Рабочая программа группового занятия по краеведению с экологической направленностью.
Автор: Веселова Ольга Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Рязанцевская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Калужская обл., Мещовский р-он, д.Торкотино Наименование материала: Рабочая программа группового занятия по краеведению с экологической направленностью. Тема: Рабочая программа группового занятия по краеведению с экологической направленностью. Раздел: начальное образование
Приложение 4.
Рабочая программа
группового занятия по краеведению с эко-
логической направленностью.
Автор программы:
Веселова Ольга Петровна,
учитель начальных классов первой катего-
рии.
Пояснительная записка
Именно в начальной школе закладываются основы взаимоотношений человека с приро-
дой и социальной средой. Этому способствует и курс краеведения в начальной школе.
Систематический и непрерывный характер обучения, принципы организации методиче-
ской системы экологического образования: краеведческий, гуманизации, интеграции
способствуют тому, что в среднее звено приходят учащиеся, обладающие необходимыми
знаниями по экологии, положительным отношением к природе, интересом к её изучению.
Целевое назначение большинства занятий определяется необходимостью в единстве со
знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими эколо-
гическую и краеведческую информацию: с учебниками, картами, журналами, справочни-
ками, коллекциями, гербариями и т.д.
Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой
основе – непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Поэто-
му определён состав объектов и явлений, доступных для наблюдения в ближайшем при-
родном окружении и их временные параметры.
Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы позна-
ния учащимися средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали –
от родного «гнезда», родного края к Отечеству. Такой принцип освоения мира тесно связан
с физиологическими и психологическими возможностями детей. Такую логику построения
эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: системность, посто-
янность, доступность, а также принцип комплексности – целостного воздействия на лич-
ность ребёнка. Особая работа проводится по формированию бережного отношения к исче-
зающим видам растений и животных Калужской области.
Как известно, обучение может быть эффективным только тогда, когда у ребёнка сфор-
мирована высокая мотивация. Конечно, стихийно у ребёнка младшего школьного возраста
не может возникнуть мотивация. К таким занятиям можно выделить несколько путей фор-
мирования положительной мотивации:
- путь «эгоистического мотивирования» (соотнесение экологической ситуации в регионе со
здоровьем ребёнка и связанного с ним дискомфорта). Это сведение социальных проблем к
личностно значимым;
- обращение к естественному желанию младших школьников завоевать авторитет у стар-
ших. (Например, связь между плохо закрывающимся водопроводным краном, из которого
постоянно капает вода, и экологическими проблемами, такими, как пересыхающие водоё-
мы и т.д.);
- использование игровых методов;
- приём проблематизации. Его суть в том, что ребёнок должен сам сформулировать задачу
и найти пути её решения.
В процессе подобной эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение
детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребёнка, его
внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа также даёт богатый материал
для размышлений над проблемой «учитель - ученик», «взрослый человек - ребёнок». На-
блюдения за межличностными отношениями
в природной среде создают благодатную
почву для познания каждого ребёнка.
Основные принципы
содержания программы по краеведению:
•
принцип единства сознания и деятельности;
•
принцип наглядности;
•
принцип личностной ориентации;
•
принцип системности и целостности;
•
принцип экологического гуманизма;
•
принцип краеведческий;
•
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
•
Земля - единая экосистема.
•
Человек – существо, биосоциальная часть экологической системы.
•
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Место группового занятия в учебном плане.
Программа рассчитана на 3 года, 135 часов. Во 2-4 классах по 34 часа. Занятия прово-
дятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-
х классов.
I.
Ожидаемый результат.
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения эколо-
гической допустимости.
Учащиеся
должны
знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Калужской области;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей
природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе;
- что такое карта звёздного неба и некоторые созвездия.
Учащиеся
должны
уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практиче-
ской деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества
жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное
окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описа-
ний, выводов;
-
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-
узнавать животных по описанию, по картинкам;
-
находить некоторые созвездия на небе.
