Автор: Абросимова Екатерина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 250 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: конспект урока Тема: Ф.И.Тютчев "Листья" Раздел: начальное образование
Цель урока:
учить анализировать лирическое произведение.
Задачи урока:
Образовательные:
•
познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья”;
•
формировать умение анализировать поэтический текст.
Развивающие:
•
развивать образное мышление, речь;
•
совершенствовать навыки выразительного чтения.
•
развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в
группе;
Воспитательные:
•
воспитывать любовь к родному языку, родной природе; эстетически
воздействовать на детей через слово, живопись и музыку.
Ожидаемые (или планируемые) результаты учащихся:
Личностные:
•
создать
условия
для
развития
коммуникативных
навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные:
•
формировать умение сохранять учебную задачу;
•
учить соблюдению правил в группах, учиться договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные:
•
познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчев “Листья”;
•
совершенствовать навыки выразительного чтения.
•
формировать умение анализировать поэтический текст.
Средства проведения мероприятия:
карточки для работы в группах;
памятки для самостоятельной работы; презентация; компьютер,
проектор; альбомный лист, простой карандаш; выставка книг Ф.Тютчева.
Организационные формы мероприятия:
•
фронтальная;
•
индивидуальная;
•
групповая.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный этап.
Приветствие. (Слайд № 1)
Проверяют свою готовность к уроку.
Настраиваются на продуктивную
работу на уроке.
2. Актуализация знаний.
(Слайд № 2) Звучит музыка и
песня “Листья жёлтые”:
Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
И от осени не спрятаться
Не скрыться
Листья жёлтые
Скажите, что вам снится?
- О каком времени года поётся в песне?
- Кто главный герой песни?
Слушают.
- Об осени.
- Осенние листья.
3. Вступительная беседа. Сообщение темы, цели урока.
- Осень - прекрасное время года.
Сегодня мы познакомимся со
стихотворением Ф.Тютчева “Листья”,
научимся рисовать осенние листья и
услышим музыку о настроении осени.
Внимательно слушают.
- Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве?
(Слайд № 3)
Смотрят на слайд. Рассказ
подготовленного доклада:
-
Тютчев (Федор Иванович) - известный
поэт, один из самых выдающихся
представителей философской и
политической лирики. Родился 23 ноября
1803 г. в селе Брянского уезда Орловской
губернии, в родовитой дворянской семье,
зимою жившей в Москве открыто и
богато. В доме, "совершенно чуждом
интересам литературы и в особенности
русской литературы", исключительное
господство французского языка
уживалось с приверженностью ко всем
особенностям русского
стародворянского и православного
уклада. Когда Тютчеву шел десятый год,
в воспитатели к нему был приглашен
С.Е. Раич, оказавший большое влияние на
умственное и нравственное развитие
своего воспитанника, в котором он
развил живой интерес к литературе.
4. Первичное восприятие текста.
Визуализация.
- Закройте глазки. Сейчас я буду читать
стихотворение/поставлю аудиозапись, а
вы постарайтесь увидеть эту картину.
- Теперь прочитайте стихотворение
самостоятельно и найдите непонятные
слова.
Зефиры - ветер, который буйствовал
весной и летом в Средиземном море.
Докучные — наводящие скуку. В т.ч связь
с докучными сказками, в которых
многократно повторяется один и тот
же фрагмент текста.
(Слайд № 4)
Слушают чтение стихотворения.
Дети находят слова зефиры и
докучные и запоминают значение.
5. Анализ произведения.
(Слайд № 5)
- Скажите, какое время года описывает
поэт?
- Как Вы поняли, что поэт описывает
осень? Найдите подтверждение в
учебнике.
- От чего имени написано это
стихотворение?
- Этот прием называется
олицетворение, то есть листья
выполняют функцию живого существа.
- Найдите строчки, в которых
подтверждается, что листья выполняют
функцию живого существа.
- Какое настроение у автора?
- Какие строчки передают настроение
радости?
- Какие строчки передают настроение
грусти?
