают загадки)
1Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3. Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4.Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.
Дети готовят краткое сообщение о лесе своего края
Задание для 2 группы
Учитель
Вторая группа собирает пазлы и угадывает свое задание. (на пазлах фотографии: мед-
ведя, лисы, совы, енота, дятла)
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Дети 2 группы готовят сообщение о зверях и птицах нашего края
Кадр 15 Охрана природы
Учитель
– Нужно ли охранять природу?
Ученики
– Да!
Учитель
Как мы можем охранять природу?
Ученики
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и
других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора,
лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные
пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и расте-
ний ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Задание 2
Блиц опрос
- А сейчас вы будите отвечать на мои вопросы. Та команда, которая быстрее всех от-
ветит, заработает больше баллов. Команды готовы? Начинаем!
1. Как называют животный мир? (фауна)
2. А растительный мир? (флора)
3. Коллекция засушенных растений – это … (гербарий)
4. Кто был серый, а стал белый? (заяц)
5. Самая быстроногая птица? (страус)
6. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)
7. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? (клест)
8. Чем питаются журавли и цапли? (лягушками)
9. Сколько ног у жука? (шесть)
10. Что ест зимой еж? (он в спячке)
11. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
12. Какой ядовитый гриб служит лекарством для животных? (мухомор)
Задание 3
Учитель
Мы с вами говорим сегодня о растениях и животных нашего края. А как вы думаете
легко ли им жить в лесу?
Учитель
А если бы они умели говорить, на что бы они нам пожаловались?
«Жалобная книга леса»
Жалоба 1.
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза,
говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы
не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова
находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.
Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает
1000 мышей)
Жалоба 2.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в дру-
гую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от
меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)
Жалоба 3:
« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!
Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе
совсем перестанем расти» ( Грибы)
Составление жалобной книги обитателей леса
А эту страничку в Жалобную книгу написали лесные обитатели — птицы, насекомые,
ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по
грибы и ягоды! Мы песни начинаем громко петь, аукаться, да окликать звонко друг
друга ... А как вы думаете, нравится птицам шум?
На красных листочках прочитайте задания и составьте жалобную книгу.
Ребята отвечают.
1. А вот вы увидели в лесу муравейник. И быстрей к нему. Нет, вы не разрушаете его, а
просто близко к нему подошли, чтобы за муравьишками понаблюдать. Можно так де-
лать?
Ребята отвечают.
2. Гуляя по лесу или лугу, увидели вы красивую стрекозу или бабочку. Осторожно
подошли. Поймали, нет, вы не в коллекцию ее взяли, а просто в руках подержали,
рассмотрели и отпустили. Правильно вы поступите?
Ребята отвечают.
3.Возвращаясь домой после похода, вы увидели ёжика. Вам очень захотелось взять
его домой. Как вы поступите?
4. Собираете вы в лесу ягоды. Красивые они, сочные. Вот и корзина полна, а ягод
еще много и такие они на кустиках красивые, что рука невольно тянется и срывает
весь кустик. Один, другой. Вот и красивый букет набрался. Можно так делать?
Ребята отвечают.
5.Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы
подарите любимой подруге?
6. В лесу, Петя увидел красивые подснежники , и долго не раздумывая решил со-
рвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?
Задание 4
Ребята, а у вас есть друзья? А как вы думаете, есть ли друзья у лесных обитателей и
зверей?
Задание 1-ой группе «Письмо зелёному другу».
«Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поли-
вает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц
- поют, суетятся, дерутся и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень
хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему
хочется получить от него письмо…»
Далее учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас ока-
жется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы
прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить
деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».
Задание 2-ой группе
«Секретный разговор
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-
либо животным: «О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..» Далее дети по-
лучают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые
дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, напри-
мер, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.
Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но все-таки сознайтесь, что не все
пока умеют себя на природе вести правильно. Пусть одно, но что- нибудь сделают не-
верно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая
ошибка может нанести лесу, природе вред, беду, давайте будем стараться поступать в
лесу осторожно, внимательно относиться к тому, что нас окружает.
На столе у вас листочки, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о
поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу
(на доску).
Итог занятия
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.