Урок математики 2 класс УМК «Перспектива»
Тема. Единицы длины. Миллиметр. Километр.
Тип урока. Изучение нового материала
Основные цели
1) Сформировать представление о новых единицах длины – миллиметре и километре;
сформировать умение измерять длину отрезков в миллиметрах, складывать и вычитать
длины отрезков, выраженных в миллиметрах;
2) Тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.
Планируемые результаты
Личностные
способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности.
Применять правила делового сотрудничества: проявлять терпение и доброжелательность в
споре при работе в паре.
Определять границы собственного знания и незнания о новой единице измерения длины –
миллиметре, километре.
Регулятивные УУД
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Метапредметные
Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать
миллиметр,
выполнять
арифметические
действия
с
этой
единицей
измерения
длины,
измерять
отрезки
с
помощью
миллиметра,
чертить
отрезки
заданной
длины
с
использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполнения действий,
обобщать знания о единицах измерения длины, называть длину отрезка в миллиметрах.
Предметные
Знакомство
с
новой
единицей
измерения
длины
–
миллиметром,
километром,
приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение
способом измерения длины в миллиметрах.
Ход урока
1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня на уроке у нас много гостей.. А когда приходят гости, то хозяева что делают?
(Здороваются.) Давайте и мы поприветствуем: «Здравствуйте!» Сели.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
- А для чего вы пришли на урок?
- Что «значит» учиться?
- Если всё так сложно, может вам не нужно учиться?
- Мы сегодня тоже узнаем новое, сделаем для себя открытие.
- А вы хотите узнать новое?
- А вы готовы к этому?
- А как вы узнаете новое?
- Я желаю вам на уроке преодолеть все трудности!
- С чего начнёте работу на уроке?
2.
Актуализация
знаний
и
фиксация
индивидуального
затруднения
в
пробном
действии.
1) Актуализация знаний о величине.
Давайте решим задачи. Для этого откроем рабочую тетрадь на с.33. Нашли задание №1
(читаю первую задачу) решения задач
Какие ответы вы получили? (30 дм³, 28 см².)
А)Что нужно найти в задаче?
Как найти площадь?
Сможем сразу найти площадь? Почему?
Как найти длину?
Найдите теперь площадь.
Запишем выражение. Сначала первое действие, затем второе.
Б)Прочитаем вторую задачу.
Как найти объём?
Вычислите. Кто вычислил первый? Запишите на доске.
У кого получился такой ответ?
Кто получил другой ответ? Проверим.
Что объединяет эти задачи? (Обе задачи были с величинами.)
Какие величины встретились в задачах? (Длина, объем, площадь.)
Назовите единицы измерения этих величин. (См, дм, м…)
2) Актуализация умения измерять длину отрезка изученными единицами измерения.
Ваши знания о величинах помогут вам выполнить задание № 2 на карточках. (раздаю
карточки).
Измерьте и запишите длину отрезка в сантиметрах.
Проверим. Назовите длину отрезка в сантиметрах. (7 см.)
Что вам помогло выполнить это задание? (Линейка.)
Какие единицы измерения длины вы знаете? (Дециметр, метр.)
Как связаны эти единицы измерения? (В 1 метре 10 дециметров, в 1 дециметре 10
сантиметров.)
( открываю на доске таблицу мер длины)
3) Пробное действие.
А) Что вы повторили? (Мы повторили, что называют величиной, вспомнили известные
нам величины, их единицы измерения, потренировались в измерении отрезка, вспомнили
соотношение единиц измерения длины.)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
• Ширина прямоугольника 4 см, ширина – на 3 см больше. Вычислите площадь этого
прямоугольника.
Весной Федя сделал скворечник. Его длина – 3 дм, ширина – 2 дм, высота – 5 дм. Чему равен
объём скворечника?
гольника.
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Б) Нашли в рабочей тетради задание 3№2 под буквой а.
Что нужно сделать в данном задании? (Измерить точно длину отрезка.)
Что нового в нем? (Пока не знаем.)
Попробуйте
точно
измерить
длину
данного
отрезка
и
записать
результат
его
измерения.( учащиеся измеряют).
Кто не смог выполнить задание?
Какое у тебя затруднение?
У кого такое же затруднение?
Кто выполнил это задание, какое число вы записали?
Правильный ответ будет 6 см 3 мм.
Кто получил это число, назовите правило, которым вы воспользовались.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
Какой следующий шаг должен быть на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое
задание
вы
должны
были
выполнить?
(Мы
должны
были
точно
измерить
отрезок ОМ.)
Какой единицей измерения вы пытались воспользоваться? (Мы пытались измерить в
сантиметрах.)
В чем возникло затруднение? (При измерении отрезка мы увидели, что сантиметр
полностью укладывается в отрезке 3 раза, но осталась некоторая часть, меньше одного
сантиметра.)