2 класс
«Лесные тайны»
Пояснительная записка
В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды,
человечество начало осознавать серьёзность экологических проблем, встающих перед
ним. Природа беззащитна перед человеком. Если мы не будем беречь нашу природу, то
станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.
На групповых занятиях по краеведению ученики не только получат необходимые сведе-
ния о лесе, но и сами сделают выводы о гармоничном взаимодействии леса с человеком.
Научатся оказывать помощь лесным обитателям живой и неживой природы.
Цель: сформировать понятия о тесной взаимосвязи леса и человека в природе, о невоз-
можности существования друг без друга.
Задачи:
• Расширять знания детей о лесе и его обитателях.
• Показать значение леса в жизни человека.
• Прививать бережное отношение к лесным богатствам.
• Учить детей умению видеть прекрасное в природе.
• Формировать культуру поведения в природе.
• Развивать познавательную активность, способность к самостоятельному мышлению.
Тематическое планирование
№
Название раздела
Количество
часов
1
Понятие о лесе.
5
2
Птицы нашего края.
12
3
Животные нашего края.
12
4
Водоёмы нашего края.
3
Итого:
34
№
Тема занятия
Кол-
во
ча-
сов
Примечание
1
Понятие о лесе (5 часов).
Лес – природное сообщество
1
2
Защитная роль леса.
1
3
Лес в нашем крае.
1
Экскурсия
4
Разнообразие растений в лесу.
1
Практическая рабо-
та
5
К чему может привести уничтожение ле-
сов.
1
6
Птицы нашего края (12 часов).
Воробей - самая распространённая птица
на Земле.
1
Наблюдения в при-
роде
7
Ворона - «интеллектуальная» птица.
1
Наблюдения в при-
роде
8
Ворон - красивая, умная птица.
1
9
Сорока – белобока - «лесная сплетница».
1
Наблюдения в при-
роде
10
«Лесной доктор» - дятел.
1
11
Соловей - «великий маэстро».
1
12
Галка - городская птица.
1
13
Загадочная птица - кукушка.
1
14
«Пернатая кошка» - сова.
1
15
Любимая птица – снегирь.
1
Наблюдения в при-
роде
16
«Сестрицы-синицы» - самые полезные
птички России
1
Наблюдения в при-
роде
17
Наш добрый сосед - скворец.
1
18
Животные нашего края (12 часов)
Заяц – «длинное ухо».
1
19
Лисица «Лиса Патрикеевна».
1
20
Серый хищник – волк.
1
21
Хозяин леса – медведь.
1
22
Любознательный зверёк – белка.
1
23
Куница - охотник на белок.
1
24
Лесной красавец – лось.
1
25
Сердитый недотрога - ёж.
1
26
Подземный житель – крот.
1
27
Кабан - дикий родственник домашней
свиньи.
1
28
Бобр-строитель.
1
29
Мышка-норушка.
1
30,31
Водоёмы нашего края (3 часа)
Роль водоёма в природе.
2
Экскурсия
32
Правила поведения на водоёме.
1
Практическая рабо-
та
33,
34
Изготовление книжки – раскладушки
«Лесные тайны».
2
Итоговая творче-
ская работа.
Основное содержание курса
Тематика курса
Характеристика деятельности
обучающихся
Понятие о лесе (5 часов).
Лес – природное сообщество
Защитная роль леса.
Лес в нашем крае.
Разнообразие растений в лесу.
К чему может привести уничтожение
лесов.
— Понимать учебную задачу и стре-
миться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учеб-
ника, извлекать из них нужную ин-
формацию по теме урока;
— работать в паре: рассказывать (по
фотографиям личным впечатлениям)
на тему урока;
— обсуждать;
— работать со взрослыми: находить
информацию относящуюся к теме
урока;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке;
- выступать с подготовленным сооб-
щением, опираясь на фотографии
(слайды);
— оценивать результаты собственно-
го труда и труда товарищей.
Птицы нашего края (12 часов).
Воробей - самая распространённая
птица на Земле.
Ворона - «интеллектуальная» птица.
Ворон - красивая, умная птица.
Сорока – белобока - «лесная сплетни-
ца».