- Какие деревья любил Тютчев? Как Вы
это поняли?
- К какой группе деревьев относятся
сосна и ель?
- Как поэт описывал хвойные деревья?
- Осень.
Ищут подтверждающие строки.
- От имени листьев.
- Мы ж, лёгкое племя, мы были в
красе, мы ждать не хотим, мы с вами
летим.
- Радостное и грустное.
- Мы цветём и блестим, играли с
лучами, купались в росе.
- Но птички отпели, цветы отцвели,
лучи побледнели, зефиры ушли.
- Лиственные.
- Хвойные.
- Всю зиму торчат, их тощая зелень,
как иглы ежа, ввек не желтеет, но век
- К чему призывают листья буйный
ветер?
- Какую мелодию вы слышите в
стихотворении?
- Подумайте, каким должен быть темп
чтения: быстрый, неторопливый или
медленный.
не свежа.
- Скорей нас сорвите с докучных
ветвей.
- Спокойную, негромкую, распевную.
- Первые три столбика
подсказывают, что стихотворение
надо читать певуче, неторопливо.
Четвёртый столбик с призывом.
6. Музыка
Беседа:
- Многие композиторы обращались к
теме осени в своих произведениях.
Одним из самых известных
произведений является “Октябрь” из
фортепьянного цикла русского
композитора П.И. Чайковского
“Времена года”. Насладимся этой
замечательной музыкой.
(Слайд № 6)
Слушание музыки:
Когда слушаете музыку сядьте удобно,
плечики расправьте.
Слушают учителя.
Учащиеся слушают музыку П.И.
Чайковского из цикла “Времена
года” Октябрь.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Чтение:
- Чтобы научиться выразительно читать
это стихотворение, наметьте паузы,
логическое ударение и определите
темп чтения, опираясь на памятки.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к
произведению.
(Слайд № 7)
- Прочитайте стихотворение друг другу,
высказав своё мнение и свои
замечания.
Слушают.
Учащиеся читают стихотворение
друг другу, высказывая своему
соседу по парте свои пожелания и
замечания. Готовность
показывают, опираясь на памятку.
- А теперь кто прочитает стихотворение
всему классу?
- В исполнении, какого ученика
передалась мелодия стихотворения?
Работа по стихотворению:
-А теперь проверим, какие мы
исследователи. Даны карточки, на
которых записаны строки столбиков из
стихотворения не по порядку. Укажите
по порядку строчки стихотворения
“Листья”.
Проверка самостоятельной
работы. Чтение стихотворения
тремя учениками.
- Учащиеся высказывают свои
мнения, пожелания, советы.
Слушают.
Учащиеся работают в группах. Затем
проверка правильности выполнения
задания.
8. Подведение итога урока. Рефлексия.
(Слайд № 8)
- Какова тема стихотворения?
- Какие чувства, настроение выразил
поэт?
- Познакомившись со стихотворением,
что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как
о человеке?
- Мог ли написать такие красивые
строки человек, который редко бывает
наедине с природой?
- Показать осенние листья.
- Любование картинами осени.
- Он любил всё живое, понимал
красоту природы, чувствовал её.
- Чтобы написать такие красивые
стихи, мало просто любить природу,
надо быть ещё и очень
наблюдательными, иметь развитое
воображение.
Доп. материалы.
Изобразительное искусство.
- Известные художники посвящали свои
работы теме осени Предлагаю вам
посмотреть ряд картин известных
художников: Владимира Анатольевича
Федулова, Исаака Ильича Левитана,
Архипа Ивановича Куиджи. (Слайды
№ 9, 10, 11, 12).
- И мы сегодня выступим в роли
художников, научимся рисовать
осенний лист. Отмечаем основную
пропорцию. Рисуем несущие части –
главную жилку и черешок. Главная
жилка прямолинейная, вертикально
направленная, делит пластинку на две
Слушают.
Рисуют.
равные доли. Отметим размер
черешка, он изогнут в правую сторону.
Для изображения контура листовой
пластинки нарисуем линии,
напоминающие форму многоугольника.