Что вы можете сказать об единицы измерения сантиметр? (Эта единица слишком
большая для измерения данного отрезка.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет в эталоне единицы измерения меньше
одного сантиметра.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» единицу измерения,
которая меньше сантиметра.)
Какая тема сегодняшнего урока? (Единицы измерения длины.)
5. Реализация построенного проекта.
А) Давайте посмотрим задание под буквой б. Прочитайте.
Как называются новые единицы измерения?
Дополним тему урока.
Сколько мм в 1см?
Сколько м в 1км?
Давайте дополним эталон.
Нужно определить длину отрезка АВ, выбрав удобные единицы.
Какой инструмент вам поможет измерить длину отрезка?
Рассмотрите линейку, есть ли на ней миллиметры? (Да.)
Как они выглядят? (Это маленькие деления.)
Можете ли вы теперь измерить длину отрезка АВ? (Да.)
Измерьте.
Чему равна длина отрезка? (6 см 3мм.)
Выразите эту длину в миллиметрах. Объясните, как это нужно сделать. (…= 63 мм.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Б) Какая большая единица измерения длины вами изучена? (Метр.)
А кто знает, какая существует единица измерения, больше метра? (Километр.)
Что в ней измеряют чаще всего? (Путь, расстояние.)
Приведите примеры больших расстояний. (Между городами…)
Для километра принято сокращение км.
Осталось установить соотношение километра с остальными единицами измерения
длины. Может быть, кто-то знает точно, сколько метров в одном километре. (В одном
километре 1000 метров.)
Запишем это соотношение в схему.
Эта схема будет вашим помощником. В чём? (В запоминании соотношения между
единицами длины.)
Проговорите,
следя
по
схеме
соотношения
единиц
измерения
длины.
(В
одном
километре 1000 метров, в одном метре 10 дециметров…)
Ещё эта схема поможет вам узнавать не только соотношение между «соседними»
единицами длины, но и, например, сколько в одном дециметре миллиметров. Как можно
это сделать по схеме? (Зная, что в 1 см10 мм, а в одном дм 10 см, надо 10 умножить на 10,
получиться, что в 1 дм – 100 мм.)
Т.
е.
при
переходе
к
более
мелким
единицам
измерения
надо
выполнить
…
(Умножение.)
Что вы можете теперь делать? (Измерять отрезки миллиметрами, выполнять задания с
новыми единицами измерения длины.)
Как проверить своё открытие?
Открыли учебник на с.63. Проверьте.
Итак, сделайте вывод.
Какой следующий шаг?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
№ 2, стр. 79
Найдите № 2 на странице 79. Прочитайте задание.
- Вспомним, что такое окружность.
Что такое круг?
- Назовите круг.(№5). Измерьте радиус.
- Вспомним, что такое радиус.
- Чему равен радиус круга?
- Назовите окружности.
- Измерьте его радиусы.
- Кто не допустил ошибок в измерениях?
1). – Перевернули страничку. Прочитаем данное соотношение между величинами.
-Мы воспользуемся этой памяткой при выполнении задания №5 на с.64.
№5 (1ст.), стр.64 (с графической моделью).
Найдите № 5 на странице 64. Выразите в миллиметрах числа 1столбика
- Вариант комментирования:
Нужно выразить 1 дм 2 см5 мм в миллиметрах. В 1 дециметре 100 миллиметров, в 1
сантиметре 10 миллиметров, а в двух – 20, да еще 5 миллиметров. Значит всего 125
миллиметров. Записываю ответ 125 мм.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№5 (2столбик), стр. 64
Закончите выполнять это задание в парах.
Проверьте свои результаты.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте ошибки.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
В рабочей тетради №3 стр. 33
Найдите № 3 на странице 33.
Выполните самостоятельно.
Проверьте. (зелёной ручкой)
У кого возникли затруднения?
В каком шаге алгоритма вы ошиблись?
В чём причина вашей ошибки?
Кому всё удалось?
Сделайте вывод.
8. Включение в систему знаний и повторение (дополнительно)
- Какую задачу ставит перед нами автор учебника?
- Что такое периметр? Найдём периметр треугольника. ( у доски работает один ученик).
АВ- 4см2мм
ВС- 2см3мм
Ас- 4см7мм
Р=42+23+47=116мм=1дм1см6мм
Ответ: Р=1дм1см6мм
Очень важно правильно измерять , но линейки иногда нас подводят, т.к. мм очень мелкие
единицы измерения.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть новую единицу измерения длины,
которая меньше сантиметра.)
Удалось ли достичь цели?
Какие единицы измерения вы «открыли»?
Пожалуйста,
приготовьте
ваши
лестницы
успеха.
Если
вы
выполнили
самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю
ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы,
поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас
остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Я вижу, что основная масса детей поняла тему.
- Я хочу оценить за урок следующий ребят…
-Всем спасибо за урок!
Какова будет цель вашей домашней работы? (…)
Домашнее задание:
в учебнике №6, №7 ( по выбору одну схему).