«Лесной доктор» - дятел.
Соловей - «великий маэстро».
Галка - городская птица.
Загадочная птица - кукушка.
«Пернатая кошка» - сова.
Любимая птица – снегирь.
«Сестрицы-синицы» - самые по-
лезные птички России
Наш добрый сосед - скворец.
— Понимать учебную задачу и стре-
миться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц, разли-
чать зимующих птиц по рисункам и в
природе;
— обсуждать формы кормушек и
виды корма для птиц;
— практическая работа в паре: изго-
тавливать простейшие кормушки и
подбирать из предложенного подхо-
дящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки
птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке;
— сочинять и рассказывать сказку на
предложенную тему;
— выполнять тестовые задания учеб-
ника;
— выступать с подготовленными со-
общениями, иллюстрировать их на-
глядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и до-
стижения других учащихся.
Животные нашего края (12 часов).
Заяц – «длинное ухо».
Лисица «Лиса Патрикеевна».
Серый хищник – волк.
Хозяин леса – медведь.
Любознательный зверёк – белка.
Куница - охотник на белок.
Лесной красавец – лось.
Сердитый недотрога - ёж.
Подземный житель – крот.
Кабан - дикий родственник домашней
свиньи.
Бобр-строитель.
Мышка-норушка.
— Понимать учебную задачу и стре-
миться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных,
рассказывать о своих наблюдениях;
— работать в группе: выполнять зада-
ния, формулировать выводы, осуще-
ствлять самопроверку;
— практическая работа в паре: уха-
живать за животными;
— оценивать свои достижения на
уроке,
рассматривать и сравнивать иллю-
страции учебника, извлекать из них
информацию о животном мире;
— приводить примеры животных;
— устанавливать связь между строе-
нием, образом жизни животных и
природными условиями.
Водоёмы нашего края (3 часа).
Роль водоёма в природе.
Правила поведения на водоёме.
Изготовление книжки – раскладушки
«Лесные тайны».
— Понимать учебную задачу и стре-
миться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учеб-
ника, извлекать из них нужную ин-
формацию по теме урока;
— работать в паре: рассказывать (по
фотографиям, личным впечатлениям)
на тему урока;
— обсуждать;
— работать со взрослыми: находить
информацию, относящуюся к теме
урока;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке;
- выступать с подготовленным сооб-
щением, опираясь на фотографии
(слайды);
— оценивать результаты собственно-
го труда и труда товарищей.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю-
щемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея-
тельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов-
ным ценностям.
Метапредметные результаты :
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-
ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф-
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для созда-
ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических за-
дач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникацион-
ных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб-
ном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организа-
ции, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позна-
вательными задачами и технологиями;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
кации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных свя-
зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределе-
нии функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в сов-
местной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-
щих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су-
щественные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образо-
вания (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, ис-
тории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьес-
берегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, изме-
рение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар-
хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю-
щем мире.
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Начальная школа» научно – методический журнал.
«Первая школьная энциклопедия» М.: РОСМЭН, 2009
Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеоб-
разовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Натуральные объекты
Натуральные живые пособия - комнатные растения.
Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей
различных систематических групп.
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Изобразительные наглядные пособия – таблицы.
3 класс
«Сказки звёздного неба»
Пояснительная записка
Астрономия не только захватывающе интересная наука, но и самая древняя. Раньше всего
ею стали заниматься в Египте, Греции и Китае. Сейчас, когда человечество вышло в
открытый космос и посылает корабли к планетам Солнечной системы, каждый грамотный
человек должен знать, что изучает астрономия, и как она объясняет явления окружающего
нас мира.
На групповом занятии учащиеся познакомятся с древнегреческими мифами, которые
описывают те далёкие времена, когда жили великие греческие боги, которые дали людям
огонь, научили их строить храмы и дворцы, помогали преодолевать болезни и другие не-
взгоды. Люди доверяли богам и посвящали им группы звёзд законченного рисунка, назы-
ваемые созвездиями. Учащиеся также познакомятся с картой звёздного неба.