Проведём волнистую линию контура
пластины с характерными выемками.
Наметим боковые жилки, идущие под
углом от главной жилки к выступам.
Покажем толщину черешка и жилок.
- Какие размышления, чувства возникли
у вас после знакомства со
стихотворением Ф.Тютчева? И как вы
это передали в своих рисунках?
Учащиеся демонстрируют свои
рисунки и рассказывают о своих
чувствах возникших после
знакомства со стихотворением.
Перед вами выставка книг Ф.Тютчева. В них напечатаны стихи о природе, о
родине. Со многими вы уже знакомы. Советую взять и почитать новые.
План — конспект урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность
обучающихся.
Формируемые УУД.
I.Организационн
ый момент.
Настраивает детей на
работу.
Самопроверка,
настраиваются на работу.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль
деятельности.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.
II.Актуализация
знаний.
Создаёт условия для
актуализации знаний
учащихся, анализирует
знания учащихся,
уточняет и
конкретизирует знания.
Подводит детей к теме
урока.
Слушают песню, отвечают
на вопросы учителя,
приходят к выводу о теме
урока.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ.
III.Вступительна
я беседа.
Сообщение
темы, цели
урока.
Знакомит детей с темой
урока, знакомит детей с
биографией поэта.
Ставит цель научиться
анализировать
литературное
произведение.
Знакомятся с биографией
поэта, слушают чтение
стихотворения. Происходит
первичное знакомство с
произведением «Листья».
Регулятивные: формируем умение
представлять информацию .
Познавательные: получение новых
знаний.
Личностные: формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
IV.Первичное
Подготавливает детей к
Слушают чтение
Регулятивные : формируем умение
восприятие
текста.
восприятию
стихотворения,
объясняет новые слова.
стихотворения, происходит
первичное знакомство с
произведением «Листья».
Ищут в тексте новые слова.
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей;
Познавательные : формируем
умение находить новые слова.
V. Анализ
произведения.
Начинает анализ
произведения: задает
вопросы по
стихотворению, слушает
ответы детей, проводит
работу по тексту.
Анализируют произведение,
отвечают на вопросы,
работают по тексту.
Коммуникативные : умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли,
сотрудничество при ответах,
дополнение, владение
монологической и диалогической
формами речи.
Личностные: формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции;
VI. Слушание
музыки.
Проводит беседу,
подводит к выводу,
настраивает на слушание
музыки.
Слушают учителя, слушают
музыку.
Познавательные УУД: формируем
умение соотносить звуковое
сопровождение с визуальными
образами.
VII.Самостоятель
ная работа
учащихся.
1. Самостоятельное
чтение стихотворения
в парах: показывает
памятку, объясняет
учебную задачу,
проверяет результат
самостоятельной
подготовки.
1. Слушают учителя,
внимательно запоминают
памятку и работают в парах.
2. Работают индивидуально.
Коммуникативные УУД:
формируем
умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевую
рекомендацию, формируем умение
работать в паре.
Регулятивные УУД: формируем
умение высказывать своё мнение на
2. Работа по тексту:
объясняет учебную
задачу, помогает в
выполнении задания,
выполняет коллективную
проверку
самостоятельной работы
по тексту.
Выполняют коллективную
проверку.
основе работы с материалом и
учебником;
Познавательные УУД: формируем
умение извлекать информацию из
текста.
VIII.Подведение
итогов урока.
Рефлексия.
Задает вопросы на
закрепление материала,
подводит к выводу о
творчестве Ф.И. Тютчева.
Высказывыают свое
мнение, формируют мнение
о творчестве Ф.И. Тютчева.
Познавательные УУД: рефлексия.
Регулятивные УУД: формируем
умение осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Изобразительно
е искусство.
Литература.
1.Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Часть первая.
2.Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997 –
448 с.
3.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся пед. училищ., 1980. – 272 с.
4.Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. З. Музыка. Театр. Кино/Глав. Ред. В.А. Володин. – М.:
Аванта +, 2001. – 624 с.: ил.