Цель: формировать у детей понятия о том, что наша планета Земля – крупинка в космиче-
ском пространстве, которую нужно беречь.
Задачи:
•Познакомить детей с созвездиями звёздного неба и научить находить
некоторые из них.
•Развивать интерес к астрономии, как науке о звёздах.
•Прививать бережное отношение к родному краю.
•Развивать познавательную активность, способность к самостоятельному
мышлению.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Примечание
1
Вводный урок
1
2
Астрономия. Что она изучает?
1
Практическая
работа
3
Верховный бог Олимпа Зевс.
1
4
Богиня мудрости Афина.
1
5
Любимцы Зевса (созвездия Орел и Юж-
ный Крест).
1
6
Бог – труженик Гефест (созвездие Воз-
ничий).
1
7
Коварство Аида (созвездие Дева).
1
8
Первая красавица Олимпа (созвездие
Рыбы).
1
9
Пигмалион и Галатея (созвездие Скуль-
птор).
1
10
Бог искусств Аполлон.
1
11
Дельфийский оракул.
1
12
Орфей и Эвридика.
1
13
Парнасские девы и златокрылый пёс
Пегас (созвездие Пегас).
1
14
Мелкие проказники (созвездия Ворон,
Чаша, Гидра).
1
15
Дафна и Аполлон (созвездие Стрела).
1
16
Юная Артемида (созвездие Гончие
псы).
1
17
Артемида и Эндимион.
1
18
Бог Гермес (созвездие Лира)
1
19, 20
Знаменитые женщины Эллады (созвез-
дия Большая и Малая Медведицы,
Телец, Лебедь, Близнецы).
2
Вечерние на-
блюдения
21
Дар богам (созвездие Волосы Верони-
ки).
1
22
Всемирный потоп (созвездие Весы, Во-
долей).
1
23
Падение Фаэтона (созвездие Эридан).
1
24, 25
Звёздные подвиги Геракла (созвездия
Большой пёс, Геркулес, Центавр).
2
26, 27
Приключения царевича Персея (созвез-
дия Персей, Андромеда, Кассиопея, Це-
фей, Кит).
2
28
Троянская война (созвездия Жертвен-
ник, Змееносец).
1
29
Нить Ариадны (созвездие Северная Ко-
рона).
1
30
Плавание за золотым руном (созвездия
Овен, Арго).
1
31
Небесный зоопарк (созвездия Орион,
Феникс, Голубь, Павлин, Стрелец, Козе-
рог, Единорог).
1
32
Волшебное царство полезных приборов
(созвездия Циркуль, Часы, Резец, Ми-
кроскоп, Телескоп).
1
33,34
Круг Зодиака.
2
Составление
презентации.
Основное содержание курса
Тематика курса
Характеристика деятельности
обучающихся
Дафна и Аполлон (созвездие Стрела).
Юная Артемида (созвездие Гончие
псы).
Артемида и Эндимион.
Бог Гермес (созвездие Лира)
Знаменитые женщины Эллады (со-
звездия Большая и Малая Медведи-
цы, Телец, Лебедь, Близнецы).
Дар богам (созвездие Волосы Веро-
ники).
Всемирный потоп (созвездие Весы,
Водолей).
Падение Фаэтона (созвездие Эридан).
Звёздные подвиги Геракла (созвездия
Большой пёс, Геркулес, Центавр).
Приключения царевича Персея (со-
звездия Персей, Андромеда, Кассио-
пея, Цефей, Кит).
Троянская война (созвездия Жертвен-
ник, Змееносец).
Нить Ариадны (созвездие Северная
Корона).
Плавание за золотым руном (созвез-
дия Овен, Арго).
Небесный зоопарк (созвездия Орион,
Феникс, Голубь, Павлин, Стрелец,
Козерог, Единорог).
Волшебное царство полезных прибо-
ров (созвездия Циркуль, Часы, Резец,
Микроскоп, Телескоп).
Круг Зодиака.
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать созвездия, различать их
по рисункам и в природе;
— практическая работа в паре: изго-
тавливать простейшие модели созвез-
дий;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке;
— сочинять и рассказывать сказку на
предложенную тему;
— выполнять тестовые задания учеб-
ника;
— выступать с подготовленными со-
общениями, иллюстрировать их на-
глядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и до-
стижения других учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю-
щемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея-
тельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-
ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф-
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для созда-
ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических за-
дач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб-
ном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организа-
ции, передачи и интерпретации информации;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность су-
ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су-
щественные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, ис-
тории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьес-
берегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, изме-
рение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар-
хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю-
щем мире.
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Начальная школа» научно – методический журнал.
«Первая школьная энциклопедия» М.: РОСМЭН, 2009
Плешаков А.А. «От земли до неба»: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеоб-
разовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
«Сказки звёздного неба» Дубкова С.И.: изд. «Белый город» 2009
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
4 класс
«Окно в мир нашего края»
Пояснительная записка
В наше время большое внимание уделяется окружающей нас среде, её охране и сохра-
нении. Поэтому важно сформировать у подрастающего поколения понимания своего ор-
ганичного единства с окружающей средой и убеждения в том, что улучшение жизни зави-
сит, прежде всего, от сохранения среды обитания.
Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством воспитания лич-
ности, а экологическая культура – одним из путей развития школьников в современных
условиях.
К сожалению, у современных детей слабо развит интерес к изучению природы родного
края, его истории и культуры. Это направление актуально на сегодняшний день, так как без
изучения истории своей страны, её культуры, традиций мы не научимся любить свою От-
чизну. Без знания законов, по которым живёт демократическое государство, нельзя воспи-
тать патриота своей страны.
Цель занятия:
Расширить знания детей о природе, истории и национальной культуре нашего края.
Задачи:
•
Расширять знания детей о природе нашего края; показать её красоту и
неповторимость.
•
Формировать убеждение о личной ответственности каждого человека
за состояние природной среды.
•
Познакомить младших школьников с особенностями национальной
культуры русского народа.
•
Формировать мотивы научно – исследовательской деятельности.
•
Развивать познавательную активность, способность к самостоятельному мышлению.
Тематическое планирование
№
Название раздела
Количество
часов
1
Природа нашего края
9
2
Особоохраняемые природные территории Ка-
лужской области
3
3
Красная книга Калужской области
2
4
Города области и их символика
2
5
Основы православной культуры
18
Итого:
34
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Примечание
1
Природа нашего края (9 часов)
Введение.
1
Экскурсия
2
Моё любимое дерево в рисунках.
1
Творческая работа
3
Лекарственные растения Калужской
области .
1
Составление герба-
рия
4
Мещовск – великой России частица.
1
5
Городской сад Мещовска.
1
6
Реки Калужской области.
1
7-9
Наша речка Малая Нигва.
3
Проведение иссле-
довательской рабо-
ты.
10
Особоохраняемые природные тер-
ритории
Калужской области
(3 часа)
Памятники природы.
1
11
Национальный парк «Угра»
1
12
Заповедник «Калужские засеки»
1
13
Красная книга Калужской области
(2 часа)
Животные нашего края в Красной
книге.
1
Творческая работа
14
Растения нашего края в Красной кни-
ге.
1
Творческая работа
15
Города области и их символика
(2 часа)
Города Калужской области.
1
16
Тайны происхождения гербов.
1
Творческая работа
17
Основы православной культуры
(18 часов)
О чём рассказывает история религиоз-
ной культуры?
1
18
Мир внешний и мир внутренний. Че-
ловек – венец творения.
1
19
Добро и зло в человеческом обществе
и в мире природы.
1
20
Восточные славяне до принятия хри-
стианства.
1
21
Евангелие – книга о Спасителе и спа-
сении. Библия.
1
22
Рождество Христово.
1
23
Крещение Иисуса Христа.
1
24
Мир видимый и невидимый.
1
Изготовление фи-
гурки ангела
25
Посещение православного храма.
1
Экскурсия
26
Мужской Георгиевский монастырь.
1
27
Свято – Троицкий храм в с. Шалово.
1
28
Моление о чаше. Предательство и
смерть Иуды.
1
29
Суд и распятие Христа. Пасха Господ-
ня.
1
Изготовление яиц
(папье-маше)
30-31
Человек среди людей.
2
Подготовка и вы-
полнение презента-
ции
32-34
«Чистая планета»
3
Итоги проекта
Основное содержание курса
Тематика курса
Характеристика деятельности
обучающихся
Природа нашего края (9 часов)
Моё любимое дерево в рисунках.
Лекарственные растения Калужской
области .
Мещовск – великой России частица.
Городской сад Мещовска.
Реки Калужской области.
Наша речка Малая Нигва.
- Понимать учебную задачу и стре-
миться ее выполнить,
- доказывать, пользуясь иллюстраци-
ями, что природа удивительно разно-
образна, раскрывать ценность приро-
ды для людей,
- анализировать тексты о природе, из-
влекать из них необходимую инфор-
мацию, сравнивать объекты неживой
и живой природы, предлагать задание
к рисунку учебника и оценивать отве-
ты одноклассников, классифициро-
вать объекты живой природы, осуще-
ствлять самопроверку,
- работать в паре,
- формулировать выводы из изучен-
ного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на
уроке.
Особоохраняемые природные тер-
ритории
Калужской области
(3 часа)
Памятники природы.
Национальный парк «Угра»
Заповедник «Калужские засеки»
Красная книга Калужской области
(2 часа)
Животные нашего края в Красной
книге.
Растения нашего края в Красной кни-
ге.
- Понимать учебную задачу и стре-
миться ее выполнить,
- устанавливать причинно – след-
ственные связи между поведением
людей, их деятельностью и состояни-
ем окружающей среды, различать по-
ложительное и отрицательное влия-
ние человека на природу,
- готовить сообщение о заповедниках
и национальных парках
- формулировать выводы из изучен-
ного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на
уроке.
Города области и их символика
(2 часа)
Города Калужской области.
Тайны происхождения гербов.
-
Выступать с подготовленными сооб-
щениями, иллюстрировать их нагляд-
ными материалами,
- обсуждать выступления учащихся,
-оценивать свои достижения и дости-
жения других учащихся.
Основы православной культуры
- Понимать учебную задачу и стре-
(18 часов)
О чём рассказывает история религи-
озной культуры?
Мир внешний и мир внутренний. Че-
ловек – венец творения.
Добро и зло в человеческом обществе
и в мире природы.
Восточные славяне до принятия хри-
стианства.
Евангелие – книга о Спасителе и спа-
сении. Библия.
Рождество Христово.
Крещение Иисуса Христа.
Мир видимый и невидимый.
Посещение православного храма.
Мужской Георгиевский монастырь.
Свято – Троицкий храм в с. Шалово.
Моление о чаше. Предательство и
смерть Иуды.
Суд и распятие Христа. Пасха
Господня.
Человек среди людей.
миться ее выполнить,
- различать внешность человека и его
внутренний мир, анализировать про-
явления внутреннего мира человека в
его поступках, взаимоотношениях с
людьми, отношении к природе, оце-
нивать богатство внутреннего мира
человека,
- моделировать ступени познания че-
ловеком окружающего мира в ходе
ролевых игр,
- работать в паре: наблюдать и описы-
вать проявления внутреннего мира
человека, обсуждать, как возникает
богатство внутреннего мира челове-
ка,
- формулировать выводы из изучен-
ного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на
уроке.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю-
щемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея-
тельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-
чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со-
ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф-
фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для созда-
ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических за-
дач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб-
ном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организа-
ции, передачи и интерпретации информации;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность су-
ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су-
щественные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, ис-
тории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьес-
берегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, изме-
рение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар-
хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружаю-
щем мире.
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Начальная школа» научно – методический журнал.
«Первая школьная энциклопедия» М.: РОСМЭН, 2009
Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеоб-
разовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Натуральные объекты
Натуральные живые пособия - комнатные растения.
Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей
различных систематических групп.
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Изобразительные наглядные пособия – таблицы.